В современном мире активно популяризируется здоровый образ жизни. Физическая культура стала занимать одно из важных сфер в обществе, которая также поддерживается государством. Говоря о профессиональном спорте, стоит отметить, что спортсменам очень важно контролировать не только свою физическую, но и психологическую подготовку. Если спортсмен обладает определенными навыками управления своим состоянием, то он способен в стрессовый момент соревновательной деятельности настроить себя на оптимальное и более функциональное психическое состояние для достижения высоких спортивных достижений. Одним из таких состояний является ситуативная тревожность. Важной практической задачей служит поддержание спортсмена на оптимальном уровне ситуативной тревожности.
Понятие «тревожность» в психологии рассматривают неоднозначно. Согласно концепции Чарльза Дональда Спилбергера тревожность следует различать как состояние и как свойство личности. По его мнению, ситуативную тревожность стоит понимать, как реакцию на грозящую опасность, эмоциональное состояние безобъектного страха, характеризующееся неопределенным ощущением угрозы, а личностную тревожность определять, как индивидуальную психологическую особенность, состоящую в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях [4].
Авторы книги «Основы психологии спорта и физической культуры» Р.И. Уэйнберг Д. Гоулд предполагают, что «тревожность – это отрицательное эмоциональное состояние, характеризующееся ощущением нервозности, волнения и тревоги в сочетании с активизацией или возбуждением организма» [4, С. 12]. Также они описывают состояние тревоги, которое представляют, как постоянно изменяющийся компонент настроения, определяя больше как эмоциональное состояние. В их работе выделяется два состояния тревоги [4]:
Когнитивное состояние тревоги – характеризуется степенью волнения или отрицания мысли.
Соматическое состояние тревоги – это мгновенные изменения ощущаемой физиологической активации.
Спортивные психологи отмечают, что у спортсменов в предстартовом состоянии наблюдается высокий уровень тревожности. Они выделяют факторы, которые могут усугублять данное состояние [2]:
Чувство неуверенности спортсмена в своей готовности к соревнованию или в том, какую оценку дадут другие люди результату его деятельности. При этом неуверенность может быть связана с разными причинами: боязнь сильного соперника; частые поражения, или проигрыш важного соревнования; новизна обстановки или здания; неясность и неопределенность цели и задачи.
Также играет роль и особенности личности: заниженная самооценка, приводящая к стойкой неуверенности в себе.
Еще одним фактором может являться влияние состояния тренера на спортсмена. Поведение наставника оказывает определенную психологическую нагрузку на спортсмена в том случае, когда сам тренер испытывает тревогу и никак ее не маскирует. Мы предполагаем, что и агрессивное давление на спортсмена со стороны тренера могут сильно повысить уровень тревожности.
Стоит отметить, что вышеперечисленные факторы могут тесно связываться с дальнейшими страхами спортсмена. В следствие чего ассоциативной связью тревожность может перерастать в более тяжелое состояние – страх.
Важно вовремя определить у спортсмена наличие повышенных показателей тревожности, и путем определенных способов снятия тревожности помочь спортсмену вернуться в оптимальное состояние.
Целью данной психологической практики является разработка плана из методов и способов поддержания оптимального состояния тревожности у спортсменов.
К основным задачам психологической практики относятся:
Проведение теоретического анализа тревожности.
Разработка проектного инструментария, включающего в себя аффинную диаграмму, интеллект-карту понятия, эскиз персоны клиента.
Составление плана-графика консультационных встреч и определение их тематики.
Определение организационно-управленческих условий реализации практики
Для погружения в проблемное поле психологической практики используется афинная диаграмма – инструмент, который служит для организации идей и данных путем сортировки идей по группам на основе их связей между собой (рисунок 1).
Рисунок 1. Аффинная диаграмма проекта
Из рисунка 1 видно, что аффинная диаграмма дает ответы на вопросы:
Кто находится в проблемном поле практики?
Что нам нужно знать, понять, уметь для того, чтобы реализовать практику как проект?
Почему это проблемное поле обладает важностью для нас (и других людей)?
Где наша ситуация разворачивается?
Как мы достигнем понимания нашей проблемы? Что нам для этого нужно сделать?
Ответы на эти вопросы подразумевают определение конкретных действий, которые нужно предпринять для разработки и реализации психологической практики.
Для понимания феномена «комната релаксации» составим интеллект-карту понятия (рисунок 2). При разработке психологической практики интеллект-карта служит методом визуализации понятий и позволяет связывать большое число идей, объектов и событий таким образом, что они включаются в конкретную область.
