К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ

Румянцева А.А. 1, Маркова А.В. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Домашнее насилие, в любых его формах, представляет собой одну из наиболее серьезных и актуальных социальных проблем современности. С каждым годом масштабы этой проблемы растут, угрожая безопасности как отдельных людей, так и общества в целом. В России домашнее насилие фиксируется в каждой четвертой семье. По данным, ежегодно в мире почти 4 миллиона человек (больше женщин, чем мужчин) становятся жертвами насилия в семье [3]. Согласно информации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), каждая третья женщина на планете хотя бы раз в жизни испытывала психологическое насилие со стороны своего партнера, а в некоторых регионах этот показатель достигает 50%. В то же время мужчины также могут стать жертвами такого насилия, однако их случаи фиксируются реже из-за социальных стереотипов и стигматизации [2].

Психологическое насилие – это сложное и многогранное явление, которое часто воспринимается как социально приемлемое или несущественное, что затрудняет его распознавание и адекватное реагирование. Одной из основных проблем является трудность в выявлении как внешних проявлений насилия, так и собственных разрушительных моделей общения. Тем не менее, последствия психологического насилия имеют системный характер и оказывают значительное влияние на благополучие как отдельных людей, так и общества в целом.

На уровне общества психологическое насилие приводит к уменьшению социального доверия, увеличению разобщенности и росту агрессии в обществе. Эти факторы затрудняют конструктивное взаимодействие между людьми и создают условия для усиления других форм насилия. Экономические последствия также имеют большое значение: снижение работоспособности и продуктивности людей, подвергающихся психологическому насилию, приводит к прямым экономическим потерям. Особенно тревожит трансгенерационная передача насильственных моделей поведения, что способствует воспроизводству деструктивных паттернов и подрывает основы демократических ценностей, таких как уважение и равенство.

В то же время психологическое насилие представляет собой настоящую катастрофу для личности. Оно подрывает самооценку, вызывает сомнения в собственной ценности и может привести к депрессии, тревоге и другим психическим расстройствам. Эмоциональная боль, чувство вины и безысходности становятся постоянными спутниками, что делает практически невозможным построение здоровых отношений с окружающими. Все это лишает человека радости жизни и возможностей для самореализации. Более того, постоянный стресс, вызванный насилием, может привести к физическим заболеваниям и нарушению функционирования мозга.

Психологическое насилие в семье оставляет глубокие следы. Оно разрушает доверие и уважение, что делает невозможным создание поддерживающей атмосферы. Дети, выросшие в таких условиях, получают серьезные психологические травмы, способные повлиять на всю их жизнь. В таких семьях нарушаются границы и роли, а общение становится дисфункциональным, основанным на манипуляциях и унижениях. Как и в обществе, травма может передаваться из поколения в поколение. Передача травматического опыта через поколения усугубляет ситуацию, поскольку дети, выросшие в условиях эмоциональной депривации, зачастую сталкиваются с трудностями в развитии эмпатии, регулировании эмоций и умении конструктивно выражать свои потребности [1].

Следовательно, психологическое насилие является не только личной трагедией, но и системной проблемой, которая ставит под угрозу социальную стабильность, экономическое развитие и психологическое благополучие всего общества. Для его преодоления необходим комплексный подход, который включает как индивидуальную психологическую поддержку, так и меры на уровне общественных институтов.

