ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Толстикова О.Н. 1, Шишова С.С. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Воображение является одной из важных психических функций человека. Благодаря воображению человеческий разум может создавать разнообразные вещи, находить решение в сложных ситуациях. Воображение присутствует с нами на протяжении всей жизни и является незаменимой составляющей человеческого разума, в котором содержится большой потенциал.

У детей с речевыми нарушениями наблюдается задержка в развитии высших психических функций, включая воображение, возникают трудности в создании воображаемых ситуаций, а также нехватка точности в формировании предметных образов и нестабильность связей между визуальной и вербальной сферами. В исследованиях отмечается, что воображательные способности детей с речевыми нарушениями немного слабее, чем у сверстников, и их творческие произведения менее оригинальны и последовательны, а также менее структурированы. Дети с задержкой речевого развития имеют свои особенности в познавательной сфере, что значительно влияет на уровень развития их творческого воображения.

Физиологически воображение является результатом активации, разбиения, перегруппировки и соединения нервных связей, создающих образы, которые отличаются от предыдущего опыта, но не являются полностью неподвластными ему. Сложность и непредсказуемость воображения, а также его связь с эмоциями указывают на то, что его физиологические механизмы связаны не только с деятельностью коры головного мозга, но и с глубинными структурами, включая систему гипоталамуса и лимбическую систему.

Межполушарное взаимодействие играет важную роль в процессе воображения [5]. Мозг интегрирует и обрабатывает информацию от органов чувств, создавая связи между различными осязательными впечатлениями и формируя общие образы во внутренней модели.

Одной из важных составляющих воображения является его связь со речью. Мы используем язык и слова для описания и обозначения объектов и идей в нашей внутренней модели, что помогает структурировать и организовывать наши мысли и представления. Исследования показывают, что мозг кодирует информацию о воображаемых объектах не только с использованием языковых паттернов, но и с учетом осязательных характеристик.

В раннем детстве дети используют свое репродуктивное воображение, которое механически воспроизводит впечатления в виде образов. Такие впечатления дети получают, наблюдая за окружающим миром, слушая истории, сказки или смотря видеоматериалы. При этом, их воображение еще не имеет точной привязки к реальности, и нет творческого подхода к создаваемым образам. Созданные детьми образы в рамках такого воображения отражают в основном эмоциональные реакции и интересы ребенка.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают проявлять произвольность в запоминании и мыслительную активность, что позволяет им преобразовывать не только пространственные, но и плоскостные изображения [3]. Таким образом, их воображение переходит от репродуктивного и механического к творческому, позволяющему преобразовывать окружающую действительность. В результате, дети начинают осознанно и целенаправленно планировать свои действия и включать в них свое воображение. Одной из основных форм деятельности, где проявляется творческое воображение детей, являются сюжетно-ролевые игры. В процессе этих игр дети развивают познавательные процессы и совершенствуют свои навыки и умения.

Исследование, проведенное В. П. Глуховым, подтвердило, что развитие воображения у детей с нарушениями речи отличается от развития у нормально развивающихся детей. Оно может служить психологической основой для развития творческих способностей таких детей [1]. Автор исследования использовал рисунки для оценки творческих способностей детей с общим недоразвитием речи и обнаружил, что они менее продуктивны в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. Рисунки таких детей содержат меньше смысла и содержания, а также они испытывают трудности с пониманием переносного значения слов, метафор и составлением творческих рассказов. Дети с общим недоразвитием речи чаще копируют образцы из окружающей среды, повторяют свои собственные рисунки или отклоняются от задания.

У обучающихся с нарушениями речи образное восприятие имеет склонность к стереотипности, что делает их воображение предсказуемым и однообразным. Они также требуют больше времени для начала творческой деятельности и склонны создавать рисунки с однообразными и медленными движениями [4]. Кроме того, у дошкольников с речевыми нарушениями отмечается слабое внимание к деталям воспроизводимых образов и проявление инертности в своей деятельности. Способы решения проблемных ситуаций часто являются стереотипными, что указывает на несформированность оригинальности воображения.

Исследования показывают, что дети с нарушениями речи имеют ограниченное воображение из-за сниженной чувствительности, что затрудняет формирование представлений о предметах и создание новых идей. Деятельность их воображения часто сочетается с подражательностью, а их способности к сочетанию и комбинированию вещей могут быть недостаточно развитыми. Взгляды исследователя В. И. Селиверстова заключаются в том, что у детей с общим недоразвитием речи присутствуют характеристики недостаточной подвижности и быстрого истощения процессов воображения.

