ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ НАВЫКОМ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ НАВЫКОМ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Солохина П.А. 1, Градова Г.Н. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В Федеральной адаптированной образовательной программе начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2) в части «состав слова (морфемика)» указывается, что в третьем классе обучающиеся с ТНР осваивают корень и однокоренные слова, учатся различать однокоренные слова и синонимы, слова с омонимичными корнями; кроме того, на данном этапе учатся выделять в словах корень, приставки, суффиксы, окончания, а также знакомятся с нулевым окончанием [5]. При этом, согласно федеральной рабочей программе начального общего образования по русскому языку в части «содержание обучения» раздел «состав слова (морфемика)» появляется уже со второго класса [6].

В современном толковом словаре русского языка словообразование понимается, как образование слов в языке по законам и правилам данного языка (при помощи аффиксов, чередования звуков, словосложения и т.п.). В русском языке выделяют четыре способа словообразования:

- лексико-семантический: новое слово образуется при изменении значения существующего слова;

- лексико-синтаксический: новое слово образуется из словосочетания, где объединяются два и более слов;

- морфолого-синтаксический: новое слово образуется в результате перехода нового слова или отдельной словоформы в другую часть речи;

- морфологический: новое слово образуется в результате присоединения словообразовательных аффиксов к производящей основе [2].

Основываясь на комплексной оценке навыка словообразования по методикам Т. В. Ахутиной [1] и Р. И. Лалаевой [4], нами составлена, путем модификации речевого материала данных методик, собственная методика оценки сформированности морфемного способа словообразования у младших школьников с ТНР, которая состоит из трех серий заданий.

Целью первой серии является выявление уровня сформированности навыка образования имен существительных при помощи суффиксов -онок, -енок, -ниц, -ин, -к, -ист, -щиц, -ниц и включает пять заданий: образование существительных, обозначающих детенышей животных и птиц; вместилище чего-либо; значение единичности; профессии мужского рода; профессии женского рода.

Целью второй серии является выявление уровня сформированности навыка образования имен прилагательных при помощи суффиксов -ев, -ич, -н, -ов, -ин, -ен, -лив, -ачь, -и, -ин, и включает три задания: образование относительных прилагательных; качественных прилагательных; притяжательных прилагательных.

Целью третьей серии является выявление уровня сформированности навыка образования глаголов при помощи приставок вы-, от-, у-, раз-, под-, пере-, до-, при- и состоит из нескольких заданий: образование глаголов с противоположенным значением приставок; глаголов со значением приближения, удаления; глаголов со значением пересечения пространства или предмета; глаголов со значение начала, конца действия.

Исследование навыка словообразования было проведено в МБОУ СШ №26 г. Архангельск у младших школьников класса компенсирующей направленности для обучающихся с ТНР и общеобразовательного класса. По результатам констатирующего эксперимента были выявлены особенности морфемного способа словообразования существительных, прилагательных и глаголов.

У 50% младших школьников с ТНР образование имен существительных с помощью суффикса -иц было недоступно. С образованием уменьшительно-ласкательных форм суффиксами -онок, -енок, -к справились 75% обучающихся с ТНР. У 50% обучающихся данной категории вызвало затруднение образование существительных, обозначающих профессии мужского и женского рода при помощи суффиксов -щиц, -ниц, -ист. У обучающихся общеобразовательного класса 75% выполнили задания без ошибок. У 30% младших школьников с нормальным речевым развитием также наблюдаются трудности при образовании существительных, обозначающих вместилище чего-либо, при помощи суффикса -ниц.

