ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ

Маркова А.В. 1, Горина П.А. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире семья является основным элементом социальной структуры и особенности взаимодействия в ней становятся все более разнообразными и сложными. Качество отношений влияет на динамические процессы и стабильность семьи. Эмоциональная обстановка, стратегии разрешения конфликтов, наличие ответственности, сотрудничества, взаимоуважения и поддержки, выстраивание и соблюдение личных границ, модели поведения и распределение семейных обязанностей являются важными показателями семейных взаимодействий в повседневной жизни, или семейных коммуникаций. Под семейными коммуникациями понимается обмен информацией между членами семьи, который направлен на согласование усилий, выполнение социальных ролей в процессе совместной деятельности, а также развитие и установление здоровых взаимоотношений [1]. Семейные коммуникации меняются в зависимости от множества факторов: развитие технологий, социальные нормы, культурные изменения, система власти и подчинения в семье, положение детей, роли супругов. Опыт семейных коммуникаций служит основой для формирования личности.

На сегодняшний день молодежи важно иметь представление об особенностях семейных коммуникаций т.к. взаимоотношения в семье влияют на формирование личности человека, а также на усвоение основ семейных отношений. Е. С. Щетинина считает, что молодежь должна обладать знаниями о семейных коммуникациях для того, чтобы иметь представление о моделях семейных взаимодействий [4]. Осознание того, какие паттерны являются деструктивными, а какие здоровыми помогает избегать ошибок в будущих взаимоотношениях. Также понимание особенностей семейных коммуникаций детерминирует у девушек и юношей создание здоровых отношений как в семье, так и за ее пределами. Это включает в себя осознание различных стилей общения, а также навыки активного слушания и выражения своих мыслей. Кроме того, знание принципов семейных коммуникаций помогает эффективно разрешать конфликты и находить компромиссы, что особенно важно в условиях разнообразия мнений и подходов в современных семьях. Вместе с тем, конструктивные семейные коммуникации способствуют эмоциональному благополучию. Молодежь, осознающая важность открытых и честных разговоров в семье, лучше справляется со стрессом и эмоциональными трудностями.

Проблемы семейных коммуникаций явлются предметом изучения различных наук, социологии, психологии, педагогики и др. Социологи Т. Парнонс и К. Девис исследовали совмещение «микроанализа» и «макроанализа» семьи. Среди других ученых, работавших в этой области, можно выделить французского методолога Фредерика Ле Пле, который подробно изучил особенности жизни семей в разных европейских странах и в разных социальных группах. Наиболее значительный вклад в развитие социологии семьи внесли следующие ученые: “Г. Харчев (теория семьи), М. С. Мацковский (методология и методика), А. Н. Антонов (рождаемость), В. Сысенко (устойчивость брака), И. С. Голод (стабильность семьи), В. А. Борисов (потребность в детях), Д. Я. Кутсар (качество брака), Н. Г. Юркевич, М. Я. Соловьев, С. С. Седельников (мотивы и причины разводов), Л. Гордон, Э. Клопов (жизненный цикл семьи), И. А. Герасимова (демографическая типология семей), В. Л. Ружже (типология семейных групп), Г. А. Вишневский (исторические типы рождаемости), И. В. Бестужев-Лада (прогнозирование семьи), А. Г. Волков (ожидаемая продолжительность брака), Н. В. Малярова (типология супружеских конфликтов), Т. Ж. Гурко (молодая семья), Э. К. Васильева (типология видов жизнедеятельности семьи), В. Б. Голофаст (функции семьи), И. С. Кон (сексуальное поведение), З. А. Янкова (городская семья) и другие” [3]. Психологи Ю. А. Алёшина, А. С. Спиваковская, Э. Г. Эйдемиллер занимались разработкой теорий, которые объясняли функционирование семьи как системы, мотивы вступления в брак, особенности детско-родительских и супружеских отношений, а также причины конфликтов в семье и разводов. Широко распространенная тенденция в изучении семьи заключается в том, что она является основным источником социализации молодежи. Однако в настоящее время наблюдаются изменения в восприятии семьи, которые отражаются в представлениях современного молодого поколения [4].

