Анализ научных работ по проблеме социальной отчужденности показал актуальность ее исследования в современной образовательной среде. Причем эта проблема тревожит не только учителей и родителей, но и общество в целом, так как свидетельствует о его социальной неустойчивости и конфликтности.
Отчужденность понимается как ощущение личностью своей разобщённости с другим человеком или значимой для нее социальной группой [1]. Начинается она с проявлений затруднений во взаимодействии с окружающими людьми и постепенно делает человека обособленным, развивает у него чувство собственного бессилия, ослабляет чувство ответственности. Человек, чувствующий себя отчужденным, не испытывает принадлежности к социальной группе, у него нарушаются социальные связи.
В младшем школьном возрасте особенно важна работа учителя по формированию классного коллектива, т.к. от его сплоченности будет зависеть продуктивность социализации младшего школьника [2, 3].
С целью выявления симптомов отчужденности в начальных классах мы провели диагностической обследование 60 младших школьников.
В групповой форме проводились социометрия, оценка привлекательности классного коллектива (С.Н. Костромина, А.А. Реан) и диагностика тревожности по шкале явной тревожности CMAS (в адаптации А.М. Прихожан).
Индивидуально проводились методика Р. Жиля для исследования сферы межличностных отношений ребенка и методика «Завершение предложения» В. Михала.
Социометрия показала, что в обоих классах есть пренебрегаемые и отвергаемые дети: более трети детей составляют «группа риска». Это говорит о низкой групповой сплочённости и социальной стабильности отношений в классах. Контингент детей, отвергаемых со стороны одноклассников, образует «группу риска» и может быть даже подвержен буллингу в последующем.
Методика оценки привлекательности классного коллектива показала, что 25% испытуемых демонстрируют негативное отношение к классу. Они не удовлетворены своим положением в классе, взаимоотношениям в нем.
Результаты диагностики тревожности говорят о том, что более половины обучающихся в каждом классе обладают выраженной тревожностью (явно повышенный и очень высокий уровни). Повышенная тревожность испытуемых может быть следствием низкой самооценки и завышенных требований со стороны окружающих. Например, непринятие группой сверстников, частые упрёки со стороны родителей и учителей могут способствовать проявлению тревоги и беспокойства.
В нашем случае в качестве тревожащих чаще всего были указаны следующие ситуации: «Ты часто чувствуешь, что другие недовольны тобой», «Для тебя важно, что о тебе думают другие», «Тебе кажется, что другие ребята смеются над тобой» и др.
Предварительное сопоставление этих результатов с данными социометрии показало выраженность уровня тревожности у детей, имеющих статусы «звезда», «пренебрегаемый», «отвергаемый».
Дополнение диагностического обследования проективными методиками Р. Жиля и В. Михала позволило уточнить социальную позицию испытуемых по отношению к педагогу и одноклассникам, а также доминирующий стиль в межличностных отношениях. Анализ поведенческих реакций обучающихся на фрустрирующие ситуации (ссорящиеся дети на рисунке, толкнувший одноклассник и т.п.) выявили:
у 40% испытуемых демонстративно-агрессивные реакции, выражающиеся в раздражительности, гневе, злобе, крике;
у 30% испытуемых скрыто-страдальческие реакции (обида, отчуждённость, плач);
у 30% испытуемых спокойно-адекватные реакции – уравновешенное и миролюбивое поведение.
Результаты проективной методики «Завершение предложения» В. Михала подтвердили предыдущие результаты. Признаки напряженности, конфликта, дезадаптации во всех сферах межличностных отношений, как правило, проявлялись в ответах пренебрегаемых и отвергаемых школьников.
Таким образом, диагностика обучающихся вторых классов выявила проявления отчужденности среди младших школьников:
- в каждом из классов имеются дети с низким социометрическим статусом (пренебрегаемые и отвергаемые), что говорит о низком уровне сплоченности коллективов обоих классов и проблемах в межличностном взаимодействии школьников;
- более половины обучающихся обоих классов испытывают состояние отчужденности от классного коллектива: проводят время в одиночестве и избегают групповых занятий;
- в обоих классах недостаточно развитии межличностные отношения, что препятствует успешной социализации учеников и их обучению. Наиболее частыми реакциями на проблемы в межличностном взаимодействии испытуемых являются демонстративно-агрессивная реакция и скрыто-страдальческая реакция, что говорит об имеющихся напряжённости и конфликтности в классах;
- у детей, имеющих низкий социометрический статус среди одноклассников, преобладают такие социально-психологические особенности, как: тревожность, замкнутость, стремление к одиночеству, демонстративность поведения, защитная агрессия.
Резюмируя, мы хотим подчеркнуть важность создания благоприятной и доверительной атмосферы в классе, где каждый ученик будет чувствовать себя ценным и принятым. Важно помочь учителю в развитии у младших школьников социально-эмоциональных навыков, которые помогут успешно взаимодействовать с другими детьми. В рамках оказания психологической поддержки необходимо помогать школьникам справляться с эмоциональными трудностями и разрешать конфликты. Поэтому наша дальнейшая работа по преодолению чувства отчуждённости в среде младших школьников будет включать разнообразные методики и игры, которые способствуют укреплению взаимодействий в классе, содействуют развитию коммуникативных навыков, формированию опыта работы в коллективе.
Литература:
Котова С.А. Проблема отвержения и отчужденности в среде младших школьников // Актуальные вопросы изучения травматического стресса и психотравмы в социальной и образовательной среде: Сборник научных трудов. СПб, 2020. С. 52–65. https://psy.su/feed/10249/
Лобанова С.М. Проблема социальной отчужденности младших школьников // Материалы XV Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2023/article/2018033600
Лобанова С.М. Проблема отчужденности в младшем школьном возрасте //Наука и образование в современном вузе: вектор развития: сборник материалов научно-практической конференции. – Шуя: Шуйский филиал ИвГУ, 2023. – С. 115-116.