Первый класс – это новый и очень важный период в жизни ребенка, начало младшего школьного возраста, в котором прослеживается смена ведущей активности, в частности, игровая активность заменяется на образовательную деятельность. Важный момент в жизни становится эмоциональным потрясением для человека, а для ребёнка часто переходит в стрессовую ситуацию [18].
В последнее время явление дезадаптации у детей и подростков стало предметом многих исследований в сфере медицины, психофизиологии и психологии. С помощью исследований удалось выявить признаки дезадаптации без выраженных невротических нарушений в 22,5% учащихся школы. Известно, что особенно уязвимыми в отношении развития состояния дезадаптации школьников являются критические периоды изменения условий воспитания и обучения [14].
От адаптации ребенка в начальной школе зависит вся его дальнейшая жизнь: если не привить любовь к учебной деятельности, не создать ситуацию успеха, не развить качества его личности, ребенок не научиться дружить и общаться, он потеряет интерес к обучению. Исправить эту проблему в среднем или старшем звене будет гораздо тяжело [14].
Как отмечают современные исследователи, школьная дезадаптация приводит к увеличению напряжения, агрессии к окружающим, нарушений дисциплины [1], сложностям обучения, нарушениям интеллектуальных возможностей [3] и т.д. В решении таких проблем заинтересованы педагоги, психологи, родители, т.к. начальный этап адаптации ребенка в школе влияет на его дальнейшее обучение, отношение к миру, развитость во всех сферах деятельности, что подтверждает значимость и актуальность исследования с социальной точки зрения и необходимость общества решать эти проблемы [3].
В нашем исследовании школьная адаптация рассматривается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности (Д. Ю. Соловьева). Д. Ю. Соловьева (2012) предлагает структуру школьной адаптации, включающую следующие сферы: организационную; учебно-мотивационную; социальную и психологическую. Под психологическим компонентом школьной адаптации понимается устойчивое позитивное отношение к школьным предметам, педагогам, обучению в целом, стабильность настроения, желание посещать школу, а также психологическое самочувствие в школе [16].
Цель нашего исследования – сравнить характеристики психологической составляющей школьной адаптации первоклассников общеобразовательной школы и санаторной-школы-интернат.
Всего обследовано 110 младших школьников (56 девочек и 54 мальчика) в возрасте 7-8 лет. Исследование было проведено на базах МБОУ МО «Город Архангельск» «Средняя школа №50 имени дважды Героя Советского Союза А.О. Шабалина» (55 человек, из них 27 мальчика и 28 девочек) и ГБООУ «Архангельская санаторная школа-интернат №1» (55 человек, из них 27 мальчика и 28 девочек).
Изучая психологическую составляющую школьной адаптации младших школьников были применены следующие методики: «Домики» (А.О. Орехова) для определения: эмоционально-энергетического баланса, эмоционального фона, а также сферы эмоциональной напряженности к школьной деятельности, к овладению учебных предметов [13]; Лица (Н.В. Лукьянченко, Т.Л. Ядрышникова) для выявления эмоционального отношения к школе, школьным предметам, эмоциональной дезадаптации [9]; «Дом – Дерево – Человек» (Дж. Бук) с симптомокомплексами Беляускайте для изучения личностных аспектов: незащищенность, тревожность, недоверие к себе, чувство неполноценности, депрессивность [4].
Использовался метод математической статистической обработки данных описательные статистики, при расчётах использовался пакет статистического анализа «SPSS statistics 22.00» for Windows (лицензионное соглашение № Z125-3301-14, Северный Арктический Федеральный Университет им. М.В. Ломоносова).
Как показали результаты нашего исследования по психологической составляющей школьной адаптации получены разносторонние данные.
Анализ результатов показателя эмоционально-энергетического баланса (таблица 1) выявил, что оптимальная работоспособность преобладает в равном проценте (72,7%) у детей санаторной и у общеобразовательной. Переутомление (5,5%) и перевозбуждение (3,6%) больше выражено у первоклассников санаторной школы.
