Теоретическое моделирование процесса обеспечения психологической безопасности младших школьников - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Теоретическое моделирование процесса обеспечения психологической безопасности младших школьников

Щавелева Е.А. 1
1ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал Шуя, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Теоретическое моделирование как метод психологического исследования предполагает воссоздание в схематической форме абстрактной картины, передающей основные характеристики изучаемого процесса. Теоретическая модель процесса обеспечения психологической безопасности дает возможность удерживать в фокусе научного внимания двухсторонний процесс. С одной стороны, модель организует материалы психологической программы в логике возрастно-психологического развития. С другой стороны, теоретическая модель отражает общую линию процесса становления психологической безопасности младшего школьника.

Представленная в данной статье авторская модель процесса обеспечения психологической безопасности младших школьников базируется на четырех основаниях. Первым (концептуальным) основанием для разработки теоретической модели процесса обеспечения психологической безопасности стали базовые идеи личностно-психологического научного подхода. Вторым (структурным) основанием является опора на компоненты психологической безопасности (ценностно-смысловой, компонент внутреннего комфорта, мотивационно-волевой). Третьим (содержательным) основанием является наполнение структуры предметными действиями педагога-психолога в ходе преподавания факультативного курса «Растем и развиваемся вместе!». Четвертым (динамическим) основанием является качественное изменение профессионально-личностной позиции педагога-психолога и форм его работы в соответствии с содержанием программы, согласованной с ведущими линиями возрастного развития младшего школьника.

В основу создания сетки категориальных понятий модели положены уровни и стадии обеспечения психологической безопасности, традиционно принятые в психологии и педагогике, начиная с исследований Ж. Пиаже и Л. Кольберга. В предлагаемой модели эти уровни обозначены следующим образом:

  1. Уровень безопасного поведения. Психологическая безопасность формируется путем подражания младших действиям старшим, практически без рефлексивного осмысления оснований для своего и чужого поведения. Собственное отношение к поведению других и себя не сформировано, его оценка проводится по случайным основаниям. Безопасность поступка осваивается через полярные категории: «можно-нельзя», «добрый-злой», «правильно-неправильно».

  2. Уровень безопасного отношения. Безопасность формируется через формирование собственного отношения к людям и событиям и является результатом собственного видения, выдержавшего испытания при столкновении с другими типами отношений. Психологическая безопасность оформляется в процессе жизни школьника в различных группах людей, с которыми происходит идентификация и отношения в которых характеризуются оценочными понятиями: «свои – чужие», «верность – предательство», «дружба-вражда».

  3. Уровень безопасного познания. Психологическая безопасность развивается по типу интеграции прежнего и нового опыта поведения и отношений с другими через осмысление причин, явных и скрытых связей, переоценки идеалов и установок, расставания со стереотипами и выбор новых предпочтений. Безопасное познание предполагает не только ведение смыслов жизни и путей ее осуществления, но также самопознание себя и своих возможностей.

Распределение ключевых компонентов и сфер обеспечения психологической безопасности по уровням представлено в таблице № 1.

Таблица № 1.

Уровни безопасного развития и содержание категориального аппарата его изучения

Уровни безопасного развития

Компоненты психологической безопасности

Сфера проявления психологической безопасности

Мотивационно-волевой компонент

Компонент внутреннего комфорта

Ценностно-смысловой компонент

1.Уровень безопасного поведения

1 класс

Защищенность от различных форм агрессивного поведения, психологического давления, конфликтов.

Комфортность физического пространства

Отсутствие (нейтрализация) агрессии, психологического давления, конфликтов в образовательной среде.

Активность

2.Уровень безопасного отношения

2 класс

Защищенность от различных форм психологического насилия во взаимодействии «учитель-ученик», «ученик-ученик»

Удовлетворенность

Позитивность взаимоотношений с одноклассникам, и другими учениками образовательной организации, учителями.

Система отношений

3.Уровень безопасного познания

3-4 класс

Познание себя и своих возможностей

Комфортность личностного пространства

Познание нового опыта поведения через осмысление причин.

