Можно ли представить современную жизнь без общения? Ещё в глубокой древности у людей появилась потребность в общении. Однако речь была слышна только на небольшом расстоянии. Такую ограниченность в современном мире компенсируют телефонная, видеосвязь, а также другие средства коммуникации (например, умная колонка «Алиса», «Маруся»). Вот только телефоны и колонки могут разрядиться, многое не работает без сети-интернет и электричества, да и сотовая связь есть далеко не везде. Кроме этого, техника, хоть и обладает искусственным интеллектом, далека ещё от когнитивного и эмоционального совершенства. Поэтому людям пришлось научиться преодолевать такие трудности путём записи речи в различных системах письма.
Письму не мешают ни время, ни расстояние, ни связь. Это мост между людьми, находящимися друг от друга в километрах, часах, годах, эпохах. Какое обилие чувств вызывает написанная дорогим человеком записочка, открытка!.. Как проникновенны и искренни мемуары, эссе, домашняя переписка... Нас до сих пор восхищает красота и изящество букв в документах, оставленных нашими бабушками и дедушками (рис. 1). Они передавали не только информацию, но и эмоции, индивидуальность автора.
Рисунок 1 – Работы, демонстрирующее каллиграфические навыки прошлого
От гусиных перьев и чернильниц, шариковых авторучек и печатных машинок человечество шагнуло к новым средствам передачи информации. Вступив в век компьютеров и информационных технологий, мы легко отказались от каллиграфического письма – оцифрованный текст получить намного легче, да и выглядеть внешне он будет точнее, практически идеально. А благодаря Стиву Джобсу мир имеет сегодня большое число самых разнообразных шрифтов – пользуйся!
Многие современные школьники с подачи учителей и родителей предпочитают набирать текст на клавиатуре, оставив ручку и бумагу в стороне. Разберёмся, оправдан ли такой переход?
Смысловой анализ публикаций разных жанров показал, что мнения разнятся: одни говорят, что умение красиво писать – это не только про эстетику, но и про совершенство некоторых качеств личности. Другие, напротив, уверены, что подчерк не важен, он никак не влияет на индивида (рис. 2). А пока почерк многих детей, оканчивающих начальную школу, похож на тот, что представлен на втором рисунке. И красивое письмо в ученических тетрадках сегодня скорее исключение, чем правило. На наш взгляд, очевидно, что изучение данной проблемы становится всё более актуальным.
Рисунок 2 – Работы, демонстрирующее каллиграфические навыки прошлого
Теоретический анализ научных и публицистических источников показал, что впервые слово «каллиграфия» начали использовать в Древней Греции. И состояло оно всего из двух слов, которые при переводе передавали смысл терминов «красота» и «пишу» [3, с. 13]. В XVI веке в Европе стало высоко цениться красивое и безупречное изображение слов. Такой вид письма получил современное звучание – каллиграфический [4].
В научной литературе мы обнаружили достаточно свидетельств тому, что каллиграфия играет важную роль в развитии письменной речи и личности ученика [2]. Исследования, проведённые учёными разных стран, указывают на то, что каллиграфия способствует улучшению моторных навыков, повышению концентрации внимания и развитию творческого мышления. Отмечается, что процесс написания становится не только способом передачи информации, но и формой самовыражения, позволяющей учащимся осознанно относиться к собственным мыслям и идеям, к миру в целом [6]. Данную точку зрения мы разделяем, так как уверены, что каллиграфия не только обогащает письменную речь, но и формирует положительные качества, такие как усидчивость, стремление довести начатое дело до завершения, внимание к деталям, что является важным в личностном развитии каждого ученика.
