Решение ситуационных задач как способ организации самостоятельной работы на уроках биологии - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Решение ситуационных задач как способ организации самостоятельной работы на уроках биологии

Ежова Ю.Ф. 1
1Шадринский государственный педагогический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Умение ориентироваться в сложной жизненной ситуации, формирование логического мышления, установление причинно-следственных связей, практикориентированность знаний – это важные задачи школьного биологического образования. Одним из средств формирования практикориентированности обучения явлются ситуационные задачи и их применение на уроках биологии. По К. Блуму ситуационные задачи – это учебные задачи, основанные на описании конкретной жизненной ситуации или факта, позволяющие обучающемуся осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление -понимание-применение-анализ-синтез-оценка [1].

Анализ школьной практики выявил, что ситуационные задачи почти не встречаются в учебниках и различных пособиях. Педагоги включают ситуациоонные задачи в практику обучения школьников, обучают приемам решения и составления ситуационных задач. Наукой установлено: чем больше задач используется в обучении, тем теснее становятся связи между получаемыми фундаментальными знаниями и их использованием в реальной жизни. Без использования ситуационных задач обучающиеся не могут в полной мере осознать роли многих биологических законов, не обращаются к ним для понимания различных фактов и биологических явлений.

Ситуационные задачи позволяют интегрировать знания, полученные в процессе изучения разных предметов. При этом они могут предусматривать расширение образовательного пространства ребенка. Решение ситуационных задач, базирующихся на привлечении школьников к активному разрешению учебных проблем, тождественных реальным, жизненным, позволяет школьнику овладеть умениями быстро ориентироваться в разнообразной информации, самостоятельно и быстро отыскивать необходимые для решения проблемы сведения и научиться активно, творчески пользоваться своими знаниями [2].

Ситуационные задачи близки к проблемным задачам и направлены на выявление и осознание способа деятельности.

Модель ситуационной задачи выглядит следующим образом: название задания; личностно-значимый познавательный вопрос; информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде (текст, таблица, график, статистические данные и т.д.); задания на работу с данной информацией [1]. Условием задачи может стать проблема из реальной жизни (бытовая), факт из истории биологии и медицины, практики сельского хозяйства, либо исторический (ложноисторический) факт.

Практически в каждой ситуационной задаче учащимся предлагается разработать (создать) и презентовать (или реализовать) какой-либо проект, проявив тем самым знания и практические умения в действии.

В силу своей межпредметности, интегративности ситуационные задачи способствуют систематизации предметных знаний на деятельностной практико-ориентированной основе, когда ученики, осваивая универсальные способы деятельности, решают личностно-значимые проблемы с использованием предметных знаний. Поэтому ситуационные задачи могут выступать в качестве ресурса развития мотивации учащихся в познавательной деятельности [1].

Ситуационные задания могут выполняться индивидуально и в группах. Отметим, что не всегда возможно реализовать ситуационную задачу на одном уроке. Возможно деление выполнения заданий, например, часть задачи разобрать в классе, а часть выполнить дома.

В качестве примера рассмотрим следующую ситуационную задачу:

Спортсменов, занимающихся тяжелой атлетикой с целью увеличения размера или качества мышц называют культуристами. Спортсмен В. занимается культуризмом уже 3 года, и решил попробовать присоединить к своим тренировкам биохимическую стимуляцию мышечного роста, то есть начать употребление стероидных гормонов. Зная о механизмах гормональной регуляции, сделайте прогноз, что может произойти с организмом спортсмена В., если он будет принимать эти препараты длительное время, либо в больших количествах [3].

В результате решения данной ситуационной задачи ученик должен достигнуть следующих образовательных результатов: личностных, связанных с оценкой жизненной ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья; регулятивных: по использованию справочной литературы, подбору к проблеме (задаче) адекватной ей теоретической модели; планированию индивидуальной образовательной траектории, умению оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. Познавательные умения заключаются в умении строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации; соблюдать правила информационной безопасности; коммуникативные, отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий [1].

Такм образом, ситуационные задачи становятся все более актуальными и востребованными учителями биологии. Они могут быть разработаны и применены при различных формах организации познавательной деятельности и на всех этапах дидактического цикла. Внедрение в учебный процесс ситуационных заданий позволяет ученикам приобрести навыки формирования оригинальных решений практических задач, самостоятельного анализа и раскрытия сути изучаемого вопроса, нахождения достоверной качественной информации, ее обработки и эффективного использования, что обязательно будет применяться в профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Арбузова Е.Н, Рубцова А.В. Конструирование ситуационных задач по биологии /Актуальные проблемы биологии и методики ее преподавания в школе и вузе: материалы II Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием/ cост. и отв. за выпуск Н. С. Гольцова; науч. ред. Е. Н. Арбузова. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2014. – С 75- 79.

2. Казарова О. А. Адаптивно-инновационные технологии, основанные на создании учебных ситуаций // Биология в школе. – 2014. – № 9. –С.44-47.

3. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся / О.В. Акулова с соавт. – С-Пб.: Каро, 2008. – 96 с.

Просмотров работы: 39