ОСОБЕННОСТИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

ОСОБЕННОСТИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Пирожкина Т.С. 1, Толстикова О.Н. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Функция речи относится к главным психическим функциям каждого человека. Для того, чтобы она правильно формировалась и развивалась, необходимо соответствующее развитие понятийного мышления, познавательной деятельности, фонематических процессов. Язык как средство общения складывается на базе восприятия, слуха, сформированных способностей к осуществлению операций анализа и синтеза, то есть основных фонематических процессов. Формирование речи необходимо для осуществления социальных коммуникаций человека, для правильного познания и отражения окружающей действительности.

В трудах разных исследователей, изучавших онтогенез фонематического анализа и синтеза, таких, как В.И. Бельтюков, Е.Н. Винарская, Л.Е. Журова, Р.Е. Левина, Д.Б. Эльконин и других, этапы развития речи ребенка, их возрастные границы и само количество таких этапов значительно отличаются.

Н.И. Жинкин сделал вывод, что базисом для формирования анализа и синтеза служит сформированный в достаточной степени фонематический слух. Он отмечает, что даже у новорожденных детей уже есть проявления чувствительности в отношении звуков. Это можно видеть в таких проявлениях, как изменение движений, изменении частоты дыхания, сосательных движений и тому подобного. Постепенно появляется сосредоточенность при звуках речи [2, c. 74].

По мнению Е.Н. Винарской, в восприятии речи есть два уровня, которые нужно освоить ребенку: фонетический предполагает дифференциацию звуков именно на слух, создание из них артикуляционных образов, в основе которых лежит не только акустическое различение, но и кинестетический анализ, на этом уровне вырабатывается речь в ее экспрессивной и импрессивной формах. Иначе он называется сенсомоторным; фонологический уровень необходим для распознавания речи на уровне фонем, восприятие их количества и необходимой последовательности (языковой уровень) [1, c. 59].

По результатам теоретического исследования были выявлены определенные особенности формирования фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников с ОНР, которые позволили сделать предположение о том, что эти функции у них нарушены в отношении вычленения звуков из отдельного слова, определения последовательности, количества, места отдельных звуков в конкретном слове и другие функции. Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть такие выводы, было запланировано экспериментальное исследование, которое прошло на базе Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1 города Всеволожска (МДОБУ «ДСКВ №1»)». В исследовании принимало участие 11 детей старшего дошкольного возраста с нормальным психофизическим развитием и 8 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Цель исследования: выявить особенности фонематического анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Исследование проводилось с помощью диагностической методики Р.И. Лалаевой, направленной на определение сформированности навыков фонематического анализа и синтеза у дошкольников [3, c. 83].

Исследование проводилось по семи методикам:

Методика 1.

«Выделить звук в отдельном слове»

Цель: Установить уровень сформированности умения вычленять звуки в отдельном слове.

Процедура: Ребенка просят определить есть ли один из нужных звуков в предлагаемых словах (звуки Р, или Ц, или М).

Методика 2.

«Выделить первый и последний звук»

Цель: Установить уровень сформированности умения выделять, какой звук является первым, а какой последним в отдельном слове.

Процедура: Ребенка просят определить сначала первый звук в предлагаемых словах, а затем последний.

Методика 3.

«Определить место звука в слове»

Цель: Установить уровень сформированности умения определять место каждого звука в отдельном слове.

Процедура: Ребенка просят определить, в каком месте предлагаемого слова находится определенный звук – в начале, середине или в конце.

Методика 4.

«Определить количество звуков в слове»

Цель: Установить уровень сформированности умения определять общее количество звуков в отдельном слове.

Процедура: Ребенка просят определить, количество звуков в конкретном слове.

Методика 5.

«Определить последовательность звуков в слове»

Цель: Установить уровень сформированности умения определять последовательность звуков в отдельном слове.

Процедура: Ребенка просят назвать звуки, из которых состоит слово в той последовательности, в которой они в нем находятся.

Методика 6.

«Определить «соседей» звуков в слове»

Цель: Установить уровень сформированности умения определять звуки, которые находятся рядом с заданным звуком в отдельном слове.

Процедура: Ребенка просят определить звуки, которые находятся рядом с заданным звуком в отдельном слове.

Методика 7.

«Определить место звука в слове»

Цель: Установить уровень сформированности умения определять место звуков в отдельном слове.

Процедура: Ребенка просят сказать, какой по счету звук «М» (Р, Ш, К) в предложенном слове.

Методика 8.

«Составить слово из предложенных звуков»

Цель: Установить уровень сформированности умения составлять слово из предложенных звуков.

