Методика организации дискуссии по прочитанному произведению при обучении иностранному языку - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Методика организации дискуссии по прочитанному произведению при обучении иностранному языку

Панасеева Д.О. 1
1ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет» Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта в общеобразовательной школе главной целью изучения иностранного языка является развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации.

В основной школе изучение иностранного языка направленно на формирование коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации; осознание тесной связи между овладением иностранными языками и личностным, социальным и профессиональным ростом, а также на приобщение к культурному наследию страны/стран изучаемого иностранного языка, воспитание ценностного отношения к иностранному языку как инструменту познания и достижения взаимопонимания между людьми и народами.

Одним из эффективных средств формирования коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка является продуцирование идей и обмен ими в ходе групповых, интерактивных методов обучения. Учебно-воспитательный процесс при использовании данных строится таким образом, что большее число учащихся высказывают свою точку зрения, свои суждения. Тем самым мы имеем большую вероятность получить положительный результат учебно-познавательного диалога. Самым распространенным методом является дискуссия. Ее основная задача — выявление всех существующих различных точек зрения участников на какую-либо проблему. Если необходимо возможно проведение всестороннего анализа каждой из них.

В толковом словаре С.И. Ожегова и в Большом словаре иностранных слов встречается определение термина «дискуссия». Данные словари дают похожие определения данного термина. По словарю С.И. Ожегова дискуссия — это спор, обсуждение какого-н. вопроса на собрании, в печати, в беседе [5]. Большой словарь иностранных слов дает следующее определение: «Дискуссия — обсуждение какого-н. спорного вопроса для выяснения разных точек зрения; прения» [4]. Однако больший интерес для нашего исследования представляет определение, данное в Педагогическом терминологическом словаре: «Дискуссия — метод группового обучения, обеспечивающий активное вовлечение учащихся в обмен мнениями, идеями и соображениями о способах разрешения какой-либо проблемы» [6]. То есть основной педагогический смысл дискуссии заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса или проблемы в форме сопоставления идей, мнений, предложений.

В педагогике выделяют два основных значения дискуссии: как метод обучения, повышающий эффективность и интенсивность учебного процесса за счет активного включения учеников в коллективный поиск решения, и как способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе. Данный взгляд увеличивает вовлеченность обучающихся в реализацию групповых решений путем возложения и принятия ответственности. Кроме того, она повышает заинтересованность и эффективность в учебной и вне учебной деятельности путем предоставления учащимся возможности проявить компетентность в каком-либо вопросе и удовлетворить потребность в признании и уважении.

М. В. Кларин в работе «Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры, дискуссии» выделяет следующие признаки дискуссии:

- работа группы лиц, выступающих обычно в ролях ведущего и участников;

- соответствующая организация места и времени работы;

- процесс общения, протекающий как взаимодействие участников;

- взаимодействие, включающее высказывания, выслушивание, а также использование невербальных выразительных средств;

- направленность на достижение учебных целей [2].

В учебной дискуссии взаимодействие строится не только на поочередных высказываниях, вопросах, ответах, но и на содержательной самоорганизации учеников, т. е. обращении к учителю и друг к другу для более углубленного и разностороннего обсуждения идей, мнений, точек зрения, проблемы, вопросов. Дискуссия, а именно общение во время дискуссии побуждает учеников искать новые факты, новые точки зрения, новые различные способы для выражения своей мысли. Кроме того, общение во время дискуссии повышает восприимчивость к новым точкам зрения и новым сведениям по вопросу, проблеме дискуссии. Во время дискуссии педагог занимает диалогическую позицию. Она заключается в том, что ученики говорят большую часть времени; нет вопросов от учителя и ответов от учеников, присутствует смешанный обмен вопросами и ответами учеников и учителей. Учитель не смотрит на знание или незнание учениками ответа на вопрос, он соглашается или не соглашается с точкой зрения ученика.

Используя общепедагогические классификации, все дискуссии можно поделить на несколько групп и подгрупп в зависимости от принципов их организации и проведения, задач и направленности обсуждения:

1) Структурированная или регламентированная дискуссия. Ученики имеют четкий план, структуру, регламент обсуждения. Смысл такой дискуссии заключается в том, что малые группы изучают «частную» проблему, которая является частью глобальной проблемы, которую нужно решить коллективу.

2) Дискуссия с элементами игрового моделирования. Смысл такой дискуссии заключается в том, что ее участники смотрят на проблему не только с позиции современного человека, но и с точки зрения представителей определенного социального лагеря.

3) Проектная дискуссия основана на методе подготовке и защите проекта по определенной тематике [3].

По типу проведения дискуссия может быть стихийной, спонтанной и организованной, что выражается в очередности выступающих, времени и темы выступления.

При выборе темы дискуссии, необходимо учитывать психологические особенности обучающихся, их интересы и актуальность выбранной темы. Прием дискуссии даёт возможность подготовить думающего и разбирающегося в различных проблемах обучающегося, способного ориентироваться в быстро меняющихся информационных потоках и готового к открытому и конструктивному диалогу. Одним из ключевых моментов для успешного проведения дискуссии является тщательная подготовка как со стороны учителя, так и со стороны обучающихся.