Вопросами психологического насилия в семье занимались множество исследователей из разных областей, таких как социология, психология и педагогика. Майорна Лопес и Лаура Пирсон исследовали механизмы психологического насилия и его воздействие на психическое здоровье пострадавших. Они анализировали, как психологическое насилие сказывается на самооценке и эмоциональном состоянии жертв. Дженнифер М. Лемке изучала динамику власти и контроля в абьюзивных отношениях, а также способы, которыми жертвы могут распознавать и реагировать на психологическое насилие. Патриция Эванс, автор книги “Психологическое насилие в семье”, рассматривает различные формы абьюза, включая манипуляцию и эмоциональные оскорбления, и исследует их влияние на жертв. Кристина Хоус занималась изучением детского опыта насилия в семье и его влияния на взрослую жизнь. Она исследовала, как ранние психологические травмы могут сказаться на будущих романтических отношениях. Поль Р. Долан сосредоточил свои усилия на культурных и социологических аспектах насилия в семье, включая гендерные вопросы и социоэкономический статус. Он также анализировал, как общественные нормы и ожидания способствуют распространению психологического насилия. Нэнси Крамер исследовала психологическое насилие в контексте семейной динамики и его долгосрочные последствия для детей, которые растут в таких условиях. Трейси Такер анализировала влияние психологического насилия на детей, ставших свидетелями насилия в семье, и рассматривала, как такие переживания могут формировать их восприятие отношений в будущем.

Психологическое насилие представляет собой воздействие на психику членов семьи, которое может привести к психологической травме. Оно проявляется в угрозах, оскорблениях, психическом преследовании и травле. Эта форма насилия встречается практически во всех случаях домашнего насилия и тесно с ним связана. В отличие от других видов насилия, таких как физическое или сексуальное, психологическое насилие менее заметно и его труднее выявить и определить. Общественное внимание к психологическому насилию зачастую меньше, чем к физическому, которое считается более опасным и имеет серьезные последствия. Физическое насилие связано с причинением телесных повреждений, тогда как психологическое насилие наносит ущерб душе, негативно влияя на психологическое развитие и самооценку личности [3].

Психологическое насилие может привести к физическому насилию или даже к смерти. Во многих случаях жертва не осознает, что действия агрессора выходят за рамки допустимого и представляют опасность. Люди, подвергающиеся такому насилию, часто чувствуют вину за произошедшее и, как следствие, имеют низкую самооценку. Они адаптируют свое поведение под требования насильника, теряют собственное мнение и находятся в состоянии постоянной тревоги и глубокой депрессии. У жертв психологического насилия нередко возникают попытки самоубийства. Важно уметь распознавать признаки психологического насилия, так как многие жертвы могут не подозревать о его воздействии на их психику, что может привести к серьезным и необратимым последствиям [3].

Опасность психологического насилия заключается в том, что в семейных отношениях трудно определить и выявить его наличие. В каждой семье случаются ссоры и конфликты. Однако постоянное давление на психику жертвы, зачастую незаметное, может привести к серьезным последствиям для здоровья и жизни человека. Психологическое насилие, направленное на членов семьи, затрагивает всю семью как основную ячейку общества. Часто обсуждается вопрос о разрушении института семьи. Анализируя проблемы нашего общества, можно прийти к выводу, что это действительно так. Увеличение уровня бедности, безработицы, алкоголизма и наркомании, а также низкие заработные платы не способствуют укреплению института семьи, а наоборот, ведут к его разрушению. Психологическое насилие в семье лишь усугубляет этот процесс, способствуя полному распаду общества [3].

Разница между обычным конфликтом и психологическим насилием заключается в его системности. В случае конфликта можно определить конкретную причину недовольства и попытаться ее устранить. Стороны могут вести спор на равных, не соглашаться друг с другом, и после разрешения проблемы больше не возвращаться к ней. Конфликт будет разрешен, а поведение агрессора не повторится. Если ваш партнер вас обидел, вы можете объяснить ему, почему такое поведение недопустимо. Он может воспринять критику и пообещать, что больше не будет так поступать. В большинстве случаев он постарается сдержать свое слово, ведь для него важно работать над изменениями, если он хочет сохранить отношения. С агрессором невозможно достичь соглашения. Он может притворяться, что принимает ваши условия, но на самом деле не будет их выполнять. Он может лишь создавать видимость изменений, что также является стратегией власти и контроля над партнершей [4].

