Введение. Кофеин может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на психическое состояние. Исследования показывают, что умеренное потребление кофеина может улучшать настроение и когнитивные функции, однако чрезмерное употребление связано с повышенной тревожностью и стрессом. Например, в работе К. А. Гонаровой рассматривается влияние кофеина на уровень тревожности у студентов, и отмечается, что частое употребление кофеина может ухудшать психоэмоциональное состояние [1].Исследование А.Р. Ислентьева показало, что студенты, употребляющие кофеин, чаще испытывают стресс и тревогу [3]. В исследовании, проведенном Л.Р. Ярулиной выявлена связь между частотой употребления кофеин-содержащих напитков и уровнем депрессии у студентов [2]. Эти исследования подчеркивают важность и актуальность темы, а также необходимость дальнейшего изучения зависимости кофеина и психического состояния студентов в условиях учебного процесса.
Цель исследования – выявление особенностей психических состояний студентов ВУЗа, с различной частотой употребляющих кофеин-содержащие напитки.
Гипотеза исследования: студенты ВУЗа, ежедневно употребляющие кофеин-содержащие напитки, характеризуются большей выраженностью стресса, тревоги и депрессивными состояниями.
Методы и методики исследования: 1) авторская анкета, направленная на оценку частоты, причин и факторов употребления кофеин-содержащих напитковстудентами(структураанкетыпредставленанарис.1);2)шкала воспринимаемогостресса(PSS-14-Ш.Коэн,1980,ирусскоязычнаяадаптация А.А. Золатаревой, 2023) и 3) шкала депрессии, тревоги и стресса (DASS-21 - С.ЛовибондиП.Ловибонд,1995,и русскоязычнаяадаптация А.А.Золатаревой, 2020). Статистическая обработка данных произведена с помощью пакета программ SPSS 26.00 с применением следующих методов: описательные статистики, Х2 Пирсона для таблицы сопряжённости и многомерный дисперсионный анализ (MANOVA).
Рисунок 1 – Структура авторской анкеты,направленной на оценку частоты, причин и факторов употребления кофеин-содержащих напитков студентами
Выборка. В исследовании приняли участие 200 студентов 2-4 курсов Северного (Арктического) федерального университета им. М. В. Ломоносова в возрасте от 18 до 24 лет, из которых 62 студента спортивных направлений подготовки («Физическая культура» и «Физкультурно-оздоровительные технологии»); 72 студента психологических направлений подготовки («Психология»и«Психологияслужебнойдеятельности»)и66студентовисторических направлений подготовки («История» и «Педагогическое образованиесдвумяпрофилямиподготовки:историяиобществознание»). Период проведения исследования: 23 октября 2024 года – 4 ноября 2024 года.
Результаты исследования. На рис. 2 и 3 представлено, каким образом распределилисьпринявшиеучастиевисследованиистудентыотносительно частотыупотреблениякофеиэнергетическихнапитков.
Рисунок 2 – РаспределениестудентовВУЗа почастотеупотребления кофе |
Рисунок 3 – Распределение студентов ВУЗа по частоте употребленияэнергетическихнапитков |
Для проверки гипотезы исследования применены два MANOVA.Результаты многомерных тестов для фиксированного фактора – частоты употребления кофе: След Пиллаи 0,151, F=1,702 при р=0,035; для фиксированного фактора – частоты употребления энергетических напитков: След Пиллаи 0,261, F=3,059 при р<0,001. В таблице 1 отмечены параметры психических состояний,покоторымустановленыстатистическизначимыеразличиямежду группами.
Таблица 1 – Психические состояния студентов ВУЗа с различной частотой употребляющие энергетические напитки и кофе
Параметр психического состояния (методика) |
Частота употребления энергетических напитков / кофе |
р |
|||
не употребляю |
несколькоразв месяц |
несколькоразв неделю |
несколькоразв день |
||
Различия между группами студентов, с различной частотой употребляющих энергетические напитки |
|||||
Шкала стресса (DASS-21) |
10,3±6,43 |
9,9±6,51 |
7,6±5,45 |
12,4±6,35 |
0,011 |
Шкала тревоги (DASS-21) |
9,5±6,35 |
8,9±6,23 |
8,2±6,06 |
11,9±5,78 |
0,038 |
Шкала депрессии (DASS-21) |
10,7±8,16 |
9,2±6,75 |
7,7±6,41 |
12,5±5,75 |
0,017 |
Шкала воспринимаемого стресса (PSS-14) |
20,3±7,42 |
19,7±5,49 |
21,2±6,42 |
24,1±6,12 |
0,008 |
Фактор совладания (PSS-14) |
10,6±3,73 |
10,8±2,92 |
11,1±3,90 |
13,9±3,27 |
0,001 |
Различия между группами студентов, с различной частотой употребляющих кофе |
|||||
Фактор совладания (PSS-14) |
10,6±3,78 |
11,6±3,74 |
10,8±3,99 |
12,5±3,21 |
0,031 |
Как видно из данных таблицы 1, студенты, употребляющие энергетические напитки ежедневно, чаще всего испытывают стресс, тревогу и депрессию. У этих студентов отмечен высокий уровень стресса, тревоги и депрессии в течение предшествующей недели и средний уровень воспринимаемого стресса в течение месяца, при этом уровень совладания со стрессом выше среднего.
У студентов, кто употребляет энергетические напитки от нескольких раз в месяц до несколько раз в неделю, отличает средний уровень стресса, высокая тревога и симптомы депрессии в течение предыдущей недели, средний уровень воспринимаемого стресса в течение месяца, и чуть ниже среднего совладание с ним.
Студенты, не употребляющие энергетические напитки, отличались стрессом на уровне выше среднего, высокой тревогой и депрессивными симптомами в течение недели, при этом воспринимаемый стресс в течение месяца был на среднем уровне, а совладание им на уровне чуть ниже среднего.
Гипотеза исследования подтвердилась частично: статистически значимо отличаются уровень стресса, тревоги и депрессии у студентов, с различной частотой употребляющих энергетические напитки, при этом эти состояния выше у тех, кто употребляет данные напитки ежедневно.
Относительно различий в психических состояниях студентов, с разной частотой употребляющих кофе, статистически значимые различия установлены только относительно фактора совладания (таблица 1). Совладание со стрессом выше у студентов ежедневно употребляющих кофе.
Таким образом, в результате исследования установлены статистически значимые различия в выраженности стресса, депрессии и тревоге в течение недели, а также воспринимаемого стресса и его совладания в течение месяца у студентов, с различной частотой употребляющих энергетические напитки. Относительно частоты употребления кофе статистически значимые различия выявлены только относительно фактора совладания. Ежедневное употребление энергетических напитков усиливает развитие негативных психических состояний у студентов вуза.
Список литературы
Гончарова К.А., Мавлонов М.А., Ладыгина Д.В., Ненахова Е.В. Влияние кофе на психоэмоциональное состояние и уровень личностной тревожности // Иркутский государственный медицинский университет. – 2023. – №7. – С. 64-72.
2. Ислентьев А.Р., Скрипчак Л.Ю. Проблема привыкания к кофеинсодержащим напиткам в молодежной // FORCIPE. – 2022. – №S3. – С. 403.
3. Яруллина Л.Р., Корчагин Е.А., Нигматулина Д.С. Учебные стресс-факторы студентов вуза и пути их предупреждения и преодоления // Известия КазГАСУ. – 2013. – №2 (24). – С. 355-358.