АНАЛИЗ ХАРАКТЕРИСТИК СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

АНАЛИЗ ХАРАКТЕРИСТИК СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Аксенова И.А. 1, Казакова Е.В. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире существует наличие острой проблемы снижения субъективного благополучия как взрослого населения, так и детей. Появление цифровизации, изменения в федеральном государственном стандарте (ФГОС), повышение учебных требований, появление новых учебных программ и введение образовательных технологий – всё это способствует росту напряженности, снижению общего уровня субъективного благополучия и появлению школьной дезадаптации.

Согласно современной статистике, 79% российских школьников испытывают стресс и страхи, связанные с обучением в школе, и занимают первое место в мировом рейтинге по показателю школьной тревожности [8]. В 2020–2021 низкий уровень адаптации к школе у 25% младших школьников [1]. А уже в 2022 году «у 73% первоклассников в течение учебного года отмечаются симптомы невротизации» [11]. Проведенное исследование в 2023 году показывает, что большинство младших школьников имеет средний уровень адаптации, однако «у третьей части школьников выявлен низкий уровень адаптации к школе» [21]. 

Явление «субъективное благополучия» изучается и в зарубежной, и в отечественной литературе [6; 15; 17; 22; 24; 25]. Однако по сей день нет точного соотношения между терминами «психологическое благополучие» и «субъективное благополучие». Одни считают, что субъективное благополучие – это компонент психологического (Э. Динер, К. Рифф), а другие, наоборот, психологическое благополучие рассматривают как составляющую субъективного (Л. В. Куликов, Р. М. Шамионов). Некоторые говорят о том, что эти понятия используются как синонимы (Е.Н. Панина, Е.Е. Бочарова), что объясняется тем, что психологическое и субъективное благополучие — это обобщенная оценка жизни и отношение человека к ней; переживания внешних обстоятельств через внутренние условия оценивания. Кроме того, оба феномена предполагают эмоциональный компонент, наличие позитивных и негативных эмоций. В связи с этим, можно сказать о наличии такой проблемы, как недостаточность изучения различия двух представленных понятий. 

На данный момент существуют различные исследования, направленные на выявление и измерение характеристик субъективного благополучия [3; 7; 10]. Так, Т. В. Архиреева (2015) говорит о том, что структура субъективного благополучия для каждого возраста должна рассматриваться отдельно, так как «совершенно очевидно, что субъективное благополучие ребенка дошкольного возраста будет зависеть от иных факторов и условий, нежели субъективное благополучие младшего школьника или подростка, а также оно будет отличаться от благополучия взрослых» [4]. 

Анализ существующей литературы по вопросу субъективного благополучия показывает актуальность обсуждаемой проблемы. 

Цель исследования – проанализировать и описать характеристики субъективного благополучия младшего школьника. 

Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 30 города Архангельска, в январе 2024 года: количество исследуемых составило 68 человек (34 девочки и 34 мальчика) в возрасте 9-10 лет. Основным методом диагностики явился авторский опросник субъективного благополучия детей младшего школьного возраста Т.В. Архиреевой [4], который включает в себя 2 части: вербальную и невербальную. По полученным результатам анализируются показатели субъективного благополучия младшего школьника: по вербальному субтесту (эмоции, удовлетворенность делом, управление жизнью, удовлетворенность отношениями, оптимизм, субъективное благополучие) и невербальному тесту (субъективное благополучие). Также использовалась методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью А.А. Андреева (удовлетворенность школьной жизнью) [2], методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан (самооценка) [20], методика изучения общей самоэффективности личности (Р. Шварцер, М. Ерусалем в адаптации В. Ромека) [23], методика МЭДОС (метод комплексной экспресс-диагностики состояния социально-педагогической запущенности детей; чувство личной значимости) [16]. 

Для обработки данных использовался пакет статистического анализа «SPSS statistics 22.00» for Windows (лицензионное соглашение № Z125-3301-14, Северный Арктический Федеральный Университет им. М.В. Ломоносова). Были применены описательные статистики. 

Результаты исследования и их обсуждение. 

Согласно результатам исследования субъективного благополучия младших школьников, у половины из них (54,41%) наблюдается хорошее эмоциональное состояние. У остальной половины (46%) было отмечено, что данный показатель субъективного благополучия не соответствует норме. Эмоциональное неблагополучие означает преобладание у третьеклассников отрицательных эмоций, наличие тревожности и страхов, связанных с проверкой знаний, получением плохой оценки, наказания, страхом самовыражения, не соответствия ожиданиям окружающих [19].

