В исследованиях речи дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) отмечаются определенные трудности в лексических построениях, аграмматизм, стереотипные ответы, неверные семантические замены, трудности в применении лексического словаря и тому подобное. Особенности лексических нарушений зависят от возраста ребенка, речевого нарушения, социальных и культурных факторов. Предикативная лексика очень важна для построения высказываний.
Предикат (от латинского «praedicatum»), что означает: «высказывать; упоминать или заявлять о чем-либо».
В своем исследовании мы будем опираться на определение А.М. Пешковского о том, что предикат - термин логики и языкознания, обозначающий конститутивный член суждения, то, что высказывается (утверждается или отрицается) [4, с. 42].
По мнению Л.С. Выготского, освоение предикативной лексики является феноменом психики человека. Рождение внутренней речи имеет предикативный характер. Для всех существующих сегодня психолингвистических моделей характерно объединение акта номинации (создание языковых единиц, характеризующих отдельные фрагменты действительности) и акта предикации (суждения об этих фрагментах действительности), необходимых для когнитивного развития (то есть развития мышления, мыслительных процессов) ребенка [2, с. 68].
Лексический словарь ребёнка обогащается именно во время знакомства с чем-то новым – предметами, действиями, явлениями и тому подобным. Такое знакомство происходит неодинаково. Оно может идти через общение со взрослыми, через разные виды деятельности – речевой и неречевой, через взаимодействие с предметами или явлениями и так далее. По утверждению Л.С. Выготского, изначально речь используется ребенком именно для того, чтобы взаимодействовать с окружающим миром, либо чтобы что-то сообщать другим людям [2, с. 72].
Предикат является основной частью высказываемого суждения и чаще всего имеет форму глагола. Предикат сообщает о таких признаках предмета, как состояние, действие, качество и другие. В процессе формирования речи у ребенка накапливается предикативный словарь, который он использует для создания синтаксической конструкции в процессе внутреннего программирования, которая потом высказывается в языковой форме. Следовательно, под предикативным словарем мы понимаем всю совокупность слов, обозначающих действие или состояние предмета, в данном языке.
Развитие глагольной лексики у детей с ОНР проходит постепенно и связано с возрастными характеристиками, видами деятельности и взаимодействием с окружающим миром. На начальных этапах дети осваивают базовые глагольные конструкции, связанные с повседневными действиями и жизненными ситуациями. С возрастом глагольный словарь становится богаче и разнообразнее, дети учатся употреблять новые глаголы в контексте конкретных действий и абстрактных понятий.
Дети старшего дошкольного возраста с ОНР испытывают трудности при освоении глагольной лексики, которые включают: бедность и ограниченность глагольного словаря; ошибочное использование слов, искажающее смысл высказывания; преимущественное употребление глаголов бытового значения; замены глаголов жестами для выражения смысла слов; трудности при изменении глаголов по родам и числам; отсутствие или недостаточное понимание изменения значений глаголов, выражаемых приставками или суффиксами; трудности при различении и понимании форм глаголов совершенного и несовершенного вида, единственного и множественного числа.
В отношении освоения глаголов дети с ОНР также проявляют определенные особенности. Это выражается даже в том, с каким трудом они запоминают те глаголы, с которыми не сталкиваются ежедневно. Им сложно подобрать глагол к конкретному существительному, если при этом нужно обобщить или проанализировать это действие. Они хорошо употребляют глагол только в том значении, в каком первоначально его усвоили, а вот запомнить другое применение для них сложно [3, с. 73].
Сложность освоения детьми с ОНР предикативной лексики имеет в своей основе форму речевой патологии ребенка. Именно она в первую очередь влияет на возможности ребенка с ОНР по освоению глагольных предикатов, активного и пассивного предикативного словаря, а также лексико-грамматического строя речи.
Таким образом, процесс освоения предикатов протекает у ребенка постепенно и определяется скоростью формирования всех психических процессов, особенно мышления. Овладение предикативным словарем у детей с ОНР происходит замедленно в результате того, что у них недостаточно быстро развивается способность к называнию явлений реальной действительности конкретными словами, наблюдаются определенные недостатки в коммуникативной стороне речи и трудности создания лексико-грамматических связок.
После проведения теоретического анализа по проблеме формирования предикативного словаря у старших дошкольников с ОНР, был сделан вывод, что, по мнению исследователей, процесс формирования у этой категории дошкольников характеризуется определенными особенностями: при нарушениях развития речи глагольный словарь ничтожно мал, по отношению к довольно обширному предметному словарю; формирование глагольной лексики необходимо проводить с учетом факторов формирования лексики, а так же с учетом присущих дошкольникам с ОНР узости словарного запаса, аграмматизмов, несформированности импрессивной и экспрессивной сторон речи. Поэтому было запланировано и проведено диагностическое исследование предикативного словаря у старших дошкольников с ОНР.
Цель констатирующего этапа исследования – выявить особенности предикативного словаря у старших дошкольников с ОНР и старших дошкольников с нормальным развитием.
Перед проведением исследования нами были проведены беседы с логопедом и воспитателем о психологическом развитии детей и состоянии их речевого развития. Были подобраны диагностические методики для проведения исследовательской работы. За основу, в целях оценки предикативного словаря старших дошкольников, были применены задания из сборника Е.Ф. Архиповой [1, с. 82]. Задания были модифицированы в части оценки информации, полученной в ходе диагностики.
