МЕТОД ПРОЕКТОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Ершова Л.О.
Волгоградский государственный социально-педагогический университет
Волгоград, Россия
PROJECT METHOD OF WORKING WITH CHILDREN WITH LIMITED HEALTH POSSIBILITIES
Ershova L.O.
Volgograd state socio-pedagogical university
Volgograd, Russia
Согласно проведенным исследованиям внедрение федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и апробация адаптированных основных образовательных программ нацелены на проектирование нового содержания образования и новых подходов к его освоению детьми. Значимым становится вопрос использования в коррекционно-педагогической практике современных образовательных технологий с учетом специфики индивидуальных познавательных и социальных способностей детей с задержкой психического развития (Е.Л. Иденбаум). Такие технологии обеспечивают активизацию познавательной, коммуникативной и др. деятельности обучающихся, воспитанников и способствуют достижению главной цели специального (коррекционного) образования – «введению в культуру» (О.И. Кукушкина, Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко и др.)
Современному учителю приходится решать важные задачи. В том числе определять наиболее совершенные образовательные технологии, которые способствуют достижению детьми предметных, личностных, метапредметных результатов в процессе обучения по новым стандартам. У учителей имеется широкий арсенал педагогических средств, успешно используемых в работе с детьми школьного возраста. Это такие технологии, как Метод проектов; информационно-презентационные игровые технологии, технология художественно-творческого развития и экспериментирования; технология развития самостоятельности и др. Учитывая особенности познавательного и речевого недоразвития школьников с ЗПР, в работе с ними используются особые коррекционно-развивающие технологии. Каждая технология при этом обладает средствами, интенсифицирующими познавательную активность детей с ЗПР, однако от адекватного выбора и грамотного применения той или иной технологии зависит результативность и эффективность коррекционной работы с детьми на уроке и внеурочной деятельности.
Одной из базовых образовательных технологий, нацеленных по своей дидактической сущности на формирование деятельности, позволяющей эффективно действовать в реальной жизненной ситуации, продуктивно общаться в различных коллективах, разнообразно интегрируя в своей деятельности имеющиеся способности и сформированные навыки, сегодня является технология проектирования (метод проектов) [1].
Этот метод имеет широкое распространение в системах образования разных стран. Возможно, это связано с тем, что проектная технология позволяет создать «естественную среду», условия деятельности, максимально приближенные к реально существующим в жизненной практике обстоятельствам. Как пишут О.Ю. Федосова, Е.А.Михайлова, Т.В.Нестерова, зародившись в Америке и найдя свое первое педагогическое и философское обоснование в трудах Дж. Дьюи, проектирование позволяет организовать образовательный, в том числе коррекционно-образовательный, процесс на активной основе. Целесообразная деятельность детей, основанная на их личном интересе к процессу участия в деятельности, обеспечивает достижение необходимого результата. И именно такая организация образовательного процесса позволяет педагогу обеспечить такое качество деятельности обучающихся, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Очень важно показать детям их личную заинтересованность в деятельности и предусмотреть в ней стимулы для активизации недостаточно сформированных механизмов деятельности.
При использовании технологии проектирования в коррекционно-образовательном процессе решаются важные задачи [2]: создание условий для освоения знаний, умений и навыков детьми в различных видах деятельности; демонстрация детьми познавательной активности и творческой деятельности в рамках заданной темы, определение с помощью педагога имеющейся проблемы и прогнозирование результатов; активизация коммуникативной деятельности детей, создание условий для общения детей друг с другом и с взрослыми. Эти и другие задачи требуют от педагога, работающего с детьми с ЗПР, определенного мастерства и профессионализма, умения решать методические задачи.
О.Ю. Федосова, Е.А.Михайлова, Т.В.Нестерова следующим образом формулируют требования к методике организации проектной деятельности с детьми с ОВЗ:
необходимость значимой в познавательном, исследовательском, речевом, творческом плане проблемы, задачи, требующей интегрированного поиска для ее решения;
ориентация детей на выполнение активных действий - коммуникативных, двигательных, продуктивных, интеллектуальных и т.п., на самостоятельную и инициативную позицию;
стимулирование желания детей приобретать разносторонний опыт;
важность комплексного получения информации и ее использования (творческое, эмоциональное, социально-ориентированное, эстетическое, физическое);
развитие познавательной активности и познавательных способностей;
опора в проектной деятельности на жизненный опыт детей.
Выводы:
метод проектов - педагогическая технология, ориентированная на применение имеющегося опыта и приобретения новых знаний;
проектирование и внедрение проекта требует высокой активности педагога и детей;
активность педагога проявляется в умении взрослого вносить коррективы в коррекционно-развивающий процесс на основе знания индивидуальных особенностей детей;
детская активность проявляется в самостоятельности их действий и общения с окружающими;
проектная деятельность осуществляется в условиях совместной работы педагогического коллектива и родителей.
Литература:
Немчанина Е. С. Проектная деятельность педагога в работе с детьми с ОВЗ [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 133-135.
Федосова О.Ю., Михайлова Е.А., Нестерова Т.В. Возможности использования метода проекта в работе с дошкольниками с ОВЗ в условиях интеграции // Интеграция и инклюзия в образовании: проблемы и опыт: материалы всерос.научно-практ.конф., посв. 25-летию факультета специального образования. – Самара: ПГСГА, 2013. – 450 с. – С.164-172.