Выделяют множество типов семейных коммуникаций в зависимости от исследовательского интереса автора. Самая распространенная классификация делит коммуникации на вербальные и невербальные. Вербальная коммуникация подразумевает честные и открытые разговоры помогают членам семьи делиться своими мыслями, эмоциями и переживаниями. Регулярные обсуждения повседневных событий, планов и проблем способствуют укреплению семейных отношений. Важно выражать свои мысли и чувства, принимая во внимание мнения других членов семьи, а также уметь конструктивно давать и принимать обратную связь. Невербальная коммуникация подразумевает жесты, выражения лиц и позы зачастую передают больше информации, чем слова. Доброжелательная и открытая невербальная коммуникация помогает формировать атмосферу доверия. Также контакт глазами: взгляд в глаза демонстрирует внимание и интерес к собеседнику, физические прикосновения: объятия, поцелуи и другие виды физического контакта передают чувства любви и поддержки. Также выделяют особый тип – метакоммуникации или коммуникация по поводу коммуникации. В каждой семье есть правила взаимодействия, которые устанавливают коммуникацию для конкретной семьи. Это способствует пониманию между партнерами по общению, а также организации и регулированию процесса коммуникативного акта.

С позиции качества семейных коммуникаций выделяют позитивную и негативную коммуникации. О позитивной семейной коммуникации свидетельствуют такие признаки, как: взаимоуважение и взаимопонимание, взаимопринятие и забота, сотрудничество, открытые и честные разговоры, активное слушание, уважение к мнению и чувствам каждого члена семьи, проведение времени вместе, конструктивное разрешение конфликтов, создание семейных традиций, совместное времяпровождение и т.д.

Под негативными коммуникациям понимаются “любые коммуникации, которые отрицательно влияют на сознание, физическое и психическое здоровье, личностное развитие, независимое восприятие и свободу человека” [2]. Отрицательные коммуникации могут вызывать кризис идентичности, поскольку мешают человеку осознать себя и правильно идентифицировать себя с социальными группами, необходимыми для его полноценного развития. Негативные коммуникации приводят к кризису личностной идентичности, неадекватному осознанию человеком собственного «я». Это приводит к неверной самооценке и ложной самоидентификации личности. Также негативная коммуникация влияет на поведение человека – он становится более агрессивным, раздражительным, недоверчивым, становится участником все большего числа конфликтов. У человека могут развиваться тревожность, депрессия или даже некоторые физические заболевания, которые связаны с продолжительным стрессом в жизни индивида.

Негативная семейная коммуникация оказывает отрицательное влияние на семью. Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкий обсуждают “типичные нарушения” в семейных отношениях. Одним из наиболее распространенных является “искаженная коммуникация”, которая включает в себя неправильное общение родителей и их склонность к монологам вместо диалогов. Часто родители не устанавливают зрительный контакт с детьми, что может вызывать у последних обиду. Непонимание и злость могут привести к неожиданным разрывам общения, когда собеседник просто забывает о разговоре, отворачивается от говорящего или без предупреждения начинает заниматься своими делами.

“Двойная связь” представляет собой ситуацию, когда одновременно передаются два противоречивых сообщения, каждое из которых должно быть правильно воспринято. Эта форма общения называется “парадоксальной”. Примером такой коммуникации может служить ситуация, когда собеседник утверждает, что ему очень интересно, при этом не отрываясь от чтения газеты. Это вызывает раздражение и нежелание делиться своими чувствами в будущем.

“Замаскированная коммуникация” описывает способы общения в условиях семейных конфликтов и противоречивых мнений. Здесь речь идет о попытках скрыть происходящее в семье. Один из членов семьи может подтверждать содержание сообщения, но одновременно отвергать интерпретацию его автора. Например, если ребенок говорит о своих психологических проблемах, родители могут ответить: “Как ты можешь так говорить, ведь у тебя все есть! Ты просто неблагодарный!”. Таким образом, родители искажают интерпретацию сообщения ради собственного спокойствия, и его информационная ценность оказывается практически нулевой.

Итак, негативные коммуникации могут привести к ухудшению отношений: отдалению членов семьи, снижается самооценка и самоуважение, повышается внутреннее напряжение и тревога, формирование недоверия к миру со стороны детей, разрушение чувства физической и эмоциональной близости, развитие заболеваний и т.д.

Психологи выделяют несколько методов профилактики конфликтов в семейной жизни.

Одним из ключевых аспектов предотвращения семейных конфликтов является качественное общение. Оно включает в себя ряд правил: выделение времени для бесед с близкими, активное слушание и открытое обсуждение проблем и эмоций, внимание на детей, учет их мнения и создание условия для выражения мыслей и чувств всех членов семьи, что позволит избежать многих недоразумений.

