ИГРОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

ИГРОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

Малыхина Е.В. 1, Анисимова Е.В. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема агрессивного поведения младших подростков, пожалуй, является актуальной во все времена. Подросток переживает достаточно острый возрастной кризис, который сказывается на его психофизическом состоянии. Как правило, агрессивное поведение, проявляемое подростками, свидетельствует о внутренних затруднениях ребенка, которые он не всегда способен преодолеть самостоятельно. Как отмечают исследователи, «агрессивное поведение» - способ реагирования на физическое или психическое неблагополучие, связанное с нанесением ущерба самому себе, а также обществу, в котором находится агрессор [1].

Агрессивное поведение есть отклонение от нормы, которое влияет на все аспекты жизни подростка и требует вмешательства со стороны взрослых (родителей, педагогов и иных специалистов). Прежде всего, работая с чрезмерным проявлением агрессивного поведения, педагог проводит третичную профилактику данного явления, а именно коррекцию. А.И. Кочетов выделяет следующие функции социально-педагогической коррекции, а именно: восстановительную, компенсаторную, стимулирующую и исправительную [4]. Процесс коррекции агрессивного поведения требует достаточно комплексной работы, который будет затрагивать не только само явление агрессивных реакций, а формировать новые паттерны поведения на ситуации, где возникает стимул проявить агрессию. Следует отметить, что коррекционная работа с агрессивным поведением подростка предполагает показать несовершеннолетнему альтернативу такого поведения. Одним из средств коррекции агрессивного поведения младших подростков может выступать игротерапия.

Понятие «игротерапия» образовано из двух простых понятий «игра» и «терапия». Чтобы достаточно последовательно охарактеризовать «игротерапию» как средство коррекции агрессивного поведения младших подростков, представим сущность понятий «игра» и «терапия». «Игра – это особая форма освоения реальной социальной действительности путем ее воспроизведения» - такое определение дает В.П. Зинченко [3]. Игра, это процесс, который тесно сопряжен с реальной действительностью, он позволяет ребенку проявить сформированные ценности и убеждения, выполнить заданную роль в игре, проявив весь спектр внутренних эмоций и чувств. Терапия – процесс, целью которого является устранение заболевания или травмы, патологического состояния или иного нарушения жизнедеятельности, нормализация нарушенных процессов жизнедеятельности, восстановление и улучшение здоровья [4].

Таким образом, как отмечает М.И. Чистякова, «игротерапия – это метод психотерапии, который основан на осознании того, что игры оказывают сильное влияние на развитие личности. Цель игровой терапии – дать возможность ребенку «жить» в захватывающей игровой ситуации». Игра может быть очень эффективным средством работы с подопечными, проявляющими агрессивное поведение.» [6]. Так, в процессе игротерапии наличие других участников, определенной роли и заданных правил создает условия для внутреннего преодоления ребенком собственных импульсов, отвлеченности, невнимательности, агрессивности и нетерпимости, что способствует формированию самоконтроля и саморегуляции. Работа в группе, которую предполагает игротерапия, может отлично сказаться на рефлексии, проводимой подростком. Подопечные могут увидеть чужой пример, понять, что они не единственные, кто столкнулся с такой проблемой, увидеть признаки своего поведения со стороны. Игротерапия является очень гибким и вариативным способом работы в «руках» педагога, исходя из заданной цели и задач, внутреннее содержание игры может быть достаточно разнообразным. Также, игротерапия позволяет работать с любым возрастным контингентном, в том числе и с младшими подростками, так как форм и видов игр огромное множество (сюжетно-ролевые, деловые игры, подвижные игры, настольные игры, театрализованные игры, строительно-конструктивные). Используя программу игротерапии по коррекции агрессивного поведения возможно решать большое количество побочных проблем ребенка, таких как: сложности в коммуникации, внутренние комплексы, неспособность адекватно реагировать на стрессовые ситуации и другие.

