Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения факторов, оказывающих влияние на психологическое благополучие младшего школьника. Период начального школьного обучения характеризуется возникновением новой социальной ситуации развития. Система социальных отношений и деятельности ребенка претерпевает существенные изменения: переход от игровой деятельности к учебной, приобретение новой социальной роли и соответствующих ей обязанностей. По данным экспертов ВОЗ, в младшем школьном возрасте физическое и психическое здоровье детей более тесно связано с влиянием окружающей среды, чем в другие периоды жизни человека [3]. Соответственно, младшие школьники являются наиболее ранимой и уязвимой возрастной группой по отношению к различным стрессовым влиянием внешней среды. Именно поэтому они не всегда способны адаптироваться к новым условиям развития, обучения без помощи взрослых авторитетных фигур – учителей, родителей. В случае невозможности адекватно адаптироваться к новым условиям развития, возникает социально-психологическая дезадаптация. Так, одной из форм социально-психологической дезадаптации является школьный невроз.
Целью нашего исследования является выявление особенностей детско-родительских отношений, и отношений в системе «учитель – ученик», с точки зрения влияния их на развитие школьного невроза. Мы предположили, что чем выше уровень невротизации младшего школьника, тем сильнее выражены нарушения детско-родительских отношений и отношений в сфере «учитель-ученик».
В обосновании данной проблемы мы обратились к исследованиям зарубежных и отечественных психологов. Исследованиям неврозов посвятили себя психологи психоаналитического направления З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, отечественные психиатры и психологи В. М. Бехтерев, В.Н. Мясищев, А. М. Прихожан, А.И. Захаров. По мнению ученых, невроз представляет собой своеобразную приспособительную стратегию адаптации к субъективно неприемлемым условиям среды.
Обратимся к психологическим причинам возникновения школьного невроза у младших школьников.
Сильное влияние на здоровье младших школьников может оказывать школа. В первую очередь школа – это место роста и развития. С приходом в школу у ребенка появляются новые друзья, интересы, формируется любознательность, тяга к получению новых знаний, которая становится фундаментом для дальнейшего обучения.
Ребенку необходима поддержка со стороны школы и конкретно учителя. Нередко школа не ставит своей задачей поддержать учащихся, поскольку традиционно это считается задачей семьи.
С приходом в школу, авторитетным лицом для младшего школьника становится учитель, а школьный класс – референтной группой. Отношения, складывающиеся в коллективе сверстников, в системе учитель-ученик, занимают центральное место в системе отношений младшего школьника. Школьник стремится понравиться учителю, хорошо выглядеть в лице сверстников, в связи с чем, нетактичное поведение учителя становится травмирующим фактором. В младшем школьном возрасте оценка знаний учителем может восприниматься как оценка личности. Так, учителя склонны вешать ярлык неуспеваемости на школьников, отстающих от программы, что может являться пусковым механизмом для возникновения невроза, ведь постоянные низкие оценки, сосредоточение на неудачах ведет к фрустрации. Ярлык неуспевающего ведет к неврозу, а невроз ухудшает успеваемость [3]. По данным А. М. Прихожан социометрический статус ребенка напрямую связан с его успеваемостью [7].
Школьная неуспеваемость, отвержение учителем могут стать причиной буллинга в коллективе сверстников. У детей создается впечатление, что если плохо в учебе, то плохо и в дружбе. Буллинг в той или иной степени существовал всегда, в связи с чем, педагоги не всегда уделяют достаточное внимание этой проблеме.В настоящее время проблема школьных издевательств, приобрела особую актуальность, поскольку порой, на первый взгляд незначительные переживания детей, подвергшихся травле, обесцениваются учителями и родителями, однако за такими переживаниями скрывается ряд отдаленных негативных последствий в виде соматических и психологических проблем: нарушения функционирования сердечно-сосудистой, иммунных систем, агрессия, тревожность, невроз.
Буллинг имеет различные проявления: словесная травля, угрозы, иногда приводящие к физическому насилию со стороны сверстников. Наиболее отягощающим обстоятельством является деструктивное поведение учителя. Так, учитель может стать инициатором травли. Примером может служить ситуация, когда за плохое поведение на уроке учитель может отвергнуть ребенка, побудить класс перестать общаться с этим ребенком, в результате чего школьник страдает от чувства одиночества и непринятия учителем и коллективом сверстников. Проблема школьных издевательств часто замалчивается, в связи с чем, со временем приобретает еще более агрессивный характер и оказывает сильное невротизирующее влияние, как на саму жертву травли, так и на агрессоров [2].
