Проблеме изучения понятия тревожности посвящено большое количество научных трудов, а также исследований различных отечественных и зарубежных психологов и других специалистов различных областей. Однако проблема тревожности не перестает занимать особое место в современном мире. Если сравнивать проблему тревожности XX века, о которой говорили Р. Мэй, Э. Эриксон и другие, то в настоящее время, тема тревожности не потеряла своей актуальности, а наоборот становится популярной. В последние годы ситуации, в которых оказывается социум, меняются крайне быстро, как в калейдоскопе событий, временные промежутки нахождения людей в конкретных ситуациях, не ясны. Все это заставляет людей находиться в тревожном состоянии, и приводит к тому, что тема тревожности остается актуальной на сегодняшний день. Тревожность влияет на поведение и развитие личности в социуме, на возможность проявлять эмоции, на возможность строить отношения между собой.
Изучая понятие тревожности в научной литературе, можно сделать вывод о том, что необходимо отличать понятия тревога и тревожности.
В современных исследованиях разграничение тревоги и страха базируются на критерии введенном К. Ясперосом. В соответствии с данным критерием страх сопоставляется с каким-то обстоятельством, тревога по ощущениям не зависит от связи с каким-то обстоятельством. Как правило, про понятие страх говорится для того, чтобы описать эмоциональную реакцию, связанную с какой-то реальной опасностью для человека. Тревога не имеет достаточных данных для основания, ее рассматривают как неопределенное состояние.
Страх – это когда что-то угрожает существованию человека, его организму, а тревожность рассматривается как угроза социальная, то есть опасность грозит ценностям человека, положению в обществе, общению с другими людьми и так далее.
Понятием страх пользуются тогда, когда речь идет о переживании, имеющим конкретный объект, а понятием тревога и тревожность, когда конкретный объект не выделяется. Также на уровень тревоги влияет контекст, который человек связывает в связи с ситуацией.
К. Хорни размышляя о психических условиях возникновения тревоги, дает определение страху и тревожности. Она говорит, что эти два понятия являются эмоциональной реакцией, при этом тревожность связана с туманностью и неясностью. Даже, если существует серьезная опасность, ужас при такой неизвестности, относится к тревожности [1, С. 95].
Тревога в противоположность страху, характеризуется чувством беспомощности по отношению к надвигающейся опасности. Тревога вызывается такой опасностью, которая угрожает ядру личности. Поскольку для каждого человека момент наступления опасности будет разным, то для каждого человека станет совершенно разным жизненно-важные ценности, как то, жизнь, репутация, тело, работа и так далее [1, С. 97].
Ч. Д. Спилбергер также пишет о том, что понятие тревога описывает неприятное эмоциональное состояние, в котором присутствует ощущение каких-то плохих предчувствий, при этом с физиологической стороны происходит активация центральной нервной системы.
То есть, тревога и страх – это две эмоциональные реакции на опасность. В общем, в случае страха опасность воспринимается как общая закономерность, в случае тревоги, опасность оценивается через личный взгляд на мир. На уровень тревоги влияет общий смысл, который человек соединяет с происходящей ситуацией.
Человек, который находится в тревоге, испытывает физическое напряжение. С внешней стороны, человек быстрее дышит, сердцебиение ускоренное, в таком состоянии сложнее принимать решения.
З. Фрейд является основоположником в изучении тревоги. Он охарактеризовал состояние тревоги как эмоциональное переживание ожидания и неопределенности, чувство неопределенности.
Тревога с точки зрения З. Фрейда является функцией Эго и предупреждает Эго о надвигающейся опасности, помогая личности реагировать в ситуациях опасности. В зависимости от того откуда исходит угроза для Эго, Фрейд выделил три типа тревоги: реалистическую, невротическую и моральную.
Реалистическая форма тревоги связана с воздействием внешнего мира. Это понимание личностью реальной опасности, в основном данная форма связана со страхом. Реалистическая форма тревоги может ослаблять способность человека эффективно справляться с источником опасности. Данная форма тревоги отвечает за самосохранение личности.
Невротическую форму тревожности Фрейд называл «боязливым ожиданием» или «страхом ожидания» [2]. Описывая эти понятия, он говорил об тотальной боязливости – это беспрепятственный страх, который может появиться на ровном месте. Люди, которые подвержены данной форме страха, всегда считают любую случайность неслучайной.
Моральная тревога – это страх совести, основана на опасениях перед наказанием Супер-эго, которая предписывает поведение, соответствующее социальным стандартам. Моральная тревога – это чувство вины или стыда, возникающее у человека, когда он совершает действия, противоречащие моральным нормам и правилам.
А. М. Прихожан описывает тревожность, как переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности [3, С. 119].
Необходимо разграничивать понятие тревоги, как состояние, и понятие тревожности, как свойство личности. Тревога – это эмоциональная реакция на предстоящую возможность получения вреда, угроза в этом случае является неопределенной, смутной. Тревожность – личная психологическая особенность, которая проявляется в появлении беспокойства в любых ситуациях.
По мнению Ч. Д. Спилбергер, А. М. Прихожан тревожности имеет два вида:
личностная тревожность, понимается как индивидуальная характеристика личности, стабильное свойство субъекта;
ситуативная тревога, связана скорее с конкретной ситуацией извне [4].
