ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Паничева Д.С. 1, Ляпина И.С. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Согласно ФГОС НОО одной из целей образовательного процесса в школе является развитие навыков грамотного письма у детей на родном языке [5]. Ананьев Б.Г. и Анохин П.К. в своих исследованиях отмечают, что процесс письма является письмо сложным процессом, который осуществляется благодаря взаимодействию различных анализаторных систем.  Речедвигательный анализатор играет ключевую роль в формировании корректной артикуляции и звукопроизношения. Речеслуховой анализатор отвечает за восприятие речевых сигналов и выбор подходящих фонем. Зрительный анализатор играет важную роль в выборе корректной артикулемы в ходе написания. Двигательный анализатор является неотъемлемой частью, способствующей движению руки во время письма [6].

С точки зрения лингвистики письмо – это графическая система, служащая формой и средством представления языка через знаки и является дополнительным способом коммуникации [1].

По мнению А. Р. Лурия, письмо является одной из самых сложных и осознанных форм речевой деятельности. Необходимо учитывать, что в процессе овладения письмом участвуют различные операции . А.Р. Лурия выделял следующие операции письма:

  1. Побуждение, мотив и задачи.

  2. Анализ звуковой структуры слова

  3. Сопоставление выделенной фонемы с конкретным визуальным образом буквы, которая должна быть отличена от всех других, особенно от графически схожих.

  4. Воспроизведение визуального образа буквы с помощью движений руки [2].

Л.С. Цветкова выделяла три уровня организации письма: психологический, лингвистический и психофизиологический. На психологическом уровне осуществляются задачи формирования мотивов, интереса к письменной речи, смыслового содержания информации, регулируется и контролируется деятельность письма. Лингвистический уровень отвечает за перевод внутреннего смысла и содержания, которые были сформированы на психологическом уровне, в лингвистические коды - в лексико-грамматические и синтаксические единицы (в слова, фразы и тексты). На психофизиологическом уровне осуществляется совместная работа анализаторных систем, лежащих в основе акта письма [6].

При осуществлении письма все уровни функционируют в тесном взаимодействии. В зависимости от поставленной задачи, один из уровней может выходить на первый план, в то время как другие уровни могут играть вспомогательную роль.

Традиционно в процессе обучения в школе выделяют несколько видов письма:

  1. Списывание — это передача в письменной форме зрительно воспринимаемого слова, предложения или текста. Выделяют несколько видов списывания: с рукописного текста, с печатного текста и списывание, осложненное заданиями.

2. Диктант – это практический метод обучения, который заключается в необходимость записывать на слух слоги, слова, предложения и тексты. Виды диктантов: предупредительный диктант, объяснительный, выборочный, свободный, самодиктант и проверочный диктант.

3. Изложение представляет собой письменный пересказ прослушанного или прочитанного текста.

4. Сочинение – это форма письменной школьной работы, представляющая собой рассуждение на определённую тему, изложение собственных взглядов на эту тему. Выделяют несколько видов сочинение: сочинения по произведению (по тексту), сочинения – рассуждения на заданные темы и описательные сочинения [3].

Данные формы письма играют важную роль при овладении навыками письма, позволяя оценить уровень сформированности навыков письма у младших школьников.

Затруднения в освоении навыка письма являются одной из наиболее распространённых форм речевых нарушений среди учащихся начальной школы. У младших школьников могут возникать сложности в обучении письму по различным причинам, включая проблемы с устной речью, недостаточное развитие графомоторных навыков, мелкой моторики, пространственных представлений и зрительного восприятия. Трудности в овладении письмом могут проявляться в недостаточном освоении алфавита, проблемах с преобразованием звуков в буквы и наоборот, а также в затруднениях при написании печатных символов и анализе звуков. Кроме того, нарушения письма могут усложнять изучение орфографии, особенно в контексте сложных правил правописания [4].

В настоящее время проблема нарушений письма у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи является особенно значимой, о чем свидетельствует исследования таких ученых как Р. Е. Левина, М.Е. Хватцев, Л. Ф. Спирова, О. А. Токарева, Р.И. Лалаева, И.Н. Садовникова, А.В. Ястребова, А.Н. Корнев, Л.Г. Парамонова и другие.

С. Ф. Иваненко выделила четыре группы нарушений письма, основываясь на возрасте детей, этапе их обучения грамоте, степени выраженности нарушений и особенностях их проявлений:

  1. Трудности в обучении письму.

  2. Нарушение формирования процесса письма.

  3. Дисграфия (артикуляторно-акустическая, на основе нарушений фонемного распознавания, на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая, оптическая).

  4. Дизорфография [3].

