СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РАЗНОГО ТИПА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РАЗНОГО ТИПА

Киричатая Е.В. 1, Казакова Е.В. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время ученые и психологи все чаще подходят к изучению субъективного благополучия. Необходимость изучения данного явления обуславливается потребностью понять, что же лежит в основе равновесия личности, какие факторы влияют на личностный баланс и каким образом можно помочь человеку добиться субъективного благополучия.

Компонентами субъективного благополучия может выступать качество жизни, удовлетворенность жизнью, комплекс приятных и неприятных эмоций. Однако по данным статистики качество жизни населения снижается (растет число малоимущих семей, величина прожиточного минимума во многих субъектах Российской федерации снижается, растет число преступности) [8], негативные эмоции преобладают над позитивными, не наблюдается так же роста населения, удовлетворенного своей жизнью [11]. Данная статистика говорит нам о снижении психологического и субъективного благополучия населения, а значит о необходимости в изучении данных феноменов.

Субъективное благополучие (или неблагополучие) личности начинает формироваться еще в раннем детстве, под влиянием окружающей среды [6]. Первый класс – период, когда у ребенка меняются окружающие условия: раньше на его субъективное благополучие, в первую очередь, влияла семья, а сейчас сильное влияние оказывают условия образовательной организации. У многих учеников интенсивность обучения провоцирует напряженность, утомляемость, неуверенность, неудовлетворенность. Остро переживаются детьми неудачи в школе. По данным исследований около 12% учеников начальных классов имеют неблагоприятное эмоциональное состояние, повышенное число страхов, невротических симптомов, что приводит к снижению субъективного благополучия в младшем школьном возрасте. Однако специфика субъективного благополучия первоклассников в разных образовательных условиях ранее не изучалась, что и определяет актуальность и новизну исследования.

Цель исследования: сравнить характеристики субъективного благополучия первоклассников, обучающихся в образовательных организациях разного типа.

Исследование эмоционального здоровья первоклассников было проведено на базе МБОУ МО «Город Архангельск» «Средняя школа №50 имени дважды Героя Советского Союза А.О. Шабалина» и ГБООУ «Архангельская санаторная школа-интернат №1». В исследовании приняли участие 96 первоклассников (48 мальчиков и 48 девочек) в возрасте 7–8 лет. Для диагностики показателей субъективного благополучия первоклассников был использован опросник субъективного благополучия Т.В. Архиреевой [1]. Статистическую обработку результатов осуществляли с использованием пакета компьютерных программ «SPSS Statistics 22.00» for Windows. Были применены описательные статистики и непараметрический критерий U-Манна-Уитни для сравнения двух групп при распределении, не являющимся нормальным, при достоверности p≤0,05.

Согласно результатам диагностики, было выявлено, что большинство первоклассников обладают оптимистичным взглядом на будущее (таблица 1).

Таблица 1 – Количество первоклассников (%) с разным уровнем развития показателей субъективного благополучия

Показатель субъективного благополучия

Уровни развития

Тип школы

Общеобразовательная

Санаторная

Оптимизм

Чрезмерная оптимистичность

2,1

0

Соответствует ситуации

56,3

56,3

Пессимистичность

41,7

43,8

Удовлетворенность делом

Высокая

0

6,3

Соответствует ситуации

93,8

91,7

Низкая

6,3

2,1

Удовлетворенность отношениями

Высокая

0

4,2

Соответствует ситуации

77,1

77,1

Низкая

22,9

18,8

Управление жизнью

Высокое

6,3

20,8

Соответствует ситуации

64,6

41,7

Низкое

29,2

37,5

Эмоциональное благополучие

Высокое

29,2

35,4

Соответствует ситуации

33,3

41,7

Низкое

37,5

22,9

Субъективное благополучие (невербальный показатель)

Высокое

45,8

56,3

Соответствует ситуации

33,3

25

Низкое

20,8

18,8

Субъективное благополучие (вербальный показатель)

Высокое

33,3

39,6

Соответствует ситуации

33,3

25

Низкое

33,3

35,4

Почти у половины первоклассников санаторной школы преобладает низкий уровень оптимизма (43,8%). Как отмечает С.Н. Васюк (2018), период адаптации первоклассника к новым условиям среды может характеризоваться депрессивным, подавленным настроением [2]. Санаторная школа-интернат характеризуется тем, что учащиеся проживают в самой школе, что вызывает у них больший стресс и, как следствие, более сложный процесс адаптации к школьному коллективу [9].

По результатам исследования было выявлено, что большинство первоклассников удовлетворены учебной деятельностью и способны управлять своей жизнью (таблица 1).

