Чтение художественной и научно-познавательной литературы открывает человеку широкие возможности для освоения событий, приближенных к действительной жизни и фантастической реальности, для представления себя на месте персонажа с целью погружения и эмоционального проживания приключений, анализа поступков, установок, непроизвольного усвоения знаний, ценностей, норм. Так происходит процесс заинтересованного чтения у читателя, вкусившего радость от работы мысли над текстом. При этом чтение рассматривается нами как добровольный акт, не сопровождающийся никакими внешними принудительными действиями. Разберёмся, так ли это происходит у современных младших школьников
Начнём с описания того, что в ходе наших наблюдений было установлено относительно изменения психологических характеристик у детей младшего школьного возраста. В данной части исследования мы рассматриваем только специфику читательской деятельности у детей 7,5-11 лет (2-4 классы); первоклассников мы намеренно исключили из анализа процесса самостоятельного чтения, поскольку весь первый год посвящен обучению чтению, рекомендациям, что и как читать, а это заведомо деятельность не самостоятельная для ребёнка.
Младшие школьники периода 2020–2024 гг. обучения (разные классы, разные возраста, параллели классов из разных школ на протяжении 4-х лет) хоть и развиваются по законам науки психологии, однако демонстрируют характеристики, отличающиеся от уже принятых в детской психологии. Так, например, заметно снижен интерес к слову. Проявляется это в следующем. А) Небогатый словарный запас демонстрируется тем, что дети не знают очень многих слов, которые встречаются в бытовой жизни. Б) Трудности в воссоздании образов и представлений на основе словесной информации – художественное слово не трансформируется в мысленную картинку, дети не могут описать, события, о которых прочитали, как явление жизни (иногда фантастической). В) Дети не знают как, а соответственно и не выражают эмоциональные состояния, чувства, связанные с происходящими в литературном произведении событиями, или выражают их в несвойственных проявлениях.
Всё перечисленное даёт нам основание указать на снижение удовольствия и радости от чтения новой книжки, а соответственно и на избегание детьми деятельности, связанной с добровольным, самостоятельным чтением. Исходя из ситуации мы определили ряд вопросов:
Почему снижается увлечённость детей самостоятельным чтением?
Можно ли восстановить увлечённость детей самостоятельным чтением?
Каковы способы стимуляции самостоятельности чтения у младших школьников?
Наши размышления относительно этих вопросов представлены в данной статье.
Термин «самостоятельное чтение» раскрыт в работах М.Р. Львова, Т.Г. Рамзаевой, О.В. Сосновской. В данной статье самостоятельное чтение, вслед за этими авторами мы рассматриваем как «индивидуальное, без непосредственной помощи учителя или другого лица (родителей, товарищей, библиотекаря и т. п.) общение ребёнка с доступным миром книг, в процессе которого ребёнок осуществляет, во-первых, осознанный выбор книги для себя (отдаёт предпочтение среди прочих книг одной, с его точки зрения, особенно нужной, полезной, интересной сейчас и посильной) и, во-вторых, прочтение избранной книги по всем правилам, освоенным к моменту встречи с ней» [2, с. 156]. Противоположностью самостоятельного чтения является несамостоятельное. Вслед за М.Р. Львовым мы рассматриваем, что несамостоятельное чтение – это вид читательской деятельности, при котором ребёнок читает произведения под наблюдением учителя и с его помощью [2, с. 157].
Итак, рассмотрим первый вопрос – почему младшие школьники утратили интерес к самостоятельному чтению? Рассмотрим последовательно причины.
Всеобщая цифровизация. Уже признано, что 21 век – это век цифровизации. Всё окружение ребёнка – родители, родственники, другие взрослые – используют гаджеты, которые имеют особую привлекательность, выражающуюся в портативности, быстром получении и фиксации информации, богатстве развлекательных возможностей. Известно, что ребёнок сильно зависим от взрослых – он принимает ту пищу, которую ему дают, дыши воздухом, который комфортен для его семьи, «привязан» к телефону или телевизору, поскольку так взрослым удобнее. Взрослые, выбирая образ жизни, традиции, установки, ограничения, формируют у ребёнка целый ряд поведенческих привычек, воспитывают у него личностные качества, взгляды, убеждения. В связи с этим зададимся вопросами. Как часто современный ребёнок дошкольного и младшего школьного возрастов видит читающих взрослых, и в частности, родителей, с книгой, пусть и электронной? Как часто слышит обсуждения о прочитанном, о сходстве и различии сюжетных линий между книгой, фильмом, мультфильмом, игрой? Если такой опыт у ребёнка отсутствует в принципе, то и увлечёность содержанием не будет проявлиться, и традиция обсуждения прочитанных книг уйдёт в небытие.