Мировоззрение

В таблице № 1 отражено, что восхождение к высшему уровню безопасного развития происходит последовательно по компонентам:

  1. От защищенности от различных форм агрессивного поведения, психологического давления, конфликтов как основания – через комфортность физического пространства – к отсутствию (нейтрализации) угроз, агрессии, психологического давления, конфликтов.

  2. От защищенности от различных форм психологического насилия во взаимодействии «учитель-ученик», «ученик-ученик» как фундаментального элемента человеческих отношений – через удовлетворенность – к позитивности взаимоотношений с одноклассниками и другими учениками образовательной организации, учителями.

  3. От познания себя и своих возможностей – через комфортность личностного пространства – к познанию нового опыта поведения через осмысление причин.

Восхождение к высшему уровню безопасного развития как целевому ориентиру предполагает освоение младшим школьником определенного содержания. В соответствии с идеями И.А. Баевой [1], А. Маслоу [2], С. Скибинского [3] содержание обеспечения психологической безопасности вбирает в себя три основных положения: 1) проживание опыта безопасных отношений; 2) обретение определенных умений; 3) обогащение внутреннего мира ребенка знаниями, ценностями и смыслами.

Программа обеспечения психологической безопасности построена по концентрическому принципу. Ее содержательные разделы («Активность», «Система отношений», «Мировоззрение») в каждый из периодов возрастного развития (1 класс, 2 класс, 3-4 класс) различаются по своему наполнению. Это означает, что линия реализации программы в 1 классе повторяется на качественно новом уровне во втором классе, выходя к 3-4 классам на поведенческий отклик на потребности другого, соизмерение своих сил с потребностями другого в помощи.

Представим содержательное наполнение программы:

1 класс: 1) защищенность от различных форм агрессивного поведения, психологического давления, конфликтов как интерес к изучению нового, как любознательность; 2) комфортность физического пространства как познание индивидуальных особенностей личности на основе оценки и сравнения; 3) отсутствие (нейтрализация) агрессии, психологического давления, конфликтов в образовательной среде – совладение с импульсивным поведением и целенаправленность действий по самоизменению.

2 класс: 1) защищенность от различных форм психологического насилия во взаимодействии «учитель-ученик», «ученик-ученик» - взаимообмен знаниями, обоснование позиции с точки зрения различных нормативных оснований, дискуссия; 2) удовлетворенность во взаимодействии «учитель-ученик», «ученик-ученик» - чуткость к нуждам другого, сопереживание, эмпатия, сочувствие; 3) позитивность взаимоотношений с одноклассникам, и другими учениками образовательной организации, учителями.

3-4 классы: 1) познание себя и своих возможностей – индивидуализированное рефлексивное проникновение в сущность вещей и явлений; 2) комфортность личностного пространства – восхищение от открытий и благодарность за причастность к ним; 3) познание нового опыта поведения через осмысление причин своего поведения.

Каждая линия развития включает в себя три основных положения содержания обеспечения психологической безопасности:

  1. Изучение и проживание младшим школьником целостного опыта безопасных отношений.

  2. Освоение младшими школьниками определенных умений, соответствующих возрастному развитию. Такие умения непосредственно связаны с компонентами психологической безопасности:

Ценностно-смысловой компонент предполагает, что ребенок должен научиться наблюдать и размышлять; в этот период происходит осмысление жизни, обретение высших смыслов бытия, которые позволяют извлекать из стрессовых ситуаций позитивный опыт.

Компонент внутреннего комфорта проявляется в отсутствии тревоги, депрессии, ощущении субъективного благополучия, удовлетворенности жизнью, уверенности в себе.

Мотивационно-волевой компонент предполагает поддержание состояния защищенности посредством целеполагания, способности к целенаправленной деятельности и использования проблемно-ориентированного копинга для преодоления экстремальных ситуаций.

