Теоретически установлено, что дошкольный возраст наиболее значимый период для успешного усвоения грамматической системы родного языка, в том числе словообразовательной, которая у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) имеет специфику разной степени выраженности [1, 2].
Нами изучены навыки словообразования глаголов морфемным способом у дошкольников с ОНРIII уровня на основе оценки владения ими 21 морфемой на материале 64 слов-стимулов. По итогам проведенного исследования проанализировано 22 протокола, выполнен количественный и качественный анализ экспериментальных данных, который позволил констатировать, что у старших дошкольников с ОНР III уровня наибольшие трудности вызывают задания, требующие образования нового глагола приставочно-суффиксальным способом; образование глаголов при помощи продуктивных приставок оказалось наиболее доступным, чем при помощи простых приставок; характерны трудности в подборе производящей основы для образования нового глагола. В частности, у старших дошкольников с ОНР III уровня выявлены следующие особенности словообразования глаголов:
- приставочным способом: с простыми приставками - подбор антонима к предложенному глаголу (терять – найти); повторение производящего слова без изменения (прятать – прятать); употребление с частицей НЕ (рисовать – не рисовать); пропуск приставки и называние существительного вместо глагола с приставкой (крошить – крошки, вместо накрошить); замена приставки (рисовать – порисовать, вместо нарисовать); с продуктивными приставками - употребление глагола без приставки (прыгнуть, вместо запрыгнуть, клеить, вместо приклеить); замена приставки (слететь, вместо улететь); замена приставки целым словом (перестать цвести, вместо отцвести);
- суффиксальным способом: неправильный выбор суффикса (капризный – капризить, капризновать, вместо капризничать); изменение окончания слова вместо употребления суффикса (ночь – ночью, вместо ночевать); подбор существительногок слову-стимулу, вместо глагола (совет – советник / советчик, вместо советовать); употребление уменьшительно-ласкательной формы слова (желтый – желтенький, вместо желтеть);
- приставочно-суффиксальным способом: неправильный выбор суффикса при сохранении значения приставки (побеседить, вместо побеседовать); трудности в дифференциации значения слов со сходными приставками (прочитать, вместо перечитать); замена производящей основы слова (беседа – поразговаривать, вместо побеседовать; отзеленеть, вместо пожелтеть) [4].
Результаты констатирующего этапа экспериментального исследования показали необходимость создания специальных образовательных условий по формированию навыка словообразования глаголов морфемным способом у старших дошкольников с ОНР III уровня. Таковым определили наглядное моделирование. Мы предположили, что формирование морфемного способа словообразования глаголов у старших дошкольников с ОНР III уровня посредством наглядного моделирования будет эффективнее при условии использования предметно-схематичных моделей, в которых, как известно, существенные компоненты и их связи обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков [3]. Главные компоненты словообразовательной модели — это морфема и производящее (исходное) слово, которые обозначены при помощи условных заместителей, предметных символов, картинок, кодирующих глагол и геометрических фигур.
Работа осуществлялась последовательно на 3 этапах: подготовительном, основном и заключительном. Так, на подготовительном этапе дошкольников с ОНР знакомили с понятием «слово», обозначив полоской картона с границами слова и с понятием «часть-помощник», закодировав морфему приставка в пиктограмму «девочка с платочком», напоминающую пиктограмму «приставка» при морфемном разборе; морфему суффикс пиктограммой «мальчик в цилиндре», напоминающей пиктограмму «суффикс» при морфемном разборе; каждая пиктограмма - «часть-помощник» подписана морфемой, которую обозначает; учили различать морфему («часть-помощник») и «слово». На рисунке 1 представлены модели морфем («части помощники»).
Рисунок 1 – Модели морфем
На основном этапе учили моделировать слова-действия и узнавать части-помощники; подводили дошкольников к пониманию, что слова и морфемы («часть помощник») можно соединять друг с другом с целью образования нового слова (учили моделировать новые глаголы морфемным способом). В содержании этапа предусмотрена реализация дидактических игр с использованием моделирования – «Заколдуй слова», «Назови часть-помощник», «Волшебники». Стимульный материал: приставки – -в, -у, -вы, -при, -пере, -по, -под, -до, -от, -за, -об, -про; суффиксы – а, -и, -е, -ова, -ева. Пример представлен на рисунке 2.