Психологическое насилие является распространенной и серьезной проблемой, поскольку имеет скрытый характер, то есть оно не всегда заметно для окружающих; недостаток ресурсов, то есть нехватка квалифицированных специалистов, горячих линий; базируется на стереотипах и предвзятости, оправдывается или определяется нормой во взаимоотношениях.

В научной литературе выделяются различные виды психологического насилия в супружеских отношениях.

Во-первых, обесценивание. Оно представляет собой вид психологического насилия, при котором агрессор постоянно умаляет значимость достижений, эмоций и личности жертвы. В отличие от открытых оскорблений, обесценивание зачастую скрывается под видом заботы, критики или советов, что делает его трудным для выявления. Например, такие фразы, как «Ты целый день ничего не делаешь» или «Ты глупа, как пробка», подрывают самооценку жертвы и создают у нее ощущение неполноценности. Обесценивание может проявляться в нескольких основных формах: забота: агрессор способен скрывать обесценивание под предлогом заботы. К примеру, он может сказать: «Зачем ты записалась на эти курсы? Ты ведь и так занята, а они тебе не принесут пользы. Ты только потратишь время и силы впустую». Даже если вы уверены в ценности курсов и знаете, что они помогут вам в профессиональном росте, подобные высказывания могут вызвать у вас сомнения и дискомфорт; критика: здоровая критика всегда конструктивна и сопровождается похвалой. Она возникает в ответ на конкретные действия и касается ваших поступков, а не вашей личности. Все остальные высказывания можно считать обесцениванием. Например, фраза «Ты глупая – у тебя все время что-то не получается» является именно таким примером; совет: полезный совет – это тот, о котором вы сами попросили. Если совет навязывается, в нем может скрываться критика. Например, фраза «Ты как-то располнела – занимайся спортом» может быть воспринята как скрытая критика. Обесценивание может привести к постоянному чувству вины и формированию комплекса неполноценности: газлайтинг – это манипулятивная стратегия, цель которой исказить восприятие реальности у жертвы. Агрессор отрицает факты, утверждая, например, «Этого не было» или «Ты все выдумываешь». Это приводит к тому, что жертва начинает сомневаться в своем восприятии и здравом смысле. Газлайтинг включает три этапа: сомнение: жертва сталкивается с противоречивыми заявлениями агрессора, когда, например, партнер отрицает произошедшие события или искажает их интерпретацию, защиту: жертва вынуждена защищаться от обвинений в чрезмерной эмоциональности или нервозности. Агрессор смещает фокус с собственных действий на эмоциональное состояние жертвы, депрессию: на последнем этапе жертва теряет уверенность в себе, ощущает изоляцию и начинает сомневаться в своей психической адекватности.

Во-вторых, изоляция. Этот тип психологического насилия заключается в ограничении общения. Фраза «Твоя подруга негативно влияет на тебя» может служить тревожным сигналом. Сначала агрессор начинает выражать недовольство по поводу ваших близких, затем обесценивает их и сокращает ваше взаимодействие с ними. Если вы не подчиняетесь его запретам, он будет применять наказания. В результате изоляции вы постепенно замкнетесь, потеряете поддержку и станете эмоционально зависимы от агрессора [4].

В-третьих, шантаж и запугивание. Они применяются для манипуляции поведением жертвы. Агрессор угрожает разрывом отношений, лишением финансовой помощи или публичным унижением, например: «Если ты не сделаешь то, что я прошу, я обнародую твои обнаженные фотографии». Эти угрозы заставляют жертву игнорировать свои интересы, подчиняясь требованиям агрессора.

В-четвертых, игнорирование и эмоциональные колебания. Агрессор сначала дистанцируется эмоционально, не проявляя интереса к чувствам, эмоциям и делам жертвы. Затем внезапно возвращается к роли внимательного, чуткого и заботливого партнера. Такое поведение заставляет постоянно находиться в напряжении и гадать о причинах резкой смены настроения. Обычно человек начинает испытывать чувство вины и пытается подстроиться под агрессора, ищет причины его поведения в себе [4].

