Во ФГОС начального общего образования указывается, что учащиеся, освоившие основную образовательную программу начального общего образования, должны уметь «ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач» [4, с. 19]. Эти средства могут быть как отдельными словами, так и устойчивыми сочетаниями слов, такими как фразеологизмы. Также выпускник начальных классов должен научиться отличать прямое и переносное значение слов, что необходимо для понимания значения фразеологизмов, и уметь корректно употреблять их в тексте [1]. При этом по завершении ступени основного общего образования владение выразительными средствами языка являются предметом государственной итоговой аттестации при прохождении обязательного государственного экзамена по русскому языку, где выпускники часто затрудняются в выполнении заданий, связанных с анализом выразительных средств, в том числе и фразеологизмов (11 вопрос ОГЭ по русскому языку) [3].
Обучение младших школьников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) осуществляется по федеральнойадаптированной основной общеобразовательной программе, включающей дополнительные задачи, содержащие: «развитие потребности и умений активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач, формирование «чувства» языка, умения отличать правильные языковые формы от неправильных» [5, с. 186].
В рамках исследования поставили цель изучить особенности фразеологического словаря у младших школьников с ТНР. Рассматривая подходы к классификации фразеологизмов, установили классификацию В. В. Виноградова и Н.М. Шанского, в которой фразеологизмы рассматриваются с точки зрения их семантической слитности. Авторами выделены следующие типы фразеологизмов: фразеологические сращения, фразеологические единства, фразеологические сочетания и фразеологические выражения [2].
С учетом данной типологии фразеологизмы, разработали методику констатирующего эксперимента, которая включает две серии заданий.
Серия 1направлена на исследование пассивного словаря фразеологизмов у младших школьников с ТНР
Целью задания 1.1 «Назови словечко» являлось определить наличие фразеологических единиц в словаре в значении семантической слитности.Используемый языковой материал: «на кудыкину …»; «бежать сломя…»; «вешать лапшу на …»; «первый блин …»; «сгорать от …»; «повесить …»; «делать из мухи …»; «без труда не вытащишь и рыбку из …».
Ход: логопед называет первую часть фразеологизма, а обучающийся должен продолжить, называя остальные слова фразеологизма.
Целью задания 1.2 «Скажи по-другому» было выявить умение истолковать значение фразеологических единиц в значении семантической слитности.
Используемый языковой материал: «валять дурака»; «быть не в своей тарелке»; «зайти в тупик»; «плыть по течению»; «повесить нос»; «трескучий мороз»; «делу время, а потехе – час»; «любишь кататься, люби и саночки возить».
Ход: логопед называет фразеологизм, а обучающийся должен понять переносный смысл и сказать этот фразеологизм другими словами.
Целью задания 1.3 «Подбери необычное» было определить понимание значений фразеологических единиц в контексте в значении семантической слитности.
Используемый языковой материал: «Перед уроком важно хорошо подготовиться, чтобы не … перед всем классом»; «Когда я в первый раз испек пирог, он получился горьким, как говорится …»; «Маша всегда переживает из-за мелочей, любит …»; «Брат вчера весь вечер…, поэтому не выполнил домашнее задание». Выражения - подсказки: «делать из мухи слона», «первый блин комом», «валял дурака», «сесть в лужу», «повесить нос».
Ход: логопед выдает учащемуся карточку с предложениями и карточку со словами-подсказками, а ученик должен прочитать предложения и вместо пропусков вставить фразеологизмы.
Серия 2 направлена на исследование активного словаря фразеологизмов у младших школьников с ТНР.
Целью задание 2.1 «Найди необычное» было выявить умение находить фразеологизмы в значении семантической слитности в связном тексте при визуальном восприятии текста.
Используемый языковой материал представлен на рисунке 1 (текст является авторским).
Рисунок 1 - Карточка с текстом «Переживания Пети»
Ход: логопед выдает учащемуся карточку; инструкция: «Прочитай внимательно текст и найди в нем необычные фразы и выражения (фразеологизмы). Подчеркни их».
Целью задания 2.2 «Прочти и повтори» было выявить степень удержания фразеологизмов в памяти и употребление их при пересказе по прочитанному рассказу в значении семантической слитности.
Используемый языковой материал представлен на рисунке 2 (текст является авторским).