М.М. Безруких в книге «Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей» подчеркнула, что нервная регуляция движений детей 6-7 лет пока несовершенна, этим объясняются «недостаточная точность и быстрота движений, трудность их завершения по сигналу. При выполнении движений контроль… принадлежит зрению, причём в процессе движений не просто фиксируется поле деятельности, а прослеживается всё движение от начала до конца»[1, с. 7]. Этим учёный, исследующий детство, указывает на специфику психологического и физиологического развития ребёнка: очевидны проявления усердия, тщательности и старания при медленном начертании письменных букв, усиление концентрации внимания на одновременном определении высоты, ширины, наклона, расстояния между знаками, их размещении в узкой строке и сильном мышечном напряжении ведущей руки. А выполнение специальных упражнений способствует развитию зрительно-моторная координации («глаз-рука»), движения совершенствуется и становятся управляемыми, напряжение снижается. При этом предложенные учителем эталоны написания букв перенимаются первоклассником как единственно правильные.
Обучение каллиграфическим умениям детерминирует, на наш взгляд, развитие у младшего школьника универсальных учебных действий: коммуникативных, познавательных и регулятивных. Во время акта письма учитель не может прямо влиять на действия ребёнка, поскольку он (ребёнок) глубоко сосредоточен на этих действиях и мысленно погружен в них - моделирует и объективирует на бумаге образ буквы, состоящий из определённых элементов. На занятиях чистописанием ученик медленно выводит буквы, при этом он не только совершенствует графические и глазомерные умения и навыки (соблюдение пропорций, стилизация написания букв), но и успевает размышлять над тем, что и как следует писать, а значит, рассуждает и допускает в словах меньше опечаток и орфографических ошибок. Ребёнок сам регулирует темп, динамику движений руки, глаз в связке. А если учитель применяет приём комментированного письма, то ученики вспоминают и проговаривают элементы букв, постепенно запоминая их, тренируют память. Исподволь у ученика увеличивается скорость письма, соответственно ускоряется темп мыслительных действий, связанных с письмом - так порождается взаимосвязь между мыслью и действием. Потребность писать красиво и безошибочно побуждает ученика к формулированию, проговариванию, осмыслению ошибкоопасных мест, воспитывает уверенность в своих знаниях. Таким образом, очевидно, что каллиграфия требует от ученика высокой концентрации внимания, сосредоточенности на том, что делают одновременно мозг, глаза и ведущая рука. По сути, ученик работает над тем, чтобы «подружить» эти органы между собой, сделать их помощниками в деле учения. Так, благодаря чистописанию ученик незаметно для себя развивает интеллектуальную сферу. Добавим, что качество рукописного материала влияет на внешнее восприятие текста и понимание его смысла. Сами посудите: когда лучше усваивается содержание – при первом же прочтении красиво написанного или при повторном, вынуждающем читателя снова и снова перечитывать материал, разбираться в том, что написано ввиду непонимания и домысливания того, что изображено. Добавим, что у школьников необходимо формирование установку, что красивое и понятное письмо являет собой способ выразить уважение к читателю и родному языку как ценности.
Особое внимание, на наш взгляд, необходимо уделить тому факту, что каллиграфическое письмо рассматривается специалистами как особый вид искусства. Художественное выражение буквы притягивает взгляд читателя, невольно вынуждая рассматривать узоры буквиц, красоту линию строчных букв. То есть рассматривание каллиграфических надписей способствует появлению у ученика-читателя эстетического наслаждения не только слогом и смыслом текста, но и красотой букв и слов.
Таким образом, считаем правомерным утверждение о том, что каллиграфия положительно влияет на формирование личностных качеств ученика и результатов его обучения.
Следующий этап нашего исследования касался обоснования тезиса о том, когда же уместно формировать каллиграфические навыки.
В России общепринято, что обучение письму занимает три четверти первого года обучения в школе. Оправдано ли это в век всеобщей компьютеризации? Может быть, логично современных детей научить сначала скоростному набору текста на клавиатуре, а каллиграфию перенести на следующие года обучения?