Таблица 1 – Количество первоклассников (%) с разным уровнем развития эмоционально-энергетического баланса организма
Школа |
Уровень эмоционально-энергетического баланса |
|||
Переутом-ление |
Оптимальная работоспособность |
Компенсируемое состояние усталости |
Перевозбуждение |
|
Все дети |
3,7 |
72,7 |
21,8 |
1,8 |
Санаторная |
5,5 |
72,7 |
18,2 |
3,6 |
Общеобра-зовательная |
1,8 |
72,7 |
25,5 |
0 |
Однако, важно отметить, что компенсируемое состояние усталости наблюдается у 1/2 учащихся общеобразовательной школы. Переход из детского сада в первый класс значительно меняет распорядок дня у ребенка. Пропадет тихий час, который способствовал восстановлению сил. В общеобразовательной школе у детей присутствует множество кружков, секций, группы продленного дня, что сильно влияет на сокращение времени по восстановлению сил.
Наши данные частично совпадают с результатами исследования авторов В.А. Малиевского, Г.И. Баширова и Г.К. Клишо (2014). В своей работе они указывают, что у 64% детей была выявлена оптимальная работоспособность, которая характеризуется бодростью и здоровой активностью. Нагрузки для таких детей соответствуют их возможностям. Образ жизни таких детей позволяет полностью восстанавливать затраченную энергию. У 19,7% детей установлено компенсируемое состояние усталости, при котором восстановление работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Хроническое переутомление выявлено в 9,5% первоклассников. У 6,8% учащихся отмечено перевозбуждение, обусловленное быстрым истощением. Таким детям, как правило, необходимо нормализовать темп деятельности, режим труда и снизить нагрузки [10].
Анализ эмоционального фона (таблица 2) показал, что у большинства учеников преобладают нормальное проявление эмоций.
Таблица 2 – Количество первоклассников (%) с разным преобладанием эмоционального фона
Школа |
Эмоциональный фон |
||
Отрицательные эмоции |
Норма |
Положительные эмоции |
|
Все дети |
45,5 |
54,5 |
0 |
Санаторная |
49,1 |
50,9 |
0 |
Общеобразовательная |
41,8 |
58,2 |
0 |
Наши данные частично совпадают с результатами исследования авторов В.А. Малиевского, Г.И. Баширова и Г.К. Клишо (2014), у которых нормальной эмоциональное настроение имели также большинство детей (63,3%) [10].
Однако, почти у 1/3 учащихся присутствуют отрицательные эмоции. В своей работе С.Н. Васюк (2018) говорит о том, что период адаптации ребенка к школе может у некоторых первоклассников вызывать подавленное настроение и депрессивное состояние [5].
Результаты анализа сфер напряженности в школьной деятельности показаны в таблице 3. Первоклассники санаторной школы чаще чувствуют напряженность при нахождении дома (14,5%). Младшие школьники общеобразовательной школы чаще испытывают напряженность к школьной деятельности (18,2%), к урокам: чтения (14,5%), письма (21,8%), математики (10,9%), а также в общении с учителем (23,6%).
Таблица 3 – Количество первоклассников (%) с разным преобладанием напряженности в учебной деятельности
Показатель психологического компонента адаптации |
Школа |
|||
Все дети |
Санаторная |
Общеобразовательная |
||
Сфера напряженности |
К школьной деятельности |
10,9 |
3,6 |
18,2 |
Урок чтения |
12,7 |
10,9 |
14,5 |
|
Урок письма |
16,3 |
10,9 |
21,8 |
|
Урок математики |
9,1 |
7,3 |
10,9 |
|
Общение с учителем |
16,3 |
9,1 |
23,6 |
|
Нахождение дома |
11,8 |
14,5 |
9,1 |
|
Домашняя работа |
15,4 |
10,9 |
20 |
В работе Г.А. Новосёловой (2013) выделено, что у первоклассников в санаторной школе отмечается повышенная эмоциональная напряженность, частая смена настроения. Эмоциональная напряженность появляется, когда возникает необходимость приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации, а также в результате высокой тревожности ребенка, он чувствует неуверенность в себе, ему присущи склонности к сомнениям, страхам, к легкому возникновению состояния тревоги, стресса. Большинству таких детей свойственно чувство неполноценности, отчужденности, неуверенности, а также потребности в защите и заботе [12]. Большая часть первоклассников санаторной школы-интернат остаются на ночь и выполняют там домашнее задание, все это происходит под наблюдением воспитателя, к которому дети могут обращаться за помощью, если не понимают материал. В домашней обстановке, как правило, родители не всегда успевают помочь и объяснить что-то ребенку с домашним заданием [177].
