Познавательный интерес – важное жизненное приобретение человека. Без него качество жизни никогда не будет высоким, поскольку для человека стремление к познанию окружающего мира является естественным. Младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития познавательной деятельности. Именно в этом периоде особое внимание уделено развитию познавательных умений; среди них умения анализировать объект и ситуацию, собирать информацию, обрабатывать её для решения учебных задач, сопоставлять и сравнивать, классифицировать, выделять общее и особенное и много другое.
Значительным дидактическим потенциалом в решении поставленной исследовательской задачи обладает естествоведческая деятельность, а именно – её экспериментальная разновидность. Считаем, что развитие познавательных интересов у учеников будет динамично совершенствоваться, поскольку при её выполнении ученики эмоционально погружены в учебную ситуацию, проявляют любопытство, увлечённость и желание к познанию, осознают ценность такой деятельности для себя.
Обратимся к подходам педагогов к пониманию сущности познавательного интереса. Достаточно значимым в науке является определение, представленное Л.С. Выготским: познавательный интерес – это естественный двигатель детского развития, регулятор его поведения. Кроме того, по Выготскому, познавательный интерес можно выразить и как отражение инстинктивно стремления к познанию мира, или как верный признак того, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. [7] Подход Л.С. Выготского, основан на том, что познавательный интерес воспринимается как нечто естественное природное.
И.Ф. Харламов под познавательным интересом понимает эмоционально окрашенную потребность, которая проходит от стадии мотивации до стадии выраженной увлекательной деятельности. То есть, при успешном развитии познавательного интереса, в результате мы видим регулярную деятельность человека в определённой сфере с конкретными целями, высоким уровнем вовлеченности и заинтересованности в эту деятельность [44].
По мнению Н.Ю. Скороходовой, «познавательный интерес - один из базовых постулатов учебы помещается в число опорных психологических закономерностей» [35, с. 200]. Пытаясь решить проблему формирования познавательного интереса, исследователь пишет о роли учителя и обучающихся в активизации познавательной активности, необходимости организации уроков таким образом, чтобы школьниками «двигало» желание приобретать новую систему знаний, формировать новые компетенции, которые помогли бы им в достижении личностного успеха, а также успехов в будущей профессиональной деятельности.
Все виды активного отношения к учению, как к знанию, а именно - наличие смысла, значимости для ребенка учения, все познавательные мотивы - понимаются исследователями как проявления активности в познавательном процессе. На основе такой активности ребенок формируется как субъект учебной деятельности. Любой ребенок имеет потребность в развитии и самосовершенствовании и при некоторых условиях может удовлетворить эту потребность через учение. На основании этого можно утверждать, что ребенка субъектом обучения делает наличие такого качества, как познавательный интерес.
С точки зрения Г.И. Щукиной, познавательный интерес – это направленность личности, которая определяет сторону и сферу деятельности. Вместе с тем, эта направленность также и обращает человека к области познания, к ее предметной стороне и процессу овладения новыми знаниями [49, с. 83]. Нельзя оставлять без внимания то, что после внезапного и быстрого проявления интереса всегда следует его угасание. И тут важно чтобы учитель не допустил это – угасания [49]. Для развития интереса важно наполнять учебный процесс эмоциями, переживаниями и новыми задачами, мотивацией. Это возможно благодаря экспериментальной деятельности учеников. Во время исследований и экспериментов, ученики желают совершенствоваться и приобретать новые навыки, без которых не получиться изучить окружающий мир.
Развитие познавательного интереса младшего школьника тесно связано с проблемой занимательности, сильного средства, обостряющего все процессы, которые свойственны познавательному интересу. Роль занимательности и её элементов (новизны, необычности, неожиданности и др.) крайне велика в младших классах, так как способствуют созданию заинтересованности, вызывают чувства удивления и ожидания, формируют характер внимания на уроке, активность и творческий подъем младшего школьника.
Для организации занимательности младших школьников был разработан комплекс естествоведческих экспериментов. Данный комплекс часть программы дополнительного образования «Экознайка».
Детское экспериментирование, как особая форма поисковой деятельности, в которой проявляется собственная активность школьника, через практическое выполнение действий с объектами в целях познания их свойств, является одним из методов познавательного развития школьников. Экспериментирование важно для проявления любознательности, желания искать, разбираться, делать открытия и преобразовывать какие-либо предметы и явления для получения определенного результата.