Для выявления состояния предикативного словаря старших дошкольников с ОНР была составлена и реализована программа констатирующего исследования, которая включает в себя 3 блока. Первый блок направлен на изучение состояния активного словаря у старших дошкольников с ОНР и старших дошкольников без нарушений в развитии и включает в себя экспериментальное задание по методике Е.Ф. Архиповой в отношении пассивного словаря (глаголы и прилагательные). Второй блок содержал диагностические методики, позволяющие проанализировать состояние активного словаря у старших дошкольников с ОНР, также в отношении глаголов и прилагательных. Третий блок содержал диагностические задания на проверку семантической структуры слова и лексической системности.
Таким образом, нами были рассмотрены вопросы организации экспериментального исследования предикативного словаря у старших дошкольников с ОНР и старших дошкольников с нормальным развитием, определены его цели и задачи, рассмотрены диагностические методики, соответствующие возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников 5-6 лет.
Исследование проводилось на базе МБДОУ №46 «Калинка» г. Северодвинска. В исследовании приняли участие 7 дошкольников (4 мальчика, 3 девочки) с ОНР II уровня, возраст 5-6 лет (экспериментальная группа) и 9 дошкольников (4 мальчика, 5 девочек) в возрасте 5-6 лет.
Результаты выполнения диагностических заданий по блоку 1, пассивный предикативный словарь, глаголы, приведены на рисунке 1.
По результатам проведения диагностики по первому блоку (глаголы) можно отметить, что в экспериментальной группе старшие дошкольники с ОНР на констатирующем этапе исследования показали средний результат – 3 человека (42%), низкий и очень низкий - по 2 человека (по 29%). Высокий уровень не показал ни один человек. Дети не смогли выполнить задание целиком и полностью самостоятельно.
%
Рисунок 1 – Уровень сформированности пассивного предикативного словаря (глаголы) у старших дошкольников, (%)
В контрольной группе результаты описаны выше. На высоком уровне выполнили все три задания 3 человека (33%), на среднем – 4 человека (45%), низком – 2 человека (22%).
Результаты выполнения диагностических заданий по блоку 2, активный предикативный словарь, глаголы, приведены на рисунке 2.
%
Рисунок 2 – Уровень сформированности активного предикативного словаря (глаголы) у старших дошкольников, (%)
В отношении сформированности активного предикативного словаря по глаголам результаты экспериментальной группы следующие. Высокий уровень не показал ни один из старших дошкольников с ОНР. Средний результат показали 2 человека (29%), низкий – 3 человека (43%). Очень низкий уровень сформированности пассивного предикативного словаря показали два старших дошкольника с ОНР (29%). В контрольной группе результаты выше. На высоком уровне выполнили все три задания 2 человека (22%), на среднем – 4 человека (44%), низком – 3 человека (33%).
Результаты выполнения диагностических заданий по блоку 3, в котором давалась оценка семантической структуры слова и лексической системности у старших дошкольников в отношении глаголов, показаны на рисунке 3.
%
Рисунок 3 – Уровень сформированности семантической структуры слова и лексической системности у старших дошкольников в отношении глаголов, (%)
При анализе сформированности семантической структуры слова и лексической системности у старших дошкольников в отношении глаголов результаты экспериментальной группы следующие. Высокий уровень не показал ни один из старших дошкольников с ОНР. Средний результат показали 3 человека (43%), низкий – 4 человека (57%). Очень низкий уровень сформированности семантической структуры слова и лексической системности у старших дошкольников в отношении глаголов не показал ни один старший дошкольник с ОНР.
В контрольной группе результаты выше. На высоком уровне выполнили два задания, касающиеся семантической структуры слова и лексической системности у старших дошкольников в отношении глаголов, 2 человека (22%), на среднем – 4 человека (45%), низком –3 человека (33%).
Сводные результаты диагностики на рисунке 4 показывают общий уровень сформированности предикативного словаря у старших дошкольников, принявших участие в экспериментальном исследовании.
%
Рисунок 4 – Уровень сформированности предикативного словаря
у старших дошкольников на констатирующем этапе исследования, (%)
Из рисунка 4 видим, что большинство старших дошкольников с ОНР в целом по итогам диагностики предикативного словаря показали средний (43%) и низкий (57%) уровень его сформированности. Один дошкольник выполнил задания на высоком уровне (14%). В контрольной группе итоги исследования, следующие: высокий уровень – 3 человека (33%), средний – 5 человек (56%) и низкий - 1 человек (11%).
Таким образом, с учетом того, что автор методики, Е.Ф. Архипова, отмечает, что возрастной норме соответствую только результаты высокого уровня данной диагностики [5, с.147], мы видим, что в экспериментальной группе необходимо провести коррекционную работу по формированию предикативного словаря.
Таким образом, делая вывод по итогам констатирующего эксперимента, было установлено, что пассивный словарь дошкольников с ОНР II уровня отстает от нормы, а активный словарь сформирован недостаточно, и требует большей коррекции. Отмечается недостаточная сформированность лексики, антонимии, синонимии и семантических полей.
Список литературы
Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов. / Е. Ф. Архипова. – Москва: АСТ: Астрель, 2017. – 224 с.
Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский – М.: АСТ: Астрель, 2011. – 637 с.
Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии [Текст] / И.И. Мамайчук. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 318 с.
Пешковский, А.М. Объективная и нормативная точка зрения на русский язык [Текст] / А.М. Пешковский. – М.: Просвещение, 2003. – 121 с.