Анализ эмоциональной дезадаптации показал (таблица 4), что ниже нормы уровень дезадаптации выявлен у 41,8% детей санаторной и 41,9% - общеобразовательной школ.
Таблица 4 – Количество первоклассников (%) с разным уровнем эмоциональной дезадаптации
Школа |
Уровень эмоциональной адаптации |
||
Ниже нормы |
Норма |
Выше нормы |
|
Все дети |
44,5 |
0,9 |
54,6 |
Санаторная |
41,8 |
1,8 |
56,4 |
Общеобразовательная |
47,3 |
0 |
52,7 |
Наши данные частично совпадают с исследованием В.А. Ипатовой и Е.В. Казаковой (2017), где успешная эмоциональная адаптация была выявлена у 53,3% обучающихся, а дезадаптация у 46,7% [7]. Особое внимание стоит уделить ученикам, у которых уровень эмоциональной адаптации ниже нормы, им необходимо психологическое сопровождение со стороны педагога, психолога, родителей [8].
В результате сравнительного анализа изучаемых показателей (таблица 5) было выявлено, что у первоклассников санаторной школы чаще встречается незащищенность (96,4%), тревожность (76,4%), недоверие к себе (69,1%), а также депрессивность (85,5%). Чувство неполноценности у детей выявлено в обеих школах (86,8%). Мы можем предположить, что это влияние особенностей санаторной школы, т.к. пребывая в неполноценной ситуации развития, дети в дальнейшем испытывают на себе различные факторы социального происхождения [6].
Таблица 5 – Количество первоклассников (%) с некоторыми характеристиками психологического компоненты школьной адаптации из общеобразовательной и санаторной школ
Показатель психологического компонента адаптации |
Все дети |
Санаторная школа |
Общеобразовательная школа |
Незащищенность |
94,5 |
96,4 |
92,7 |
Тревожность |
73,6 |
76,4 |
70,9 |
Недоверие к себе |
62,7 |
69,1 |
56,4 |
Чувство неполноценности |
83,6 |
83,6 |
83,6 |
Депрессивность |
80 |
85,5 |
74,5 |
Подтверждение мы также нашли в исследовании Л.Г. Бабиевой (2008), которая в своей работе отмечает, что у детей, обучающихся в санаторной школе, недостаточно сформированы чувства защищенности, надежности, благополучия эмоционального самочувствия [2]. Следует отметить, что данные нашего исследования также подтверждают работы А.К. Нисской (2012), которая выявила, что большинство первоклассников общеобразовательной школы с тревогой относятся к фигуре учителя и ситуации взаимодействия на уроках с ним [11]. Наши данные совпадают с данными авторов Е.В. Сидорина, И.А. Иванова, А.М. Емельянова (2019), в своей работе они указали, что низкий уровень тревожности выявлен у 31% первоклассников общеобразовательной школы, это свидетельствует о том, что у большинства учеников сформировано чувство защищенности [15].
Таким образом, как показал анализ характеристик психологического компонента школьной адаптации большинство младших школьников санаторной школы проявляют отрицательные эмоции, незащищенность, тревожность, недоверие к себе, чувство неполноценности и депрессивности; в то время как большинство детей общеобразовательной школы испытывают эмоциональную дезадаптацию, эмоциональное напряжение к овладению школьных предметов. Учителям необходимо вовремя отслеживать детей, у которых возникают трудности психологической адаптации для того, чтобы обеспечить вовремя поддержку и помощь.
