Повышение качества обслуживания путем управления взаимоотношениями с клиентами (на примере ООО "АВЕ Технологии") - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

Повышение качества обслуживания путем управления взаимоотношениями с клиентами (на примере ООО "АВЕ Технологии")

Венидиктов В.В. 1
1Оренбургский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение Система автоматизации различных процессов в современном бизнесе в настоящее время очень востребована, независимо от его масштабов. Автоматизация взаимоотношений с существующими и потенциальными клиентами в настоящее время заслуживает отдельного и особого внимания. Именно для этих целей, как подчёркивается [1], в настоящее время находит все большее применение Customer Relationship Management или CRM (управление взаимоотношениями с клиентами, управление связями с клиентами) [2].

Цель исследования: провести анализ возможности и применимости инструментов управления взаимоотношениями с клиентами на примере коммерческой организации.

Методы исследования: для анализа применялись методы систематизации, структурирования и обработки информации, приведенной в различных источниках информации. Кроме этого для анализа были применены инструменты управления качеством.

Результаты исследования и их обсуждение. Компания «АВЕ Технологии» – это коммерческая организация, зарегистрированная в едином государственном реестре юридических лиц РФ как общество с ограниченной ответственностью в мае 2015 года. В соответствии с проведенным анализом результатов оценки удовлетворенности клиентов услугами (проведенном в рамках выполнения выпускной квалификационной работы), нами было установлено, что сроки поставки запчастей в отделе продаж – «узкое место» в деятельности ООО «АВЕ Технологии». Поэтому при разработке мероприятий по улучшению оказываемых услуг нами рекомендовано руководству и учредителям компании внедрять современные инструменты электронного учета и хранения данных о клиентах и логистических операциях между продавцом и покупателем. Именно к таким перспективным на сегодняшний момент инструментам и относятся CRM-системы. Как известно, CRM-система – это специально разработанное программное обеспечение, которое способствует эффективному управлению клиентской базой, сбору заказов, контролю за активностью клиентов и сотрудников, а также автоматизации повседневных задач.

При выборе программного продукта CRM-системы следует обратить внимание на особенности. К ним относятся: дизайн и наглядные графики в отчетах; наличие или отсутствие канбан-досок для управления задачами и клиентами; возможно ли установить интегрированный конструктор для создания онлайн-магазинов; наличие встроенных чат-виджетов с возможностью подключения социальных сетей и мессенджеров (открытых линий); существует ли возможность разработки корпоративных чат-ботов; наличие коробочной версии, позволяющей создавать уникальные порталы. Кроме этого, необходимо учитвать поддерживает ли программа множество языков, подходит для международной работы; автоматизация бизнес-процессов: доступна ли настройка зависимостей, воронок продаж и других параметров; доступность бесплатного тарифа или только платные версии; и главное – это простота и комфорт интерфейса, для минимизации времени обучения сотрудников. Процесс внедрения CRM-системы состоит из нескольких этапов (рисунок 1). Причем, как обосновано авторами в статье [3] «деятельность, напрямую связанная с бизнес-процессами и процессами предприятий, которые непрерывно совершенствуются и требуют постоянного и своевременного контроля». Однако механизм внедрения CRM-системы на предприятиях малого и среднего бизнеса, отличается от крупных по объёму. Комментарии к отдельным этапам внедрения CRM-системы приведены ниже.

Рисунок 1 – Процесс внедрения CRM-системы

Составление технического задания (ТЗ) и настройка CRM-системы следует учитывать, что ТЗ должно содержать требования к CRM и к ее функциям. ТЗ составляет интегратор – он формирует его на основе бизнес-требований. ТЗ может состоять из нескольких пунктов, а может быть очень большим.

На этапе оптимизация процессов выполняется формализация бизнес-процессов. Это делается для упрощения понимания интегратором своей дальнейшей работы. Наиболее популярный для этого инструмент – функциональное моделирование (в нотации IDEF 0). Настройка CRM может занять как один день, так и несколько недель. Это зависит от ТЗ и вида CRM. Как правило, процесс настройки совмещен с процессом тестирования и предназначен для выявления ошибок при работе системы.

Обучение сотрудников. Обучать нужно всех, кто будет работать с CRM: менеджеров по продажам, руководителей, аналитиков. Чтобы операционный сотрудник освоил функциональность и мог работать с CRM-системой, не глядя в инструкцию, может понадобиться от 10 до 20 часов обучения. Обучение необходимо, чтобы при большой загрузке менеджер не тратил время на поиск информации в инструкции.

