ОСОБЕННОСТИ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

ОСОБЕННОСТИ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ

Доставалова Е.Р. 1, Толстикова О.Н. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Многочисленные исследования в сфере науки психологии показывают, что наглядно – действенное мышление включает в себя все компоненты мыслительной деятельности, куда входят: определение цели, анализ условий и выбор средств достижения результата. У детей имеющих интеллектуальные нарушения наглядно – действенное мышление претерпевает замедленное развитие и не создает основу для формирования более сложных форм мышления, от того эти формы мышления становятся недоступны ребенку с особыми образовательными потребностями.

По сравнению с детьми имеющими интеллектуальные нарушения, дошкольники с нормальным психофизическим развитием той же возрастной группы уже имеют качественно сформированное наглядно – действенное мышление и в силу возрастного онтогенеза имеют наглядно – образное мышление что является более сложной формой мыслительной деятельности.[2]

Изучение особенностей развития мыслительной деятельности у дошкольников с интеллектуальными нарушениями явяляется одним из важнейших направлений специальной психологии.

У детей с нарушениями интеллекта наглядно-действенное мышление характеризуется отставанием в темпе развития. К концу дошкольного возраста не всем дошкольникам с интеллектуальным недоразвитием оказывается доступно выполнение таких практических задач, в которых действие, выполненное рукой или орудием, прямо направлено на достижение практического результата. [3]

У детей данной категории отмечаетсяособенности активного поиска решения, они часто остаются равнодушными как к результату, так и к процессу решения задачи даже в игровой форме. [5]

Для оценки сформированности наглядно – действенного мышления было проведено исследование в старшей группе для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на базе МБДОУ “Город Архангельск " Детский сад №20 "Земляничка". Были использованы следующие диагностические методики: «Достань тележку», Е. В Стребелева; Складывание пирамидки, И. Левченко; Почтовый ящик, А.А. Венгер, Л.С. Выгодский, Э.И. Леонгард; Доски Сегена, Э. Сеген.

При использовании методики "Достань тележку", рассматривалось умение использовать ребенком вспомогательного средства, в нашем случае тесемки. Было отмечено, что у детей с интеллектуальным недоразвитием возникали трудности с принятием задачи и выполнением задания, так с заданием не справился ни один ребенок в группе. У 1 ребенка был диагностирован интерес к заданию, но только с помощью педагога, у 4 дошкольников отмечались попытки выполнить предложенное задание, но при этом работа не была завершена до конца. 5 дошкольников отказались от выполнения задания [1].

По методике "Почтовый ящик" были получены следующие результаты. У 5 дошкольников отмечалось стойкое непринятия задания, хаотичные манипуляции и использование предметов не по назначению, 4 дошкольников приняли и поняли задание, но при этом не применяли метод примеривания и наложения, и только 1 испытуемый принял задание, используя метод примеривания через обучение [4].

Диагностическое обследование проводилось с каждым воспитанником.

Результаты исследования можно увидеть на рисунке 1. Из рисунка 1 видно, что 6 дошкольников (60 %) имеют низкий уровень развития наглядно – действенного мышления, 4 дошкольника (40%) имеют средний уровень развития наглядно - действенного мышления, высокий уровень развития наглядно – действенного мышления не выявлен в данной группе испытуемых.

Рисунок 1 – Уровень наглядно - действенного мышления у старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Данные, полученные в ходе диагностического исследования, говорят о том, что дети с интеллектуальными нарушениями имеют относительно низкие показатели сформированности наглядно – действенного мышления.

Таким образом целесообразно планировать коррекционно – развивающую работу по развитию наглядно – действенного мышления у детей с интеллектуальными нарушениями.

Список литературы

  1. Стребелева Е.А. Пути формирования наглядных форм мышления у дошкольников с нарушением интеллекта: монография. – Москва: ИНФРА-М, 2024. – 210 с.

  2. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. Для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 112 с.

  3. Забрамная С.Д. От диагностики к развитию: Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. Серия “Школа для всех”. – М.: Новая школа, 1998. — 144 с.

  4. Левченко И.Ю., Забрамная С.Д., Добровольская Т.А. и др. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для П863 студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 320 с.

  5. Зиновьева Г.А. Изучение развития наглядно-действенного мышления детей с интеллектуальной недостаточностью // Молодой ученый. – 2015. – № 11(91). – С. 1343-1346.

Просмотров работы: 18