Соответственно, дети, столкнувшиеся с отвержением в отношениях, отличающихся для них особой значимостью, составляют группу риска. Так, В. Н. Мясищев – автор патогенетической теории личности отмечал, что патогенность внешних обстоятельств жизни проявляется в сочетании с соответствующим значимым отношением к ним, то есть имеет значение не столько объективная трудность, сколько субъективное отношение к ней [9]. В. Н. Мясищев также обратил внимание на преморбидные характеристики детей с неврозами, к которым отнес импульсивность, упрямство, сензитивность, но также отметил, что невроз, в отличие от других заболеваний, может возникнуть без какой-либо предрасположенности.
Как во многом зависит психологическое благополучие школьника от учителя. Учитель, любящий свою профессию, учеников, создающий благоприятный эмоциональный фон обучения, закладывает стремление к получению знаний у школьников, что чрезвычайно важно для дальнейшего обучения, а также развития личности ребенка.
Причиной возникновения повышенной тревожности может быть фрустрация, вызванная неудовлетворенной потребностью в доверии и защите со стороны родителей. К Хорни отмечает, если у родителей отсутствует искренняя любовь к ребенку или он лишен их внимания, его интересами пренебрегают в пользу другого ребенка, то возникает «базальная тревога». С одной стороны ребенок любит родителей, тянется к ним, но из-за отвержения теряет чувство безопасности, испытывает одиночество и чувство вины, вызванное враждебностью, по отношению к родителям. Для того, чтобы избавиться от тревоги, ребенок стремится к удовлетворению невротической потребности, например, потребности в родительской любви, и в дальнейшем превращает это стремление в стиль жизни. Несмотря на то, что по мере взросления человек приобретает новый опыт, совершенствуется, ядро детских переживаний не перестает оказывать влияние на поведение человека и его взаимоотношения с другими людьми.
Невротизирующим фактором являются завышенные требования родителей к ребенку. Так, неудовлетворенность полученными оценками, тревожные школьники объясняют следующими причинами: ожидания наказаний и выговоров, боязнью разочаровать родителей, «Папа скажет, чего еще от тебя можно ожидать», «Не на что не годишься», а также равнодушие и безразличие родителей, «Им все равно, как я учусь» [7]. В некоторых семьях родители склонны сравнивать успехи своих детей с успехами других, что негативно сказывается на самооценке ребенка и также порождает тревожность. Честолюбивые родители нередко оказывают давление на своих детей, что в дальнейшем приводит к развитию комплекса неполноцености. А. Адлер подчеркивает, что первопричиной возникновения невроза является чувство несостоятельности, которое человек стремится преодолеть путем стремления к превосходству. Данная стратегия особенно характерна для ребенка, поскольку он неосознанно борется за превосходство над значимыми для него людьми, особенно перед родителями, от которых он зависим. Соответственно, нездоровый перфекционизм в школьных оценках, стремление быть во всем «первым», объясняется стремлением ребенка получить признание от значимых взрослых. Давление, которое оказывает школа, усиливается семьей. Ребенок перестает чувствовать поддержку, перестает стремиться действовать в соответствии со своими интересами. Важным для него становится лишь источник предъявляемых требований, но не их содержание: важно получать высокие оценки, чтобы добиться похвалы в школе и дома. В данной ситуации ребенок теряет познавательную активность, поскольку важен не сам процесс получения знаний, а лишь результат – оценка.
Семья – место, где ребенок получает признание, утверждается как личность. Семья обладает силой, смягчающей напряжение, возникающее вокруг ребенка. Соответственно, если семья становится тем фактором, который порождает это напряжение, то ребенок теряет опору, остается незащищенным перед различными трудностями, в связи с чем, приобретает тревожность, которая со временем перетекает в невроз. Именно поэтому важно помнить, что ребенок нуждается в искренности, откровенности и поддержке взрослых [5].
Многообразие теоретических подходов и актуальность проблемы возникновения школьных неврозов у младших школьников послужили основой для экспериментального исследования.
Материалы и методы исследования
Базой для проведения исследования стала средняя общеобразовательная школа № 29 города Ставрополя. В исследовании приняли участие 57 учеников начальной школы. Для выявления уровня невротизации и возможных ее причин были использованы методики «Детский опросник неврозов (ДОН)» В. В. Седнев, З. Г. Збарскин, А. К. Бурцев, Опросник «Учитель – Ученик» (для обучающихся 6-10 лет) Модификация методики Клюевой Т. Н., проективная техника «Рисунок семьи» Венгер А. Л.
