ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Григорьева К.Е. 1, Ковальская В.С. 1, Градова Г.Н. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
     

В соответствии ФГОС ДО ребенок к старшему дошкольному возрасту должен овладеть лексически наполненной, синтаксически оформленной диалогической и монологической речью, в соответствии с грамматической нормой [14]. Становление языковых средств в речи дошкольника включает овладение синтаксическими и лексико-грамматическими средствами, в том числе, для выражения пространственных отношений.

При изучении подходов к пониманию лексики с пространственным значением, отражающей координатные представления было выявлено, что под ней подразумевается совокупность лексических единиц, отражающих координатные представления: изменение положения предметов относительно друг друга и собственного тела [4]. М. А. Еливанова определила классификацию средств выражения пространственных отношений, одними из которых является лексика с пространственным значением, отражающая координатные представления, включающие: пространственные наречия, пространственные предлоги, пространственные глаголы [9].

Синтаксические средства — это языковые единицы различного типа, используемые для построения текста, такие как словоформы, словосочетания, предложения и текст. Основной синтаксической единицей является предложение. В грамматике русского языка существуют два вида предложений: простые и сложные. Простые предложения подразделяются на два типа: нераспространенные, состоящие только из главных членов предложения, и распространенные, включающие главные и второстепенные члены предложения. Нераспространенные предложения делятся на односоставные, только с одним главным членом - подлежащим или сказуемым и двусоставные, содержащие несколько членов предложения, включая подлежащее и сказуемое. Сложное предложение состоит не менее чем из двух и более грамматических основ, может быть союзным и бессоюзным, подчинительным и сочинительным, при этого компоненты сложного предложения связаны по смыслу [1, 5, 8, 11, 13].

Изучая становление языковых средств речи в условиях речевого онтогенеза в работах А.Н. Гвоздева, установили, что первый период начинается с дейктических средств, характеризуется построением предложений, состоящих из одного-двух слов, и сопоставим с годом и тремя месяцами. К 7 годам у детей завершается процесс освоения синтаксических средств и лексики с пространственным значением, отражающей координатные представления [6]. При этом у сверстников с ОНР III уровня не сформирован данный пласт лексики и синтаксические структуры предложений. Так дошкольники с ОНР III уровня имеют ограниченный активный и пассивный словарь пространственных наречий, трудности в понимании и оречевлении пространственных глаголов, прослеживаются, нарушения употребления пространственных предлогов, отражающих координатные, метрические, проекционные и топологические представления [7, 8].

Характеризуя нарушения формирования синтаксической структуры предложения, исследователи выделяют две группы детей с ОНР: в первой группе наблюдаются нарушения морфологической системы языка, но при этом дети правильно воспроизводят структуру из трех семантических компонентов: субъект-предикат, субъект-предикат-локатив; во второй группе преобладают ошибки синтаксической стороны речи, которые проявляются в пропуске членов предложения (предикатов), а также в неправильном порядке слов [10, 12].

С целью исследования языковых средств у дошкольников с ОНР III уровня нами разработана методика, состоящая из двух серий. Первая серия заданий направлена на изучение понимания лексики с пространственным значением, отражающей координатные представления. Задания нацелены на выявление понимания статических предлогов, динамических предлогов с достигательным значением, динамических предлогов с отделительным значением, глаголов описывающих положение предметов в пространстве, глаголов, описывающих изменение местоположения предметов в пространстве, относительных и оценочных наречий с пространственным значением. Задания во 2 серии направлены на употребление лексики с пространственным значением, отражающей координатные представления. Всего в двух сериях методики представлено 14 экспериментальных заданий, 76 слов – стимулов.

Для оценки уровня владения старшими дошкольниками с ОНР III уровня синтаксическими конструкциями в методике представлено также две серии заданий: первая серия направлена изучение понимания синтаксической единицы, предложение, вторая серия предполагает исследование употребления данной единицы. Серия 1, нацеленная на изучение синтаксических конструкций, на импрессивном уровне, целью которой является: определение умения понимать простые повествовательные предложения (нераспространенные и распространенные), простые повествовательные распространенные предложения с однородными членами, сложносочиненные нераспространенные и распространенные предложения, сложноподчиненные распространенные предложения. Целью второй серии является: определение видов предложений, используемых в речи, с помощью картинного материала, выявление умения образовывать простые распространенные предложения из слов в начальной форме, простые распространенные и сложносочиненные предложения.