При определении уровня удовлетворенности жизни, было выявлено, что половина обследуемых (52%) удовлетворены делом. Примерно оставшаяся половина учащихся (48%) отличается неудовлетворенностью делом. Полученные данные могут быть связаны с динамикой субъективного благополучия в период обучения в начальной школе, когда именно в третьем классе у детей возникает определенный кризис в отношении к учебной деятельности: снижается мотивация и появляется усталость, отторжение от учебы, авторитет учителя падает, и он перестает быть значимой фигурой, школьные обязанности начинают тяготить. Причиной является то, что потребность ребенка в позиции школьника является уже удовлетворенной, из-за чего данная позиция теряет для него всякую эмоциональную привлекательность [5]. 

Большинство исследуемых (67,65%) отметили, что способны самостоятельно управлять своим жизненным поведением. Исследование показало, что треть младших школьников (32%) не способны управлять своей жизнью. Причинами могут выступать: недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка, отсутствие помощи и внимания со стороны родителей и учителя, отсутствие внешних норм и ограничений, неправильное воспитание в семье, игнорирование учителем индивидуальных особенностей ребенка и т. д. [10].

По показателю «удовлетворенность отношениями» у большинства исследуемых (69%) данный параметр соответствует норме. Дети, у которых данный показатель соответствует «выше нормы», отсутствуют. Выявлено, что у трети младших школьников (30%) присутствует неудовлетворенность отношениями. Если у ребенка не получилось влиться в коллектив, то это может привести к чувству неполноценности, неуверенности в себе, замкнутости, недоверию, негативным эмоциям, изоляции, а в отношениях с другими людьми такие дети могут быть капризны и грубы [12].

По показателю «оптимизм» у почти половины учащихся (48,53%) выявлен позитивный взгляд на жизнь. Однако большая часть учащихся (51%) имеет пессимистическое отношение к миру, т. е. негативная оценка своего будущего и возможных перспектив своей жизни, склонность принимать вину на себя за все плохие события, видеть их причины постоянными и неизменными, перенос негативного виденья ситуации на остальные события в жизни [9]. 

Сравнительный анализ данных позволяет сделать вывод о том, что вербально младшие школьники говорят о своем успешном субъективном благополучии (69,12%), а невербально – меньше (50%). Передача информации происходит за счет вербальных средств (слова) на 7%, за счет звуковых средств (включая тон и интонацию голоса) на 38% и на 55% за счет невербальных средств общения [18]. Можно предположить, что учащиеся через невербальные средства демонстрируют свое истинное отношение к происходящему и на самом деле у половины третьеклассников (50%) наблюдается субъективное неблагополучие. 

На основании общих полученных данных можно утверждать, что примерно 3/5 (62,5%) учащихся удовлетворены школьной жизнью. Общий показатель всех исследуемых составил 2,7, что говорит о среднем уровне удовлетворенности школьной жизнью. Было выявлено, что около 91% третьеклассников считают, что у них хороший классный руководитель; около 91% третьеклассников утверждают, что у них есть любимый учитель; около 91% третьеклассников отметили, что у них есть любимый предмет. В то время как около 57% обучающихся не согласились с утверждением «я иду утром в школу с радостью»; около 74% отметили, что не могут свободно высказывать свое мнение в классе; около 56% признались, что во время летних каникул не скучают по школе. 

Большинство третьеклассников имеют адекватную (51%) или завышенную (37%) самооценку, что связано с особенностью данного возрастного периода, где обнаруживаются все виды самооценки, которая зависит от успеваемости и особенности общения классного руководителя с классом [14].

Больше половины (69%) исследуемых младшего школьного возраста обладают средней самоэффективностью, т. е. верят в свои силы и способности, настойчивы и упорны в достижении поставленных целей, ожидают успеха от собственных действий. 

Исследование показало, что 78% младших школьников ощущают свою личную значимость, чувствуя себя нужными и имея гармоничные отношения в семье, выстраивая хорошие отношения со сверстниками и имея успехи в учебных делах.

В ходе проведенного исследования было выявлено, что примерно у 2/5 третьеклассников наблюдается субъективное неблагополучие. Наиболее выраженными характеристиками, по которым младшие школьники отмечают неблагополучие, являются: эмоциональное состояние (46%), удовлетворенность делом (48%), оптимизм (51%). 

У трети младших школьников наблюдается низкий уровень субъектности и самоэффективности, неудовлетворенность отношениями. 