Среди обследуемых детей 7-8 лет общеобразовательной школы 6,3% чувствуют неудовлетворенность учебной деятельностью, что в 3 раз больше, чем в санаторной школе (2,1%). Во многих современных школах существует проблема большой наполняемости классов: учитель не успевает уделить достаточно времени каждому ученику [10]. Так, учащийся в меньшей мере получает одобрение, похвалу за новые достижения, реже оказывается в ситуации успеха, а именно эти факторы являются значимыми для первоклассника в повышении уровня удовлетворенности учебной деятельностью [2].

Наше исследование показало, что в общеобразовательной школе 22,9% первоклассников не удовлетворены отношениями с окружающими людьми, что в 1,2 раза больше, чем в санаторной школе-интернат (18,8%). Низкий уровень удовлетворенности отношениями может быть следствием присутствия социального стресса, который характеризуется тревогой в общении в школьной жизни. Его возникновение связывают с нахождением ребенка в условиях большого количества людей. Тем более, первый класс – период адаптации к новому коллективу, что провоцирует развитие социального стресса. В общеобразовательной школе высокая наполняемость классов, что может провоцировать развитие неудовлетворенности отношениями [3]. В школе интернатного типа воспитанники общаются с одной и той же, достаточно узкой группой людей, что приводит к возникновению более теплых отношений между одноклассниками, аналогичных семейным. Однако, среди учащихся санаторной школы 1/5 учащихся испытывают ощущение неудовлетворенности отношениями, что может быть связано с периодом адаптации к школьной группе [2].

В санаторной школе (39,17%) в 1,3 раза больше младших школьников с ощущением неспособности управлять собственной жизнью, чем в общеобразовательном учебном учреждении (57,83%), что связано с постоянным режимом дня учащихся, отсутствием свободы выбора своей дальнейшей деятельности [9].

По результатам исследования эмоционального благополучия, выявилось, что около 2/3 первоклассников эмоционально неблагополучны (таблица 1).

Эмоциональное состояние ребенка оказывает влияние на отношение его к учебным предметам, учителю, сверстникам, отражаясь на успешности обучения и адаптации в школе. У учащихся санаторной школы и у учеников общеобразовательной школы примерно равен процент детей с разным уровнем эмоционального благополучия, в том числе с пониженным. Это может быть связано с тем, что в этом возрасте у детей идет активная подвижность нервных процессов, при этом процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Это определяет такую особенность младших школьников как повышенная эмоциональная возбужденность. В данном возрасте дети особенно подвержены различным психологическим травмам. Если в этом возрасте ребенок будет находиться ситуации психологического напряжения в образовательном учреждении или дома по самым разным причинам, то у него может произойти задержка в развитии, могут обнаружиться и сохраниться такие черты, как эмоциональная неустойчивость, непосредственность реагирования на внешние события, недоверчивость, неуверенность в себе, тревожность, робость и негативные психологические свойства личности [5].

Анализ данных позволяет сделать вывод о том, что вербально большинство первоклассников говорят о своем субъективном благополучии, а не вербально – меньше (таблица 1). Невербальная коммуникация спонтанна и непроизвольна, она практически не поддается контролю. А. Пиз считает, что в процессе общения только 7% информации передается вербально, а 38% информации мы получаем с помощью интонации, остальные 55% отводятся на другие типы невербальной коммуникации [7]. Мы можем предположить, что на самом деле некоторые учащихся через невербальные проявления демонстрирует свое истинное отношение к происходящему. И наша задача, в данном случае эти проявления увидеть и интерпретировать, т.е. понять, что за ними кроется. Учителям начальных классов, психологам необходимо обратить внимание на таких детей. Это имеет значение для развития ребенка как субъекта, оказывая влияние на его мотивацию, социально-психологическую адаптированность и успешность обучения.

Согласно результатам сравнительного анализа с помощью непараметрического критерия U-Манна-Уитни, было выявлено, что у первоклассников санаторной школы достоверно выше удовлетворенность отношениями, в то время как у младших школьников общеобразовательной школы намного лучше способность управлять собственной жизнью (таблица 2).