При исследовании навыка образования относительных прилагательных 87% обучающихся с ТНР образовывали данную часть речи без ошибок, при помощи суффиксов -ев, -ич, -н, -ов, -ин. У всех обучающихся данной группы возникла сложность с ответом на вопрос «шляпа из соломы какая?». 35% младших школьников с ТНР не смогли образовать слово «соломенная», и только 5% ответили «соломная». У 75% обучающихся вызвало затруднение образование качественных прилагательных при помощи суффиксов -ен, -лив, -н, в частности, в ответе на вопрос «если дует ветер, то день какой?». Около 50% ответили «ветровый». 87% учащихся безошибочно образовали притяжательные прилагательные суффиксами -и, -ин. Но вся группа детей не справилась с образованием слова «орлиное (гнездо)». Некоторые ответы были следующие: «орловое (гнездо)», «орлёное». У 35% обучающихся общеобразовательного класса также возникли трудности при образовании слова «орлиное (гнездо)» (суффикс –ин).

У 50% обучающихся с ТНР возникли трудности при образовании глаголов со значением приближения, удаления, при помощи приставок под-, от-. 75% младших школьников класса компенсирующей направленности не давали ответа или говорили совершенно неподходящее слово, но которое имеет похожий смысл, при образовании глаголов противоположенного значения приставками вы-, от-, у-, раз-, при-. Например, «прийти», а противоположенное 30% детей называли «пришел». Образование глаголов со значение пересечения и конца действия с приставками пере-, до- не вызвало у младших школьников затруднений. У 15% обучающихся общеобразовательного класса возникли сложности при образовании глаголов противоположенного значения с помощью приставок вы-, от-, у-, раз-, при-. Данная группа детей не образовали слова «отвязать», «вылить», «разобрать».

Таким образом, результаты констатирующего эксперимента указывают на необходимость коррекционной работы по формированию навыка словообразования у младших школьников с ТНР, одним из методов которой будет метод наглядного моделирования. Наглядные словообразовательные модели облегчают восприятие материала обучающимися с ТНР, т.к. отражают морфемный состав слова, т.е. основные свойства объекта. К такой модели можно отнести морфемный или словообразовательный конструктор, с помощью которого младшим школьникам можно наглядно показать: из каких частей состоит слово, как эти части обозначаются, как слово изменяется и приобретает новый смысл. Такой конструктор состоит из карточек с приставками, суффиксами, определенными корнями, предлагаемыми для первоначальной отработки и карточек с полным словом и соответствующей картинкой. Эффективно будет ввести обозначения отрабатываемых морфем, например, деревянные модели приставки, суффикса и корня, которые обучающиеся могут потрогать, перемещать, ставить в нужное место, «конструируя» слово; кроме того, карточки с приставками обозначены зеленой рамкой, а карточки с суффиксами – красной. Пример морфемного конструктора представлен на рисунке 1.

Рисунок 1 – Набор карточек в составе морфемного конструктора

Итак, в результате исследования у младших школьников с ТНР выявлены особенности морфемного способа словообразования глаголов, прилагательных и существительных и определена возможность использования на логопедических занятиях «морфемного конструктора» для более эффективного формирования данного способа словообразования.

Список литературы

  1. Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников: практ. пособие / Т.В. Ахутина, Т.А. Фотекова. М.: Издательство Юрайт, 2017. 175 с.

  2. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей [Текст]: учебно-методическое пособие / Н.С. Жукова. – М.: Социально-политический журнал, 2019. – 96 с.

  3. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование: учеб. пособие. URL: https://studfile.net/preview/6857194/ (дата обращения: 16.04.2024)

  4. Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи: Учебно-методическое пособие. / Р.И. Лалаева. СПб.: Наука-Питер, 2006.103 с.

  5. Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи утвержден Приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1023 (ред. от 17.07.2024) «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2023 N 72654) : официальный сайт. – URL: https://shkola2nesterovskoe-r26.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/110/3014/Adaptirovannaya_OOP_NOO_s_tyazhelym_narusheniem_rechi.pdf (дата обращения 08.12.2024)

  6. Федеральная рабочая программа начального общего образования русский язык (для 1-4 классов образовательной организации), Москва – 2022. – официальный сайт – URL: https://ult-sosh.gosuslugi.ru/netcat_files/210/3198/FRP_NOO_Russkiy_yazyk.pdf (дата обращения: 10.12.2024)

Просмотров работы: 3