Еще один способ – установка личных границ и ожиданий, что способствует предотвращению конфликтов. Отметим важным, чтобы каждый член семьи понимал, какие правила необходимо соблюдать и какие нормы поведения являются приемлемыми. Это может включать в себя установление правил по использованию общих пространств, распределению обязанностей и уровня ответственности в зависимости от возраста и возможностей.

Также помогает поддержка и терапия. Если конфликт уже возник, не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам. Семейная терапия может быть эффективным способом решения сложных вопросов и улучшения отношений. Профессиональный психолог или семейный консультант помогут вам и вашей семье найти пути разрешения конфликта, улучшить общение и восстановить гармонию.

Хорошим способом профилактики являются совместные мероприятия. Проведение времени вместе и участие в совместных активностях способствует укреплению близости. Общие интересы и занятия создают основу для общения и усиливают связь между членами семьи. Регулярные семейные мероприятия, такие как выезды на природу, настольные игры или культурные события, могут способствовать укреплению отношений.

Исследователи К. Н. Поливанова и Е. Стрельник отмечают, что утрата традиционной модели семьи приводит к разрыву между поколениями. Современные молодые родители всё реже обращаются к своим родителям за советами по воспитанию детей и всё чаще отказываются воспитывать своих детей так, как это делали их предшественники. В результате этого меняется и восприятие родительства. Авторы считают, что для современной молодежи семья и дети не занимают приоритетного места в системе ценностей. Вместе с тем, создание семьи рассматривается как основа для последующего профессионального развития и достижения материальной стабильности [4].

С целью выявления представлений у современной молодежи о семейных коммуникациях и особенностях общениях проведено эмпирическое исследование. В анкетировании приняли участие 45 респондентов в возрасте от 18 до 35 лет, среди которых 86,7% женщин и 13,3% мужчин.

Анализ результатов показал, что под семейными коммуникациями большинство опрошенных понимают общение между членами семьи (64,4%) и взаимодействие между семейными ролями (родители, дети) (24,4%) (см. Рисунок 1). Это указывает на то, что молодые люди воспринимают семейные отношения как форму личного общения и взаимопонимания, воспринимают семью как группу людей, общающихся друг с другом. Это является положительным знаком: они понимают значимость и необходимость общения в семье для достижения гармонии и понимания.

Рисунок 1 – Понятие о семейных коммуникациях

Среди высказываний и фраз в семейных коммуникациях большая часть респондентов выделяли: похвалу (91,1%), советы и готовые решения (88,9%), мораль, нравоучения, проповеди (46,7%), сочувствие на словах, уговоры (44,4%). Предпочтения группы респондентов в отношении методов общения свидетельствуют о том, что большинство из них ценит конструктивные и поддерживающие формы взаимодействия. Это можно интерпретировать как положительный сигнал о том, что молодые люди стремятся к здоровым коммуникациям, основанным на поддержке и взаимопонимании, что, в свою очередь, может способствовать укреплению семейных связей. Люди более старшего возраста могли воспитываться в более авторитарной семье, где приказы, команды (33,3%) и критика, нотации, обвинения (28,9%) считались нормой. Они склонны переносить сформировавшиеся модели на собственную семью.

Опрошенные считают, что сегодня молодежи важно иметь представление об особенностях семейных коммуникаций для улучшения взаимоотношений в своей семье (88,9%), для подготовки к будущей семейной жизни (80%), а также для поддержки и понимания своих родителей (60%). Это говорит о том, что важно информировать людей с раннего возраста о семейных коммуникациях т.к. это может повлиять на количество семей позитивными семейными коммуникациями. Также это укрепляет уверенность в построении здоровых отношений в будущем у молодых людей – они видят в этом ресурс для счастливой семейной жизни.

Тем не менее, следует обратить внимание на несколько аспектов, связанных с недостаточной осведомленностью респондентов о методах профилактики негативной семейной коммуникации. Оказалось, что многие не знают о мерах/способах предупреждения негативной семейной коммуникации (37,8%) или знают один-два варианта, не более (33,3%), а меньшая доля опрошенных (28,9%) знает о них. Это может свидетельствовать о том, что молодежь недостаточно информирована о проблемах семейного общения и способах их предотвращения. Эти знания имеют критическое значение, так как молодые люди, недооценившие важность конкретных методов разрешения семейных конфликтов, могут столкнуться с трудностями в будущем при создании и поддержании собственных семей. Проблема информированности о методах профилактики негативной семейной коммуникации остается актуальной на сегодняшний день.