  1. Обогащение ребенка знаниями, ценностями и смыслами безопасного поведения. С учетом принципов отражения в программе по обеспечению психологической безопасности младших школьников, обогащения и углубления содержания жизни детей в соответствии с заданными зоной актуального, ближайшего и отдаленного развития условиями.

Процесс обеспечения психологической безопасности младших школьников динамически подвижен, и динамика этого процесса связана с:

  • возрастно-психологическими различиями учащихся;

  • индивидуальными особенностями безопасного опыта и состояния группы, класса и отдельных школьников;

Возрастно-психологические различия учащихся обуславливают разнообразие содержания обеспечения психологической безопасности и различные способы взаимодействия педагога-психолога с учащимися.

В 1 классе, 6-7 лет (уровень безопасного поведения) психологическая безопасность осуществляется через непосредственное психологическое влияние, когда педагог-психолог оказывает прямое воздействие на личностное состояние учащихся.

Во 2 классе, 7-8 лет (уровень безопасных отношений) освоение безопасного мира происходит при участии педагога-психолога, который выступая в качестве мастера-умельца через демонстрацию образцов и упражнений способствует освоению совершенных форм поведения.

В 3-4 классах, 8-9 лет – 9-10 лет (уровень безопасного познания) безопасное развитие происходит при преодолении форм непосредственного психологического влияния (формирования), направленности на индивидуальное осмысление и самопреобразование. Педагог-психолог в данном случае уже не столько родитель, не столько мастер-умелец, сколько мудрец-наставник, поддерживающий, помогающий, советующий, открывающий ценности бытия и приобщающий к ним.

Индивидуальные особенности безопасного опыта и психологического состояния группы, класса и отдельных школьников предполагают постоянное внимание педагога-психолога к психологическому состоянию обучающихся. Такое внимание педагога-психолога требует и возможных изменений в содержании деятельности, технологическом инструментарии (методы, средства, формы), и методических приемов для преобразования наличного опыта в новый опыт через проживания, осмысления и переоценку жизненных явлений.

Таким образом, в кратком изложении сущность теоретической модели обеспечения психологической безопасности младших школьников может быть выражена системой утверждений о том, что:

  1. Построение процесса обеспечения психологической безопасности младших школьников и восхождение к высшим уровням безопасного развития должно основываться на интеграции ведущих идей философского, личностно-психологического и воспитательно-педагогического научных подходов. Непринятие во внимание базовых положений того или иного научного подхода может исказить целостную картину безопасного развития и соответственно расшатать фундаментальные основания психологической безопасности (цели, принципы, содержание, средства, условия, результаты), что в свою очередь, может привести к отрицательным последствиям.

  2. Структурное распределение явления по компонентам (мотивационно-волевой, компонент внутреннего комфорта, ценностно-смысловой), уровням (безопасного поведения, безопасного отношения, безопасного познания) и показателям (активность, система отношений, мировоззрение) психологической безопасности составляет основу для успешного осуществления безопасного развития и прогнозирования его результатов.

  3. Восхождение к высшему уровню психологической безопасности как целевому ориентиру предполагает последовательное освоение обучающимися определенного содержания: обретение определенных умений; проживание целостного опыта безопасных отношений, обогащение знаниями, ценностями и смыслами безопасного поведения. При этом содержательной основой программы является встреча школьника с целостным миром, что должно обогатить и одухотворить его внутренний мир.

  4. Выбор предметного содержания занятий должен происходить согласно разработанной модели, в соответствии с усложнением сфер проявления безопасного развития (направленность и тип активности в 1 классе; построение отношений со сверстниками во 2 классе; самоопределение путем рефлексивного выбора жизненных приоритетов в 3-4 классах).

Список литературы:

  1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. – СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002. – 271 с.

  2. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб., 2001.

  3. Скибинский С. Право на уважение к ребенку // Педагогика уважения: Мат-лы семинара «Причины и сущность неуважения к детям и подросткам в наших обществах – от насилия к уважению: поиск и опыт педагогов России и Германии». – СПб., 1997.

Просмотров работы: 124