Рисунок 2 - Карточка с текстом «Вкусный пирог»
Ход: логопед выдает карточку с текстом учащемуся для прочтения. После этого разбираются непонятные для ребенка слова, а также сюжет. Инструкция: «Прочитай текст. Читай внимательно, так, чтобы пересказать текст, используя как можно больше фразеологических конструкций».
Экспериментальное исследование проводилось на базе МОУ «Средняя школа №2» г. Каргополь Архангельской области; включены 20 обучающиеся 3 и 4 классов с тяжелыми нарушениями речи и обучающиеся с нормальным речевым развитием. Количественные результаты уровня владения фразеологическим словарем у обучающихся 3-4 классов представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 - Уровни владения фразеологическим словарем в значении семантической слитности младшими школьниками
Низкий уровень владения фразеологическими единицами (менее 50% верно выполненных заданий) показали 10% детей с нормально развивающейся речью и 100% детей с ТНР. На данном уровне наблюдается недостаточное знание значения большинства фразеологических выражений или полное их незнание. Чаще всего толкование фразеологизмов проводится буквально, не учитывая переносного значения. Возникают ситуации, когда ребенок выдумывает абсурдное продолжение фразеологического выражения, как например "первый блин - второго нет" или "делать из мухи комара". Также характерно, что многие фразеологизмы остаются нераспознанными в тексте, и происходит неправильное использование или их пропуск при пересказе.
Средний уровень владения фразеологическим словарем (50% верно выполненных заданий) продемонстрировали 60% детей с нормативным развитием речи и 0% детей с ТНР. На данном уровне отмечается знание лексического значения большей части фразеологических единиц. С поддержкой логопеда учащиеся могут объяснить переносное значение фразеологизмов, а также понимают их смысл, опираясь на контекст. Они способны выделять большую часть фразеологических оборотов в связном тексте и заменять их синонимами при пересказе. Например: «валял дурака» – «бездельничал/не помогал», «кот наплакал» – «мало», «зарубите на носу» – «запомните».
Высокий уровень владения фразеологическим словарем (80% верно выполненных заданий) показали 30% с нормальным речевым развитием и 0% детей с ТНР. На данном уровне проявляется знание лексического значения всех фразеологических единиц, а также способность самостоятельно интерпретировать их переносное значение. Дети понимают смысл фразеологизмов, опираясь на контекст, умеют выделять их в связном тексте и правильно использовать в своей речи, включая их в пересказ.
Эксперимент показал, что младшие школьники с ТНР демонстрируют существенные трудности в понимании и использовании фразеологизмов, характерны следующие особенности фразеологического словаря:
- не узнают фразеологические единицы, представленные в значении семантической слитности;
- лексическое значение фразеологических единиц чаще воспринимается буквально, в прямом, а не переносном смысле, либо вовсе не понимается. Учащимся сложно дать правильную семантическую интерпретацию;
- не способны выделять фразеологические единицы в связном тексте;
- фразеологические единицы не используются учащимися ни в собственной речи, ни при пересказе;
Выявленные особенности подтверждают необходимость обогащения фразеологического словаря младших школьников с ТНР с целью повышения уровня их выразительности устной и письменной речи и культуры общения.
Список литературы
Алексеева, Л. Л. Планируемые результаты начального общего образования / Алексеева, Л. Л., Анащенкова С. В., Биболетова М. З.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 120 с.
Пустошило, Е. П. Лексикология. Фразеология. Лексикография : учебно-методический комплекс по русскому языку для студентов педагогических специальностей / Е. П. Пустошило ; Учреждение образования "Гродненский государственный университет имени Янки Купалы". – Гродно : Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, 2011. – 141 с.
Седельникова В. А."ОГЭ? ОГО!": видеолекция по заданию из ОГЭ по русскому языку № 11 / В. А. Седельникова, Н. А. Тупицына, К. А. Иванцова, К. А. Боков // Проектный калейдоскоп : сборник проектно-исследовательских работ школьников, Киров, 01 октября – 30 2023 года. – Киров: ООО "Издательство "Радуга-ПРЕСС", 2023. – С. 666-667.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: текст с изм. и доп. на 2022 г. / Министерство образования и науки Российской Федерации - М.: Просвещение, 2014