Проблема формирования у младших школьников коммуникативной компетентности на уроках литературного чтения пока не имеет широкого охвата – по данным портала elibrary.ru по одноимённому хештегу данной теме посвящено всего четыре публикации, причем одна из них – наша. Малое количество публикаций свидетельствует о необходимости привлечения внимания педагогической общественности к изучению тематики ради поиска современных научно-методических путей.
Основополагающими понятиями нашего исследования стали «формирование коммуникативной компетентности у младших школьников» и «фазовый подход». Раскроем наше понимание их.
Термин «коммуникативная компетентность» в общественных науках интерпретируется неоднозначно.
И. А. Зимняя (психолог, изучающий коммуникативную компетентность как способность к речевой деятельности, в том числе и билингвальной и как личностную характеристику) трактует его и как «способность субъекта осуществлять речевую деятельность, реализуя речевое поведение» [2, с. 54]. Данной научной позиции придерживаются в своих работах Л.В. Трубайчук, О.А. Поврознюк, С.М. Схимбаева и др. [4]
Для нашего исследования значима точка зрения О.А. Теличко, в которой коммуникативная компетентность рассматривается в аспекте учебной деятельности и характеризуется субъект-субъектными взаимодействиями, включающими в себя и «умение решать многообразные коммуникативные задачи» [3].
И.Л. Бим характеризует структуру коммуникативной компетенции в методическом аспекте – как одну из целей обучения, отмечая следующие её компоненты: «языковая компетенция (знание/владение языковыми средствами); речевая компетенция (умение осуществлять речевую деятельность); социокультурная компетенция (владение фоновыми знаниями, предметами речи); компенсаторная компетенция (умения выходить из положения при наличии дефицита языковых средств) и учебно-познавательная компетенция (умение учиться)» [2, c. 54].
Принимая во внимание перечисленные точки зрения, мы в своём исследовании коммуникативную компетентность будем рассматривать как комплекс сложных умений личности младшего школьника, при помощи которых он как член социума сможет взаимодействовать с другими участниками для решения практических задач посредством речи.
Термин «формирование» рассматривается нами вслед за В.С. Безруковой, во-первых, как один из способов профессиональной деятельности учителя, воздействующий на личность учащегося «с целью создания у него системы определённых ценностей и отношений, знаний и умений, склада мышления и памяти» [1, с. 823] - то есть умений, обеспечивающих освоение учениками коммуникативности в широком смысле, а во-вторых, как «сознательное управление процессом развития человека или отдельных сторон его личности и доведение их до задуманной формы (уровня, образа, идеи)» [1, с. 823], то есть тех же умений, которые ученик присваивает заинтересованно и самостоятельно.
Исходя из компонентного состава (по И.Л. Бим) можно выделить коммуникативные знания – знания о языке, построениях и правилах речи, средствах выразительности и т.п.; коммуникативные умения – действия, от которых зависит качество общения с другими людьми, проявления адекватности поведения и управление им в зависимости от задач общения; коммуникативные способности – умения, которые применяет ребёнок при взаимодействии с другими людьми для эффективного решения жизненных задач.
Вслед за Усовой Д.А., Пересада О.В. мы считаем, что сформировать данную компетентность – значит помочь детям понять как, а затем «заложить умение слушать и слышать друг друга, строить грамотные речевые высказывания в процессе общения, выдвигать свою точку зрения и аргументировать ее» [6], что затем ребёнок смог «умело владеть коммуникативными технологиями для решения разных задач» [6].
Отметим, что объектом пристального внимания коммуникативная компетентность становится в период обучения детей в начальной школе. ФГОС НОО (2021 г.) включает в себя требования к формированию у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий, которые заключаются в приобретении «умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество, коррекцию с педагогическими работниками и со сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности и речи, учитывать разные мнения и интересы, аргументировать и обосновывать свою позицию, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером» [7].
Следовательно, учителю начальных классов необходимо понимание особенностей организации процесса формирования коммуникативной компетентности и предполагаемых результатов.
