Исследование адаптивных способностей у первокурсников - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Исследование адаптивных способностей у первокурсников

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

При поступлении в высшее учебное заведение происходит смена социальной роли обучающегося в школе на обучающегося в университете. В период обучения в университете закладываются основы профессионализма, формируются потребность и подготовленность к непрерывному самообразованию в изменяющихся условиях.  Студенты первого курса изменяют свою образовательную среду, круг общение, нередко сменяют место жительства и образ жизни. Происходит увеличение образовательной нагрузки, изменение взглядов на жизнь, а также возникновение эмоционального стресса, связанного с новым этапом в жизни [3].

Стоит отметить, что в одних и тех же ситуациях первокурсники могут вести себя по-разному. Это, в первую очередь, связано с индивидуальностью личности к вопросу адаптивных способностей. Адаптивные способности первокурсника характеризуются процессом их активной адаптации как психической, так и социальной, это рефлексивно-мотивационные свойства личности, посредством которых реализуется успешность и своеобразие приспособительного поведения студентов, их отношение к социальной среде. Именно поэтому адаптация играет огромную роль в жизни студента, связанную с проявлением успешности его учебной деятельности, налаживанию социальных связей и отношений, а также способности самому принимать важные решения и устранять возникшие проблемы. Адаптация позволяет не только приспособиться личности к новым условиям, но и формирует новые способы поведения при решении трудных задач, а также для реализации успешной деятельности [4].

Целью нашего исследования является выявление особенностей социально-психологической адаптации студентов первого курса к обучению в ВУЗе.

В эмпирическом исследовании нами была выдвинута гипотеза о том, что адаптивные способности первокурсников напрямую зависят от их нервно-психической устойчивости, моральной нормативности, коммуникативных особенностей и эмоционального отношения к выполняемой деятельности: чем выше уровень данных показателей у студентов первого курса, тем выше уровень их адаптивных способностей.

Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет».

Основными методами исследования являются теоретические (метод анализа, синтеза, обобщения и сравнения) и эмпирические (метод тестирования). Использованы методики: «Оценка эмоционально-деятельностной адаптивности» по Н.П. Фетискину, В.В. Козлову, Г.М. Мануйлову и многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина. Совокупную выборку исследования составили 17 респондентов в возрасте от 17 до 21 года.

Методика «Оценка эмоционально-деятельностной адаптивности» по Н.П. Фетискину, В.В. Козлову, Г.М. Мануйлову была направлена на выявление уровня эмоционально-деятельностной адаптивности. Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что 17,6 % обучающихся имеют высокий уровень эмоционально-деятельностной адаптивности, что говорит о высокой эмоциональной лабильности, высокой эмоциональной устойчивости к условиям обучения в ВУЗе, а также высокой нервно-психической регуляцией, а следовательно и легкостью в приобретении новых способов знаний, индивид ощущает себя умеренно и комфортно в измененных и новых условиях среды. Средний уровень эмоционально-деятельностной адаптивности имеют 47,1% обучающихся, что говорит об умеренной эмоциональной лабильности, средней устойчивости к условиям обучения в ВУЗе, не достигающей уровня отклонений, а также умеренной нервно-психической регуляции, а следовательно и относительной легкостью в приобретении новых способов знаний и 35,3 % обучающихся имеют низкий уровень эмоционально-деятельностной адаптивности, что говорит о низких навыках эмоциональной устойчивости, слабой нервно-психической регуляции, сложностях в освоении новых способов приобретения знаний, а также низким уровнем адаптивности к измененным условиям среды.