Таблица 2 – Результаты сравнительного анализа показателей субъективного благополучия первоклассников в условиях современных образовательных организаций различного типа (по критерию U-Манна-Уитни)

Компонент субъективного благополучия

Ранги показателей субъективного благополучия у первоклассников

Критерий U-Манна-Уитни

Достоверность (р)

Группа 1

Группа 2

Оптимизм

43,3

53,7

902,5

0,06

Удовлетворенность делом

43,45

53,55

909,5

0,07

Удовлетворенность отношениями

42,17

54,83

848

0,019

Управление жизнью

57,83

39,17

704

0,001

Эмоциональное благополучие

43,98

53,02

935

0,108

Субъективное благополучие (вербальный тест)

41,61

55,39

812,5

0,015

Субъективное благополучие (невербальный тест)

46,78

50,22

1069,5

0,543

Примечание: группа 1 – первоклассники из школы общеобразовательного типа; группа 2 – первоклассники из санаторной школы.

Эти результаты можно объяснить тем, что ученики санаторной школы, проживая на территории школы, находятся в постоянном небольшом коллективе, где отношения между учащимися формируются по типу «семейных», что может сказываться на высоком уровне удовлетворенности отношениями. Однако, режим дня первоклассников школы-интерната расписан педагогическим коллективом, что может сказываться на достоверно более низком уровне способности управлять собственной жизнью [9]. Так, психологам в общеобразовательных школах рекомендуется уделять особое внимание социальной адаптации первоклассников, формированию эмоционально теплых отношений между учащимися. А родителям первоклассников, проживающих в санаторной школе прислушиваться к решениям ребенка, давать возможность самостоятельно планировать свой день.

Согласно сравнительному анализу, у учеников санаторной школы достоверно выше показатель субъективного благополучия (таблица 2). Субъективное благополучие характеризуется степенью удовлетворенности разными аспектами жизнедеятельности [4]. Такие результаты могут быть связаны со спецификой двух исследуемых типов образовательных организаций, проявляющихся в более индивидуальном подходе учителя во время обучения, в более сплоченном классном коллективе, в меньшей степени образовательной нагрузки в процессе обучения, что способствует более выраженному ощущению школьной успешности [9]. Эти факторы способствуют удовлетворенности собственной жизнью.

Итак, у учащихся санаторной школы выше уровень развития показателей субъективного благополучия, чем у учащихся общеобразовательной школы. Санаторная школа-интернат имеет ряд отличий: воспитанников в группе намного меньше, дети общается с одной и той же достаточно узкой группой сверстников, следовательно, отношения складываются более близкие; воспитанники проживают на территории школы; в санаторной школе календарный учебный график разрабатываются с учетом лечебно-охранительного режима, предусматривающего проведение комплекса профилактических и лечебных мероприятий с детьми, что частично снижает учебную нагрузку школьников, а также делает процесс адаптации к школе более мягким. Таким образом, необходимо изучать субъективное благополучие первоклассников, учитывать данные характеристики при организации образовательного процесса в школах.

Данная работа основана на материалах исследований, проведенных в рамках РФФИ № 19-013-00348 А (2019-2021 гг.) «Эмоциональное здоровье как фактор семейного воспитания и успешной адаптации первоклассников в условиях современных образовательных организаций различного типа».

Список литературы:

1. Архиреева Т.В. Структура и динамика изменения субъективного благополучия младших школьников // Царскосельские чтения. – 2015. – №19. – С. 342-345.

2. Васюк С.Н. Адаптация первоклассников к школе // Вопросы науки и образования. – 2018. – №5. – С. 19-26.

3. Гуров В.А. Тревожность и здоровье младших школьников // Вестник ТГПУ. – 2013. – №3. – С. 137-140.

4. Казакова Е.В., Киричатая Е.В. Субъективное благополучие первоклассников // Актуальные вопросы психологии и формирования здорового образа жизни: Материалы X Международной электронной научной конференции «Студенческий научный форум – 2017». Архангельск, 2018. – С. 235-241.

5. Киселева Л.С. Счастье в восприятии детей младшего школьного возраста // Вопросы психологии. – 2016. – №2. – С. 33-43.

6. Куликова Т.И. Эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте: результаты исследования // Концепт. – 2017. – №7. – С. 1-5.

7. Пиз А. Новый язык телодвижений. – М.: Эксмо-пресс, 2016. – 448 с.

8. Портал статистических данных [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://statistika.ru/ (дата обращения: 22.12.2016).

9. Соломатина С.Г. Школа-интернат как институт социализации воспитанников // Научные ведомости Белгородского государственного университета. – 2012. – №12. – С. 168-171.

10. Трегубова Н.Н. Российские и зарубежные подходы к организации обучения в начальной школе с малой наполняемостью классов // Социально-экономические явления и процессы. – 2015. – №10. – С. 134-140.

11. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ (дата обращения: 22.12.2016).

Просмотров работы: 30