Ограниченность общения на темы. Мы подметили и другую особенность – снижение объёма словарного запаса. Младшие школьники испытывают затруднении при общении на темы, не находят нужных слов, не могут объяснить свою точку зрения, потому что не умеют корректно строить предложения, выбирать нужные слова и средства выразительности. Как часто и сколь продолжительно родители общаются с детьми на темы, отвлеченные от бытовых? Проведённое нами анкетирование в трёх классах разных школ показало, что родители такой опыт практически не транслируют – чаще всего в семьях идёт обсуждение учёбы, результатов дополнительного образования, предстоящих событий, развлечений и бытовых проблем. Чтение книг стало считаться каким-то древним занятием. Влияет ли данная особенность на самостоятельность чтения у детей? Наше мнение – да, несомненно! Ведь ребёнок учится тому, что деется в его дому. Отсутствие широкого житейского опыта насмотренности того, как читают взрослые, обсуждения прочитанного (в любом его виде) не формирует у ребёнка положительного примера и потребности к самостоятельному чтению.
Уход от преодоления трудностей как интересной деятельности. Третья особенность, подмеченная нами у современных детей – снижение интереса к преодолению трудностей. Сегодня всё сделано для того, чтобы ученик не очень напрягал себя умственной деятельностью, стремился приложить усилия и найти, обработать, проанализировать необходимую информацию. Погружение ребёнка ещё до школы в среды вездесущего интернета снижает любопытство, интерес практически к любому виду деятельности, в том числе и к чтению. Приведём пример. Вспомните ситуацию работы со словарём (не на уроке, а в быту). Сколько раз, разыскивая нужное слово, вы лично отвлекались на чтение и других словарных статей, путешествуя по страницам словаря и делая для себя открытия? Что происходит с современными детьми? Речь о том, чтобы так путешествовать даже не стоит. Намного легче найти ОДНУ словарную статью в интернете (пусть и при помощи родителей). А ведь по соседству на странице монитора в это время в поле зрения, как правило, не попадают другие словарные статьи, которые могут привлечь внимание ребёнка. Всё точно – нужно одну, нашли одну, прочитали её. Не нужно умственно напрягаться, даже случайно.
Добавим к этому наши наблюдения за игровой деятельностью детей.
Отсутствие интеллектуальных игр со словами и опорой на жизненный опыт и книги разных жанров. В какие интеллектуальные игры с применением книжного материала играют дети? Мы спрашивали, как играть в «Данетку» «В города», в «Угадай задуманное слово или «Есть контакт!», в «Слово-букву», «Паровозик» и др. Младшие школьники объяснили только правила игры в «Данетку» и «Угадай задуманное слово». Отсутствие таких игр практически устраняет этап обучения детей умственной работе через интерес; снижает потребность к поиску нужного материала любым из известных способов (в том числе и при помощи книг), уничтожает коммуникативные акты деятельности между ребёнком и значимыми людьми в связи с какой-либо деятельностью или темой.
Ещё одну проблему мы обнаружили в образовательном процессе школы.
Дефицит времени и способов стимуляции удовольствия от прочитанного. Наши наблюдения показали, что работе над контекстом и анализом эмоций по содержанию стало уделяться непростительно мало времени. Прочитали на уроке текст, далее следует проверка его понимания при помощи репродуктивных и продуктивных вопросов, тестов, выборочного чтения и т.п. форм. Эмоционально-чувственное наслаждение содержанием и обмен мнениями о прочитанном, связь с жизненным опытом уходят на второй план.
Уход от классики в современный контент. Усугубляет ситуацию и то, что в обучении не учитываются интересы и особенности восприятия современных детей – часто они для внеклассного чтения вынуждены изучать те тексты, которые не привлекают. Приведем пример. На один из уроков внеклассного чтения мы попросили детей принести те книги, которые они бы хотели прочитать и обсудить на внеклассном чтении. Стоит отметить, что до этого момента дети читали только классическую литературу. Наблюдения показали, что 89% учеников принесли авторов современных книг. Например, Бодо Шефер или Алёна Вересова. Задав дополнительный вопрос, почему выбрали именно этих авторов, ученики отвечали, что некоторые из книг учат вести финансы, другие книги рассказывают, как стать современной девчонкой, а в некоторых героях книг видят себя. Однако, 8% школьников принесли книги из школьной программы. Например, Александр Волков, Эдуард Успенский, Николай Сладков. Ученики отвечали на вопрос: почему именно этих авторов вы выбрали? Одни говорили: «Эта последняя книга, которую прочитал». Другие отмечали, что читали только её. Важно, что 3% учеников не принесли книжку, потому что не смогли сориентироваться в литературных жанрах.
