Проблема агрессивного поведения младших подростков, пожалуй, является актуальной во все времена. Подросток переживает достаточно острый возрастной кризис, который сказывается на его психофизическом состоянии. Как правило, агрессивное поведение, проявляемое подростками, свидетельствует о внутренних затруднениях ребенка, которые он не всегда способен преодолеть самостоятельно. Как отмечают исследователи, «агрессивное поведение» - способ реагирования на физическое или психическое неблагополучие, связанное с нанесением ущерба самому себе, а также обществу, в котором находится агрессор [1].
Агрессивное поведение есть отклонение от нормы, которое влияет на все аспекты жизни подростка и требует вмешательства со стороны взрослых (родителей, педагогов и иных специалистов). Прежде всего, работая с чрезмерным проявлением агрессивного поведения, педагог проводит третичную профилактику данного явления, а именно коррекцию. А.И. Кочетов выделяет следующие функции социально-педагогической коррекции, а именно: восстановительную, компенсаторную, стимулирующую и исправительную [4]. Процесс коррекции агрессивного поведения требует достаточно комплексной работы, который будет затрагивать не только само явление агрессивных реакций, а формировать новые паттерны поведения на ситуации, где возникает стимул проявить агрессию. Следует отметить, что коррекционная работа с агрессивным поведением подростка предполагает показать несовершеннолетнему альтернативу такого поведения. Одним из средств коррекции агрессивного поведения младших подростков может выступать игротерапия.
Понятие «игротерапия» образовано из двух простых понятий «игра» и «терапия». Чтобы достаточно последовательно охарактеризовать «игротерапию» как средство коррекции агрессивного поведения младших подростков, представим сущность понятий «игра» и «терапия». «Игра – это особая форма освоения реальной социальной действительности путем ее воспроизведения» - такое определение дает В.П. Зинченко [3]. Игра, это процесс, который тесно сопряжен с реальной действительностью, он позволяет ребенку проявить сформированные ценности и убеждения, выполнить заданную роль в игре, проявив весь спектр внутренних эмоций и чувств. Терапия – процесс, целью которого является устранение заболевания или травмы, патологического состояния или иного нарушения жизнедеятельности, нормализация нарушенных процессов жизнедеятельности, восстановление и улучшение здоровья [4].
Таким образом, как отмечает М.И. Чистякова, «игротерапия – это метод психотерапии, который основан на осознании того, что игры оказывают сильное влияние на развитие личности. Цель игровой терапии – дать возможность ребенку «жить» в захватывающей игровой ситуации». Игра может быть очень эффективным средством работы с подопечными, проявляющими агрессивное поведение.» [6]. Так, в процессе игротерапии наличие других участников, определенной роли и заданных правил создает условия для внутреннего преодоления ребенком собственных импульсов, отвлеченности, невнимательности, агрессивности и нетерпимости, что способствует формированию самоконтроля и саморегуляции. Работа в группе, которую предполагает игротерапия, может отлично сказаться на рефлексии, проводимой подростком. Подопечные могут увидеть чужой пример, понять, что они не единственные, кто столкнулся с такой проблемой, увидеть признаки своего поведения со стороны. Игротерапия является очень гибким и вариативным способом работы в «руках» педагога, исходя из заданной цели и задач, внутреннее содержание игры может быть достаточно разнообразным. Также, игротерапия позволяет работать с любым возрастным контингентном, в том числе и с младшими подростками, так как форм и видов игр огромное множество (сюжетно-ролевые, деловые игры, подвижные игры, настольные игры, театрализованные игры, строительно-конструктивные). Используя программу игротерапии по коррекции агрессивного поведения возможно решать большое количество побочных проблем ребенка, таких как: сложности в коммуникации, внутренние комплексы, неспособность адекватно реагировать на стрессовые ситуации и другие.
