Любая профессиональная деятельность накладывает свои отпечатки на характер, жизнь, привычки человека. Проблемой воздействия профессии на человека занимались многие ученые, такие как: Э.Ф. Зеер, С.Г. Геллерштейн, Е.И. Рогов, Р.М. Грановская, С.П. Безносов, С.А. Дружилов, Е.М. Лысенко и другие [4].
Проанализировав труды перечисленных авторов, мы делаем вывод, что это воздействие имеет отрицательный характер.
В 2022 году на интернет-ресурсе платформе Яндекс было проведено исследование, которое показало, что 73% участвующих имеют признаки профессиональной деформации, все они работают в образовательных организациях учителями. Более четверти опрошенных имеют острую фазу проявления профессиональной деформации [1].
Работа учителя коррекционной школы отличается от коллег общеобразовательной, это отличие обусловлено особенностями контингента обучающихся. Педагог специализированной школы берет на себя обязанность не только обучать ребенка, но и оказывать ему психологическую помощь, а также создавать под каждого ребенка особые условия, в которых он будет чувствовать себя успешным. Сильная эмоциональная вовлеченность, вот главное отличие работы с особенными детьми. Работая в коррекционной школе, учитель сталкивается со следующими трудностями: несоответствие учебно-методической базы возможностям обучающихся, чувство «неуспешности» в профессиональной деятельности (работа с детьми с тяжелыми множественными нарушениями порой не дает желаемого результата, у учителя могут опускаться руки), сложное взаимодействие с родителями обучающихся (родители особенного ученика в большинстве случаев требуют от учителя невозможного, в силу непринятия диагноза своего ребенка), высокая нагрузка ( и так к большой бюрократической нагрузке прибавляется составление индивидуальных учебных планов, специальных индивидуальных программ развития и др.).
Все вышеперечисленные факторы могут стать причинами профессиональной деформации. Профессиональная деформация – это негативные изменения качеств личности человека под воздействием его профессии [5].
Для решения данной проблемы существует множество форм профилактики профессиональной деформации: лекции, семинары, курсы повышения квалификации и переподготовки, арт-терапия, комната медитации, тренинги личностно роста, музыкальное сочинительство и др. Но все представленные формы требуют большого количества свободного времени, а современный учитель коррекционной школы для детей с умственной отсталостью не обладает таким ресурсом (большое количество часов работы в школе, участие с обучающимися в конкурсах и соревнованиях, мероприятиях, как школьных, так и городских, работа с учащимися надомного обучения, связь с родителями, которая продолжается в не рабочее время, курирование учащихся вне школьных стен). Современные информационные дистанционные технологии решают данную проблему, эффективной формой профилактики признаков профессиональной деформации является онлайн-консультация.
Онлайн-консультация - это форма общения через сеть Интернет, со специалистами, по возникающим вопросам и проблемам, с помощью которой по видео связи можно получить совет или ответ на интересующий вопрос [2].
Онлайн-консультирование имеет ряд плюсов: доступность, малозатратность временных ресурсов и денежных средств, анонимность, разнообразие имеющихся платформ и специалистов, которые помогут решить большой спектр проблем и затруднений, возникающих в процессе профессиональной деятельности, возможность обмена опытом и получения новой (рабочей) информации [2].
Возможности онлайн-консультации охватывают большой спектр проблем, с которыми может столкнуться специалист коррекционной школы. Онлайн-консультация поможет решить вопрос с нехваткой учебно-методического материала, на различных платформах сети Интернет представлены специалисты по коррекционной педагогике всех профилей (дефектологи, психологи, логопеды, олигофренопедагоги и специалисты, у которых есть опыт работы с умственно отсталыми детьми), можно выбрать эксперта по специфике проблемы, с большим опытом работы, авторскими методическими разработками, новыми приемами и методиками, которые имеют положительный опыт на практике.
Работая с детьми с тяжелыми множественными нарушениями, часто возникает чувство неудовлетворенности, «неуспешности» от проделанной работы, прогресс в развитии у таких детей минимальный или вовсе может отсутствовать. Это чувство вызывает сомнения, что учитель находится на своем месте, тревогу и беспокойство, которое в дальнейшем может вызвать расстройство психики. В данном случае необходима онлайн-консультация с психологом, который поможет избавится от тревожности и чувства неудовлетворенности, разберет появившиеся проблемы и их причины. Онлайн можно подобрать подходящего специалиста, назначить удобное время и если есть стеснение, то провести встречу в анонимном режиме. Большая бюрократическая нагрузка лежит на плечах педагога, а специалистам коррекционной школы ко всему этому объему бумажной работы добавляется составление специальной индивидуальной программы развития на каждого учащегося, индивидуальных учебных планов, в большинстве случаев все это приходится выполнять в не рабочее время. А начинающему специалисту разбираться, что же значат эти аббревиатуры: СИПР, ИУП. В таком случае можно обратиться за помощью к действующему методисту коррекционной школы с помощью онлайн-консультации, который подскажет как составлять данные документы, из чего они состоят, а также может наглядно показать заполнение готовых образцов, требующихся документов.
Регулярные онлайн-консультации помогают разрешить большой спектр возникающих затруднений, разнообразие представленных в сети Интернет экспертов помогут начинающему специалисту разобраться с методической базой работы в коррекционной школе, обогатить методическую копилку, работающими дидактическими материалами, справиться с возникающими трудностями в работе с детьми с умственной отсталостью. Педагогам, которые имеют большой стаж работы в коррекционной школе восьмого вида, онлайн-консультации поможет не терять мотивацию к работе, сохранять позитивный настрой, а также дать моральную поддержку в трудно сложившихся ситуациях.
Таким образом, онлайн-консультация является эффективным и доступным способом профилактики признаков профессиональной деформации. Однако, с помощью одного инструмента полностью решить данную проблему не получится, в вопросе профессиональной деформации необходим комплекс мер, по предупреждению и устранению данного явления.
Список литературы
Аналитический центр НАФИ. Аналитика и прогнозы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nafi.ru/analytics/bolee-13-mln-rabotayushchikh-rossiyan-nakhodyatsya-v-sostoyanii-professionalnogo-vygoraniya/?ysclid=ltlgy0dsa1150810236. (дата обращения: 12.12.2024). – Загл. с экрана.
Онлайн-консультант. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Онлайн-консультант. (дата обращения: 07.12.2024). – Загл. с экрана.
Особенность профессиональных деформаций педагогов средней коррекционной школы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/23853/1/pt_2013_32.pdf?ysclid=lxkvpxvzrr342893975(дата обращения: 12.12.2024). – Загл. с экрана.
Профессиональные деформации и профессиональное выгорание педагогов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://journal-iro23.ru/wp-content/uploads/2022/06/5. – Михайлова. – Власов. – №2-2022. – 38-44.pdf (дата обращения: 12.12.2024). – Загл. с экрана.
Психология профессиональной деформации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://moodle.kstu.ru/pluginfile.php/516179/mod_resource/content/1/Лекция%206.pdf (дата обращения: 12.12.2024). – Загл. с экрана.