В современном мире умение четко и логично выражать мысли на письме является важным навыком. Письменная речь, в частности письмо, представляет собой сложный процесс и требует особого внимания к его формированию. Актуальным является вопрос изучения навыков письма у обучающихся основного общего образования, поскольку наибольшее внимание уделяется сензитивным периодам письма, которые включают в себя четыре этапа: добукварный (подготовительный), период отработки навыков, период обучения слитному написанию слогов и слов, а также этапу, на котором дети приобретают умение быстро писать отдельные слова [1]. При этом недостаточно научно-исследовательской, методической литературы, направленной на рассмотрение проблемы письма и его нарушений у обучающихся 5–9 классов. Несмотря на оказание ранней логопедической помощи на дошкольном этапе, в младшем школьном возрасте, многие школьники с ТНР не могут полностью компенсировать нарушения письменной речи, что приводит к проблемам письма на уровне основного общего образования.
Также нельзя не отметить факт, что на сегодняшний день разработаны новые документы, где отражены организация и содержание работы по федеральным адаптированным основным общеобразовательным программам (далее – ФАООП) на уровне основного общего образования с учащимися с ТНР. Однако, несмотря на инициативы, существует заметный недостаток материалов и исследований, касающихся логопедической работы с учащимися старших классов.
В связи с этим, проблема нарушений письма, таких как дисграфия и дизорфография продолжают сохраняться и оказывать негативное влияние как на учебный процесс, так и на социальную адаптацию обучающихся.
Развитие письма, непосредственно связано с устной речью. Устная и письменная формы речи представляют собой вид временных связей второй сигнальной системы. Однако письмо является надстройкой и развивается более медленно и требует систематического и целенаправленного обучения. Поскольку письмо – это осознанный акт, требующий постоянной практики, и не может развиваться самостоятельно, как устная речь в процессе развития ребенка, оно требует обучения и включения взрослого, а также помощи дошкольнику в овладении навыками письменной речи [3].
«Письменная речь — это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звуко-буквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения» (Т. Б. Филичева) [6]. Понятие «письменная речь» включает в себя навыки письма и чтения. Письмо – знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов закреплять речь во времени и передавать её на расстояние» [4].
И. Н. Садовникова в своих работах отмечает, что письмо имеет сложную многоуровневую структуру, процесс которого обеспечивается согласованной работой речеслухового, речедвигательныго, зрительного, а также двигательного анализаторов [5]. Так, в процессе написания текста участвуют [2]:
1. Система "зрение + движение" помогает разместить буквы, слова и другие элементы на странице, а также выполнять движения при написании,
2. Система "зрение + слух" обеспечивает контроль над буквенным составом слов путем сопоставления визуального образа слова с его звуковым аналогом,
3. Система "слух + движение" развивает навыки анализа звуков слов через сопоставление слышимого образа слова с его артикуляционным образом.
В процессе получения образования обучающиеся совершенствуют свои навыки письма, учатся писать тексты с учетом цели и аудитории, используя разные стили и жанры письма, пересматривать и редактировать написанное. Основными формами контроля письма в системе школьного образования являются: диктант, сочинение и изложение.
Диагностика письма обучающихся с ТНР является неотъемлемой частью процесса индивидуализированного обучения, поскольку каждый ребенок обладает уникальными особенностями и потребностями, которые позволяет выявить исследование, а также эффективно выбрать методы работы и персонализировать образовательные программы для учащегося.
С этой целью была разработана программа исследования навыка письма у обучающихся ТНР 7–8 класса, в основу которой были положены методики А. Н. Корнева, Н. Ю. Киселевой и Т. А. Фотековой.
Программа исследования письма обучающихся 7–8 классов с ТНР включает в себя 3 блока:
1. Исследование уровня владения русским языком.
Первый блок посвящен анализу количественных и качественных показателей успеваемости обучающихся и анализу письменных работ обучающихся по предмету «Русский язык». Исследование контрольных, самостоятельных и классных работ, а также оценки за прошлый и текущий учебный год позволяет выявить уровень владения языком и учесть специфические ошибки.
2. Исследование навыков письма.
Целью данного блока является исследование уровня владения грамматическими языковыми средствами, умение пользоваться навыками словообразования, а также точность восприятия звуков речи и их преобразования в буквы. Блок включает в себя два раздела:
2.1 – исследование владения грамматическими средствами письма;
2.2 – оценка фонематического восприятия.
В данном блоке учащемуся предлагается выполнить 6 заданий, которые позволят исследовать такие компоненты как:
навыки словообразования одной части речи в другую;
уровень владения грамматическими языковыми средствами;
моторную зрелость;
уровень понимания материала;
уровень фонематического восприятия.
Таким образом, исследование направлено на оценку уровня сформированности навыков письма у учащихся, где основное внимание уделяется не только количественным показателям, таких как скорость и аккуратность письма, но и оценить качественные показатели, такие как навыки словообразования, умение составлять грамматически правильные конструкции, что является важным аспектом в обучении и коммуникации.
3. Исследование сформированности письма, как предметного результата по русскому языку.
В данном блоке дается оценка навыков создания текста, посредством мини-сочинения, которое основывается на жизненном и читательском опыте автора. Текст позволяет оценить грамотность текста, в соответствии с нормами русского языка, включая правила пунктуации, орфографии и грамматики, уровень сформированности связной речи, а также охарактеризовать ошибки дисграфического и дизорфографического характера, допускаемые учащимся при самостоятельном написании текста.
По окончанию выполнения программы исследования навыков письма выделяется 3 уровня сформированности навыков письма: высокий, средний, низкий, которые определяет сумма баллов по блокам, где за каждое задание обучающийся получает от 0 до 3 баллов (максимальное количество баллов – 24, минимальное количество баллов – 0).
Разработка и отбор заданий для исследования навыков письма обучающихся основного общего образования осуществлялись с учетом следующих факторов:
Возрастные особенности,
Лексический и грамматический уровень,
Цели диагностического блока,
Соответствие учебным стандартам.
Таким образом, методика исследования письма обучающихся 7–8 класса с ТНР представляет собой комплексную программу, которая позволяет оценить различные аспекты письма, описать трудности, возникающие при реализации письменных навыков, выявить индивидуальные особенности в овладении письмом. Использование экспериментальные задания позволят оценить текущее состояние навыков письма учащихся и разработать целенаправленную стратегию их улучшения.
Список литературы:
Дефектология проф [Электронный ресурс]: [офиц. сайт] / АНО ДПО «МИРО». – Электрон. дан. – [Москва] : Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт развития образования» [2013]. – Режим доступа: https://www.defectologiya.pro/, свободный (дата обращения: 18.04.2024). – Загл. с экрана.
ИКП [Электронный ресурс] : [офиц. сайт] / ИКП – Электрон, дан. - [Москва] : Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт коррекционной педагогики». – Режим доступа: https://ikp-rao.ru/a3/, свободный (дата обращения: 19.05.2024). – Загл. с экрана.
Комкова, И. Н. Формирование функционального базиса письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Текст] / И. Н. Комкова // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2015. - №. 3-4.-С. 143.
Понятийно-терминологический словарь логопеда [Текст] : словарь / ред. В. И. Селиверстов. – М.: Академический Проект, 2004. – 480 с.
Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников [Текст] : учеб. пособ. / И.Н. Садовникова ; М.:Владос, 1997. - 256 с.
Филичева, Т. Б. Основы логопедии [Текст] : учеб. пособ. для студ. пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.) / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина ; М.: Просвещение, 1989. – 223 с.