Результаты исследования и их обсуждение
Результаты эмпирического исследования свидетельствуют о том, что 61% учащихся, так или иначе, демонстрируют различные проявления невротизации. Так, по шкале депрессии среднее и высокое количество баллов набрали 9 % учащихся, по шкале астении – 15%, по шкале нарушений поведения – 23%, по шкале вегетативных расстройств – 34%, по шкале нарушений сна – 39%, по шкале тревоги – 12%. Результаты свидетельствуют о том, что в младшем школьном возрасте невротические тенденции в первую очередь проявляются не в повышенном уровне тревожности, а именно в физиологических проявлениях, к которым можно отнести головные боли, нарушения в работе ЖКТ, астению, нарушения сна, трудности в запоминании и воспроизведении учебного материала и др.
По результатам методики «Учитель – Ученик» 15% учащихся отмечают трудности во взаимодействии с учителем. Отметим, что именно эти учащиеся набрали наибольшее количество средних и высоких значений практически по всем шкалам методики «ДОН».
Остановимся подробнее на данных, наиболее ярко отражающих нашу гипотезу.
Результаты свидетельствуют о том, что дети в младшем школьном возрасте не осознают, что испытывают тревогу, которая косвенно проявляется в вегетативных нарушениях, нарушениях сна и поведения.
Ученица третьего класса, набравшая средние значения по шкале вегетативных расстройств и тревоги описывает свои отношения с учителем как благоприятные, отмечает, что учитель хорошо к ней относится, однако пишет, что когда заходит в школу, чувствует «страшную атмосферу», боится, когда учитель кричит, потому что «одноклассники ее доводят». На вопрос «испытываешь ли ты тревогу, когда приходишь в школу?», ученица отвечает отрицательно, несмотря на набранное среднее количество баллов по данной шкале.
Также примером может служить ответ ученицы третьего класса на вопрос «С радостью ли ты идешь в школу?». Ученица пишет, что перед походом в школу испытывает боли в голове и животе, ей становится жарко и «тесно». Также ученица отмечает, что ей нравится оставаться в классе на дежурство, ведь тогда учительница говорит «спокойным тоном».
Ответы учеников четвертого класса на вопрос «что сделает учительница, если ты забыл тетрадь с домашним заданием?» оказались весьма противоречивыми. Дети, набравшие средние и высокие баллы по шкалам тревоги, нарушений поведения, вегетативных расстройств, продемонстрировали негативные ответы: «Поставит два и позвонит маме», «Будет ругаться», «На меня накричат и мне будет грустно». Дети с низким уровнем тревоги отвечали «Учительница даст мне листочек», «Скажет принести тетрадь завтра». Мы предположили, что такие неоднозначные ответы учащихся на одну и ту же ситуацию могут быть обусловлены неодинаковым отношением учителя к ученикам.
Особое внимание мы обратили на ответы опросника «ДОН» ученицы четвертого класса, утверждения опросника «В школе тебя не любят», «Ребята не хотят с тобой играть», «Тебя легко обидеть» ученица зачеркнула, а ответы на вопрос «С радостью ли ты идешь в школу?», «Понимает ли тебя учитель?», были отрицательные. Мы предполагаем, что такие ответы обусловлены трудностями в отношениях не только с учителем, но и со сверстниками, возможно ученица столкнулась с буллингом. Во время заполнения бланков ученица нервничала, задавала много вопросов о том, увидит ли кто-то ее ответы, неохотно подписывала бланки. Результаты методик демонстрируют повышенный уровень тревожности, черты депрессии, вегетативных нарушений, нарушений сна, поведения.
Особое внимание мы обратили на рисунки семьи тех учащихся, которые набрали средние и высокие значения по шкалам методики «ДОН», при этом отношения с учителем по результатам методики «Учитель – ученик» благоприятны. Мы предположили, что семейные отношения могли повлиять на возникновение тревожности, нарушений поведения, сна.
Ученица третьего класса, набравшая средние и высокие баллы по шкалам опросника «ДОН» на рисунке изобразила родителей и младшую сестру улыбающимися, а себя грустной, также отметим, что руки каждого члена семьи тонкие, сами персонажи расположены на достаточно большом расстоянии, что говорит о недостаточно близких, эмоциональных отношениях. Маленькую сестру девочка нарисовала с особо сильным нажимом карандаша, линии прорисованы толстым слоем, что говорит о возможном избыточном внимании к младшей сестре и недостатком его по отношению к автору рисунка.