Балловый показатель определял результативность каждого задания, с учетом критериев правильности и самостоятельности. Показателем правильности является верное выполнение задания после однократного повторения, для критерия самостоятельности характерно выполнение заданий без педагогической помощи. Для того чтобы определить уровень владения синтаксическими конструкциями и пространственной лексикой используется сумма баллов по всем заданиям из двух серий.

В экспериментальном исследовании приняли участие дошкольники, посещающие МБДОУ Детский сад №183 и МБДОУ Детский сад №186 г. Архангельска (все дети «правши»). В результате обобщения протоколов исследования, выявлены особенности.

При выполнении заданий 1 серии направленных на исследование понимания статических предлогов у 20% детей с ОНР III уровня отмечались взаимозамены предлогов «за» - «между», «под» - «в», у детей с НРР не было ошибок в понимании статических предлогов. В задании на понимание динамических предлогов с достигательным значением 6% детей с ОНР III уровня взаимозаменяли предлоги «за» - «между», затруднялись в показе предлога «под» и «за», для 10% сверстников с НРР требовалась педагогическая помощь в виде наводящего вопроса. 22% детей с ОНР III уровня затруднялось в показе динамических предлогов с отделительным значением «из-за», «из-под», «между», «из», у 10% испытуемых с НРР отмечалась взаимозамена предлогов «из-под» и «из». 40% испытуемых с ОНР III уровня затруднялись в показе относительных наречий «впереди» -«сзади» или «вверху»-«внизу», 10% дошкольников данной группы затруднялись в показе относительных наречий «выше» -«ниже» или «дальше»-«ближе», глаголов, описывающих положение в пространстве «едет» и «летит». Дети с ОНР III уровня путали глаголы «выходит»-«заходит», затруднялись в показе глагола «обходит» - 15%. У дошкольников с НРР не было ошибок в понимании относительных и оценочных наречий, а также глаголов с пространственным значением.

В результате выполнения заданий 2 серии, направленных на употребление статических предлогов, у 30% детей с ОНР III уровня и у 20% детей с НРР отмечалась замена предлога «на» наречием «наверху», вместо «перед» - «рядом», «в» - «внутри», «за»-«сзади», многие дети не назвали предлог «между». В задании на употребление динамических предлогов с достигательным значением у 60 % испытуемых с ОНР III уровня выявлена замена предлогов «на» наречием «наверх», «в» -«внутрь», у 10% сверстников с НРР отмечалась замена предлога «к» – «в». Для 60% детей с ОНР III были характерны ошибки в использовании динамических предлогов с отделительным значением: замены предлогов «из-за», «из-под» на предлог «из», предлога «с» на предлог «от», у 30% испытуемых с НРР, отмечались ошибки в замене предлога «от» предлогом «из». 50 % детей с ОНР III уровня затруднялись в употреблении относительных наречий «впереди»–«сзади» или «вверху»–«внизу» и в употреблении оценочных наречий «выше»-«ниже», «дальше»-«ближе», 25% дошкольников данной группы затруднялись в употреблении глаголов, описывающих положение в пространстве «едет» и «идет», заменяя их на «катается» и «гуляет». Отмечались затруднения в употреблении однокоренных глаголов с разными морфемами, 10% детей с ОНР III уровня путали глаголы «выходит»-«заходит», затруднялись в употребление глагола «обходит». У дошкольников с НРР не было ошибок в употреблении относительных и оценочных наречий, а также глаголов с пространственным значением.

При выполнении заданий 1 серии, направленных на понимание конструкции простого предложения выявлено, что понимание простых и сложных предложений как дошкольниками с нормальным речевым развитием, так и их сверстниками с ОНР III уровня не нарушено.

В результате выполнения заданий 2 серии установлено: 10% детей с ОНР III уровня использовали конструкцию простого нераспространенного и распространенного предложения в своей речи, но допускали ошибки в употреблении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, для них было затруднительно оформить сложные предложения различного вида, используя союзы подчинительной связи «чтобы», «потому что», противительные союзы «а»; 20% детей с ОНР III уровня использовали конструкцию простого нераспространенного и распространенного предложения, сложносочиненного предложения преимущественно с соединительным союзом «и», но не использовали конструкцию сложноподчиненного предложения. 5% детей с ОНР III уровня использовали конструкции простого нераспространенного и распространенного предложения, сложносочиненного с союзами: с соединительным «и» и с противительным «а» и сложноподчиненного преимущественно с союзом «чтобы». У дошкольников с НРР не было ошибок при употреблении конструкций простого нераспространенного и распространенного предложения, сложносочиненного предложения с соединительным «и» и с противительным «а», конструкции сложноподчиненного предложения с использованием союзов «чтобы» и «потому что».