Наши размышления и теоретический анализ литературы позволили сформулировать следующие суждения. В первый год обучения интеллект ребёнка активно наращивает свои возможности за счёт многих факторов: целенаправленного формирования целого ряда универсальных умений, поддержки мотивации и осознанности познавательной деятельности, воспитания ценностного отношения ко всему – к изучаемым феноменам, своим действиям и результатам, к объектам, имеющим культурную ценность и т.п. Кроме того, каллиграфические навыки помогают детям лучше взаимодействовать с окружающими, укрепляя их уверенность в собственных способностях. Всё перечисленное даёт нам основание считать, что младший школьный возраст, а именно первый год обучения в школе является сензитивным периодом для формирования каллиграфических навыков.
Заметим, что важную воспитательную роль играют примеры, которые подают взрослые, и, в первую очередь, учителя и родители. Мало помочь ребёнку сформировать у себя умение писать, ему жизненно необходимо понимать востребованность каллиграфического письма. Задача взрослых – показать, где и как применяется ручное каллиграфическое письмо, обеспечить возможность любования различными техниками и стилями, вдохновлять собственным примером. В связи с этим в ходе подготовки материалов для статьи нам стало интересно – а в каком состоянии находятся каллиграфические навыки у современных выпускников школ - настоящих и будущих учителей. Судите сами. На рисунке 3 слева запись, сделанная учителем - молодым специалистом (более 10 лет назад).
Рисунок 3 – трансформация каллиграфических навыков
на примере написания слова «Молодец»
В центре результат выполнения студентами каллиграфического задания – написать красиво. Справа – сделать эту же запись обычным почерком. Очевидно, что происходит отрицательная трансформация – будущими учителями (студентами третьего курса, профиля «Начальное образование») не соблюдаются высота, наклон, ширина букв даже при выполнении каллиграфического задания. Можно ли ожидать, что у младших школьников будет сформирован красивый почерк, если образец учителя столь далёк от совершенства?
В данной статье мы не претендовали на исчерпывающий анализ всех причин истребления каллиграфии и снижения её влияния на личность растущего человека. В то же время экскурс в историю каллиграфии, анализ научной литературы о её значении для развития ученика в рамках нашего пилотного исследования позволил сделать следующий вывод. Формирование каллиграфических навыков непростая, но очень важная задача, которая видится нам как мощный инструмент формирования и развития кругозора, интеллектуальной сферы и воспитания личности ребёнка. Мы убеждены, что каждому ребёнку интересно устройство букв, процесс их моделирования и написания - медленного начертания. И нам хочется выразить надежду, что каллиграфия как обязательная дисциплина вернётся в вузы, как отдельная дисциплина, а в школах станет системным явлением.
Список литературы
Безруких, М.М. Ступеньки к школе: Книга для педагогов и родителей [Текст] / М.М. Безруких. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 127 с.
Бырдина, Ю.С., Роль каллиграфии в начальной школе / Ю.С. Бырдина, А.А. Голубь, А.А. Куртова [Электронный источник] // Скиф. 2022. №3 (67). URL: https://goo.su/z96SM (дата обращения: 01.11.2024).
Желтовская, Л.Я. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников [Текст] /Л.Я. Желтовская, Е.Н.Соколова. - М.: Просвещение, 2005. - 238 - С. 13.
История каллиграфии [Электронный источник]. – URL: https://goo.su/u7Qn (дата обращения 01.11.2024).
Отыншинова М.Б., Роль каллиграфии в начальной школе [Электронный источник] / М.Б. Отыншинова, Д.А. Усольцева, Н.В. Лукина, Я.И. Прокопова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2017. №2-5. URL: https://goo.su/NeiJEd (дата обращения: 01.11.2024).
Штепенко, В.В. Введение каллиграфии в образовательную программу как формирование и развитие психологической и эстетической подготовки к школе [Электронный источник] / В.В. Штепенко // Проблемы педагогики. 2021. №3 (54). URL: https://goo.su/7Cm97 (дата обращения: 08.11.2024).