Дошкольники с интеллектуальными нарушениями совершенно разные и по своим личностным характеристикам, по умственному и по физическому развитию. Большинство детей, поступающих в группы компенсирующей направленности, имеют системное недоразвитие речи либо несформированность языковых средств. Дети не владеют элементарными навыками коммуникации, избегают контактов с другими детьми и взрослыми. У многих дошкольников с нарушением интеллекта нет потребности в общении, продуктивном взаимодействии, слабо развита познавательная деятельность, отмечается незрелость эмоционально-волевой сферы.
Научные данные свидетельствуют, что причиной недоразвития сенсорно-перцептивной сферы детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью может являться не только органическая неполноценность нервной системы, но и отсутствие целенаправленной работы по ее развитию. Все дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) крайне нуждается в целенаправленном обучении, так как общественный опыт не усваивается ими спонтанно [1; 60].
Многочисленные исследования особенностей и закономерностей перцептивного развития детей, проведенные З.М. Богуславской, Л.С. Венгером, А.В. Запорожцем, В.П. Зинченко, А.А. Катаевой, Н.Н. Поддъяковым, А.П. Усовой выдвинули проблему сенсорно-перцептивного развития детей на приоритетное место.
Именно сенсорное воспитание позволяет детям соотносить формы, размеры, цвета, величины (объемы), температуру с действительностью. С сенсорным воспитанием органически связано умственное развитие ребенка. Одним из педагогов, который занимался сенсорным воспитанием, был Ф. Фребель. Его система сенсорного воспитания оказала большое влияние на развитие дошкольной педагогики [2, с. 56].
Высшим проявлением деятельности ребенка Ф. Фребель считал игру. Именно игра легла в основу его педагогической системы. В игре дети получают новые знания об окружающем их мире, уточняют уже имеющиеся у них представления и регулируют свои взаимоотношения со сверстниками.
Дошкольный возраст большинством исследователей определяется как наиболее благоприятный для развития сенсорного восприятия, сенсорных способностей, освоения сенсорной культуры, сенсорных эталонов. Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания Роль дидактической игры в развитии сенсорного воспитания заключается не только в том, что дети познают свойства - цвет, форму, величину и др. [3, с. 32]. Игровая деятельность играет важную роль в общем развитии дошкольников, а также существенно влияет на их сенсорное воспитание. Сенсорное развитие (чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия. Ознакомление с каждым видом эталонов имеет свои особенности: с разными свойствами предметов могут быть организованы разные действия.
Дети лучше запоминают цвета спектра и особенно их оттенки, если получали их в самостоятельных действиях, например, получали все более бледные оттенки при разведении красок. Знакомя детей с геометрическими формами и их разновидностями, педагог обучает их приему обведения контура с одновременным зрительным контролем за движением руки, а также сопоставлению фигур, воспринимаемых зрительно и осязательно. Формированию представлений о величине способствует выстраивание предметов в ряды убывающей или нарастающей величины.
При этом сначала ребенок ориентируется на общую форму образца, а потом начинает осознавать отношения между элементами: каждый следующий элемент больше или меньше предыдущего.
Представления об основных разновидностях цвета, формы, о соотношениях величин, которые дети усваивают, становятся сенсорными эталонами и применяются в качестве образцов при обследовании разнообразных предметов [4].
На всех этапах обучения действиям по обследованию формы может использоваться прием обведения детьми контура предмета и его частей. Этот прием помогает соотнесению обводимой формы с усвоенными эталонами [5].
Аналитическое восприятие величины связано не с выделением и объединением частей сложного целого, а с выделением разных измерений величины предмета - длины, ширины, высоты [6].
Формирование сенсорных эталонов у дошкольников представляет собой совокупность педагогических мероприятий, направленных на развитие деятельности органов чувств ребенка. Необходимость формирования сенсорных эталонов обусловлена значением чувственного познания в развитии человека. В дошкольной педагогике основное внимание уделяется формированию разнообразных сенсорных способностей детей.
Сенсорное воспитание способствует всестороннему развитию личности, является основой успешного умственного, физического, эстетического и нравственного воспитания.
У детей с умственной отсталостью нарушено восприятие пространства, прослеживается недоразвитие речи затруднено усвоение общественного опыта и чувственного познания. Следовательно, восприятие недостаточно систематизировано и осмыслено. В сенсорном воспитании таких детей необходимо максимально использовать сохраненные анализаторы.
В процессе формирования сенсорных эталонов у дошкольников с умственной отсталостью реализуется ряд мероприятий направленных на развитие ощущений, эмоциональной сферы детей в процессе взаимодействия с предметами [7].
В систему сенсорного воспитания детей с умственной отсталостью должна включаться специальная работа по овладению всеми способами усвоения сенсорного опыта: понимание жестовой инструкции, подражания, анализ образца, самостоятельный анализ задачи, действие по словесной инструкции или по словесному описанию.
Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью должно выстраиваться на следующих принципах:
- В основе первого принципа лежит обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания, предполагающего формирование у детей широкой ориентации в предметном окружении.
- Второй принцип предполагает сочетание обучения детей сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности. В процессе этих действий школьник сосредотачивается на свойствах и качествах предметов, учитывая их значение. Поэтому совершенствование сенсорного воспитания и направлено на выяснение свойств предметов и явлений или выяснение «сигнального значения».