Другим примером может служить работа ученика третьего класса. Отметим, что школьник по результатам методики «Учитель – Ученик» испытывает трудности во взаимоотношениях с учителем, в сочетании с высокими результатами по шкалам опросника «ДОН». Ученик изобразил всех членов семьи, крепко держащимися за руки, однако наиболее крепко соединены руки у него с мамой, на которой он нарисовал сердце, что говорит об эмоциональной близости. Рука, которой мама держится с папой достаточно тонкая, в отличие от той руки, которая держится с сыном. У папы на рисунке отсутствует шея, что говорит о несдержанности, отсутствии контроля над собственными эмоциями. Себя же автор изобразил с широкой шеей и маленькими глазами, что говорит о необходимости повышенного контроля над своими чувствами, а также некоторым запретом на слезы. Широко открытые глаза на рисунке изображены только у папы. На основании истолкования рисунка мы можем предположить, что папа оказывает сильное влияние на всех членов семьи. Школьник изобразил его с усиленным нажимом карандаша, что может свидетельствовать о высоких требованиях к нему со стороны отца, которые могут вызвать у него чувство тревоги.
Проведенное нами исследование подтверждает гипотезу о том, что невроз и его симптоматика возникают под действием нарушенных отношений в семье, со сверстниками, учителем. Важно также отметить, что причиной невроза также является и совместное действие всех этих факторов на школьника.
Переступая школьный порог, младший школьник осваивает новые социальные роли, формирует самооценку и определенный уровень притязаний. Незначительные, как может показаться родителям и учителям, детские переживания об отношениях со сверстниками, выставленных школьных оценках, в действительности могут быть травмирующими для младшего школьника, в связи с чем, взрослым необходимо поддерживать младшего школьника, быть готовыми помочь справится с трудностями, возникшими на таком не простом пути его развития. Как отмечает Ю. Б. Гиппертейнер, в отношениях с детьми важно не только то, чему мы их учим, но и то, как помогаем переживать трудности.
Список литературы
1. Гегеле А. Ф. Исследование причин школьной невротизации: анализ случая // Вестник БГУ. 2012. №1 (1). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-prichin-shkolnoy-nevrotizatsii-analiz-sluchaya (дата обращения: 09.12.2023).
2. Волчегорская, Е. Ю. Социально-психологические факторы и условия превенции буллинга в начальной школе / Е. Ю. Волчегорская, М. В. Жукова, К. И. Шишкина // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2021. – № 4(164). – С. 218-231. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47565060 (Дата обращения 09.12.2023).
3. Залевский Г. В., Кузьмина Ю. В. Школа и здоровье учащихся: «Школьный невроз» как следствие деструктивного поведения учителя // СПЖ. 2010. №36. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shkola-i-zdorovie-uchaschihsya-shkolnyy-nevroz-kak-sledstvie-destruktivnogo-povedeniya-uchitelya (дата обращения: 09.12.2023).
4. Козлякина, Е. Н. К вопросу социализации и социально-психологической адаптации младших школьников / Е. Н. Козлякина // XX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета: Сборник статей, Нижневартовск, 03–04 апреля 2018 года. Том Часть 7. – Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2018. – С. 466-471. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36340284 (Дата обращения: 09.12.2023).
5. Кочубей Б. Детские тревоги: что, откуда, почему? // Семья и школа, 1988 г. №7. URL: http://school1perm.ru/userfiles/ufiles/PPS/detskie_trevogi.pdf (Дата обращения: 09.12.2023).
6. Медведева А. А. К вопросу о дидактогенном неврозе // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2010. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-didaktogennom-nevroze (дата обращения: 09.12.2023).
7. Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2007. — 192 е.: ил. — (Серия «Детскому психологу») URL: https://www.studmed.ru/view/prihozhan-am-psihologiya-trevozhnosti-doshkolnyy-i-shkolnyy-vozrast-2-izdanie_d5909f926e5.html?page=1 (Дата обращения: 09.12.2023).
8. Рыбалко, А. Д. Особенности влияния детско-родительских отношений на возникновение тревожности у детей младшего школьного возраста / А. Д. Рыбалко // Инновации. Наука. Образование. – 2022. – № 53. – С. 1673-1677. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48280650 (Дата обращения: 09.12.2023).
9. Фесенко, Ю. А. Детская и подростковая психотерапия: неврозы у детей: учебное пособие для вузов / Ю. А. Фесенко, В. И. Гарбузов. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 330 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07308-9. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516672 (дата обращения: 09.12.2023).