Исходя из изложенного выше считаем, что сформировать у младшего школьника коммуникативную компетентность – значит помочь ребёнку овладеть специальными речевыми знаниями и умениями для того, чтобы он развил в себе соответствующие качества личности и способность осуществлять речевое поведение для решения учебных, а затем и жизненных задач.
Коммуникативные умения как основа соответствующей компетентности, зарождаются в семье посредством передачи родителями ребёнку языка общения, характера межличностного общения. Далее эстафету развития этих умений подхватывают образовательные организации.
Наблюдения, осуществляемые в ходе педагогической практики за тем, как проявляется младшими школьниками коммуникативная компетентность, позволили подметить ряд особенностей. Младшие школьники осуществляют речевую деятельность в учебных и внеучебных ситуациях достаточно легко – они быстро вступают в общение, используют накопленный словарный запас, выражают при этом своё эмоциональное состояние словами, жестами, голосом, мимикой, позой тела. Вместе с тем нами подмечены и другие особенности, те, которые явно требуют педагогического вмешательства с целью коррекции. К ним мы отнесли скудость словарного запаса, затруднения при формулировании просьбы или вопроса, трудности реализации монологической речи, нарушение логики при построении высказываний, несформированность умения использовать интонации, регулировать громкость голоса, темп речи, употребление сниженной лексики.
Полученные в ходе наблюдения данные требовали проверки и проведения дополнительного исследования с целью уточнения особенностей и выявления уровня сформированности коммуникативной компетенции у детей младшего школьного возраста.
Информационной основой эксперимента стала работа над художественным произведением на уроках «Литературного чтения». Нами у учащихся 4 класса специально отслеживались следующие коммуникативные умения: умение осмысленно строить речевое высказывание, учитывая цель высказывания и особенности восприятия адресата, к которому обращено это высказывание, умения поддерживать диалог; принимать вероятность существования различных точек зрения, сохраняя при этом собственную позицию, аргументировать его, умение сформулировать развернутый и логичный ответ на вопрос; умения задавать вопросы по содержанию произведения, определять позицию автора, прогнозировать возможные ответы.
Диагностическая работа осуществлялась по методике «Диалог с автором», разработанной Верховцевой Е. Р. и Неверович Г. А.
В ходе включённого наблюдения, видеофиксации, оформления протоколов урока нами были собраны данные, которые позволили определить в первом приближении результаты и уровень развития коммуникативной компетентности у детей младшего школьного возраста. Исследование велось в МОУ «СОШ №5» г. Котласа.
Рисунок 1 – Уровень форсированности коммуникативной компетентности младших школьников 4 «В» класса
На рисунке 1 наглядно показано, что 9 учеников 4 класса (что составляет 37%) обладают высоким уровнем сформированности коммуникативной компетентности. Эти ученики свободно и осмысленно строили речевые высказывания под запросы. Так, в ходе анализа произведения были заданы следующие вопросы: «Поразмышляйте, почему автор не пишет о чувствах героя? Кому автор симпатизирует? Как это подтвердить?», «Чему автор хотел научить читателя?». Стоит отметить высокий интерес обучающихся к заданию на формулирование вопросов автору. Ученики, демонстрирующие высокий уровень сформированности коммуникативных умений, быстро определили главную мысль текста и решили речевые задачи.
Средний уровень сформированности коммуникативной компетентности на уроках литературного чтения продемонстрировали 11 учеников, что составило 46%. Характерными особенностями коммуникативных умений стали следующие: затруднения при построении речевых высказываний под предложенное задание задачу, наличие речевых ошибок, в ходе построения диалога ученики не проявляли инициативу, оставаясь пассивными участниками. Нами подмечено. что при построении речевого высказывания ученики этой группе стремятся к помощи учителя и/или одноклассников. При определении главной мысли текста наблюдались поверхностные суждения, которые аргументировать ученики не могли. Им трудно самостоятельно предположить дальнейшее содержание текста.