Чтобы помочь сотрудникам приобрести навыки работы CRM-системе после обучения сотрудникам необходима поддержка со стороны интегратора (в течение нескольких месяцев).

Нами рекомендуется для внедрения облачная CRM-система «Битрикс24» как универсальная платформа для управления корпоративным порталом, внутренним общением сотрудников и общим доступом к облачному хранилищу данных. Для её приобретения необходимо зарегистрироваться на сайте (предоставляется пробная версия).

Основные функции CRM-системы представлены на рисунке 2:

 

На этапе управления данными (знаниями): хранение личных сведений клиентов, истории взаимодействий, сделок, звонков и встреч.

На этапе планирования и управления задачами предусмотрено создание календарей событий, установка напоминаний, распределение заданий среди сотрудников.

Рисунок 2 – Основные функции CRM-системы

 

Риски и возможности (перспективы): анализ продаж помогает выявлять ключевых клиентов и строить с ними долгосрочное сотрудничество. Система обладает широким охватом, т.е. отслеживает пути клиента от первого контакта до покупки. Обеспечивает взаимодействие отделов, что облегчает внутреннее общение и обмен документацией между сотрудниками. Предусмотренные системой возможности позволяют обеспечить конфиденциальность: защита данных клиентов, ограничение доступа для обеспечения безопасности при работе новых сотрудников. Система позволяет обеспечить эффективность работы сотрудников на основе мониторинга и своевременной коррекции их действий.

Кроме этого, время работы может быть сокращено (или оптимизировано) за счет автоматизации периодически повторяющихся (рутинных) действий, что снижает нагрузку на персонал и минимизирует ошибки человеческого фактора. Внедрение CRM-системы на «АВЕ Технологии» позволило автоматизировались многие процессы, в частности: контроль сроков исполнения условий заявок на поставку (любое нарушение от поставленных целей в заявке, обязательно влечет за собой изменение в системе оплаты); способность проследить по пунктам исполнение всех условий поставки и оплаты как поставщикам, так и своевременность выставления счетов и контроля оплаты от покупателя; контроль движения денежных потоков; формирование отчетов в режиме реального времени; контроль за исполнением поручений руководства. Как было установлено, менеджеры стали тратить, в среднем, на 15-25 % меньше времени на работу с клиентами. Это произошло за счет ускорения доступа к информации. Доля упущенных клиентов сократилась на 5 %, а дебиторская задолженность уменьшилась. Однако при внедрении CRM-системы руководство ООО «АВЕ Технологии» столкнулось с рядом проблем, в частности, – неприятие (отторжение) и непонимание, а как следствие, сопротивление персонала новой системе. По статистике при внедрении подобных систем, менеджерский персонал в компании может сократиться на 50%, поскольку работники не хотят подстраиваться под новую систему и новый интерфейс в работе, то есть выходить за пределы своего уровня комфорта. Однако, руководство компании смогло мотивировать и поддержать персонал в этот переходный период обучения и принятия новой системы работы не в таблицах Excel, а в CRM-системе Битрикс24. В течение 6 месяцев с момента внедрения CRM-системы персонал обновился на 25 % (вместо ожидаемых по статистике 50 %). Установленный факт доказывает успешность внедрения системы и дает оптимистичный прогноз на будущее.

Списки используемых источников

1 «Что такое CRM-системы, как они помогают продавать и что о них обязательно нужно знать»: Электронный ресурс / режим доступа: https://skillbox.ru/media/management/chto-takoe-crmsistemy-kak-oni-pomogayut-prodavat-i-chto-o-nikh-obyazatelno-nuzhno-znat/ – 12.02.2025.

2. Алферина О. Н. Стратегическое планирование деятельности фирмы и направления его совершенствования / О. Н. Алферина, Т. В. Тюрькина // Инновационная наука. – 2015. – № 6. – C. 12–15.

3. БарановскийС.И.МеханизмвнедренияCRM-системына предприятиях малого и среднего бизнеса / С. И. Барановский // Труды БГТУ. Серия 5: Экономика и управление. – 2017. – № 1. – С. 5-9.

4. Баттл Ф. Концепция информационных систем управления продажами / Ф. Баттл. – М. : Питер, 2015. – 76 с.

5. Ускенбаева Р. К. CRM-система как необходимый компонент успешного бизнеса / Р. К. Ускенбаева, Д. А. Булегенов // Молодой ученый. – 2016. – № 10. – С. 101–105.

Просмотров работы: 13