Младшие школьники с ТНР испытывают трудности в овладении навыками письма в силу несформированности языкового анализа и синтеза, фонематических представлений, недостаточности самоконтроля, графомоторных навыков и пространственной ориентировки и т.д. В результате у младших школьников с ТНР отмечаются искажения в структуре предложений и звукобуквенной структуре слов: пропуски согласных при стечении, пропуски гласных, добавление букв, пропуски и перестановки слогов. У них недостаточно сформированы умения находить и исправлять ошибки в написанном тексте. Характерно нарушение высоты, ширины и наклона букв, искажение почерка; нарушение границ строки и листа при письме. Часто наблюдаются ошибки в использовании грамматических форм слов в устной речи, что находит отражение и в письме. Особенно сложными для обучающихся являются конструкции с придаточными предложениями, что проявляется в пропусках и замене союзов, а также в инверсии. Школьники допускают ошибки в использовании существительных в несоответствующих падежах (например, выражение «на ветках деревьях» вместо корректного «на ветках деревьев»), согласовании существительных с прилагательными.

При написании самостоятельных письменных работ, таких как изложение и сочинение, наблюдается фрагментарность изложения, пропуск важных деталей, признаков или событий, указанных в тексте [4].

С целью выявления и описания особенностей письма учащихся третьего класса с ТНР была разработана программа исследования на основе методических рекомендации И.Н. Садовниковой, Н. Н. Баль и И. А. Захарченя. Программа включала в себя 3 блока задания. Для каждого блока заданий разработаны критерии оценки от 0 до 5 баллов.

Блок №1 – исследование навыков списывания. Данный блок включает в себя списывание, осложненное дополнительными заданиями. Ученикам предлагается списать текст, состоящий из 36 слов и вставить пропущенные буквы. При оценивании выполненного задания отмечается точность воспроизведения текста, количество дисграфических и орфографических ошибок, соблюдение правил написания текста, количество ошибок при переводе с печатных букв в письменные.

Блок №2 – исследование письма под диктовку состоит из диктанта текста. Ученикам предлагается прослушать текст 2 раза, затем под диктовку правильно и точно записать. Оценивается количество дисграфических и орфографических ошибок и аккуратность написания текста (количество исправлений).

Блок №3 – исследование самостоятельного письма включает в себя 2 задания – изложение и сочинение по опорным слова. При оценивании блока №3 было выделено два критерия - соответствие содержанию (0-5 баллов) и соблюдение орфографических норм (0-5 баллов). При оценке соответствия содержанию учитывается соответствие теме, логичность и последовательность изложения мыслей. При оценке соблюдения орфографических норм учитывается количество дисграфических и орфографических ошибок.

Затем баллы за каждое задание суммируются. Максимальное количество баллов – 30. По итогам выполнения заданий программы констатирующего исследования испытуемые распределяются по уровням сформированности навыков письма: крайне низкий, низкий, средний и высокий уровни.

Предложенная программа исследования письма позволит оценить сформированность различных форм письма, доступных младшим школьникам, обеспечит возможность выявления орфографических и дисграфических ошибок. Полученные результаты исследования станут основной для разработки программы логопедической помощи младшим школьникам с ТНР с учетом индивидуальных особенностей формирования навыков письма у каждого ребенка.

Список литературы

  1. Ильин, Б. Б. О термине «Письмо» в графической лингвистике и смежных науках [Электронный ресурс] / Б. Б. Ильин // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2017. – №8-1 (74). – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-termine-pismo-v-graficheskoy-lingvistike-i-smezhnyh-naukah, доступ из ЭБС «КиберЛенинка» – Загл. с экрана.

  2. Лурия, А.Р. Очерки психофизиологии и письма [Текст]: учебное пособие / А. Р. Лурия – Москва: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1950 – 250 с.

  3. Львов, М. Р., Рамзаева, Т. Г., Светловская, Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» [Электронный ресурс] / М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева, Н. Н. Светловская // Просвещение. – 2010. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://elib.buxdupi.uz/books/Metodika.pdf. – Загл. с экрана.

  4. Тюльнева, А. В., Отева, Н. И., Пащенко, Е. В. Изучение особенностей письменной речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) [Электронный ресурс] / А. В. Тюльнева, Н. И. Отева, Е. В. Пащенко // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2020. – № 2 (46). – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-osobennostey-pismennoy-rechi-u-mladshih-shkolnikov-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi-tnr, доступ из ЭБС “КиберЛенинка”.

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 [Электронный ресурс] – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа : https://fgos.ru/fgos/fgos-do/, свободный – Загл. с экрана.

  6. Цветкова, Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление [Электронный ресурс] / Л. С. Цветкова // М.: «Юристъ». – 2000. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://pedlib.ru/Books/2/0155/2_0155-140.shtml, доступ из ЭБС «ПедЛиб». – Загл. с экрана.

Просмотров работы: 4941