В-пятых, нарушение коммуникации. Агрессор применяет различные методы, чтобы подавить голос жертвы: блокировка (спользование коротких фраз, таких как «Заткнись»), бойкот, подрыв авторитета («Ты не понимаешь, о чем говоришь»), перебивание, завершение фразы собеседника на публике. Это заставляет жертву абьюза чувствовать себя глупой и незначительной в глазах окружающих, снижает самооценку, независимость и внутреннюю опору.

В-шестых, контроль. Агрессор может постоянно следить за вашими действиями, навязывать свое мнение и мониторить ваши социальные сети. Если вы не подчиняетесь его указаниям, вы рискуете столкнуться с наказанием. Со временем ограничения становятся более строгими, а новые запреты могут сопровождаться шантажом и скандалами [4]. Признаками чрезмерного контроля со стороны партнера в отношениях являются: определение когда, каким образом и с кем встречаться, ощущение угрозы и постоянного чувства вины, требование полной откровенности и объяснений поступков, проявления ревности, проявление тщеславия и др. Знание признаков имеет огромное значение, поскольку многие жертвы могут даже не осознавать, что подвергаются воздействию на свою психику, что может привести к серьезным и необратимым последствиям.

Меры и способы предотвращения психологического насилия необходимы для формирования общества, в котором люди не будут испытывать унижения, манипуляции и контроль в своих семьях. Одной из ключевых мер является внедрение образовательных программ в школах, университетах и на рабочих местах. Эти программы должны быть ориентированы на информирование о формах психологического насилия, его последствиях и способах его распознавания. Обучение должно включать: проведение лекций, семинаров и тренингов, направленных на развитие навыков выявления насилия; распространение информационных материалов (буклеты, плакаты, видеоролики) для повышения уровня осведомленности; формирование у участников понимания механизмов психологического насилия и методов защиты как себя, так и окружающих. Не менее важным является развитие социальных связей, создание сетей взаимопомощи и доступ к группам поддержки для потенциальных жертв. То есть обеспечение безопасной среды, где люди могут получить поддержку и понимание, что поможет снизить риск изоляции. Разработка и внедрение законов, признающих психологическое насилие как форму насилия и предусматривающих наказания за его совершение. То есть должна быть защита жертв насилия и привлечение агрессоров к ответственности. Работа над изменением социальных норм и стереотипов, способствующих насилию, включая гендерные стереотипы и неравенство. Создание общества, в котором насилие не воспринимается как норма, а люди относятся друг к другу с уважением и равенством. Обучение навыкам конструктивного общения, разрешения конфликтов без насилия и управления эмоциями. Помощь людям в построении здоровых отношений, основанных на уважении и взаимопонимании.

Итак, психологическое насилие, являясь скрытой и коварной формой разрушительного воздействия, наносит серьезные травмы психике жертвы. Чтобы разорвать замкнутый круг насилия и восстановить контроль над своей жизнью, нужны целенаправленные и эффективные стратегии. Например, признание существующей проблемы и обращение за помощью к психологам, психотерапевтам, социальным работникам, а также к друзьям и близким. Получение поддержки, понимания и помощи в преодолении насильственной ситуации. Прохождение психотерапии для проработки травматических переживаний, связанных с насилием, избавление от негативных последствий насилия, восстановление эмоционального равновесия и начало новой жизни. Эффективной стратегией является самопомощь. Практика заботы о себе, техники релаксации, занятия спортом, творчество и другие способы, способствующие восстановлению эмоционального равновесия и снижению уровня стресса, что приведет к улучшение физического и психического состояния, укрепление эмоциональной устойчивости. Отметим важность усиления информирования, увеличение финансирования программ поддержки и активизации деятельности над изменением общественного сознания, чтобы жертвы могли своевременно получать необходимую помощь.

С целью изучения представлений о психологическом насилии в семье, мерах и способах его предупреждения нами было проведено исследование. В анкетировании приняло участие 97 респондентов в возрасте от 14 до 60 лет, среди которых 81,4% женщин и 18,6% мужчин.

