Эмоциональное здоровье является важным аспектом психологического благополучия индивида. Способность осознавать, различать и выражать свои эмоции формируется в процессе общения с окружающими и играет значительную роль в социальной адаптации. Когда человек не может свободно проявлять свои чувства и подавляет их, это может привести к проблемам с эмоциональной регуляцией.
Термин «эмоциональное здоровье» был впервые предложен Л. В. Тарабакиной в 2017 году. Она описывает его как важный элемент психологического благополучия, который обеспечивает «… гармонию между временными и постоянными аспектами через функционирование различных уровней – ситуативно-ориентировочного, адаптационно-целевого и личностно-деятельностного» [6].
На сегодняшний день проблема недостатка навыков в понимании и выражении эмоций становится особенно актуальной для подростков, поскольку именно в этом возрасте происходит значительное развитие эмоционального интеллекта, который включает способность интерпретировать как свои эмоции, так и чувства других людей.
В период полового созревания у подростков происходят значительные физиологические и психологические изменения. Этот этап сопровождается формированием личности и стремлением к социальной интеграции, что проявляется в потребности в самовыражении и самоопределении. Подростки, испытывающие трудности с осознанием и выражением своих эмоций, прибегают к самоповреждающему поведению как к способу справиться с возникшими трудностями.
Цель данного исследования – рассмотреть основные подходы к исследованию эмоционального здоровья подростков с самоповреждающим поведением.
Исследование К. А. Чугуновой, М. А. Панишевой и Ю. Е. Болотина (2017) показывает, что многие подростки не знают, как безопасно выражать негативные эмоции, и вместо этого проявляют их через угрозы, агрессию и раздражительность по отношению к себе [2].
Исследования И. Н. Андреевой (2006) показывают, что эмоциональная компетентность включает использование стратегий для обработки и трансформации эмоциональной информации [1]. Д. Гоулман (2008) определяет эмоциональную компетентность как умение распознавать и управлять своими и чужими эмоциями, а также контролировать свои реакции в взаимодействии с окружающими [3]. Г. В. Юсупова (2021) отмечает, что эмоциональная компетентность имеет социально-психологическую природу и включает компоненты, связанные с саморегуляцией и пониманием эмоций [7].
Таким образом, эмоциональное здоровье является основой успешного взаимодействия с окружающей действительностью. У подростков с самоповреждающим поведением отмечается недостаток в этих областях: они испытывают трудности с выражением и распознаванием своих и чужих эмоций, а также с управлением ими. Эмоциональное здоровье таких подростков можно охарактеризовать следующими признаками [6]:
– Неспособность контролировать эмоциональное напряжение и переживания;
– Трудности с самообладанием в стрессовых ситуациях;
– Невозможность провести эмоциональную рефлексию и осознать свои чувства.
Самоповреждающее поведение, как указывает Польская Н. А., представляет собой намеренное нанесение физического вреда себе, что может проявляться, например, в самопорезах или самоожогах. Основные причины такого поведения включают стремление восстановить контроль над эмоциями, желание расслабиться или наказать себя, а также попытку справиться с эмоциональной болью. Эмоциональная дисрегуляция возникает, когда подросток не может справиться с нарастающими эмоциями, несмотря на свои усилия. Признаки эмоциональной дисрегуляции у таких подростков включают [5]:
– Импульсивность;
– Преобладание негативных эмоций и болезненных переживаний;
– Чувство эмоционального истощения и отсутствие реакции на стрессовые ситуации;
– Затруднения в контроле над эмоциональными реакциями;
– Невозможность манипулировать эмоциями других;
– Трудности в распознавании настроений и намерений окружающих;
– Низкий уровень эмпатии и неспособность понять свои собственные эмоции.
Исследование Матасовой И. Л. и Шаталиной М. А. (2021) выделяет дополнительные аспекты эмоционального здоровья таких подростков, включая скрытую агрессию, повышенную тревожность и нежелание сотрудничать в конфликтных ситуациях [4].
Таким образом, подростки с самоповреждающим поведением часто испытывают трудности в понимании и управлении своими эмоциями, а также в распознавании эмоциональных состояний других людей. У них наблюдается низкий уровень стрессоустойчивости и затруднения в использовании неудач как возможности для самоанализа. Эмоциональная стабильность и самодисциплина, являющиеся ключевыми аспектами адаптации, зачастую остаются недостаточно развитыми у таких подростков, что подчеркивает необходимость поддержки и развития их эмоционального интеллекта.
Список литературы:
Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена [Текст] / И. Н. Андреева // Вопросы психологии. – 2006 – С.78-86.
Болотин, Ю. Е. Агрессивное поведение подростков [Текст] / Ю. Е.
Болотин, К. А. Чугунова, М. А. Панишева // Современная психология и педагогика:
проблемы и решения. – 2017 – № 3. – С. 85-89.
Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект [Текст] / Д. Гоулман // М., – 2008. – 478 с.
Матасова, И. Л. Особенности самоповреждающего и суицидального поведения в юношеском возрасте: теоретический и прикладной аспект [Текст] / И. Л. Матасова, М. А. Шаталина // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – С. 312-316.
Польская, Н.А. Эмоциональная регуляция у подростков с суицидальными попытками и самоповреждениями [Текст] / Н. А. Польская // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2017. – №52. – С. 191-193.
Тарабакина, Л.В. Эмоциональное здоровье подростка: риски и возможности [Текст] / Л.В. Тарабакина // Московский педагогический государственный университет. – М, 2017. – 194 с.
Юсупова, Г. В. Специфика эмоциональной компетентности и стратегий поведения у молодых женщин в зависимости от семейного статуса [Текст] / Г.В. Юсупова // Дифференциальная психология и психофизиология сегодня: способности, образование, профессионализм. – 2021. – С. 289-293.