Низкий уровень сформированности коммуникативной компетентности продемонстрировали пять учеников (17%). Нами выявлено, что эти ученики испытывали серьёзные трудности при демонстрации коммуникативных умений: дети не могли осмысленно построить речевые высказывания, выражая своё мнение отдельными фразами без аргументации, не обращали внимания на цель высказывания и потребности адресата. Отмечалась и внешняя скованность тела при акте говорения, высказывания содержали множество речевых ошибок. В ходе коммуникативного взаимодействия эти ученики пассивны, их мало интересовали ответы одноклассников и пояснения учителя. В полилоге эти ученики высказывали своё мнение либо как единственно верное, причём часто выкрикивая его, перебивали и обижались, когда их мнение не совпадало с другими. Другой вариант проявления умения – неуверенность в высказывании, неспособность подтвердить свою точку зрения аргументами. Ученики испытывали затруднения при формулировании вопросов по тексту произведения, в диалог с одноклассниками и учителем вступали неохотно.
Кроме перечисленных особенностей мы посчитали интересными данные с учётом гендерных особенностей детей (см. рисунок 2).
Рисунок 2 – Суммы по полю мальчиков и девочек
Нами было выявлено, что качество сформированности коммуникативной компетентности у мальчиков и девочек различается. Высокий уровень преобладает у девочек, а средний – у мальчиков, низкий уровень среди девочек не прослеживается – девочки охотно вступают в акты говорения, учитывают особенности оппонента, формулируют развёрнутые высказывания, то есть склонны к сотрудничеству и межличностному общению. Кроме этого, девочки вербально экспрессивны, что выражается в проявлении эмоций словами, мимикой лица и жестами. Мальчики менее ориентированы на открытое взаимодействие по заданной теме, стиль общения сдержанный, немногословный, в речи преобладали прямые утверждения. Многие мальчики в 4 классе не проявляли интереса к произведению, не вступали в диалог с автором и книгой, в дискуссиях участие не принимали.
Исходя из полученных данных, мы можем утверждать, что в современных школах проблеме формирования у младших школьников коммуникативной компетентности на уроках литературного чтения, вероятно, пока не уделяется достаточного внимания. Такая ситуация, несомненно, требует более глубокого методического анализа и эмпирической проверки. Но это уже другая статья…
Список литературы
Безрукова, В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) [Текст] / В.С. Безрукова. – Екатеринбург, 2000. – 937 с.
Зимняя, И. А. Зимняя И. А., Мазаева И. А., Лаптева М. Д. Коммуникативная компетентность, речевая деятельность, вербальное общение [Текст]/ И. А. Зимняя, И. А. Мазаева, М. Д. Лаптева; под ред. И. А. Зимней. – М.: Издательство «Аспект Пресс», 2020. — 400 с.
Теличко, О.А. Развитие коммуникативной компетентности младших школьников в социокультурной среде дополнительного образования [Текст]/ О.А. Теличко // Известия южного федерального университета. 2014. № 1. С. 97–104.
Трубайчук, Л. В. Компетентностная модель дошкольного и начального школьного образования: монография [Текст] / Л. В. Трубайчук; – Челябинск : Образование, 2009. – 229 с.
Пранцова Г. В., Романичева Е. С. Современные стратегии чтения: теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом: учебное пособие [Текст]/ Г.В. Пранцова, Е.С. Романичева. - 2 изд., испр. и доп. - М. : ФОРУМ, 2015 - 368 с. -(Высшее образование)
Усова, Д. А. Формирование коммуникативной компетентности младшего школьника через использование приемов драматизации на уроках литературного чтения / Д. А. Усова, О. В. Пересада // Научный поиск: Первые шаги : Материалы 75-го Смотра студенческих научно-исследовательских работ отделения педагогического, социального и специального образования, Иркутск, 01 марта – 30 2021 года / Под редакцией Л.А. Гладун. – Иркутск: Иркутский государственный университет, 2021. – С. 166–173. – EDN TTUIIG.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО): Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 336 / М-во просвещения Рос. Федерации. – Москва : Просвещение, 2021.