Анализ результатов показал, что 38,1% сталкивались с психологическим насилием в семье, 38,1% сталкивались с психологическим насилием в семьях знакомых, 48,5% слышали, что есть такой вид насилия, а 13,4% вообще никогда не сталкивалось с ним (см. Рисунок 1). Высокий процент респондентов, которые столкнулись с психологическим насилием, указывает на его широкое распространение в обществе. Это может быть связано с тем, что психологическое насилие часто остается незамеченным из-за своей скрытой природы и отсутствия явных физических признаков. Факт, что почти половина опрошенных слышали о психологическом насилии, но не имели с ним личного опыта, свидетельствует о недостаточной осведомленности о его конкретных проявлениях. Это может быть связано с отсутствием системного образования по вопросам насилия в семье и его различным формам. Низкий процент респондентов, которые никогда не сталкивались с психологическим насилием, подчеркивает, что эта проблема затрагивает большинство людей, как напрямую, так и косвенно. К положительным последствиям можно отнести то, что осознание проблемы способствует увеличению внимания к вопросам профилактики и раннего выявления насилия. В то же время, к негативным последствиям относится высокая распространенность насилия, которая может привести к нормализации таких форм поведения в обществе, что усложняет их распознавание и противодействие им.

Рисунок 1 – Опыт психологического насилия

Респонденты считают, что отличиями психологического насилия в семье от других форм насилия являются скрытность, сложность обнаружения, отсутствие физических повреждений, длительность воздействия, методы воздействия и последствия.

Анализ представлений респондентов о формах психологического насилия выявил, что наиболее распространенными и, соответственно, известными являются: оскорбления и принижения (89,7%), эмоциональный шантаж (86,6%), манипуляции с целью вызвать чувство стыда и вины (78,4%), проявления пренебрежения и намеренной холодности (72,2%), а также различные формы запугивания (69,1%). Менее известными оказались неглект (23,7%) и висхолдинг (20,6%). Высокий уровень осведомленности о таких формах, как оскорбления, шантаж и манипуляции, может быть обусловлен их явной и легко узнаваемой природой. Эти виды насилия часто проявляются в виде вербальных атак или прямых угроз, что делает их более заметными. В то же время, низкая осведомленность о неглекте (эмоциональном пренебрежении) и висхолдинге (намеренном лишении эмоциональной поддержки) объясняется их скрытым характером. Эти формы насилия зачастую остаются незамеченными, так как они проявляются в отсутствии действий, а не в активных агрессивных поступках. К положительным последствиям можно отнести то, что высокая осведомленность о явных формах насилия способствует их раннему выявлению и предотвращению. В то же время, к отрицательным последствиям относится низкая осведомленность о скрытых формах насилия, что может привести к их игнорированию и усугублению последствий для пострадавших.

Опрошенные подчеркивают значимость понимания особенностей психологического насилия в семье, мотивируя это его высокой распространенностью и скрытым характером (59,8%), серьезными последствиями для психического и физического здоровья (74,2%), а также необходимостью профилактических мер для будущих поколений (75,3%) (см. Рисунок 2). Осознание широкой распространенности и скрытого характера психологического насилия свидетельствует о том, что респонденты осознают его социальную значимость. Это может быть связано с увеличением общественного интереса к вопросам психического здоровья и насилия в последние годы. Подчеркивание последствий для здоровья указывает на то, что респонденты понимают долгосрочное влияние насилия на качество жизни жертв. Это соответствует исследованиям, которые показывают, что психологическое насилие может вызывать депрессию, тревожные расстройства и даже соматические заболевания. Упоминание о необходимости профилактики для будущих поколений говорит о понимании важности превентивных мер, направленных на разрыв цикла насилия. К положительным последствиям можно отнести то, что осознание проблемы может способствовать созданию образовательных программ, профилактических инициатив и оказанию поддержки жертвам насилия. Что касается негативных последствий, то если проблему не удастся решить на системном уровне, это может привести к дальнейшей нормализации насилия и ухудшению психического здоровья общества.