Дети с общим недоразвитием речи обладают недостаточно развитым воображением, что сказывается на их способности воссоздавать образы и формировать представления о предметах. Однако, практический опыт, невыразимый полностью словами, также создает трудности в формировании понятий у этих детей. Исследования С. П. Кондрашова и С. В. Дьяковой, проведенные с детьми, страдающими ринолалией в дошкольном возрасте, позволяют заключить, что недостаточно развитое воображение прямо связано с задержками в развитии речи.

Наблюдаются следующие особенности развития воображения у детей с общим недоразвитием речи, согласно проведенным исследованиям: уменьшение мотивации в деятельности, снижение интереса к познавательным задачам, ограниченные знания о мире, отсутствие целеполагания в деятельности, недостаток оперативных компонентов, затруднения в создании воображаемых ситуаций, неточные представления о предметах, нестабильная связь между визуальной и вербальной сферами, несформированное управление образной сферой [6].

Дополнительно, результаты исследования указывают на репродуктивный характер развития воображения у детей с общим недоразвитием речи [2]. Интерес к творческим заданиям зависит от сложности задачи, а способность детей дошкольного возраста создавать воображаемые ситуации остается несформированной. Наблюдается низкий уровень способности к комбинаторным задачам, а деятельность воображения сочетается с подражательностью. Дети испытывают сложности как при выполнении творческих заданий, требующих изменения и комбинирования данного сюжета и образа, так и при созидании собственных идей.

Чем более выражены нарушения в речи, тем меньше возможностей у ребенка показать свою творческую способность, и у него отсутствует способность придумывать новые идеи. Особенно заметно низкое развитие игровой активности у дошкольников с общим недоразвитием речи: они имеют ограниченное участие в играх, не могут организовать игры по сюжету и не желают участвовать в словесных играх. Дети с нарушениями в речи испытывают трудности в создании воображаемых ситуаций, которые придают смысл действиям в игре. Они переносят действия с уровня работы с предметами на уровень игры, что делает игру мотивирующей. Основными причинами этих трудностей являются ограниченность в образном восприятии, ограниченный и необратимый опыт и недостаток представлений, затруднения в произвольном использовании непосредственного опыта и низкий эмоциональный уровень действий.

Можно сделать вывод, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются особенности в развитии воображения, проявляющиеся в стереотипности и инертности их поведения. Они прибегают к использованию штампов, что приводит к созданию однообразного художественного творчества. Дети с ОНР испытывают трудности в обращении к деталям их воссоздаваемых образов, а также склонны использовать стереотипные решения в проблемных ситуациях. Это указывает на то, что их оригинальность и творческое мышление находятся на недостаточно сформированном уровне. Воображение характеризуется бедностью, они имеют низкий уровень пространственного оперирования образами и их представления о предметах являются неточными и неполными. Нужно отметить, что бедное воображение детей с ОНР напрямую связано с развитием речи данной категории детей, свойственны сниженная мотивация, недостаточный запас сведений, отсутствие целенаправленности в деятельности и сложность в создании воображаемой ситуации.

Однако важно отметить, что особенности воображения у каждого ребенка с общим недоразвитием речи могут быть индивидуальными. Необходимо организовывать коррекционно-педагогическую работу с применением специальных педагогических методик и игровых техник.

Список литературы

  1. Глухов, В. П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики / под ред. Л. И. Беляковой. М., 1985.

  2. Данилова, Ю. А. Особенности воссоздающего и творческого воображения старших дошкольников с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] / Ю. А. Данилова, М. В. Швед // х Машеровские чтения: электрон. сборник. – 2016. – С. 351-353. – Электрон. сборник. – Режим доступа : https://elibrary.ru/item.asp?id=28379365 , свободный (дата обращения : 1.12.2024).

  3. Долгова, В. И. Развитие воображения у дошкольников / Серия: инновационная культура будущего педагога-психолога. [Текст]: монография / В. И. Долгова, Н. В. Крыжановская. – М.: АТОКСО, 2010. – 150 с.

  4. Журавлева, Ж. И. Формирование словесного творчества у старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи [Текст]: афтореф. дисс… канд. псих. наук: 19.00.10 / Ж. И. Журавлева. – Нижний Новгород, 2011. – 138 с.

  5. Родионова, Г. С. Развитие воображения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе работы со сказкой [Текст]: афтореф. дисс… канд. псих. наук: 19.00.10 / Г. С. Родионова. – Нижний Новгород, 2012. – 87 с.

  6. Шрагина, Л. И. Проблема воображения в контексте функционально-системного подхода [Текст]: Психология в ВУЗЕ / Л. И. Шрагина – 2005. – № 3.

Просмотров работы: 24