Среди мер/способов предупреждения негативной семейной коммуникации чаще всего выбирали варианты: регулярное обсуждение проблем и эмоций в семье (93,3%), обращение за помощью к специалистам (психологам) (53,3%), установление личностных границ (44,4%) (см. Рисунок 2). Большинство опрошенных выделяли положительные меры предупреждения, это говорит о наличии стремления к улучшению коммуникации внутри семьи. Современный акцент на эмоциональном интеллекте и важности открытого выражения чувств мог повлиять на выбор регулярного обсуждения проблем. Кроме того, увеличивается осведомленность о преимуществах психологической помощи, а стигматизация обращения к психологам постепенно уменьшается. Это говорит нам о прогрессивном взгляде на семейные отношения, который основан на уважении, принятии, эмпатии и готовности решать проблемы вместе.

Рисунок 2 – Способы и меры предупреждения негативной семейной коммуникации

У современной молодежи отмечается понимание влияния негативной коммуникации на личность и на семью. Так, среди влияний на личность респонденты отмечали: снижение самооценки, повышение тревоги и стресса, потерю доверия к семье, появление комплексов и психических проблем, задержку в развитии критического мышления и умения выражать собственное мнение, возникновение проблем с коммуникацией и т.д. Девушки и юноши считают, что последствия для семьи отразятся на появлении разногласий, ссор, нездоровой атмосферы, разобщенности и недоверия среди членов семьи, конфликтов, дестабилизации взаимоотношений и взаимодействий. Полученные данные говорят нам о том, что все респонденты понимают взаимосвязь между видами семейной коммуникации и их влиянием на дальнейшую жизнь человека – коммуникация не просто оставляет негативные впечатления, а может иметь разрушительные последствия для психики. Также опрошенные видят явную связь между коммуникациями и семьей в целом. Эти результаты свидетельствуют о том, что молодое поколение стремится к формированию более здоровых и гармоничных семейных отношений и готово действовать для достижения этой цели. Наблюдается потребность в позитивных изменениях в семейных коммуникациях. В общем, эти результаты можно считать положительными, поскольку они показывают, что молодежь осознает значимость здоровых семейных коммуникаций и готова к переменам.

Результаты исследования показывают, что люди в современном обществе понимают важность семейных коммуникаций и стремятся к их улучшению. С одной стороны, молодые люди стремятся устанавливать связи и строить диалог со своими близкими, с другой, испытывают недостаток знаний и осведомленности о способах, которые могут помочь избежать негативных взаимодействий. Это может привести к неудовлетворенности в семьях и росту конфликтов, особенно в будущих поколениях, если ситуация не изменится.

Таким образом, анализ проблемы особенностей семейных коммуникаций в современной семье позволил сделать следующие выводы. Современные семейные коммуникации находятся в постоянном развитии и их особенности меняются в зависимости от различных факторов. Осознание специфики семейных коммуникаций и способность эффективно с ними взаимодействовать являются важнейшими навыками для создания гармоничных отношений в семье, что, в свою очередь, поможет укрепить ее как фундамент для жизни каждого из ее членов. Полученные результаты эмпирического исследования свидетельствуют о понимании значимости качественного общения в семье, важность семейных коммуникаций и их улучшений, однако также выявляют нехватку знаний о конкретных методах и приемах, способствующих улучшению коммуникации.

Список литературы

1 Ахметьянова, Л. Х. Основные нарушения коммуникации в семье и семейная коммуникативная психотерапия [Текст] / Л. Х. Ахметьянова // Вестник магистратуры. – 2020. – №2-4(101). – С. 54-56.

2 Павлова, Н. В. Негативные коммуникации и кризис идентичности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. – 2015. – № 1. – С. 50-53. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/negativnye-kommunikatsii-i-krizis-identichnosti (дата обращения: 03.02.2025).

3Социология семьи [Электронный ресурс] / Блог Международной Академии исследования лжи. – Режим доступа : https://blog.studylie.ru/sociologija-semi/ (дата обращения : 27.01.2025). – Загл. с экрана.

4 Щетинина, Е. С. Представления о семье у современной молодежи [Текст] / Е. С. Щетинина // Молодой ученый. – 2022. – № 3 (398). – С. 392-395. — URL: https://moluch.ru/archive/398/88190/ (дата обращения: 03.02.2025).

Просмотров работы: 163