На уроках иностранного языка наиболее эффективной является дискуссия по прочитанному произведению, так как именно литературные произведения содержат в себе проблемную ситуацию или несколько проблемных ситуаций, которые в принципе находятся в основе повествования. В ходе экспериментальной работы по организации дискуссии на иностранном языке на уроке в школе, наиболее эффективными были признаны следующие методы:

  1. «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно. Суть данного метода заключается в том, что все участники на каждом этапе дискуссии работают над поставленной задачей в едином ключе, заданном цветом шляпы. Сам Эдвард де Боно считает, что главный враг мышления – это сложность, потому что она ведет к непониманию и путанице. Когда же мысли ясны и просты, то они становятся более эффективными. Концепция шести шляп, а также ее применение являются достаточно простыми. Учитель ставит перед учащимися определенную задачу (изложить факты, высказать свое мнение и т.п.), каждой из которых соответствует свой цвет шляп. Шляпы выступают в роли метафор, обозначающих этапы дискуссии для определенных составляющих учебного процесса, где каждому цвету соответствует свой этап. Трудно одновременно быть логичным, эмоциональным, творческим, критичным и оптимистичным, поэтому человек может решать на каждом этапе только одну трудность. Шляпы позволяют соблюдать правила, что дисциплинирует и помогает обсуждению. Каждый цвет шляп – это определенный алгоритм языкового общения.

Белая шляпа – чистый лист бумаги, факты и только факты, никаких аргументов. Мы можем выдвигать абсолютные истины (alwaystrue), предположения (occasionally true) или отрицательные факты (never true).

Желтая шляпа – цвет солнца, оптимизм, позитивные решения проблемы, положительные эффекты, конструктивизм. Можноиспользоватьследующиеконструкции: I have a vision… probable, very probable, fifty per cent probable. Также можно использовать if-конструкции, если они предполагают положительное решение проблемы.

Черная шляпа – мантия судьи, критика идей, предположение, почему что-либо не будет работать. Используютсятакиеконструкции, как: It seems dangerous to me; yes, but.

Красная шляпа – цвет эмоций, эмоции, такие как страх, ревность, зависть, любовь, очень сильно влияют на процесс мышления и поэтому для них выделяется отдельный этап, на котором человек может просто высказать свои чувства без объяснения причины: I just hate it, I love, I fear, I am fond of, keen on, cantstandit и т.д.

Зеленая шляпа – символ плодородия и роста, творческого мышления.

Синяя шляпа – цвет неба, контролирует процесс мышления, предусматривает свободу действий каждого члена команды (например, можно «одевать» синюю шляпу, если обсуждение отклоняется от сути или нарушаются правила), определяет тему беседы, делает промежуточные выводы, подводит конечные результаты.

Порядок шляп может меняться в зависимости от цели, которую вы хотите достичь. Де Боно в своей книге оговаривает, что желтая шляпа должна предшествовать черной, так как сначала должны появиться идеи, которые рассматриваются как положительные, а потом их можно критиковать. Изменять количество шляп нельзя, так как может быть нарушена целостность мыслительного процесса [1].

  1. Круглый стол — беседа, в которой на равных участвует весь класс или небольшие группы (4-5 человек), последовательно обсуждаются поставленные вопросы. Ведущий задает вопрос, по которому по очереди высказываются участники дискуссии. Ведущий регламентирует время высказываний (обычно не больше 1—2 минут на человека), задает уточняющие вопросы.

  2. Speed-dating. Участники делятся пополам и занимают места друг напротив друга (внутренний и внешний круг). Ведущий дискуссии задает вопрос по прочитанному произведению, например: какие были ожидания от произведения и оправдались ли они, и определяет 3-4 минуты для обсуждения. По звуковому сигналу все пары одновременно начинают обсуждение. По окончании раунда участники внутреннего круга сдвигается на одно место. Начинается следующий раунд, обсуждается следующий вопрос и т. д. В результате каждый участник имеет возможность проговорить материал несколько раз, услышать мнения других и сравнить со своим. По окончании можно обсудить полученные результаты, вывесить на демонстрационной доске сделанные заметки.

  3. Мозговой штурм. Он проводится в два этапа. На первом этапе класс, разбившись на микрогруппы, выдвигает идеи для решения поставленной в произведении проблемы. Однако идеи только выдвигаются, фиксируются, но не обсуждаются. На втором этапе происходит обсуждение выдвинутых идей, при этом группы не могут обсуждать свои идеи. Для этого либо формируется группа экспертов, которая не участвовала в выдвижении идей, либо каждая команда отправляет своего представителя со списком идей в соседнюю команду.

Можно сделать вывод о том, что дискуссия – это традиционный метод

обучения, который направлен на развитие у обучающихся критического мышления, способности к обмену мнениями, достижению согласованной позиции. Данный метод важен при обучении иностранному языку, поскольку групповая дискуссия на уроке способствует развитию не только коммуникативных, но и мыслительных навыков. Она является важным методом реализации лингвистических и общекультурных компетенций обучающихся.

Список литературы

  1. Балакина Н. О. «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно как один из приемов обучения дискуссии на уроках иностранного языка [Текст] / Балакина Н. О. // Иностранные языки в школе. — 2009. — № 6. — С. 26-29.

  2. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии [Текст] / Кларин М. В. — Рига, 1998

  3. Короткова М. В. История. Методика преподавания истории / Короткова М. В. [Электронный ресурс] // Образовательный портал Слово: [сайт]. — URL: https://portal-slovo.ru/history/35704.php?ELEMENT_ID=35704 (дата обращения: 19.12.2023).

  4. Никитина В. Ю. Большой словарь иностранных слов [Текст] / Никитина В. Ю.— Москва: "Хит книга", 2021

  5. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / Ожегов С. И. — 27 изд. — Москва: Издательство АСТ: Издательство "Мир и Образование", 2023 — 736 c.

  6. Педагогический терминологический словарь [Текст]— Санкт-Петербург: Российская национальная библиотека, 2006.

Просмотров работы: 38