Таким образом, субъективное благополучие ребенка младшего школьного возраста является важнейшим показателем его социально-психологической адаптированности. Так, необходимо отслеживать учащихся, чтобы вовремя оказать профилактическую и при необходимости коррекционную помощь и работу. 

Список литературы

  1. Алимурадова А.Ф.К. Адаптация первоклассников к обучению в общеобразовательной школе : психолого-педагогические условия повышения // Вестник Московского университета МВД России. – 2021. – №5. – С. 285-293. 

  2. Андреев А.А. Методика «Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью» // Воспитательная система школы: аспект моделирования. – Псков, 1994. – С. 47-48. 

  3. Арестова В. Ю. Исследование эмоционального состояния младших школьников // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 1. – С. 38-45. 

  4. Архиреева Т.В. Структура и динамика изменения субъективного благополучия младших школьников // Царскосельские чтения. – 2015. – №19. – С. 342-345.

  5. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков // М.: Издательство «Педагогика», 1972. – С. 22-29. 

  6. Бочарова Е.Е. Взаимосвязь ценностных ориентаций, стратегий поведения и субъективного благополучия личности: дис. … канд. психол. наук. – Саратов, 2005. – 160 с. 

  7. Галактионов И.В. Взаимосвязь школьной тревожности и самооценки детей младшего школьного возраста // Проблемы современного образования : психолого-педагогический поиск : Сборник научных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции. – Хабаровск, 2021. – С. 49-57. 

  8. Гладких Д. Статистика дня: 79% российских школьников испытывают стресс из-за оценок [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.sobaka.ru/city/science/95486 (дата обращения: 20. 11. 2024)  

  9. Гордеева Т.О. Диагностика оптимизма: детский опросник оптимистического стиля объяснения успехов и неудач // Культурно-историческая психология. – 2017. – Т. 13. – № 2. – С. 50-60. 

  10. Гринева К.Ю. Совладающее поведение родителей как фактор адаптации первоклассника к условиям школы // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2009. – №4. – С. 136-142. 

  11. Жданова Л.А. Современные школьники: особенности адаптации и динамика здоровья // Вестник Ивановской медицинской академии. – 2022. – №1. – С. 5-10. 

  12. Кобазева Ю.А. Особенности межличностных отношений младших школьников в группе сверстников // Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ «Нацразвитие». – СПб: ГНИИ «Нацразвитие», 2018. – Т. 2. – С. 174-176. 

  13. Колесова О.В. Современные подходы к формированию самооценки у детей младшего школьного возраста // Карельский научный журнал. – 2021. – Т. 10. – № 1(34). – С. 24-28. 

  14. Комлик Л.Ю. Взаимосвязь самооценки и личностной тревожности у младших школьников // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2023. – № 4(64). – С. 16-23. 

  15. Куликов Л.В. Субъективное благополучие и настроение личности // Психогигиена личности: вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. – 2004. – С. 116-181. 

  16. Овчарова Р.В. Психодиагностический комплекс «МЭДОС» // М. : МПСУ, 2014. – 81 с. 

  17. Панина Е.Н. Взаимосвязь суверенности психологического пространства и субъективного благополучия личности: дис. … канд. психол. наук. – Красноярск, 2006. – 187 с. 

  18. Пиз А. Язык телодвижений: как читать мысли окружающих по их жестам // М.: Эксмо, 2024. – 448 с.

  19. Попрядухина Н. Г. Изучение вопроса эмоционального неблагополучия младших школьников // Наука и образование: проблемы и перспективы : материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. – Нефтекамск: Научно-издательский центр «Мир науки», 2022. – С. 218-222. 

  20. Прихожан А.М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога // М.: изд. АПН СССР, 1988. — C. 110-128. 

  21. Хазанова М.Н. Адаптация младших школьников как социально-педагогическая проблема // Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет. – 2023. – С. 206-210. 

  22. Шамионов Р.М. Субъективное благополучие личности : психологическая картина и факторы // Саратов : Издательство «Научная книга», 2008. – С. 3-238. 

  23. Шварцер Р. Русская версия шкалы общей самоэффективности // Иностранная психология. – 1996. – № 7. – С. 71-77.

  24. Diener E. Subjective well-being // Psychological Bulletin. – 1984. – Vol. 95. – № 3. – P. 542-575. 

  25. Ryff C. D. The structure of psychological well-being revisited // Journal of personality and social psychology. – 1995. – Vol.69. – № 4. – P. 719-727. 

Просмотров работы: 38