МЕТОД ПРОЕКТОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

МЕТОД ПРОЕКТОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Ершова Л.О. 1
1Волгоградский государственный социально-педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

МЕТОД ПРОЕКТОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Ершова Л.О.

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Волгоград, Россия

PROJECT METHOD OF WORKING WITH CHILDREN WITH LIMITED HEALTH POSSIBILITIES

Ershova L.O.

Volgograd state socio-pedagogical university

Volgograd, Russia

Согласно проведенным исследованиям внедрение федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и апробация адаптированных основных образовательных программ нацелены на проектирование нового содержания образования и новых подходов к его освоению детьми. Значимым становится вопрос использования в коррекционно-педагогической практике современных образовательных технологий с учетом специфики индивидуальных познавательных и социальных способностей детей с задержкой психического развития (Е.Л. Иденбаум). Такие технологии обеспечивают активизацию познавательной, коммуникативной и др. деятельности обучающихся, воспитанников и способ­ствуют достижению главной цели специального (коррекционного) обра­зования – «введению в культуру» (О.И. Кукушкина, Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко и др.)

Современному учителю приходится решать важные задачи. В том числе определять наиболее совершенные образовательные технологии, которые способствуют достижению детьми предметных, личностных, метапредметных результатов в процессе обучения по новым стандартам. У учителей имеется широкий арсенал педагогических средств, успешно используемых в работе с детьми школьного возраста. Это такие технологии, как Метод проектов; информационно-презента­ционные игровые технологии, технология художественно-творческого развития и экспериментирования; технология развития самостоятельности и др. Учитывая особенности познавательного и речевого недоразвития школьников с ЗПР, в работе с ними используются особые коррекционно-развивающие технологии. Каждая технология при этом обладает средствами, интенсифицирующими познавательную активность детей с ЗПР, однако от адекватного выбора и грамотного применения той или иной технологии зависит результативность и эффективность коррекционной работы с детьми на уроке и внеурочной деятельности.

Одной из базовых образовательных технологий, нацеленных по своей дидактической сущности на формирование деятельности, позволяющей эффективно действовать в реальной жизненной ситуации, продуктивно общаться в различных коллективах, разнообразно интегрируя в своей деятельности имеющиеся способности и сформированные навыки, сегодня является технология проектирования (метод проектов) [1].

Этот метод имеет широкое распространение в системах образования разных стран. Возможно, это связано с тем, что проектная технология позволяет создать «естественную среду», условия деятельности, максимально приближенные к реально существующим в жизненной практике обстоятельствам. Как пишут О.Ю. Федосова, Е.А.Михайлова, Т.В.Нестерова, зародившись в Америке и найдя свое первое педагогическое и философское обоснование в трудах Дж. Дьюи, проектирование позволяет организовать образовательный, в том числе коррекционно-образовательный, процесс на активной основе. Целесообразная деятельность детей, основанная на их личном интересе к процессу участия в деятельности, обеспечивает достижение необходимого результата. И именно такая организация образовательного процесса позволяет педагогу обеспечить такое качество деятельности обучающихся, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Очень важно показать детям их личную заинтересованность в деятельности и предусмотреть в ней стимулы для активизации недостаточно сформированных механизмов деятельности.

При использовании технологии проектирования в коррекционно-образовательном процессе решаются важные задачи [2]: создание условий для освоения знаний, умений и навыков детьми в различных видах деятельности; демонстрация детьми познавательной активности и творческой деятельности в рамках заданной темы, определение с помощью педагога имеющейся проблемы и прогнозирование результатов; активизация коммуникативной деятельности детей, создание условий для общения детей друг с другом и с взрослыми. Эти и другие задачи требуют от педагога, работающего с детьми с ЗПР, определенного мастерства и профессионализма, умения решать методические задачи.

О.Ю. Федосова, Е.А.Михайлова, Т.В.Нестерова следующим образом формулируют требования к методике организации проектной деятельности с детьми с ОВЗ:

необходимость значимой в познавательном, ис­следовательском, речевом, творческом плане проблемы, за­дачи, требующей интегрированного поиска для ее решения;

ориентация детей на выполнение ак­тивных действий - коммуникативных, двигательных, про­дуктивных, интеллектуальных и т.п., на самостоятельную и инициативную позицию;

стимулирование желания детей приобретать разносторонний опыт;

важность комплексного получения информации и ее использования (творческое, эмоциональное, социально-­ориентированное, эстетическое, физическое);

развитие познавательной активности и познаватель­ных способностей;

опора в проектной деятельности на жизненный опыт детей.

Выводы:

метод проектов - педагогическая технология, ориен­тированная на применение имеющегося опыта и приобретения новых знаний;

проектирование и внедрение проекта тре­бует высокой активности педагога и детей;

ак­тивность педагога проявляется в умении взрослого вносить коррективы в коррекционно-развивающий процесс на основе знания индивидуальных особенностей детей;

детская ак­тивность проявляется в самостоятель­ности их действий и общения с окружающими;

проектная деятельность осуществляется в условиях совместной работы педагогического коллектива и родителей.

Литература:

  1. Немчанина Е. С. Проектная деятельность педагога в работе с детьми с ОВЗ [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 133-135.

  2. Федосова О.Ю., Михайлова Е.А., Нестерова Т.В. Возможности использования метода проекта в работе с дошкольниками с ОВЗ в условиях интеграции // Интеграция и инклюзия в образовании: проблемы и опыт: материалы всерос.научно-практ.конф., посв. 25-летию факультета специального образования. – Самара: ПГСГА, 2013. – 450 с. – С.164-172.

Просмотров работы: 2675