В программе начального общего образования по предмету «Окружающий мир» представлено множество экспериментов, однако часто они воспринимаются детьми как чудо, а не как способ научного познания. Чаще всего ученики просто остаются в стороне, наблюдая за действиями учителя, не принимая активного участия. Обычно учитель демонстрирует, а дети лишь смотрят. Получается, проводим эксперименты ради самих экспериментов, забывая о потребности в развитии интереса учеников - не просто поверхностного, а глубинного, познавательного. Умение учителя показать ребенку путь и направить его на интерес на поиск решения проблемы, понять, что может пригодится для проведения опыта, какую гипотезу можно выдвинуть и проверить опытным путем при этом удерживать внимание и дисциплину в классе, все это играет важную роль, так же, как и уровень подготовки самого эксперимента. К сожалению, часто возможности и условия для проведения разнообразных опытов учителем не реализуются ввиду того, что подготовка опыта всегда связана с хлопотами – поиском оборудования, проверкой действенности опыта, определением способов фиксации и обобщения полученного материала. Гораздо легче показать ученикам видеоматериал или порекомендовать провести опыты дома самостоятельно. Для поддержания познавательного интереса важно, чтобы каждый ученик сам искал, находил и проверял пути решения поставленных проблем, формулировал цели и задачи эксперимента, выдвигал гипотезы и делал выводы. И самое главное – ученику должно быть интересно!
Чтобы заинтересовать ученика, важно создать такую атмосферу, в которой он сможет активно вовлекаться в процесс обучения. Использовать увлекательную неожиданную, необычную историю с логической последовательностью действий, с дилеммой и привлечением различных предметов, которые можно потрогать и изучить. Заинтересованность ученика находится в прямой зависимости от его активности, вовлечённости в процесс проведения опыта. Также стоит обратить внимание на то, какое значение имеют проводимые эксперименты в реальной жизни? Если ученик видит связь между учебным материалом и окружающей действительностью, его интерес возрастает.
Экспериментальный комплекс состоит из 14 экспериментов (опытов), которые внедрялись в рамках эксперимента в исследовательской работе. Среди них: прыгучесть веществ, магнитные свойства предметов, отражение, плавучесть веществ, испарение воды и получение соляных кристаллов, растворимость веществ, фильтрация воды и выделение веществ из смеси и др.
Каждый эксперимент – это проблемная ситуация. Мы понимали, что для того, чтобы ученики смогли её решить и найти ответ, им придётся каждый раз выдвигать различные гипотезы, искать способы действий и реализовывать их, получать результаты и обмениваться ими – то есть каждый раз нужно будет поэтапно выполнять комплекс похожих познавательных действий. Размышления над порядком этих действий привели нас к мысли, что ученик будет проделывать тот же путь, что и настоящий исследователь. Исходя их такого понимания для проведения экспериментов нами был разработан алгоритм поэтапности действий.
Проблемная ситуация с выходом на постановку познавательной задачи.
Постановка гипотезы.
Обсуждение эксперимента.
Выбор лабораторного оборудования.
Выполнения эксперимента по плану, предложенному Знайкой.
Работа в группах: заполнение форм, обобщение результатов, формулирование промежуточных умозаключений.
Проверка решённости проблемной ситуации, сверка с научным знанием, формулирование вывода (ситуация успешности).
Определение и проговаривание познавательных действий, которые, помогли в решении проблемной ситуации и в осознании необходимости познания в жизни человека.
Осмысление эмоционального состояния – обмен впечатлениями.
В качестве примера разберём одно занятие и дадим к нему методические пояснения в скобках.
Занятие № 3. Получение соли.
На организационном этапе учащимся была предложена интрига – поход. Сбор нужных для похода вещей проходил в форме игрового задания: собрать в поход вещи на указанную букву. Побеждает тот, кто больше всех назовет слов. Например, на букву «п» ученики предложили следующие вещи: палатку, платок, подушку, продукты … на букву «м» – мыло, миску, макароны, мангал… (Приём игрового задания позволил вызвать у детей интерес к ситуации, сконцентрировать фокус внимания на предстоящих событиях, вступить в учебное взаимодействие).
Далее состоялась актуализация жизненного опыта учащихся в ходе разгадывания загадок, где отгадками стали соль и море; поиска связи между отгадками (загадки побудили детей к анализу признаков их обобщению, сравнению, формулированию умозаключений).
После актуализации целесообразно было подвести учеников к определению темы, постановке цели и задач занятия. Наилучшим, на наш взгляд, способом с являлась проблемная ситуация. Приведём её полностью.
«Мы отправились в плавание. Погода теплая, светит солнце. Корабль плывет по воде и с двух сторон видны берега. А если мы видим берега, значит мы плывем по реке. Через некоторое время берега отдалились и их стало не видно. Перед нами открылся водный простор. Корабль поплыл уже по морю. И вдруг наш повар кок сообщает, что забыл взять с собой соль, поэтому ему нечем посолить еду, а значит будет не вкусно и не полезно. Что делать? Где добыть соль? Неужели из-за нерадивого кока придётся возвращаться?» (Проблемная ситуация с интригой позволила погрузить детей в атмосферу морского путешествия, помогла им осознать, принять и озвучить проблему, предложить различные выходы из неё: «не возвращаться же домой, когда вокруг столько солёной воды». На данном этапе у детей возникает интерес к познанию: «готовить на этой воде нельзя – будет, наверное слишком солоно», «как тогда добыть из воды соль?..». Такой ход деятельности позволил ученикам самостоятельно сформулировать учебную задачу, связанную с поиском способов добычи соли из морской воды и определить основной метод её решения – эксперимент. Возможность определить и озвучить самостоятельно цель, позволяет ученику осознать свою успешности уже в самом начал: «Я сам понял, что надо искать! Я молодец!»)
