Введение. Кофеин может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на психическое состояние. Исследования показывают, что умеренное потребление кофеина может улучшать настроение и когнитивные функции, однако чрезмерное употребление связано с повышенной тревожностью и стрессом. Например, в работе К. А. Гонаровой рассматривается влияние кофеина на уровень тревожности у студентов, и отмечается, что частое употребление кофеина может ухудшать психоэмоциональное состояние [1].Исследование А.Р. Ислентьева показало, что студенты, употребляющие кофеин, чаще испытывают стресс и тревогу [3]. В исследовании, проведенном Л.Р. Ярулиной выявлена связь между частотой употребления кофеин-содержащих напитков и уровнем депрессии у студентов [2]. Эти исследования подчеркивают важность и актуальность темы, а также необходимость дальнейшего изучения зависимости кофеина и психического состояния студентов в условиях учебного процесса.
Цель исследования – выявление особенностей психических состояний студентов ВУЗа, с различной частотой употребляющих кофеин-содержащие напитки.
Гипотеза исследования: студенты ВУЗа, ежедневно употребляющие кофеин-содержащие напитки, характеризуются большей выраженностью стресса, тревоги и депрессивными состояниями.
Методы и методики исследования: 1) авторская анкета, направленная на оценку частоты, причин и факторов употребления кофеин-содержащих напитковстудентами(структураанкетыпредставленанарис.1);2)шкала воспринимаемогостресса(PSS-14-Ш.Коэн,1980,ирусскоязычнаяадаптация А.А. Золатаревой, 2023) и 3) шкала депрессии, тревоги и стресса (DASS-21 - С.ЛовибондиП.Ловибонд,1995,и русскоязычнаяадаптация А.А.Золатаревой, 2020). Статистическая обработка данных произведена с помощью пакета программ SPSS 26.00 с применением следующих методов: описательные статистики, Х2 Пирсона для таблицы сопряжённости и многомерный дисперсионный анализ (MANOVA).
Рисунок 1 – Структура авторской анкеты,направленной на оценку частоты, причин и факторов употребления кофеин-содержащих напитков студентами
Выборка. В исследовании приняли участие 200 студентов 2-4 курсов Северного (Арктического) федерального университета им. М. В. Ломоносова в возрасте от 18 до 24 лет, из которых 62 студента спортивных направлений подготовки («Физическая культура» и «Физкультурно-оздоровительные технологии»); 72 студента психологических направлений подготовки («Психология»и«Психологияслужебнойдеятельности»)и66студентовисторических направлений подготовки («История» и «Педагогическое образованиесдвумяпрофилямиподготовки:историяиобществознание»). Период проведения исследования: 23 октября 2024 года – 4 ноября 2024 года.
Результаты исследования. На рис. 2 и 3 представлено, каким образом распределилисьпринявшиеучастиевисследованиистудентыотносительно частотыупотреблениякофеиэнергетическихнапитков.
| 
 Рисунок 2 – РаспределениестудентовВУЗа почастотеупотребления кофе  | 
 Рисунок 3 – Распределение студентов ВУЗа по частоте употребленияэнергетическихнапитков  | 
Для проверки гипотезы исследования применены два MANOVA.Результаты многомерных тестов для фиксированного фактора – частоты употребления кофе: След Пиллаи 0,151, F=1,702 при р=0,035; для фиксированного фактора – частоты употребления энергетических напитков: След Пиллаи 0,261, F=3,059 при р<0,001. В таблице 1 отмечены параметры психических состояний,покоторымустановленыстатистическизначимыеразличиямежду группами.
