Дидактический потенциал искусственного интеллекта “Visme” для совершенствования риторической компетенции студентов педагогического направления подготовки - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

Дидактический потенциал искусственного интеллекта “Visme” для совершенствования риторической компетенции студентов педагогического направления подготовки

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Риторическая грамотность представляет собой ключевую составляющую коммуникативной компетенции педагога в условиях современного информационного общества. Так, в структуре педагогических компетенций Л.Н. Горобец риторическая компетенция представляет собой высший уровень развития коммуникативной компетенции и предполагает умение осмысленно формулировать, произносить и анализировать авторский текст, относящийся к определенному речевому или риторическому жанру, с учетом цели и контекста публичного выступления [Горобец, с. 215].

Изучение риторики как науки может проходить в рамках следующих дисциплин бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование»: «Культура речи», «Ораторское искусство», «Ораторское мастерство», «Педагогическая риторика», «Риторика». Программы перечисленных дисциплин предполагают овладение студентами этапов подготовки ораторских выступлений, приемов взаимодействия со слушателями, подходов к риторическому анализу текстов публичных выступлений [Яхина, с. 119].

Для значительного расширения и модернизации процесса обучения искусству публичной речи в современных условиях преподаватель может обратиться к инструментам цифровой риторики, которая представляет собой «науку и искусство воздействия на аудиторию через цифровые каналы с целью информирования, убеждения и побуждения к действию» [Шмаков, с.108].

К инструментам цифровой риторики кандидат филологических наук Шмаков Артем Алексеевич относит графическую визуализацию информации, учитывающую цель сообщения, тип и формат публичного выступления, особенности адресата. Одной из графических техник совершенствования риторической компетенции является инфографика. Инфографика представляет собой графический способ подачи информации. Российский специалист в области теории и методики обучения Лаптев Владимир Валентинович рассматривает инфографику как «область коммуникативного дизайна», основу которой составляет графическое представление текста, логических связей, количественно-числовых данных [Лаптев, с. 181].

Многофункциональной платформой для создания инфографики является цифровой ресурс Visme, доступный для пользователей в России. В контексте публичных выступлений использование графических методов подачи информации, предложенных “Visme” позволяет значительно упростить восприятие сложных и объемных данных, сэкономить время и облегчить аудитории принятие решения — согласиться или не согласиться с позицией оратора. Такой подход способствует эмоциональному отклику аудитории, что подтверждает его эффективность как инструмента цифровой риторики.

В широком смысле понятие инфографики подразумевает любое изображение, передающее смысл, без использования текста. Visme предлагает несколько видов инфо-графики. Рассмотрим варианты инфо-графики, доступные в
Visme в зависимости от цели публичного выступления:

  1. статистическая инфографика (statistical or diagrams) – вид инфографики, подходящий для публичных выступлений с представлением цифровых данных;

  2. хронологическая инфографика (timeline) – инфографика, иллюстрирующая постепенное развитие событий;

  3. географическая инфографика (location) – способ интерактивного представления информации о местности;

  4. исследование (informational) – инфографика, представляющая собой визуальное отображение аналитических данных, результатов научных или статистических исследований;

  5. иерархическая инфографика (hierarchical or mind-map) – инфографика, демонстрирующая порядок подчинения низших звеньев высшим, взаимосвязь элементов внутри системы;

  6. алгоритм (process or flowcharts) – инфографика, подходящая для публичных выступлений, имеющих характер информационного доклада, лекции или презентации с акцентом на последовательности четко прописанных действий или шагов, необходимых для достижения поставленной цели;

  7. сопоставительная инфографика (comparison) – вид инфографики, который заключается в представлении данных или информации о двух и более объектах, явлениях или процессах с целью выявления их различий и сходств.

Для работы с Visme студенту необходимо определиться с форматом публичного выступления, определить цель и задачи выступления. Далее Visme предложит несколько шаблонов структуризации информации, упомянутых выше. После студент переходит к этапу наполнения инфографики соответствующим контентом (текстовыми и числовыми данными). Следующий шаг – дизайн и стилистическое оформление, выполняется вручную. Дизайн шаблона возможно адаптировать в соответствии с тематикой выступления и психофизиологическими особенностями целевой аудитории. Завершающий этап – экспорт шаблона на цифровое устройство, с которого в последствии шаблон будет применен в образовательном процессе.

Отличительной особенностью Visme является его ИИ-инструменты: на платформе можно создавать полноценные готовые проекты через запрос искусственному интеллекту Visme. Для использования искусственного интеллекта в Visme нужно выбрать выполнить следующие шаги: create – проект – generate with AI. В открывшемся чате требуется сформулировать конкретный запрос на создание проекта, после чего ИИ предложит доступные форматы проектов (presentation, report, ebooks, casestudies, lessonplans) и задаст уточняющие вопросы по наполнению содержания проекта. Далее студенту будут предложены варианты стилевого оформления работы. Готовый проект можно отредактировать или скачать без внесения изменений в предложенных форматах (JPG, PNG, PDF, PPTX, HTML5, MP4, GIF).

Таким образом, дидактический потенциал цифрового ресурса Visme заключается в его способности интегрировать визуальные и интерактивные элементы, планы, презентации, отчеты и инфо-шаблоны в процесс подготовки и презентации публичного выступления, что способствует совершенствованию риторической компетенции студентов педагогического направления подготовки.

Бибилиографический список

  1. Горобец Л. Н. Риторическая компетенция учителя: проблемы исследования и практика формирования // Известия
    Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 62. С. 214-218.

  2. Лаптев В.В. Инфографика: основные понятия и определения // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2013. 4 (184). С. 180-187.

  3. Шмаков А.А., Ермишина А.А. Цифровая риторика как инструмент создания позитивного речевого образа власти // Алтайский Вестник государственной и муниципальной службы. 2020. №18. С.107-109.

  4. Яхина, Д. И. Инфографика как инструмент цифровой риторики при обучении студентов нефилологического профиля искусству публичной речи / Д. И. Яхина // Современные наука и образование: достижения и перспективы развития : Сборник трудов по материалам II Национальной научно-практической конференции, Керчь, 01–04 июня 2022 года. – Керчь: ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет», 2022. – С. 119-124. – EDN AACMKW.

  5. Платформа Visme [Электронный ресурс]. URL: https://dashboard.visme.co/v2/templates/enlIbmRuTFZnRGdabFlYTGxhNUd3QT09OjpyMHVCbEUwSnZkRWE4QVhjemlsaWJnPT0=/createProject#/infographics/featuredInfographic (дата обращения: 10.02.2025).

Просмотров работы: 117