Рисунок 2 – Стимульный материал
На заключительном этапе закреплялись полученные навыки словообразования глаголов морфемным способом в дидактической игре с использованием наглядного моделирования «Лото. Составляем слова-действия», в состав которой включены: 7 игровых полей с моделями слов (по 10 моделей слов на приставочный и суффиксальный способы словообразования глаголов; 9 моделей слов на приставочно-суффиксальный способ словообразования); 4 набора с моделями морфем (приставки, суффиксы, приставки + суффиксы) – всего 54 морфемы, закодированные пиктограммой «девочка с платочком» – морфема приставка; пиктограммой «мальчик в цилиндре» – морфема суффикс. Игровое поле на каждый способ словообразования представлено в определенном цвете: приставочный способ – зеленый цвет; суффиксальный способ – голубой цвет; приставочно-суффиксальный способ – розовый цвет [5]. Примеры игровых полей представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 – Примеры игровых полей
Игровые действия: перед детьми выставляется игровое поле, например, для словообразования глаголов, приставочным способом, где обозначены границы слов и места для присоединения морфем («часть-помощник»). Ребенок берет фишку, называет выпавшее слово-действие, кладет его на такую же картинку игрового поля (пример – глагол ЛИТЬ), затем берет приставку, закодированную пиктограммой «девочка с платочком», называет ее и присоединяет к исходному слову (пример – приставка ПЕРЕ), называет получившееся слово целиком (пример – слово ПЕРЕЛИТЬ). Далее дети по очереди проигрывают то же самое. По завершению игры дошкольники еще раз называют все получившиеся слова на игровом поле лото. Рекомендуем уточнять у детей значение полученного слова и составлять с ним предложения. Пример заполненного игрового поля для приставочного способа словообразования глаголов представлен на рисунке 4.
Рисунок 4 – Пример заполненного игрового поля
Для закрепления навыков словообразования глаголов морфемным способом с использованием образовательного сервиса LearningApps.org нами разработан и посредством QR-кодов предложен родителям банк игр – «Создавай новые слова (приставки и суффиксы)», в которые они могут поиграть с ребенком (данный сервис открытый и бесплатный, необходим только доступ в интернет).
Рисунок 5 – Банк игр «Создавай новые слова (приставки и суффиксы)»
Обобщенные результаты контрольного эксперимента свидетельствует о том, что применение метода наглядного моделирования с использованием предметно - схематичных моделей и предметных условных заместителей элементов модели слова, действительно стало тем специальным образовательным условием, которое положительно повлияло на становление навыков словообразования глаголов морфемным способом у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Список литературы
1. Градова, Г. Н., Кунникова О. Н. Исследование навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи В сборнике: Комплексное сопровождение детей с особыми образовательными потребностями. Сборник научных трудов. ФГАОУ ВПО САФУ им. М. В. Ломоносова. Архангельск, 2021. С. 114–120.
2. Джафарова, А. В. Формирование навыков словообразования глаголов движения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / А. В. Джафарова, Л. В. Калашникова, Е. Е. Шепелева // Инновационная наука. – 2021. – № 11-2. – С. 91-93. – EDN HUXZFI.
3. Малетина, Н., Пономарева Л. Моделирование в описательной речи детей с ОНР // Дошкольное воспитание, 2004, №6, с. 64-68.
4. Цветикова, Ю. О. К постановке проблемы изучения навыков словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи / Ю. О. Цветикова, Г. Н. Градова // Актуальные вопросы психологии и формирования здорового образа жизни студенческой молодёжи: Сборник научных трудов XV Международной студенческой научной конференции, Архангельск, 15 февраля – 15 2023 года. – Архангельск: Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2023. – С. 129-134. – EDN VYWWZN.
5. Цветикова, Ю. О. К постановке проблемы формирования навыков словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи / Ю. О. Цветикова, Г. Н. Градова // Актуальные вопросы психологии и формирования здорового образа жизни студенческой молодёжи : Сборник научных трудов XVI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» – 2024, Москва, 15 октября 2023 года – 08 2024 года. – Архангельск: Северный, 2024. – С. 132-138. – EDN YFAGMS.