В настоящее время ученые и психологи все чаще подходят к изучению субъективного благополучия. Необходимость изучения данного явления обуславливается потребностью понять, что же лежит в основе равновесия личности, какие факторы влияют на личностный баланс и каким образом можно помочь человеку добиться субъективного благополучия.
Компонентами субъективного благополучия может выступать качество жизни, удовлетворенность жизнью, комплекс приятных и неприятных эмоций. Однако по данным статистики качество жизни населения снижается (растет число малоимущих семей, величина прожиточного минимума во многих субъектах Российской федерации снижается, растет число преступности) [8], негативные эмоции преобладают над позитивными, не наблюдается так же роста населения, удовлетворенного своей жизнью [11]. Данная статистика говорит нам о снижении психологического и субъективного благополучия населения, а значит о необходимости в изучении данных феноменов.
Субъективное благополучие (или неблагополучие) личности начинает формироваться еще в раннем детстве, под влиянием окружающей среды [6]. Первый класс – период, когда у ребенка меняются окружающие условия: раньше на его субъективное благополучие, в первую очередь, влияла семья, а сейчас сильное влияние оказывают условия образовательной организации. У многих учеников интенсивность обучения провоцирует напряженность, утомляемость, неуверенность, неудовлетворенность. Остро переживаются детьми неудачи в школе. По данным исследований около 12% учеников начальных классов имеют неблагоприятное эмоциональное состояние, повышенное число страхов, невротических симптомов, что приводит к снижению субъективного благополучия в младшем школьном возрасте. Однако специфика субъективного благополучия первоклассников в разных образовательных условиях ранее не изучалась, что и определяет актуальность и новизну исследования.
Цель исследования: сравнить характеристики субъективного благополучия первоклассников, обучающихся в образовательных организациях разного типа.
Исследование эмоционального здоровья первоклассников было проведено на базе МБОУ МО «Город Архангельск» «Средняя школа №50 имени дважды Героя Советского Союза А.О. Шабалина» и ГБООУ «Архангельская санаторная школа-интернат №1». В исследовании приняли участие 96 первоклассников (48 мальчиков и 48 девочек) в возрасте 7–8 лет. Для диагностики показателей субъективного благополучия первоклассников был использован опросник субъективного благополучия Т.В. Архиреевой [1]. Статистическую обработку результатов осуществляли с использованием пакета компьютерных программ «SPSS Statistics 22.00» for Windows. Были применены описательные статистики и непараметрический критерий U-Манна-Уитни для сравнения двух групп при распределении, не являющимся нормальным, при достоверности p≤0,05.
Согласно результатам диагностики, было выявлено, что большинство первоклассников обладают оптимистичным взглядом на будущее (таблица 1).
Таблица 1 – Количество первоклассников (%) с разным уровнем развития показателей субъективного благополучия
Показатель субъективного благополучия |
Уровни развития |
Тип школы |
|
Общеобразовательная |
Санаторная |
||
Оптимизм |
Чрезмерная оптимистичность |
2,1 |
0 |
Соответствует ситуации |
56,3 |
56,3 |
|
Пессимистичность |
41,7 |
43,8 |
|
Удовлетворенность делом |
Высокая |
0 |
6,3 |
Соответствует ситуации |
93,8 |
91,7 |
|
Низкая |
6,3 |
2,1 |
|
Удовлетворенность отношениями |
Высокая |
0 |
4,2 |
Соответствует ситуации |
77,1 |
77,1 |
|
Низкая |
22,9 |
18,8 |
|
Управление жизнью |
Высокое |
6,3 |
20,8 |
Соответствует ситуации |
64,6 |
41,7 |
|
Низкое |
29,2 |
37,5 |
|
Эмоциональное благополучие |
Высокое |
29,2 |
35,4 |
Соответствует ситуации |
33,3 |
41,7 |
|
Низкое |
37,5 |
22,9 |
|
Субъективное благополучие (невербальный показатель) |
Высокое |
45,8 |
56,3 |
Соответствует ситуации |
33,3 |
25 |
|
Низкое |
20,8 |
18,8 |
|
Субъективное благополучие (вербальный показатель) |
Высокое |
33,3 |
39,6 |
Соответствует ситуации |
33,3 |
25 |
|
Низкое |
33,3 |
35,4 |
Почти у половины первоклассников санаторной школы преобладает низкий уровень оптимизма (43,8%). Как отмечает С.Н. Васюк (2018), период адаптации первоклассника к новым условиям среды может характеризоваться депрессивным, подавленным настроением [2]. Санаторная школа-интернат характеризуется тем, что учащиеся проживают в самой школе, что вызывает у них больший стресс и, как следствие, более сложный процесс адаптации к школьному коллективу [9].
