В настоящее время, задержка психического развития является наиболее распространенным диагнозом у дошкольников. Развитие общения – важное условие для формирования готовности ребенка к школьному обучению. Дети с ЗПР, обладая несовершенными навыками коммуникации, оказываются неспособны к систематическому усвоению знаний [2].
В психолого-педагогических исследованиях установлено, что многие старшие дошкольники с задержкой психического развития, к моменту поступления в 1 класс, не достигают необходимого уровня коммуникативного развития. «Слабые стороны» таких детей: несформированность представлений об индивидуальных особенностях людей, нехватка знаний и навыков в межличностных отношениях, регуляция эмоциональной сфере плохо развита и запоздалое формирование социальных отношений. Детям с ЗПР характерна низкая потребность в общении с окружающими. Также может появиться повышенная тревожность по отношению ко взрослым, от которых они зависят в чем-либо. Дошкольники не стремятся обращаться ко взрослым за поддержкой, одобрением или оценкой своих качеств, но они чувствительны к эмпатии, ласке и доброжелательному отношению. Наблюдается низкая эффективность в общении со сверстниками в любых видах деятельности. Ребенку с ЗПР характерны наиболее простые личностные контакты, так как потребность в общении в целом снижена. Старшие дошкольники с ЗПР нуждаются помощи взрослого при передаче и принятии информации. Им необходимо задавать дополнительные вопросы для конкретизации своих мыслей. Немаловажно, что эффективность коммуникации повышается, если собеседник хорошо знаком ребенку и они эмоционально совместимы. Дошкольники не обращают внимания на собеседника в процессе коммуникации, свои мысли не формулируют заранее, высказывания имеют ситуативный характер. Из-за низкого уровня сформированности коммуникативных навыков, таким детям свойственна невнимательность к речи других [3].
Дети с ЗПР испытывают затруднения в вербализации своих эмоций, состояний, настроения. Как правило, они не могут дать четкий и понятный сигнал о наступлении усталости, о нежелании выполнять задание, о дискомфорте и др. Это может происходить по нескольким причинам:
недостаточный опыт распознавания собственных эмоциональных переживаний не позволяет ребенку «узнать» состояние;
имеющийся у большинства детей с ЗПР негативный опыт взаимодействия с взрослым препятствует прямому и открытому переживанию своего настроения;
в тех случаях, когда собственное негативное переживание осознается и ребенок готов о нем сказать, часто ему не хватает для этого словарного запаса и элементарного умения формулировать свои мысли;
многим детям с ЗПР, особенно обусловленной педагогической запущенностью свойственно недостаточное умение вербализовать свои переживания [1].
Коммуникация со старшими дошкольниками с задержкой психического развития требует специального подхода и понимания. Осознание особенностей их коммуникации, терпение и участие в их развитии позволят им преодолеть трудности и успешно взаимодействовать с окружающими. Коммуникация является ключевым фактором в их развитии и формировании социальных навыков, поэтому она должна быть нацелена на поддержку индивидуальных потребностей.
Проведенное нами исследование позволило составить заключение о старшем дошкольнике с ЗПР.
Нами был выбран и обследован мальчик из полной благополучной семьи. Общее физическое состояние ребенка соответствует возрасту, но был перелом ноги, на момент исследования проходил адаптационный период после снятия гипса. Заключение ПМПК: задержка психического развития. Уровень психического развития ниже показателей возрастной нормы. Рекомендовано воспитание и обучение в ДОО по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с ЗПР.
Исследование позволило выделить особенности познавательного развития. У испытуемого преобладает механический вид памяти, объем оперативной памяти ограничен, не соответствует возрасту, быстрота и прочность запоминания недостаточная. Наглядная память преобладает над словесной.
Навык обобщения не сформирован. При составлении рассказов использует простые предложения, нужны наводящие вопросы и помощь взрослого.
Концертирует внимание на непродолжительное время, всегда застревает на выполняемых действиях. Во время занятий отвлекается, испытывает трудности при переключении с одного вида деятельности на другой. Преобладает непроизвольное внимание. Недостаточно развита устойчивость, характерна быстрая истощаемость внимания.
Зрительное восприятие характеризуется никой скоростью и недостаточной точностью. Для осмысления воспринимаемых объектов необходима помощь педагога.
Воображение направлено на привычные и привлекательные сюжеты. Характерна ограниченность и условность воображаемых объектов. Просматривается сложность с организацией и структурированием своих мыслей во время игры, создаваемых в воображении.