Рисунок 2 – Значимость понимания особенностей психологического насилия в семье

В ходе исследования также была изучена субъективная оценка респондентами факторов, увеличивающих вероятность возникновения психологического насилия в семье. Наиболее значимыми факторами были названы: травматический опыт в детстве (90,7%), проблемы с управлением гневом и стрессом (85,6%), наличие нездоровых и конфликтных отношений (80,4%), а также низкая самооценка и неуверенность в себе (79,4%). Менее существенными факторами, по мнению респондентов, являются неравенство власти (26,8%), культурные нормы (22,7%) и нормализация насилия в СМИ (34%). Высокая значимость травматического опыта в детстве соответствует теории привязанности Джона Боулби, которая утверждает, что ранние травмы могут формировать деструктивные модели поведения в зрелом возрасте. Респонденты, вероятно, осознают, что насилие в семье часто передается из поколения в поколение. Проблемы с управлением гневом и стрессом, а также низкая самооценка указывают на то, что респонденты связывают насилие с личностными чертами и эмоциональной нестабильностью. Это согласуется с теорией эмоциональной регуляции Джеймса Гросса, которая подчеркивает, что неспособность контролировать эмоции может приводить к агрессивному поведению. Низкая значимость культурных норм и нормализации насилия в средствах массовой информации может быть связана с тем, что респонденты воспринимают эти факторы как менее актуальные и более абстрактные по сравнению с личными и семейными проблемами. К положительным результатам можно отнести то, что понимание личных и семейных факторов может помочь в создании программ психологической поддержки и коррекции поведения. В то же время, к отрицательным последствиям относится то, что пренебрежение культурными и социальными факторами может привести к недостаточному вниманию к системным причинам насилия, таким как гендерное неравенство и влияние средств массовой информации.

Результаты исследования выявили ряд негативных последствий психологического насилия для психического и физического здоровья респондентов. Так, 50,5% респондентов сообщили о наличии соматических заболеваний, 79,4% - о депрессии, 89,7% - о тревожных расстройствах, 75,3% - о посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР), 50,5% - о наличии зависимостей и 79,4% - о суицидальных мыслях. У 87,6% респондентов были выявлены трудности в построении новых межличностных отношений, а у 51,5% - нарушение привязанности как следствие психологического насилия в семье (см. Рисунок 3). Высокая распространенность тревожных расстройств и посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) соответствует теории травмы, предложенной Джудит Герман, которая утверждает, что психологическое насилие может приводить к серьезным психологическим травмам, требующим длительного процесса восстановления. Проблемы с привязанностью и трудности в установлении отношений свидетельствуют о том, что насилие подрывает основное доверие к окружающим, что согласуется с теорией привязанности Джона Боулби. Соматические заболевания и зависимости могут возникать как следствие хронического стресса, вызванного насилием, что подтверждается исследованиями в области психосоматики. Положительные аспекты включают в себя осознание последствий, что может способствовать разработке программ реабилитации и поддержки для жертв насилия. В то же время, высокий уровень психических и физических проблем подчеркивает необходимость срочных мер для предотвращения дальнейшего ухудшения здоровья населения.

Рисунок 3 – Представления о последствиях психологического насилия в семье

Анализ информированности респондентов о мерах и способах предупреждения психологического насилия в семье показал, что лишь 15,5% опрошенных обладают достаточными знаниями в данной области, 46,4% знают один или два способа, а 38,1% респондентов совсем не осведомлены о них. Низкий уровень осведомленности может быть обусловлен нехваткой образовательных программ и общественных обсуждений по вопросам профилактики насилия. То, что почти половина опрошенных знает лишь один или два метода, свидетельствует о фрагментарности их знаний, что может оказаться недостаточным для эффективной профилактики. Среди положительных последствий повышение информированности может способствовать снижению уровня насилия и улучшению качества жизни. В то же время, недостаток знаний может привести к сохранению цикла насилия и отсутствию действенных мер по его предотвращению.