Таким образом, сопоставительный анализ экспериментальных данных указывает, что у старших дошкольников с ОНР III уровня пространственная лексика, отражающая координатные представления и синтаксические конструкции предложений имеют качественные и количественные особенности, в отличие от детей с нормальным речевым развитием.

Результаты констатирующего эксперимента указывают на необходимость создания специальных образовательных условий по формированию синтаксических навыков и лексики с пространственным значением, отражающей координатные представления у дошкольников с ОНР III уровня. Нами изучены приемы и средства их формирования такие как: дидактические игры, фразовые конструкторы, художественное слово, речевые упражнения, наглядное моделирование [2, 3]. Установлено, что одним из педагогических средств преодоления выявленных особенностей могут быть речевые упражнения с использованием предметно-схематического моделирования.

Список литературы

  1. Валгина, Н.С. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной. -- 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2002. - 528 с.–URL:https://pedlib.ru/Books/6/0262/index.shtml?ysclid=lj4gk85djl353953110

  2. Венгер Л. А. Домашняя школа мышления / Л. А. Венгер, А. Л. Венгер. — М., Просвещение, 1975. — 313 с.

  3. Волкова, Л.С., Логопедия [Текст] / Л.С. Волковой Учеб. Для студ. Дефектол.фак. пед. Высш. Учеб. Заведений / Под ред. 3-е изд., перераб. И доп. – М.: гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.- 680с.

  4. Всеволодова, М.В. Способы выражения пространственных отношений в современном русском языке [Текст] : Изд. 2-е, доп. – М.: Издательство ЛКИ, 2008. –288 с.

  5. Гвоздев, А. Н. Современный русский литературный язык. Ч.2. Синтаксис : учебн. для студ. фак. рус. яз. и лит. пед. ин-тов / А. Н. Гвоздев. - 4-е изд. - М. : [б. и.], 1973. - 350 с.

  6. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи. СПб.: Детство-Пресс; М.: Творческий центр Сфера, 2007. - 470 с

  7. Градова, Г. Н. Репрезентация категорий пространства в речи детей – северян / Г. Н. Градова // Развитие Северо-Арктического региона: проблемы и решения : материалы научной конференции профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова, Архангельск, 21–25 марта 2016 года. – Архангельск: Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, 2016. – С. 499-502. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26600520 (дата обращения : 08.12.24). – Загл. С экрана.

  8. Григорьева, К. Е., Ковальская, В.С. Научно-теоретические основы становления языковых средств у дошкольников с общим недоразвитием речи / К. Е. Григорьева, В. С. Ковальская // Ломоносовские научные чтения студентов, аспирантов и молодых ученых – 2024 : сборник материалов конференции: в 2-х томах, Архангельск, 01–30 апреля 2024 года. – Архангельск, 2024. – С. 151-155. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=67927632 (дата обращения: 13.12.2024)

  9. Еливанова, М.А. Освоение детьми пространственных отношений и средств их языкового выражения [Текст]: Учебное пособие к спецкурсу. — СПб., 2006. –94 с.

  10. Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева –– Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. – 320с. – (Учимся играя)

  11. Касаткин, Л.Л. Русский язык: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / [Л. Л. Касаткин, Е. В. Клобуков, Л.П. Крысин и др.] ; под ред. Л .Л. Касаткина. — 4-е изд., перераб. — М.: Издательский центр «Академия»,2011. — 784 с.. 2011. –URL: https://knigi.studio/yazyik-russkiy-sovremennyiy/russkiy-yazyik-uchebnik-dlya-stud-uchrejdeniy.html?ysclid=lj4h55bhcd87013897 (дата обращения: 13.12.2024)

  12. Петлякова, Е. А. Метод наглядного моделирования как компонент в коррекционно-педагогическом процессе по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи / Е. А. Петлякова, Е. В. Купрейчик // Вопросы дошкольной педагогики. – 2024. – № 7(77). – С. 16-23. – https://elibrary.ru/item.asp?id=67996925 (дата обращения: 13.12.2024)

  13. Стародумова, Е. А. Синтаксис современного русского языка: учебное пособие / Е. А. Стародумова. — Москва: ФЛИНТА, 2023. — 260 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/333482 (дата обращения: 13.12.2024)

  14. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., регистрационный N 30384. –URL: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155(ред. от 08.11.2022)"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"(Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) (gosuslugi.ru) (дата обращения: 13.12.2024)

     
Просмотров работы: 5518