Также, характеризуя игротерапию как средство коррекции агрессивного поведения младших подростков стоит отметить ее функции. А. И. Захаров выделяет следующие функции: диагностическую функцию, терапевтическую функцию, обучающую функцию. Диагностическая функция предполагает выявление форм агрессивного поведения, уровень нарастания и снижения агрессивных реакций во временном эквиваленте, уровень общественной опасности. Терапевтическая функция, в свою очередь, позволяет снизить эмоциональное напряжение участников группы, помочь им с решением глубинных причин проявления агрессивного поведения, почувствовать поддержку и опору в группе. Обучающая функция позволяет получить подопечным знания о новых образцах поведения, способах и упражнения самоконтроля, бесконфликтного поведения, снижения уровня тревоги и эмоциональной нестабильности.

Игротерапия является процессом по восстановлению и улучшению здоровья (чаще всего психического) подопечного, развитию положительных качеств, предотвращению развития девиантных отклонении и коррекции уже имеющихся, посредством включения подростка в процесс игры, связанный с проживанием заданной роли, воссозданию определенной реальности, эмоциональным подъемом. При коррекции агрессивного поведения, использование игротерапии, порой является наилучшим выбором. Процесс игры может сплотить коллектив участников, позволить выстроить комфортные и благоприятные взаимоотношения между подопечными и педагогом.

Исследование на тему «Игротерапия как средство коррекции агрессивного поведения младших подростков» было проведено на базе Государственного бюджетного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей согласно констатирующему и формирующему этапам эксперимента, с помощью которого приведем некоторые статистические данные. Так, в экспериментальную группу входило 7 подопечных, которые были продиагностированы на уровень агрессивного поведения. Высокий уровень проявлений агрессивного поведения имел один респондент (14%), средний уровень проявления агрессивного поведения имели 4 воспитанника (58%), низкий уровень проявления агрессивного поведения имели 2 воспитанника (28%). Так, проведя анализ статистических данных, было выявлено, что проблема агрессивного поведения в выбранной подростковой группе достаточно актуальна. Для проведения дальнейшей работы, как решение, была выбрана разработка программа игротерапии по коррекции агрессивного поведения младших подростков. Данная программа включала в себя групповые игры, направленные на снижение уровня агрессивного поведения в подростковой среде, развитие у подростков навыков психофизической саморегуляции, формирования навыков бесконфликтного поведения.

Программа игротерапии составлялась с учетом индивидуальных особенностей детей, их потребностями, а также с учетом возможностей самого средства. Конечно, стоит отметить, что составление успешной программы возможно лишь при учете самой девиации, а именно агрессивного поведения. Игротерапия как средство работы, позволяет содержательно включить в себя различные аспекты агрессивного поведения, поработать с причинами, формами агрессивных реакций, оказать релаксационный эффект. В программу игротерапии были включены игры, которые оказывали влияние на формирование представлений у подростков о деструктивности агрессивного поведения, навыков приемлемого поведения в конфликтах (сюжетно-ролевая игра «Я и Конфликт»), развитие навыков саморегуляции и самоконтроля (игра «Копилка эмоций»), повышение уровня самооценки и активности детей.

Таким образом, исходя из описания выдвинутой нами проблемы можно сделать вывод о том, что игротерапия может выступать средством работы при коррекции агрессивного поведения. Применение игровых упражнений при коррекции агрессивного поведения позволяет установить доверительный контакт с подростками, вызвать позитивное подкрепление активности в работе над проблемой, устранить внутренне эмоциональное напряжение.

Список литературы

  1. Авдеева Н.Н., Анцыферова Л.И., Арсеньев А.С. и др. Большой психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 17 с.

  2. Захаров А.И. Игра как способ преодоления неврозов у детей [Текст] / Захаров А.И. – Санкт-Петербург: Каро, 2006. – 410 c.

  3. Зинченко А.П. Игровая педагогика [Текст] / Зинченко А.П. – Тольятти: Междунар. акад. бизнеса и банк. дела, 2000. – 182 c.

  4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь [Текст] / Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. – Москва: Академия, 2000. –176 c.

  5. Кочетов А.И. Методы педагогического воздействия в работе с педагогически запущенными детьми/ А.И. Кочетов. – Асвета, 1982. – 223 с.

  6. Чистякова М. И. Психогимнастика [Текст] / Чистякова М.И. – Москва: «Просвещение», 1995. – 119 c.

Просмотров работы: 62