Рисунок 2. Интеллект-карта ключевого понятия «Комната релаксации».
На основе интеллект-карты понятия комнаты релаксации можно увидеть специфику данного феномена, его теоретико-методологические основания, какими темами и типами переживаний он задается, сферы его исследования, изучения и применения.
Далее составим эскиз персоны потенциального клиента. Эскиз персоны представляет собой набросок характеристик потенциального клиента, на удовлетворение нужд которого направлена психологическая практика. Данный инструмент позволяет увидеть поведение, эмоциональное состояние, повседневную деятельность, демографические характеристики, нужды и цели клиента [3].
На рисунке 3 представлен эскиз персоны потенциального клиента.
Характеристики, черты ФИО: Максим Возраст: 22 года Гражданство: Россия Пол: мужской Род занятий: спортсмен Семейное положение: женат |
Поведение
|
Задачи
|
Боли Проблема самореализации себя в спорте Выбор лучшего пути Финансовые проблемы Получение травмы Проигрыш на соревнованиях Конфликт с тренерским составом Неконтролируемое психоэмоциональное состояние |
Рисунок 3. Эскиз персоны потенциального клиента
На основании проведенного наукометрического анализа и выявленных психологических особенностях авторами была составлена карта эмпатии спортсмена, которая изображена на рисунке 4.
После того, как определены ключевые цели и задачи практики, составим ориентировочный тематический план-график тематических консультационных встреч. Пример плана показан в таблице 1.
Таблица 1 – План-график проведения тематических консультационных встреч
№ |
Тема встречи |
Цель |
Методы и приемы работы |
Результат |
|
Для клиента |
Для психолога |
||||
1 |
Первое вводное занятие |
Знакомство с клиентом («первое интервью»), сбор глубинно-психологического анамнеза. Определение первичного запроса |
Беседа, опрос, активное слушание, анализ полученной информации, психодиагностическое тестирование. Время сессии – 1 час |
Определение первичного запроса |
Заполнение листа участников, диагностика и определение первичного запроса клиента |
2 |
Свето-терапия или цвето-терапия |
Начало релаксационной работы, с применением световых эффектов |
Наблюдение, релаксация, проведение тестирования после процедуры релаксации |
Снятие напряжения, улучшение эмоционального состояния |
Заполнение листа участника, наблюдение за процессом релаксации |
3 |
Ауто-терапия |
Применение дыхательных техник |
Наблюдение, релаксация, проведение тестирования после процедуры релаксации |
Расслабление мышц, управление дыханием |
|
4 |
Арома-терапия |
Применение ароматических средств |
Наблюдение, релаксация, проведение тестирования после процедуры релаксации |
Релаксация, стимуляция, восстановление нервной системы |
|
5 |
Звуко-терапия или музыко-терапия |
Применение звуковых эффектов |
Наблюдение, релаксация, проведение тестирования после процедуры релаксации |
Улучшение настроения и общее состояние |
|
6 |
Заключи-тельная сессия |
Подведение итогов по результатам работы в комнате релаксации |
Опрос, анализ предыдущих сеансов, диалог, рефлексия ощущений клиентом, консультирование |
Опрос, анализ предыдущих сеансов, диалог, рефлексия |
Фиксация результатов |
Воспроизведение психологической практики возможно при следующих условиях:
Наличие клиента с запросом.
Квалифицированный психолог.
Наличие собственного опыта релаксации и прохождение своего индивидуального анализа.
Комплекс практических (проективных) методик.
Сессия/практика проводится 1 раз в 3 недели (или по запросу клиента).
Продолжительность сессии/практики: от 30 до 90 минут в зависимости от запроса клиента.
Таким образом, предложенный проект психологической практики имеет практическое значение и может быть рекомендован к внедрению в деятельность практикующих психологов.
Список литературы
Данченко С.А., Гуремина Н.В. Использование технологии картирования в деятельности психолога// Russian Journal of Education and Psychology. 2022. Т. 13. № 1-2. С. 150-159
Ильин Е.П. Психология страха. М.: – Издательский дом «Питер», 2016. - 352 с.
Малейчук Г.И. Портрет современного клиента: общая характеристика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.b17.ru/article/7710/ (дата обращения: 01.12.2023).
Стресс и тревога в спорте: сборник научных статей /сост. Ю.Л. Ханин. -1 – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 288 с.