Данная работа основана на материалах исследований, проведенных в рамках РФФИ
№ РФФИ № 19-013-00348 А (2019-2021 гг.) «Эмоциональное здоровье как фактор семейного воспитания и успешной адаптации первоклассников в условиях современных образовательных организаций различного типа».
Список литературы:
Асмолов А.Г. Закон «Об образовании» в сетевом столетии: от образования для всех – к образованию для каждого [Электронный ресурс] // Образовательная политика. – 2012. –№ 1(57). – Электрон. Журн. – Режим доступа: http://edupolicy.ru/wp-content/uploads/2014/02/Asmolov-No.1.2012.pdf (дата обращения: 23.12.2020)
Бабиева Л.Г. Педагогические условия социальной адаптации детей в условиях школы-интерната: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Бабиева Лейла Гивиевна; [Место защиты: Сев.-Осет. Гос. Ун-т им. К. Л. Хетагурова]. – Владикавказ, 2008. – 185 с.
Баданина Л.П. Адаптация первоклассника: комплексный подход // Образование в современной школе. – 2003. – № 6. – С. 37–45.
Буре Р.С. Готовим детей к школе: учеб. пособ. / Р. С. Буре. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с.
Васюк С.Н. Адаптация первоклассников к школе // Вопросы науки и образования. – №5. – С. 19–26.
Гаврилова Е.В. Психолого-педагогическая помощь младшим школьникам с социальной депривацией средствами коррекционной ритмики в условиях школы-интернат: автореф. дисс. … на соиск. учен. степ. канд. психол. наук: 19.00.07 / Гаврилова Елена Викторовна; [Место защиты: Курск. госуд. ун-т.]. – Курск, 2006. – 23 с.
Казакова Е.В., Ипатова В.А. Изучение эмоциональной адаптации детей 7-8 лет г. Архангельска // Международный студенческий вестник. – Пенза: ИТОАЕ, 2017. – №4–5. – С.687–691.
Крюкова Л.В. Эмоциональная сфера ребенка как один из показателей адаптации первоклассника к школьному обучению // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2012. – № 25–1. – С. 20–23.
Лукьянченко Н.В. Диагностика эмоционального отношения первоклассников к школе // Психология и школа. – 2009. – № 1. – С. 39– 44.
Малиевский В.А., Баширова Г.И, Клишо Г.К. Комплексная оценка адаптации первоклассников к школьному обучению // Российский педиатрический журнал. – М.: Медицина, 2014. – С. 34–37.
Нисская А.К. Особенности адаптации к школе современных первоклассников // Вестник МГОУ. Серия. Психологические науки. – 2012. – № 3. – С. 55–62.
Новосёлова Г.А. Иппотерапия как средство социальной адаптации детей санаторной школы // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 10-8. – С. 1806– 1809.
Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. – СПб.: Речь, 2002. – 108 с.
Рябухина Д.А. Психологические особенности младших школьников с трудностями школьной адаптации // Символ науки: Международный научный журнал. - № 11-4 (23). – 2016. – С. 183-185.
Сидорина Е.В., Иванова А.М., Емельянова А.М. К проблеме адаптации первоклассников к обучению в школе [Электронный ресурс] // Проблемы современного педагогического образования, 2019. – Электрон. журнал. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-adaptatsii-pervoklassnikov-k-obucheniyu-v-shkole/ (дата обращения: 23.12.2020).
Соловьева, Д. Ю. Факторы адаптации первоклассников к школе / Д. Ю. Соловьева // Вопросы психологии. – 2012. – № 4. – С. 23–31.
Соломатина С.Г. Школа-интернат как институт социализации воспитанников // Научные ведомости Белгородского государственного университета. – 2012. – № 12. – С. 168–171.
Kabylbekova Z.B., Artykbaeva F.E., Chirva M. N., Aitkulova N.Z. To the question of psychological aspects adaptation of children to teaching at school // Актуальныйнаучныйисследованиявсовременноммире. - №4-7 (60). – 2020. – С. 7-11.