Уровень развития речи не соответствует возрасту, имеются трудности в звукопроизношении, бедный словарный запас. Пассивный словарь преобладает над активным. Характерны запинки в речи и грамматические ошибки.
Так же мы выделили особенности личностного развития испытуемого. Мальчику характерно преобладание отрицательных эмоций, повышенная тревожность, страхи. Отрицательные эмоции в виде: обиды, гнева или агрессии. Адекватность эмоциональных проявлений не соответствует силе раздражителя. Ребенок конфликтует со сверстниками и взрослыми. Часто ведет себя агрессивно по отношению к другим. О собственных чувствах не говорит. Не придерживается нравственно-этических норм поведения.
Характерна недифференцированность представлений о своем «Я». Явная слабость рефлексии, превосходство в представлении о себе только внешних признаков. Наблюдается непонимание «недоразвития», мальчик воспринимает себя наравне с другими. Ребенок недостаточно критичен в оценке своих качеств личности, характера, поведения.
Ребенку характерна пониженная мотивация, безынициативность и неспособность к волевым усилиям. Мальчик не умеет подчинять свое поведение правилам, не способен сдерживать проявления чувств и волевого напряжения.
Особенности развития видов деятельности. У ребенка игра на уровне развития младшего дошкольного возраста. Игровое поведение мальчика недостаточно эмоционально, а также чаще всего не сопровождается речью. Отсутствует понимание проигрывания сюжетно-ролевой игры.
Характерны сложности в пении и чтении стихотворений из-за ограниченности развития речи и скудного словарного запаса. Трудности в удерживании внимания на музыкальном занятии. Прослеживаются трудности в использовании музыкальных инструментов из-за нарушения мелкой моторики. Кисть/карандаш держит неправильно. Рисунок/аппликация не несут смыслового характера, отсутствует композиция, нарушены пропорции изображаемого и отсутствует творческое воображение в работе. Выявлено неумение самостоятельно справиться с поставленной трудовой задачей без помощи взрослого. Мальчик недостаточно осмысливает выполнение требуемого действия. Навыки самообслуживания развиты на среднем уровне.
Мальчик испытывает трудности в установлении социальных отношений со взрослыми и сверстниками. Чаще всего взаимодействует только с двумя девочками из группы, которым так же поставлен диагноз ЗПР. Ребенку характерны ограниченные коммуникативные навыки. С воспитателем общается ситуативно. В совместной работе со взрослым не всегда может работать по образцу, испытывает затруднения при выполнении задания по словесной инструкции. Свои действия речью не сопровождает, с конструктором может проводить много времени, но постройки несут незамысловатый характер.
Индивидуальные потребности и обучение. Мальчику необходим индивидуальный подход в воспитании и образовании. Важна поддержка и адаптация методов и приемов обучения и воспитания под ребенка. Дополнительно занимается с психологом и логопедом в детском саду. Вне ДОО ходит на развивающие занятия.
Особенностями коммуникации старших дошкольников с ЗПР выступают:
трудности в установлении и поддержании контакта с окружающими людьми. Дети могут испытывать сложности в прослеживании последовательности мыслей и понимании заложенного контекста;
сложности при выражении своих мыслей и эмоций, затруднения в понимании эмоционального состояния сверстников и взрослых;
дети с ЗПР испытывают затруднения в вербализации своих эмоций, состояний, настроения. Могут проявлять агрессию по отношению к другим людям, не осознавая, что нарушают модель взаимоотношений;
ограниченная способность играть вместе с другими детьми: старшие дошкольники с ЗПР могут испытывать трудности в участии в совместной игре с ровесниками. Они могут иметь ограниченную способность к совместному вниманию, действию и пониманию правил игры.
Таким образом, старшие дошкольники с задержкой психического развития отличаются: особенностями познавательного, личностного и физического развития, индивидуальными потребностями, поведением, а также характерными особенностями в развитии различных видов деятельности воспитанника. Характеристика является индивидуальной, в ней отмечаются динамические изменения в общем развитии и поведении ребенка с ЗПР, происходящие во время обучения и воспитания.
Список литературы
Бойков Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности: учеб. метод, пособие / Д.И. Бойков – СПб.: КАРО, 2005. – 288 с.
Колесникова Г.И. Специальная психология и педагогика: учебное пособие для вузов / Г. И. Колесникова. – М.: Издательство Юрайт, 2023 – 176с.
Кузнецова, Е.В. Особенности развития коммуникативных навыков у детей 5–6 лет с задержкой психического развития / Е. В. Кузнецова, О. П. Заболотских [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/363/81143/ (дата обращения: 01.12.2024). – Загл. с экрана