Заметим, что мы выбрали актуальные и наиболее заметные причины, влияющие на качество детского самостоятельного чтения. Наличие причин позволяет сформулировать задачу об их устранении и восстановлении увлечённости детей самостоятельным чтением. Считаем, что для того, чтобы вернуть интерес к самостоятельному чтению, необходимо создать специальные условия. Содержание каждого условия, по нашему мнению, должно быть связано с устранением одной из причин и выбором способов стимуляции самостоятельности чтения у младших школьников (а это уже третий наш вопрос и, соответственно, третья исследовательская задача).
Устранение первой причины мы видим в приобщении родителей к совместному чтению. Например, проведении совместных литературных акций, гостиных, вечеров. В практике мы применили форму «Кинолекторий». Нами был организован киновечер по произведению П. Ершова «Конёк-Горбунок». Детям предлагалось дома прочитать книгу вместе с родителями, затем просмотреть фильм в классе и найти моменты в экранизации, которые не соответствуют содержанию произведения. Такая форма вызвала у детей интерес к чтению – «А что, бывает так, что книга и фильм не совпадают по содержанию?». Данный метод позволил родителям продемонстрировать позитивный пример и укрепить авторитет.
Решение второй причины мы видим в расширении возможностей общения на темы. Наиболее подходящим, на наш взгляд, является приём «А вы знаете, что…?». Во время любого урока учитель неожиданно спрашивает детей, например, а вы знаете, что в сказке «Колобок» главный герой встречает не только животных, но и взаимодействует с неодушевленными предметами? Или такой вопрос: «А вы знаете, что в стихотворении «У Лукоморья дуб зелёный...» переплетаются волшебство и элементы реальности? Такие вопросы побуждают у детей любопытство и потребность заглянуть в текст – здесь проявляется один из способов работы с ним – аналитическое чтение. Данный прием был апробирован нами на уроках литературного чтения. Его применение побудило детей к самостоятельному придумыванию вопросов по текстам произведений.
Третью проблему мы видим в постановке проблемной ситуации для ребенка. Для решения проблемы необходимо прочитать, разобраться в содержании, проанализировать его, найти нужные аргументы. Решить данную проблему можно с помощью особых заданий, например, добавления в список чтения инструкции по изготовлению снежинок для украшения класса или рецепта приготовления пряников. Данные виды текстов вынуждают к осмысливанию своего опыта - что я умею и чего пока не умею делать; способствуют пониманию того, какие действия нужно выполнить для того, чтобы сделать снежинку или изготовить пряник, а проводником в процесс поиска этих действий становится чтение инструкции.
Для решения четвертой проблемы мы предлагаем использовать на переменах ряд известных игр. Первая называется «Я иду в поход и беру с собой…». Детям предлагается назвать слово, которое начинается на последнюю букву его имени. Еще одной игрой является поиск на географической карте определенной точки или найти все цветные моря. Например, найти все водные объекты, связанные с женским именем.
Пятую проблему можно решить с помощью творческих методов. Например, составление синквейнов, театрализация, написания отзыва на книгу или аннотации. В таких творческих работах дети смогут отразить свой чувства и эмоции.
Решение шестой проблемы, на наш взгляд, кроется во включении в программу внеклассного чтения произведений, которые интересны детям. Например, чтение комиксов. Также на уроках литературного чтения возможно использование различных форматов текстов: аудиотексты, электронные книги, комиксы, видео.
Таким образом, в данной статье нами были рассмотрены проблемы самостоятельного чтения и предложены пути их решения. К сожалению, современные реалии отдаляют детей от самостоятельного чтения, заменяя его гаджетами, смартфонами. Однако у нас есть возможность вернуть читательскую самостоятельность, используя различные методы и приёмы.
Список литературы
1. Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студ. высш. учеб. заведений / М.П. Воюшина, С.А. Кислинская, Е.В. Лебедева, И.Р. Николаева]; под общ. ред. М.П. Воюшиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 288 с.
2. Методика обучения русскому языку в начальных классах: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская. – М.: Просвещение, 1987. – 415 с. – Режим доступа: URL: file:///C:/Users/anast/Downloads/Metodika.pdf (дата обращения: 24.12.2024).
3. Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Теоретические основы читательской подготовки и практика читательской деятельности: учебное пособие для вузов. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 218 с. // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — Режим доступа: URL: https://urait.ru/bcode/544537 (дата обращения: 24.12.2024).