Наиболее важными мерами и способами предупреждения психологического насилия, по мнению респондентов, являются: обеспечение доступности психологической помощи (72,2%), развитие здоровых моделей поведения (70,1%), формирование навыков эффективного общения и разрешения конфликтов (66%), а также повышение общей осведомленности о проблеме (61,9%) (см. Рисунок 4). Упор на доступность психологической помощи свидетельствует о том, что респонденты понимают важность профессиональной поддержки как для жертв, так и для агрессоров. Формирование здоровых моделей поведения и навыков общения соответствует теории социального обучения, которая акцентирует внимание на значимости положительных примеров и обучения конструктивным способам взаимодействия. К положительным результатам можно отнести то, что внедрение этих мер может способствовать снижению уровня насилия и улучшению качества межличностных отношений. В то же время, к негативным последствиям относится то, что нехватка ресурсов для реализации этих мер может привести к сохранению существующей проблемы.

Рисунок 4 – Представление о мерах и способах предупреждения психологического насилия в семье

Результаты эмпирического исследования подтвердили важность и актуальность проблемы психологического насилия в семье, указывают на высокую распространенность этого явления среди опрошенных, при этом наблюдается низкий уровень осведомленности населения о его формах, последствиях и способах профилактики.

Таким образом, изучение и освещение проблемы психологического насилия в семье имеет критическое значение, поскольку это насилие часто остается незамеченным и недооцененным, хотя причиняет серьезные травмы. Кроме того, изучение этой проблемы позволяет нам выявить как социальные нормы, гендерное неравенство и детские травмы способствуют возникновению насилия, что, в свою очередь, помогает разрабатывать эффективные стратегии профилактики и решения. Знание о психологическом насилии в семье, мерах и способах его предупреждения способствует созданию здоровых и справедливых отношений в семье, где каждый супруг может жить в безопасности и с уважением к себе. Проведенное исследование показало, что психологическое насилие в семьях широко распространено и оказывает значительное влияние на психическое и физическое здоровье участников опроса. Только 15,5% респондентов имеют достаточные знания о способах предотвращения насилия, что подчеркивает необходимость расширения образовательных программ. Результаты исследования акцентируют внимание на важности комплексного подхода к борьбе с психологическим насилием, который должен включать образовательные, психологические, правовые и социальные меры. Осознание проблемы респондентами свидетельствует о готовности общества к изменениям, что является важным шагом к созданию безопасной и поддерживающей среды для всех его членов.

Список литературы

1 Психологическое насилие: что это и как его распознать [Электронный ресурс] / К. Шевченко // SkillboxMedia | Развитие. – Электрон. дан. – Режим доступа : https://skillbox.ru/media/growth/psychological-violence/#stk-3, свободный (дата обращения : 29.01.2025). – Загл. с экрана.

2 Статистика домашнего насилия в России и в мире [Электронный ресурс] // Про насилие. – Электрон. дан. – Режим доступа : https://nasiliu.net/pronasilie/statistika-domashnego-nasiliya-v-rossii-i-v-mire/, свободный (дата обращения 29.01.2025). – Загл. с экрана.

3 Чермашенцева, Т. Д. Признаки психологического насилия в семье / Т. Д. Чермашенцева, Д. В. Кошелева, А. А. Инкин // Законность и правопорядок в современном обществе. – 2014. – № 17. – С. 109-115. – EDN RWCXJV.

4 Что такое психологическое насилие? [Электронный ресурс] // Про насилие. – Электрон. дан. – Режим доступа : https://nasiliu.net/pronasilie/chto-takoe-psihologicheskoe-nasilie/, свободный (дата обращения : 29.01.2025). – Загл. с экрана.

Просмотров работы: 18