Методика многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина была направлена на изучения адаптивных возможностей на основе оценки некоторых психофизиологических и социально-психологических характеристик, отражающих интегральные особенности психического и социального развития. Проанализировав полученные данные, мы пришли к выводу, что высокий уровень нервно-психической устойчивости не наблюдается ни у одного из испытуемых, 52,9 % обучающихся имеют средний уровень нервно-психической устойчивости, который характеризует адекватный уровень поведенческой регуляции, адекватную самооценку и не искаженное восприятие действительности, 47,1 % обучающихся имеют низкий уровень нервно-психической устойчивости, что говорит о низком уровне поведенческой регуляции, определенной склонности к нервно-психическим срывам, отсутствие адекватности самооценки и реального восприятия действительности. Средний уровень коммуникативных особенностей имеют 76,5% испытуемых, что говорит о средней тяжести в установлении контактов с окружающими людьми, а также среднем проявлении конфликтности. Высокий и низкий уровень коммуникативных особенностей имеют 5,9% и 17,6% испытуемых соответственно. Анализируя результаты по уровню моральной нормативности, нами были получены следующие сведения: 29,4 % обучающихся имеют высокий уровень моральной нормативности, что говорит о реальном оценивание своей роли в коллективе, ориентировке на соблюдение общепринятых норм и правил поведения, 64,7 % обучающихся имеют средний уровень моральной нормативности, что говорит в большинстве случаев об адекватном оценивании своей роли в коллективе и частичное соблюдение общепринятых норм и правил и 5,9 % обучающихся имеют низкий уровень моральной нормативности, что говорит о невозможности адекватно оценивать свое место и роль в коллективе, а также несоблюдение общепринятых норм и правил. Также нами был выявлен показатель уровня адаптивных способностей первокурсников. У 11,7 % обучающихся наблюдается высокий уровень адаптивных способностей, что говорит о том, что лица данной группы достаточно легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро входят в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения. Как правило, не конфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью. Большинство лиц этой группы обладают признаками различных акцентуаций, которые в привычных условиях частично компенсированы и могут проявляться при смене деятельности. Поэтому успех адаптации зависит от внешних условий среды. У 41,2 % обучающихся наблюдается средний (удовлетворительный) уровень адаптивных способностей, что говорит о том, что эти лица, как правило, обладают невысокой эмоциональной устойчивостью. Возможны асоциальные срывы, проявление агрессии и конфликтности. Лица этой группы требуют индивидуального подхода, постоянного наблюдения, коррекционных мероприятий. У 47,1 % обучающихся наблюдается низкий уровень адаптивных способностей, что говорит о том, что лица этой группы обладают признаками явных акцентуаций характера и некоторыми признаками психопатий, а психическое состояние можно охарактеризовать, как пограничное. Возможны нервно-психические срывы. Лица этой группы обладают низкой нервно-психической устойчивостью, конфликтны, могут допускать асоциальные поступки. Требуют наблюдения психолога.

По результатам проведенного исследования, нам удалось подтвердить гипотезу о том, что адаптивные способности первокурсников напрямую зависят от их нервно-психической устойчивости, моральной нормативности, коммуникативных особенностей и эмоционального отношения к выполняемой деятельности: чем выше уровень данных показателей у студентов первого курса, тем выше уровень их адаптивных способностей.

Список литературы:

1. Волчанская В. О. Социально-психологическая адаптация в отечественной и зарубежной психологии // Человеческий капитал. 2019. - № 12. URL: https://humancapital.su/wp-content/uploads/2019/12/201912_p108-114.pdf

2. Иванова А. И. Социально-психологическая адаптация: классификация и механизмы // Вестник Университета. 2014. - № 9. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskaya-adaptatsiya-klassifikatsiya-i-mehanizmy/viewer

3. Кукулите Т.Г. Психологические аспекты адаптации первокурсников к обучению в ВУЗе // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. 2009. №2 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-aspekty-adaptatsii-pervokursnikov-k-obucheniyu-v-vuze/viewer

4. Пакулина С. А. Структура адаптивных способностей студентов педагогического ВУЗа // Научные сообщения. 2017. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-adaptivnyh-sposobnostey-studentov-pedagogicheskogo-vuza/viewer

Просмотров работы: 173