По результатам исследования было выявлено, что большинство первоклассников удовлетворены учебной деятельностью и способны управлять своей жизнью (таблица 1).
Среди обследуемых детей 7-8 лет общеобразовательной школы 6,3% чувствуют неудовлетворенность учебной деятельностью, что в 3 раз больше, чем в санаторной школе (2,1%). Во многих современных школах существует проблема большой наполняемости классов: учитель не успевает уделить достаточно времени каждому ученику [10]. Так, учащийся в меньшей мере получает одобрение, похвалу за новые достижения, реже оказывается в ситуации успеха, а именно эти факторы являются значимыми для первоклассника в повышении уровня удовлетворенности учебной деятельностью [2].
Наше исследование показало, что в общеобразовательной школе 22,9% первоклассников не удовлетворены отношениями с окружающими людьми, что в 1,2 раза больше, чем в санаторной школе-интернат (18,8%). Низкий уровень удовлетворенности отношениями может быть следствием присутствия социального стресса, который характеризуется тревогой в общении в школьной жизни. Его возникновение связывают с нахождением ребенка в условиях большого количества людей. Тем более, первый класс – период адаптации к новому коллективу, что провоцирует развитие социального стресса. В общеобразовательной школе высокая наполняемость классов, что может провоцировать развитие неудовлетворенности отношениями [3]. В школе интернатного типа воспитанники общаются с одной и той же, достаточно узкой группой людей, что приводит к возникновению более теплых отношений между одноклассниками, аналогичных семейным. Однако, среди учащихся санаторной школы 1/5 учащихся испытывают ощущение неудовлетворенности отношениями, что может быть связано с периодом адаптации к школьной группе [2].
В санаторной школе (39,17%) в 1,3 раза больше младших школьников с ощущением неспособности управлять собственной жизнью, чем в общеобразовательном учебном учреждении (57,83%), что связано с постоянным режимом дня учащихся, отсутствием свободы выбора своей дальнейшей деятельности [9].
По результатам исследования эмоционального благополучия, выявилось, что около 2/3 первоклассников эмоционально неблагополучны (таблица 1).
Эмоциональное состояние ребенка оказывает влияние на отношение его к учебным предметам, учителю, сверстникам, отражаясь на успешности обучения и адаптации в школе. У учащихся санаторной школы и у учеников общеобразовательной школы примерно равен процент детей с разным уровнем эмоционального благополучия, в том числе с пониженным. Это может быть связано с тем, что в этом возрасте у детей идет активная подвижность нервных процессов, при этом процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Это определяет такую особенность младших школьников как повышенная эмоциональная возбужденность. В данном возрасте дети особенно подвержены различным психологическим травмам. Если в этом возрасте ребенок будет находиться ситуации психологического напряжения в образовательном учреждении или дома по самым разным причинам, то у него может произойти задержка в развитии, могут обнаружиться и сохраниться такие черты, как эмоциональная неустойчивость, непосредственность реагирования на внешние события, недоверчивость, неуверенность в себе, тревожность, робость и негативные психологические свойства личности [5].
Анализ данных позволяет сделать вывод о том, что вербально большинство первоклассников говорят о своем субъективном благополучии, а не вербально – меньше (таблица 1). Невербальная коммуникация спонтанна и непроизвольна, она практически не поддается контролю. А. Пиз считает, что в процессе общения только 7% информации передается вербально, а 38% информации мы получаем с помощью интонации, остальные 55% отводятся на другие типы невербальной коммуникации [7]. Мы можем предположить, что на самом деле некоторые учащихся через невербальные проявления демонстрирует свое истинное отношение к происходящему. И наша задача, в данном случае эти проявления увидеть и интерпретировать, т.е. понять, что за ними кроется. Учителям начальных классов, психологам необходимо обратить внимание на таких детей. Это имеет значение для развития ребенка как субъекта, оказывая влияние на его мотивацию, социально-психологическую адаптированность и успешность обучения.
Согласно результатам сравнительного анализа с помощью непараметрического критерия U-Манна-Уитни, было выявлено, что у первоклассников санаторной школы достоверно выше удовлетворенность отношениями, в то время как у младших школьников общеобразовательной школы намного лучше способность управлять собственной жизнью (таблица 2).