Также, характеризуя игротерапию как средство коррекции агрессивного поведения младших подростков стоит отметить ее функции. А. И. Захаров выделяет следующие функции: диагностическую функцию, терапевтическую функцию, обучающую функцию. Диагностическая функция предполагает выявление форм агрессивного поведения, уровень нарастания и снижения агрессивных реакций во временном эквиваленте, уровень общественной опасности. Терапевтическая функция, в свою очередь, позволяет снизить эмоциональное напряжение участников группы, помочь им с решением глубинных причин проявления агрессивного поведения, почувствовать поддержку и опору в группе. Обучающая функция позволяет получить подопечным знания о новых образцах поведения, способах и упражнения самоконтроля, бесконфликтного поведения, снижения уровня тревоги и эмоциональной нестабильности.
Игротерапия является процессом по восстановлению и улучшению здоровья (чаще всего психического) подопечного, развитию положительных качеств, предотвращению развития девиантных отклонении и коррекции уже имеющихся, посредством включения подростка в процесс игры, связанный с проживанием заданной роли, воссозданию определенной реальности, эмоциональным подъемом. При коррекции агрессивного поведения, использование игротерапии, порой является наилучшим выбором. Процесс игры может сплотить коллектив участников, позволить выстроить комфортные и благоприятные взаимоотношения между подопечными и педагогом.
Исследование на тему «Игротерапия как средство коррекции агрессивного поведения младших подростков» было проведено на базе Государственного бюджетного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей согласно констатирующему и формирующему этапам эксперимента, с помощью которого приведем некоторые статистические данные. Так, в экспериментальную группу входило 7 подопечных, которые были продиагностированы на уровень агрессивного поведения. Высокий уровень проявлений агрессивного поведения имел один респондент (14%), средний уровень проявления агрессивного поведения имели 4 воспитанника (58%), низкий уровень проявления агрессивного поведения имели 2 воспитанника (28%). Так, проведя анализ статистических данных, было выявлено, что проблема агрессивного поведения в выбранной подростковой группе достаточно актуальна. Для проведения дальнейшей работы, как решение, была выбрана разработка программа игротерапии по коррекции агрессивного поведения младших подростков. Данная программа включала в себя групповые игры, направленные на снижение уровня агрессивного поведения в подростковой среде, развитие у подростков навыков психофизической саморегуляции, формирования навыков бесконфликтного поведения.
Программа игротерапии составлялась с учетом индивидуальных особенностей детей, их потребностями, а также с учетом возможностей самого средства. Конечно, стоит отметить, что составление успешной программы возможно лишь при учете самой девиации, а именно агрессивного поведения. Игротерапия как средство работы, позволяет содержательно включить в себя различные аспекты агрессивного поведения, поработать с причинами, формами агрессивных реакций, оказать релаксационный эффект. В программу игротерапии были включены игры, которые оказывали влияние на формирование представлений у подростков о деструктивности агрессивного поведения, навыков приемлемого поведения в конфликтах (сюжетно-ролевая игра «Я и Конфликт»), развитие навыков саморегуляции и самоконтроля (игра «Копилка эмоций»), повышение уровня самооценки и активности детей.
Таким образом, исходя из описания выдвинутой нами проблемы можно сделать вывод о том, что игротерапия может выступать средством работы при коррекции агрессивного поведения. Применение игровых упражнений при коррекции агрессивного поведения позволяет установить доверительный контакт с подростками, вызвать позитивное подкрепление активности в работе над проблемой, устранить внутренне эмоциональное напряжение.
Список литературы
Авдеева Н.Н., Анцыферова Л.И., Арсеньев А.С. и др. Большой психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 17 с.
Захаров А.И. Игра как способ преодоления неврозов у детей [Текст] / Захаров А.И. – Санкт-Петербург: Каро, 2006. – 410 c.
Зинченко А.П. Игровая педагогика [Текст] / Зинченко А.П. – Тольятти: Междунар. акад. бизнеса и банк. дела, 2000. – 182 c.
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь [Текст] / Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. – Москва: Академия, 2000. –176 c.
Кочетов А.И. Методы педагогического воздействия в работе с педагогически запущенными детьми/ А.И. Кочетов. – Асвета, 1982. – 223 с.
Чистякова М. И. Психогимнастика [Текст] / Чистякова М.И. – Москва: «Просвещение», 1995. – 119 c.