Ситуативная тревожность определяется Спилбергером как «эмоциональная реакция, которая характеризуется мрачными предчувствиями, субъективным ощущением напряженности, нервозности, беспокойства и сопровождается активизацией вегетативной нервной системы» [2].
Ситуативная тревожность может принимать адаптированный характер, в этом случае тревожность мобилизует человека, чтобы достичь цели, в том числе дать силы для приспособления к какой-либо ситуации. В случае если ситуативная тревожность отсутствует, например, в связи с безразличием личности, эффективность деятельности падает. Тогда личность может не достигать поставленной цели. Также повышенная ситуативная тревожность может отрицательно влиять на достижения целей, из-за повышенной возбудимости, невозможности сосредоточится. Поэтому для достижения целей нужна такая степень ситуативной тревожности, чтобы она соответствовала ситуации, в которой находится человек. Такой средний уровень тревожности можно назвать нормальным уровнем тревожности. Нормальный уровень тревожности позволяет личности быть активной во всех сферах жизни.
Личностная тревожность (эмоциональная тревожность) выражается в волнении по любым жизненным обстоятельствам, вследствие низкой самооценки, или неуверенности в себе. Причем, при личностной тревожности, испытываемые жизненные обстоятельства не носят угрозы для жизни и здоровья. Этот вид тревожности еще характеризуется состоянием неосознанного страха, то есть любое событие воспринимается личностью как угроза. Следствием такого состояния является внутреннее напряжение человека, которое влияет на настроение и возможность коммуницировать с другими людьми.
В связи с тем, что личность находится в социуме, в непредсказуемых ситуациях первичной является ситуативная тревога, а личностная тревога, является вторичной. Поскольку субъект находится в ситуации непредсказуемой опасности, он часто реагирует тревожностью. В конечном счете тревожность постепенно превращается в черту личности, тревожность становится базовым чувством у человека.
На психологическом уровне тревожность ощущается как беспокойство и нервозность, упадок мотивации выполнять простейшие задачи и др. [3, С. 25].
На физиологическом уровне проявляются признаки изменения работы центральной нервной системы в том, что учащается дыхание, сердцебиение, сухость во рту и так далее [3, С. 31].
Исследовав понятия тревоги, тревожности и страха в научной литературе, можно сделать следующие выводы:
Понятие тревожности понимается как индивидуальная психологическая особенность человека, которая характеризуется склонностью к частым переживаниям относительно малозначительных поводов.
Изучив понятие тревожности в научной литературе, можно сделать вывод о том, что необходимо отличать понятия тревога и тревожности.
В современных исследованиях разграничение тревоги и страха базируются на критерии введенном К. Ясперосом. В соответствии с данным критерием страх сопоставляется с каким-то обстоятельством, тревога по ощущениям не зависит от связи с каким-то обстоятельством. Как правило, про понятие страх говорится для того, чтобы описать эмоциональную реакцию, связанную с какой-то реальной опасностью для человека. Тревога не имеет достаточных данных для основания, ее рассматривают как неопределенное состояние.
З. Фрейд является основоположником в изучении тревоги. Он охарактеризовал состояние тревоги как эмоциональное переживание ожидания и неопределенности, чувство неопределенности.
Тревога с точки зрения З. Фрейда является функцией Эго и предупреждает Эго о надвигающейся опасности, помогая личности реагировать в ситуациях опасности. В зависимости от того откуда исходит угроза для Эго, Фрейд выделил три типа тревоги: реалистическую, невротическую и моральную.
А. М. Прихожан описывает тревожность, как эмоциональное переживание неудобной ситуации, связанное с ожиданием плохих последствий.
Тревожность имеет два вида: личностная тревожность, понимается как личная характеристика личности, стабильное свойство субъекта; ситуативная тревога, связана скорее с конкретной ситуацией извне.
В связи с тем, что личность находится в социуме, в непредсказуемых ситуациях первичной является ситуативная тревога, а личностная тревога, является вторичной. Поскольку субъект находится в ситуации непредсказуемой опасности, он часто реагирует тревожностью. В конечном счете тревожность постепенно превращается в черту личности, тревожность становится базовым чувством у человека.
На психологическом уровне тревожность ощущается как беспокойство и нервозность, упадок мотивации выполнять простейшие задачи и др.
На физиологическом уровне проявляются признаки изменения работы центральной нервной системы в том, что учащается дыхание, сердцебиение, сухость во рту и так далее.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Хорни, К. Невротическая личность нашего времени / К. Хорни. – Санкт-Петербург : Питер, 2002. – 224 с. : ил. – ISBN 5-318-00685-Х. – Текст : непосредственный.
Истратова, О. Н. Коррекционно-развивающая программа. Коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста / О. Н. Истратова. – Текст: электронный // Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 275» городского округа Самара. – 2016. – URL : https://rospsy.ru/sites/default/files/progr2018/Истратова%20Ольга%20Николаевна.pdf(дата обращения: 09.11.2024).
Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. – Москва : Московский психолого-социальный институт, 2000. – 304 с. : ил. – ISBN 5-89502-089-5. – Текст : непосредственный.
Степанова, Л. А. Развитие у младших школьников навыков сотрудничества с родителями во внеучебной деятельности / Л. А. Степанова. – Текст : электронный // Вестник Гуманитарного института ТГУ. – 2019. – № 2 (18). – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25478892 (дата обращения: 10.11.2024).