СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПЕСЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ, СГЕНЕРИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЕЙ ИИ - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПЕСЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ, СГЕНЕРИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЕЙ ИИ

Пустовойд В.В. 1
1Новосибирский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В условиях стремительного технического прогресса владение иностранными языками, в первую очередь английским, как глобальным средством коммуникации, становится неотъемлемым требованием для успешной социальной и профессиональной адаптации. Развитие технологий и цифровизация приводят к увеличению объемов общения на английском языке не только в традиционных форматах, но и в цифровом пространстве: современные дети активно взаимодействуют с англоязычным контентом в сети Интернет, смотрят фильмы и сериалы в оригинале, прослушивают иноязычные песни. Однако пассивное восприятие аутентичной речи не гарантирует формирования правильного произношения, так как обучающиеся могут не осознавать различий между звуками родного и иностранного языков, а также не обладают инструментами для самокоррекции. В этом контексте важность целенаправленной работы над фонетической составляющей языковой компетенции значительно возрастает, поскольку только систематическая тренировка позволяет закрепить артикуляционные и интонационные навыки.

Современные реалии таковы, что в последние десятилетия учителя, преподающие английский язык в общеобразовательных учреждениях, стали уделять фонетической составляющей языковой компетенции обучающихся всё меньше внимания, что подтверждает собственный опыт во время прохождения многочисленных методических практик. В условиях ограниченного учебного времени учителя часто сталкиваются с трудностями в индивидуальной работе над произношением каждого ученика; как следствие, обучающиеся продолжают испытывать затруднения с правильной артикуляцией и восприятием английской речи на слух. В этой связи становится всё более очевидной необходимость применения современных методов обучения, а также инновационных технологий, таких как искусственный интеллект (далее – ИИ), которые могут помочь оптимизировать и разнообразить процесс обучения фонетике.

Одним из эффективных способов формирования фонетической компетенции является использование песенного материала – особого вида текста, особенностью которого является наличие рифмы [2]. Использование песенного материала на занятиях иностранного языка создает особую атмосферу сотрудничества, оказывающую благоприятный эффект на эмоциональное состояние обучающихся, стимулирует интерес к изучаемому предмету, снижает психологическую нагрузку и помогает раскрыть творческие способности учеников в полной мере [1].

В последние годы значительный вклад в развитие образовательных технологий также вносят системы искусственного интеллекта (ИИ). Согласно Национальной стратегии развития ИИ до 2030 г., утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г., ИИ представляет собой совокупность технологических решений, способных имитировать когнитивные функции человека и достигать результатов, как минимум сопоставимых с человеческим интеллектом [3]. Данные технологии открывают новые возможности для улучшения образования, особенно языкового.

Мы хотели бы отметить, что использование песенных материалов, сгенерированных технологией ИИ, для совершенствования фонетической составляющей языковой компетенции особенно актуально, поскольку УК часто содержат тексты и языковые образцы, которые могут не соответствовать их аутентичному использованию.

Из технологий ИИ, используемых в обучении иностранному языку, нам хотелось бы выделить Suno, так как данная нейросеть достаточна легка в использовании, бесплатна, а также доступна на территории РФ и предлагает большое количество полезных функций. Suno – инструмент, который может помочь учителю создавать аудиоматериалы для предстоящий занятий, посвященных фонетике. Чтобы помочь обучающимся усвоить, либо же дифференцировать звуки, преподаватель вводит в Suno запрос на создание песни: после генерации текста и прослушивания материала учитель анализирует его и при необходимости корректирует, чтобы песня соответствовала учебным целям. Например, можно предложить ресурсу Suno сгенерировать песенный материал для обучающихся 6 класса и предложили тему – «Произношение согласных звуков [s] - [z]», а затем разработать фонетические упражнения на основе данного песенного текста. Проиллюстрируем сказанное примером упражнения:

Упражнение «Соревнование Зум или Сам?»

Цель: научить различать и правильно произносить звуки [s] и [z].

Инструкция:

1. Класс делится на две команды: "Zoom" (звук [z]) и "Sum" (звук [s]).

2. Учитель читает слова из песни, содержащие звуки [s] или [z].

3. Если слово содержит звук [z] (например, "buzzing", "zip", "crazy"), игроки из команды "Zoom" должны топать ногами.

4. Если слово содержит звук [s] (например, "secret", "searching", "skateboards"), игроки из команды "Sum" хлопают.

Таким образом, песенные материалы, сгенерированные с помощью технологии ИИ, предоставляют уникальные возможности для развития фонетической компетенции у обучающихся. Данный подход способствует улучшению фонетических навыков и повышению общей языковой компетенции обучающихся, делая процесс изучения языка более увлекательным.

Библиографический список

  1. Закирова Р.З., Тихонова Н.В. Роль песенного материала в обучении иностранному языку. Казань: КФУ, 2019. С.207-213.

  2. Комарова Ю.А. Использование современного песенного материала в обучении иностранным языкам обучающихся старших классов // Иностранные языки в школе. – 2008. - №4. – С. 41-46.

  3. Указ Президента РФ от 10.10.2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (вместе с «Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года») // «Собрание законодательства Российской Федерации». — 14.10.2019. — № 41. — с. 5700.

  4. Suno AI [Электронный ресурс]. URL: https://suno.com/ (дата обращения: 12.02.2025).

Просмотров работы: 32