Таблица 1 – Психические состояния студентов ВУЗа с различной частотой употребляющие энергетические напитки и кофе
| 
 Параметр психического состояния (методика)  | 
 Частота употребления энергетических напитков / кофе  | 
 р  | 
|||
| 
 не употребляю  | 
 несколькоразв месяц  | 
 несколькоразв неделю  | 
 несколькоразв день  | 
||
| 
 Различия между группами студентов, с различной частотой употребляющих энергетические напитки  | 
|||||
| 
 Шкала стресса (DASS-21)  | 
 10,3±6,43  | 
 9,9±6,51  | 
 7,6±5,45  | 
 12,4±6,35  | 
 0,011  | 
| 
 Шкала тревоги (DASS-21)  | 
 9,5±6,35  | 
 8,9±6,23  | 
 8,2±6,06  | 
 11,9±5,78  | 
 0,038  | 
| 
 Шкала депрессии (DASS-21)  | 
 10,7±8,16  | 
 9,2±6,75  | 
 7,7±6,41  | 
 12,5±5,75  | 
 0,017  | 
| 
 Шкала воспринимаемого стресса (PSS-14)  | 
 20,3±7,42  | 
 19,7±5,49  | 
 21,2±6,42  | 
 24,1±6,12  | 
 0,008  | 
| 
 Фактор совладания (PSS-14)  | 
 10,6±3,73  | 
 10,8±2,92  | 
 11,1±3,90  | 
 13,9±3,27  | 
 0,001  | 
| 
 Различия между группами студентов, с различной частотой употребляющих кофе  | 
|||||
| 
 Фактор совладания (PSS-14)  | 
 10,6±3,78  | 
 11,6±3,74  | 
 10,8±3,99  | 
 12,5±3,21  | 
 0,031  | 
Как видно из данных таблицы 1, студенты, употребляющие энергетические напитки ежедневно, чаще всего испытывают стресс, тревогу и депрессию. У этих студентов отмечен высокий уровень стресса, тревоги и депрессии в течение предшествующей недели и средний уровень воспринимаемого стресса в течение месяца, при этом уровень совладания со стрессом выше среднего.
У студентов, кто употребляет энергетические напитки от нескольких раз в месяц до несколько раз в неделю, отличает средний уровень стресса, высокая тревога и симптомы депрессии в течение предыдущей недели, средний уровень воспринимаемого стресса в течение месяца, и чуть ниже среднего совладание с ним.
Студенты, не употребляющие энергетические напитки, отличались стрессом на уровне выше среднего, высокой тревогой и депрессивными симптомами в течение недели, при этом воспринимаемый стресс в течение месяца был на среднем уровне, а совладание им на уровне чуть ниже среднего.
Гипотеза исследования подтвердилась частично: статистически значимо отличаются уровень стресса, тревоги и депрессии у студентов, с различной частотой употребляющих энергетические напитки, при этом эти состояния выше у тех, кто употребляет данные напитки ежедневно.
Относительно различий в психических состояниях студентов, с разной частотой употребляющих кофе, статистически значимые различия установлены только относительно фактора совладания (таблица 1). Совладание со стрессом выше у студентов ежедневно употребляющих кофе.
Таким образом, в результате исследования установлены статистически значимые различия в выраженности стресса, депрессии и тревоге в течение недели, а также воспринимаемого стресса и его совладания в течение месяца у студентов, с различной частотой употребляющих энергетические напитки. Относительно частоты употребления кофе статистически значимые различия выявлены только относительно фактора совладания. Ежедневное употребление энергетических напитков усиливает развитие негативных психических состояний у студентов вуза.
Список литературы
Гончарова К.А., Мавлонов М.А., Ладыгина Д.В., Ненахова Е.В. Влияние кофе на психоэмоциональное состояние и уровень личностной тревожности // Иркутский государственный медицинский университет. – 2023. – №7. – С. 64-72.
2. Ислентьев А.Р., Скрипчак Л.Ю. Проблема привыкания к кофеинсодержащим напиткам в молодежной // FORCIPE. – 2022. – №S3. – С. 403.
3. Яруллина Л.Р., Корчагин Е.А., Нигматулина Д.С. Учебные стресс-факторы студентов вуза и пути их предупреждения и преодоления // Известия КазГАСУ. – 2013. – №2 (24). – С. 355-358.