FMEA-анализ предназначен для установления потенциальных отказов продукции и процессов, определения возможных причин отказов продукции и процессов, разработки мер по устранению или управлению причинами и позволяет оценить результативность процессов проектирования посредством экспертной оценки рисков возникновения отказов продукции при ее производстве и эксплуатации. В ходе социологического опроса по результатам рекламаций отдела качества были выявлены следующие недостатки для лопасти несущего винта вертолета Ми-8: высокая стойкость, значение вибраций,недостаточная устойчивость, опасные столкновения вращающихся в противоположных направленияхлопастей (рисунок 1).
Рисунок 1 – Выявленные недостатки по рекламациям отдела качества для лопасти несущего винта вертолетаМи-8
Исследуя данные, выявлены пять основных претензий, предъявляемые потребителями, такие как: отсутствие идентификационной нумерации; несоответствующая продукция, неверная маркировка. Основные причины снижения качества лопасти несущего винта вертолета представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 – Основные причины снижения качества лопасти несущего винта
Проведен анализ количественной оценки дефекта с точки зрения его значимости по последствиям, вероятности возникновения и вероятности обнаружения, который представлен на рисунке 3.
Рисунок 3 – Анализ количественной оценки дефектов
Таким образом, выявлены следующие дефекты с наибольшим ПЧР (ПЧР ≥ 175): трещина в проушине наконечника; нарушения склейки в пределах определенных допусков; повышение вибрации вертолета. Разработаны рекомендации по предотвращению дефектов с наибольшим коэффициентом приоритета риска (таблица).
Таблица – Рекомендуемые действия по нейтрализации дефектов с наибольшим коэффициентом приоритета риска
Вид дефекта |
Причины |
Рекомендуемые действия |
Трещина в проушине наконечника |
Усталостное разрушение |
Замена лопасти или комплекта лопастей |
Нарушения склейки в пределах определенных допусков |
Некачественное клеевое соединение |
Лопасти разрешается эксплуатировать без устранения |
Повышение вибрации вертолета |
Некачественная регулировка соконусности лопастей несущего винта |
Регулировка соконусности лопастей |
Таким образом, в результате FMEA-анализа для улучшения процесса изготовления лопасти несущего винта вертолета были разработаны следующие рекомендации по предотвращению дефектов: замена лопасти или комплекта лопастей; лопасти разрешается эксплуатировать без устранения; регулировка соконусности лопастей, а также разработана методика «Управления несоответствующей продукции с помощью FMEA-анализа» на ПАО «Роствертол».
Список литературы:
1. Шемелова А.Д., Дворянинова О.П., Клейменова Н.Л., Орловцева О.А. Разработка алгоритма внедрения механизма управления качеством и безопасностью на основе требований потребителя в системе менеджмента качества // Моделирование энергоинформационных процессов : сборник материалов VII национальной научно-практической конференции с международным участием, 2019. - С. 349-354.
2. Шабанова А.В., Клейменова Н.Л., Орловцева О.А. Управление работами по испытаниям, несоответствующим установленным требованиям // Качество продукции: контроль, управление, повышение, планирование : сборник научных трудов 3-й международной молодежной научно-практической конференции: в 2 томах, 2016. - С. 345-346.
3. Васильева О.В., Назина Л.И., Квашнин Б.Н., Клейменова Н.Л. Анализ рисков при проведении внутреннего аудита на предприятии с интегрированной системой менеджмента // Фундаментальные исследования. - 2017. - № 8-1. - С. 136-140.