- Третий принцип предопределяет сообщение детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей среде.
- Четвертый принцип предполагает формирование систематических представлений о свойствах и качествах, которые являются основой -эталонами обследования любого предмета, т. е. ребенок должен соотносить полученную информацию с теми знаниями и опытом, который уже имеет [8].
При обучении детей с умственной отсталостью выделяется важная роль движения руки обведения - предмета, который ребенок должен воспроизвести на плоскости, бумаге. На занятиях дети узнают, что лепка, рисунок, аппликация, оригами - это изображения тех же реальных предметов, которые им знакомы, с которыми они играют, пользуются, называют их. Творчество детей особенно ярко проявляется в сюжетном рисовании, в самостоятельных работах на основе впечатлений от прогулок, экскурсий, праздников [9].
Таким образом, формирование сенсорных эталонов осуществляется на занятиях, в игровой, учебной, изобразительной, конструктивной деятельности. На каждом занятии в учреждениях специального образования задания должны быть ориентированы на фактический уровень сенсорного развития детей и перспективно направлены на освоение комплексной программы сенсорного воспитания, начиная с дошкольного возраста.
Формирование представлений о форме должно осуществляться в двух направлениях: сенсорное восприятие форм геометрических фигур и развитие элементарного геометрического мышления.
Целесообразно знакомить ребёнка с формами в следующем порядке: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.
Выделяются следующие этапы работы:
1. Вычленение формы из множества форм.
2. Сравнение значительно отличающихся друг от друга форм.
3. Сравнение схожих форм.
4. Выбор предметов изученной формы.
Формирование эталонов величины.
Представления о величине предметов дети усваивают с трудом. Без специального обучения дети с умственной отсталостью не могут выделять характеристики величины в предметах. Различать величину дети учатся методом проб и ошибок, а в дальнейшем зрительно. При выделении параметра величины, на первых порах необходимо сопоставлять предметы, резко отличающиеся по размеру при этом, они должны быть одной формы и цвета.
Поэтапно вводятся понятия.
На первом этапе вводятся понятия большой-маленький, затем длинный-короткий. На следующем этапе необходимо учить детей сравнивать предметы по размеру (одинаковые, длиннее, короче). Третий этап предполагает сравнивать предметы по двум величинам (широкий и длинный).
Если первые занятия по формированию эталонов величины производятся с дидактическим материалом, то в дальнейшем – на игровых площадках, в мастерских, в парках, где на практике проверяются усвоенные детьми знания. дальнейшие занятия – на игровых площадках, в парке, в мастерских.
Значительное место в процессе формирования сенсорных эталонов у младших дошкольников с умственной отсталостью занимают дидактические игры и специальные упражнения, при этом они адаптируются особым образом с учётом особенностей развития ребёнка.
Для формирования эталонов цвета, формы и величины возможно использовать нижеперечисленные дидактические игры и упражнения. Часть игр и упражнений взята из пособий по воспитанию и обучению детей с нормальным интеллектом, часть – детей с лёгкой умственной отсталостью (нарушением интеллекта), а остальные – по обучению и воспитанию детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью (нарушением интеллекта).
Сенсорное развитие (чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.
- Без сенсорного развития невозможно формирование и развитие представлений о таких важных свойствах предметов, как их цвет, форма, величина, положение в пространстве. Нервно-психическое развитие ребенка во многом зависит от того, как он воспринимает окружающий мир осязательным путем. Сенсорное развитие предполагает обогащение чувственного опыта ребенка через совершенствование работы всех видов анализаторов: слухового, зрительного, тактильно-двигательного, обонятельного, осязательного, вкусового. Большое значение здесь играет и овладение ребенком системой сенсорных эталонов.
Дети с интеллектуальными нарушениями имеют недостаточное сенсорное развитие, проявляющееся в неумении учитывать пространственные признаки предметов, неумением пользоваться результативной пробой, поэтому стоит задача – формировать сенсорные эталоны по таким направлениям, как:
- организация поиска эталона, идентичного образцу;
- поиск эталона по представлению, используя мнемический образ;
- формирование связи между эталоном и словесным обозначением.
Формирование сенсорных эталонов у дошкольников с интеллектуальными нарушениями происходит поэтапно, но для организации качественной работы, прежде необходимо оценить начальный уровень представлений о сенсорных эталонах у данных дошкольников.
Список литературы
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): с методическими рекомендациями / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – 4-е изд.,стер. – М.: Просвещение, 2022. – 349 с.
Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Попул. пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2017. – 237 с.
Бейлин А.Ф. Фребель: игры и игровые средства // Дошкольное воспитание. - 1995. - №3 - С. 56 - 59.
Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 2018. – 160 с.
Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М.: Проспект, 2018. – 312 с.
Веракса Н.Е., Комарова, Т.С., Васильева, М.А. От рождения до школы: Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.
Войлокова Е.Ф. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: учебно-методическое пособие. - СПб.: КАРО, 2021. - 304 с.
Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / В.В. Гербова, Р.Г. Казакова, И.М. Кононова и др.; под ред. Г.М. Ляминой. - М.: Просвещение, 2020. - 224 с.
Волосова Е.Б. Развитие ребёнка раннего возраста. – М.: Линкас – Пресс, 2019. – 70 с.