Таблица 2 – Результаты сравнительного анализа показателей субъективного благополучия первоклассников в условиях современных образовательных организаций различного типа (по критерию U-Манна-Уитни)
Компонент субъективного благополучия |
Ранги показателей субъективного благополучия у первоклассников |
Критерий U-Манна-Уитни |
Достоверность (р) |
||||||
Группа 1 |
Группа 2 |
||||||||
Оптимизм |
43,3 |
53,7 |
902,5 |
0,06 |
|||||
Удовлетворенность делом |
43,45 |
53,55 |
909,5 |
0,07 |
|||||
Удовлетворенность отношениями |
42,17 |
54,83 |
848 |
0,019 |
|||||
Управление жизнью |
57,83 |
39,17 |
704 |
0,001 |
|||||
Эмоциональное благополучие |
43,98 |
53,02 |
935 |
0,108 |
|||||
Субъективное благополучие (вербальный тест) |
41,61 |
55,39 |
812,5 |
0,015 |
|||||
Субъективное благополучие (невербальный тест) |
46,78 |
50,22 |
1069,5 |
0,543 |
Примечание: группа 1 – первоклассники из школы общеобразовательного типа; группа 2 – первоклассники из санаторной школы.
Эти результаты можно объяснить тем, что ученики санаторной школы, проживая на территории школы, находятся в постоянном небольшом коллективе, где отношения между учащимися формируются по типу «семейных», что может сказываться на высоком уровне удовлетворенности отношениями. Однако, режим дня первоклассников школы-интерната расписан педагогическим коллективом, что может сказываться на достоверно более низком уровне способности управлять собственной жизнью [9]. Так, психологам в общеобразовательных школах рекомендуется уделять особое внимание социальной адаптации первоклассников, формированию эмоционально теплых отношений между учащимися. А родителям первоклассников, проживающих в санаторной школе прислушиваться к решениям ребенка, давать возможность самостоятельно планировать свой день.
Согласно сравнительному анализу, у учеников санаторной школы достоверно выше показатель субъективного благополучия (таблица 2). Субъективное благополучие характеризуется степенью удовлетворенности разными аспектами жизнедеятельности [4]. Такие результаты могут быть связаны со спецификой двух исследуемых типов образовательных организаций, проявляющихся в более индивидуальном подходе учителя во время обучения, в более сплоченном классном коллективе, в меньшей степени образовательной нагрузки в процессе обучения, что способствует более выраженному ощущению школьной успешности [9]. Эти факторы способствуют удовлетворенности собственной жизнью.
Итак, у учащихся санаторной школы выше уровень развития показателей субъективного благополучия, чем у учащихся общеобразовательной школы. Санаторная школа-интернат имеет ряд отличий: воспитанников в группе намного меньше, дети общается с одной и той же достаточно узкой группой сверстников, следовательно, отношения складываются более близкие; воспитанники проживают на территории школы; в санаторной школе календарный учебный график разрабатываются с учетом лечебно-охранительного режима, предусматривающего проведение комплекса профилактических и лечебных мероприятий с детьми, что частично снижает учебную нагрузку школьников, а также делает процесс адаптации к школе более мягким. Таким образом, необходимо изучать субъективное благополучие первоклассников, учитывать данные характеристики при организации образовательного процесса в школах.
Данная работа основана на материалах исследований, проведенных в рамках РФФИ № 19-013-00348 А (2019-2021 гг.) «Эмоциональное здоровье как фактор семейного воспитания и успешной адаптации первоклассников в условиях современных образовательных организаций различного типа».
Список литературы:
1. Архиреева Т.В. Структура и динамика изменения субъективного благополучия младших школьников // Царскосельские чтения. – 2015. – №19. – С. 342-345.
2. Васюк С.Н. Адаптация первоклассников к школе // Вопросы науки и образования. – 2018. – №5. – С. 19-26.
3. Гуров В.А. Тревожность и здоровье младших школьников // Вестник ТГПУ. – 2013. – №3. – С. 137-140.
4. Казакова Е.В., Киричатая Е.В. Субъективное благополучие первоклассников // Актуальные вопросы психологии и формирования здорового образа жизни: Материалы X Международной электронной научной конференции «Студенческий научный форум – 2017». Архангельск, 2018. – С. 235-241.
5. Киселева Л.С. Счастье в восприятии детей младшего школьного возраста // Вопросы психологии. – 2016. – №2. – С. 33-43.
6. Куликова Т.И. Эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте: результаты исследования // Концепт. – 2017. – №7. – С. 1-5.
7. Пиз А. Новый язык телодвижений. – М.: Эксмо-пресс, 2016. – 448 с.
8. Портал статистических данных [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://statistika.ru/ (дата обращения: 22.12.2016).
9. Соломатина С.Г. Школа-интернат как институт социализации воспитанников // Научные ведомости Белгородского государственного университета. – 2012. – №12. – С. 168-171.
10. Трегубова Н.Н. Российские и зарубежные подходы к организации обучения в начальной школе с малой наполняемостью классов // Социально-экономические явления и процессы. – 2015. – №10. – С. 134-140.
11. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ (дата обращения: 22.12.2016).