На следующем этапе логично было сформулировать ряд гипотез. Дети предложили следящие: 1) морская вода соленая, поэтому из нее можно добыть соль; 2) А что, если попробовать воду процедить? 3) Соль растворена, её будет не собрать процеживанием, нужно поискать другой путь. – Все гипотезы детей были зафиксированы в рабочих листах. (Постановка гипотез позволила детям увлечься экспериментальной деятельностью, сосредотачиваемся на важном, попробовать творчески осуществлять перенос уже усвоенных способов деятельности на новые обстоятельства; всё перечисленное явно продемонстрировало, что познавательный интерес резко возрос, что проявилось как желание детей начато исследование)
Наличием гипотез обусловлена потребность детей в поиске способов проверки предположений. Раскроем методику подведения детей к выбору нужного способа и приведём фрагмент занятия. Сначала детям предлагаем пролить солёную воду через сита и через фильтр, чтобы выяснить, остаётся ли соль. Затем организуем эвристическую беседу.
– Посмотрите картинку, что на ней? (Чайник кипит и из него выходит пар.
– Что такое пар? (Вода, перешедшая в газообразное состояние)
– Что будет если чайник будет кипеть очень долго? ( Вся вода выкипит и ее не станет).
– А что останется? (А надо проверить, что останется!..)
– Вот такой способ получения вещества, когда вода удаляется как пар, называется выпариванием.
– Что будет, если долго-долго кипятить морскую воду? (Останется соль? Правда?.. А давайте проверим!)
(Как видим, эвристическая беседа позволяет ученикам испытывать острый познавательный интерес и потребность в проверке своей гипотезы. Кроме этого, дети становятся увереннее в своих познавательных потребностях и смелее в инициативах)
Важным этапом в ходе занятия является практический. Осознание того, что сейчас каждый сам будет проводить эксперимент и убеждаться, гипотеза будет истинной или ложной, найден ли выход из ситуации или нужно будет искать дальше, поддерживает интерес к познанию и не даёт ему обрушиться в низкие значения.
Ученики для проведения эксперимента отбирают оборудование, размышляя, что пригодится. Затем ложечку соленой воды (подготовленной учителем заранее) держали над огнем спиртовки до полного испарения воды, а обнаружив на дне ложки кристаллики соли, испытали восторг от открытия – соль добыли!
Этапы сверки с научным знанием, подтверждённым Знайкой: дети зачитали научное обоснование и убедились, что выбран правильный способ – соль получена. Затем происходит возврат к гипотезам и обсуждение их истинности. (На данном этапе интерес детей к познанию снижается до нормального физиологического уровня, так как потребность в познании удовлетворена полностью; однако возрастают эмоции позитивной модальности и уверенность ученика в своих познавательных силах).
Далее поддержка познавательного интереса переносится в условия домашнего эксперимента. Знайка предложил узнать, как соль появляется в природе, вырастив кристаллы соли самостоятельно. Результаты зафиксировать и представить результат на следующем занятии. (В этом случае мы ставим детей в ситуацию самостоятельного применения освоенных познавательных умения и поиска нужных способов для получения экспериментального результата).
После проведения первого занятия ученики сразу стали спрашивать, когда будет следующее. Было подмечено большое желание прийти на занятие повторно – в другую группу. Очень интересно было наблюдать за действиями учеников во время ведения эксперимента. Не у всех получалось сразу выполнить нужные действия, но видно было какое удовольствие испытывают дети, когда методично выполняют нужные действия, когда делятся своими впечатлениями друг с другом, с родителями. На родительском собрании родители отметили, что дети стали говорят о занятиях и проводимых на них опытах, стали задавать вопросы и с нетерпением ждут продолжения – не это ли признание того, что познавательный интерес у детей находится на своём пике?
Список литературы
Большая книга экспериментов для школьников / Под ред. Антонеллы Мейяни; Пер. с ит. Э.И. Мотылевой. – М.: ООО «Издательство «РОСМЕН – ПРЕСС», 2004. – 206 с.
Скороходова Н.Ю. Мотивация к учению: как управлять ее развитием // Народное образование. – 2006. – № 4. – С. 193-203.
Харламов И. Ф. Педагогика: учебное пособие / И. Ф. Харламов. – М.: Юрист, 2007. – 512 с.
Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.: «Педагогика», 1971. – С. 22-33, 83-89.