Процедура: Ребенка просят узнать слово, которое можно сложить из названных звуков.

По итогам проведения диагностики по 8-ми методикам рассчитывается общая оценка сформированности фонематического анализа и синтеза у дошкольников.

86-120 баллов – высокий уровень сформированности фонематического анализа и синтеза. Ребенок понимает, из каких звуков состоит слово, правильно определяет, на каких позициях находятся конкретные звуки, может без ошибок составить слово из предложенных звуков.

51-85 баллов – средний уровень сформированности фонематического анализа и синтеза. Ребенок совершает ошибки в том случае, когда звуки близки по акустическим признакам и артикуляции, не может правильно анализировать слова и звуки и синтезировать их. У него нечеткие фонематические представления, недостаточно осознанное воспроизведение.

15-50 баллов – низкий уровень сформированности фонематического анализа и синтеза. Ребенок значительно отстает от нормативного уровня фонематического анализа и синтеза, ему сложно воспринимать звуки, анализировать и синтезировать их, выделять отдельный звук из слова. Он путает не только близкие по акустическим признакам и артикуляции звуки, но и оппозиционные тоже.

Таким образом, была спланирована организация исследования уровня сформированности фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников с ОНР и их сверстников с нормальным психофизическим развитием, спланирована цель и задачи эксперимента, а также подобраны методики для диагностики, которые соответствуют возможностям старших дошкольников.

Целью исследования стала необходимость выявить особенности фонематического анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Таблица 1

Сводные результаты диагностики

Дети

Диагностические задания

Баллы

Уровень

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

Экспериментальная группа

1

5

6

5

5

5

8

5

6

46

С

2

3

4

3

3

5

3

4

3

28

Н

3

6

5

5

4

7

6

5

4

42

С

4

4

2

3

3

3

2

3

2

22

Н

5

5

3

4

6

4

4

3

5

34

Н

6

7

6

5

7

4

6

6

7

48

С

7

6

6

7

6

7

7

8

6

53

С

8

4

3

4

5

2

4

5

4

31

Н

Контрольная группа

1

9

8

7

9

8

8

9

7

65

С

2

4

6

5

5

5

4

6

3

38

Н

3

7

8

8

8

9

10

11

12

73

С

4

7

8

7

7

8

9

7

6

59

С

5

9

7

8

9

9

8

9

9

68

С

6

12

11

10

11

13

12

13

12

94

В

7

7

9

8

9

10

9

11

9

72

С

8

14

12

13

14

13

13

12

12

103

В

9

9

10

10

9

12

9

10

11

80

С

10

8

9

8

10

9

10

9

12

75

С

11

8

9

7

9

8

8

7

7

63

С

Рисунок 1. – Уровень сформированности фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников с ОНР на этапе констатирующего исследования

Итоги исследования по экспериментальной группе показали, что в группе детей старшего дошкольного возраста с ОНР результаты среднего уровня выявлены у 4 человек (50%). Они совершают ошибки в том случае, когда звуки близки по акустическим признакам и артикуляции, не могут правильно анализировать слова и звуки и синтезировать их. У них нечеткие фонематические представления, недостаточно осознанное воспроизведение.

Не соответствуют возрастной норме показатели 4 старших дошкольников с ОНР, принявших участие в эксперименте (50%). Они значительно отстают от нормативного уровня фонематического анализа и синтеза, им сложно воспринимать звуки, анализировать и синтезировать их, выделять отдельный звук из слова. Они путают не только близкие по акустическим признакам и артикуляции звуки, но и оппозиционные тоже.

В контрольной группе результаты диагностики. На высоком уровне освоили фонематический анализ и синтез 2 человека (18%). Они понимают, из каких звуков состоит слово, правильно определяют, на каких позициях находятся конкретные звуки, могут без ошибок составить слово из предложенных звуков.

Средний уровень, который так же соответствует возрастной норме, показали 8 человека (73%).

Низкий уровень показал 1 человек (9%).

Таким образом, с учетом того, что автор методики, Р.И. Лалаевой, считает, что возрастной норме соответствуют только результаты высокого уровня данной диагностики, мы видим, что в экспериментальной группе необходимо провести коррекционную работу по формированию фонематического анализа и синтеза.

Список литература

  1. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка / Е.Н. Винарская. - М.: Просвещение, 1987. – 156 с.

  2. Жинкин Н.И. Нарушение речи у дошкольников / Н.И. Жинкин. - М.: Просвещение, 2022. – 238 с.

  3. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей / Р.И. Лалаева. - М., 2022. – 194 с.

  4. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1998. – 183 с.

Просмотров работы: 13