АДАПТАЦИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА К РАБОТЕ В МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

АДАПТАЦИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА К РАБОТЕ В МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Коровкина Е.С. 1
1РУДН
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Адаптация молодого специалиста к выбранной профессии является неотъемлемой частью процесса профессиональной подготовки квалифицированных кадров сестринского персонала. Для работы медицинской сестрой характерны высокие физические и психологические нагрузки, большая ответственность. От успешности адаптации молодых специалистов во многом зависит продолжительность и качество их деятельности.

Актуальность проблемы адаптации молодых специалистов сестринского дела к работе в медицинской организации обусловлена дефицитом сестринского персонала. Еще одна проблема заключается в том, что молодые специалисты сестринского дела, проработав непродолжительное время по специальности, уходят в частную медицинскую практику или меняют профессию, уходя из медицины. Отток молодых специалистов сестринского дела происходит из-за трудностей, возникающих в первый год работы [7].

В рамках исследования нами была поставлена цель: выявить успешность адаптации молодых специалистов сестринского дела к работе в медицинской организации.

Для достижения поставленной цели мы определили следующие задачи:

Провести теоретический анализ проблемы адаптации молодых специалистов сестринского дела к работе в медицинской организации.

Провести эмпирическое исследование успешности адаптации молодых специалистов сестринского дела к работе в: «ФГБУ НМИЦ ССХ им. А.Н. Бакулева» Минздрава России.

По первой задаче был проведен теоретический анализ проблемы адаптации молодых специалистов сестринского дела к работе в медицинской организации. Было выявлено, что молодой специалист – это работник, который завершил обучение и получил среднее или высшее образование, при этом впервые устроился на работу по полученной специальности.

Адаптация – это процесс и результат постоянного, как пассивного, так и активного приспособления индивида к изменяющимся условиям среды.

Выделяют психофизиологическую, социально-психологическую и профессиональную адаптацию к работе. Психофизиологическая адаптация подразумевает приспособление работника к новым условиям работы, новым для него психологическим и физическим нагрузкам, изменению ритма работы, санитарно-гигиеническим условиям, графику работы. Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс приспособления сотрудника к коллективу и руководителю, установление личных контактов, проявление социальной активности. Профессиональная адаптация – это освоение профессии, ее тонкостей, специфики. В нашем исследовании мы изучили все перечисленные виды адаптации.

Мы рассмотрели критерии успешности психофизиологической, социально-психологической и профессиональной адаптации к работе.

Н.В. Гуляева [10] описывает следующие критерии психофизиологической адаптации:

1. Состояние здоровья.

2. Уровень тревожности.

3. Настроение.

4. Степень утомляемости.

5. Активность поведения.

А.В. Белякова [6] предлагает следующие критерии социально-психологической адаптации:

1. Отношение к руководству:

– Эмоциональная поддержка со стороны руководителя

– Заинтересованность по отношению к мнению подчиненных

– Отношение к подчиненным с пониманием

2. Отношение к коллективу:

– Помощь при решении производственных задач

– Напряженные или дружеские взаимоотношения между давно работающими сотрудниками и новыми членами коллектива

– Помощь коллектива в проявлении личной инициативы и развитии способностей

3. Отношение к самому себе (удовлетворенность своей социальной ролью в коллективе)

4. Отношение к труду.

А.В. Федосеева [23] выделяет объективные и субъективные критерии профессиональной адаптации:

1. Объективные:

степень взаимодействия и согласованности специалиста с коллегами и руководителем;

быстрота приобретения и повышения квалификационного разряда;

стабильность количественных показателей труда: систематическое выполнение норм; продуктивность деятельности (высокая производительность при оптимальных нервно-психических затратах); отсутствие нарушений.

2. Субъективные:

удовлетворенность работой в целом и специальностью;

адекватная оценка своих профессиональных способностей и умений;

стремление к совершенствованию, повышению квалификации.

В нашем исследовании мы изучили все критерии психофизиологической и социально-психологической адаптации и субъективные критерии профессиональной адаптации.

Адаптационный процесс молодого специалиста – многоэтапный процесс, который занимает несколько лет. В нашем исследовании мы изучили успешность адаптации молодых специалистов на 2 этапе адаптационного процесса (первый год работы молодого специалиста).

В рамках решения второй задачи нами было организовано и проведено эмпирическое исследование.

Целью эмпирического исследования было выявить успешность адаптации молодых специалистов сестринского дела к работе в «ФГБУ НМИЦ ССХ им. А.Н. Бакулева» Минздрава России.

«ФГБУ НМИЦ ССХ им. А.Н. Бакулева» Минздрава России был выбран в качестве базы исследования, так как является одним из крупнейших в мире научных центров в области кардиохирургии и кардиологии, в котором работает 750 медицинских сестер. «ФГБУ НМИЦ ССХ им. А.Н. Бакулева» Минздрава России сотрудничает с ФГБПОУ «Медицинский колледж» РАМН и ФГАОУ ВО РУДН, что обеспечивает ежегодное трудоустройство молодых специалистов сестринского дела.

Для проведения исследования на основании критериев успешности адаптации к работе нами была разработан анкета, состоящая из 26 вопросов. В начале анкеты помещены общие вопросы. Далее следует 3 блока вопросов (блок «психофизиологическая адаптация»; блок «социально-психологическая адаптация»; блок «профессиональная адаптация). Каждый критерий оценивался участниками исследования по 5-балльной шкале. Результаты, полученные в ходе анкетирования, были обработаны с помощью методов статистической обработки данных.

Выборку исследования составили 30 молодых специалистов сестринского дела (77% женщины; 23% мужчины) в возрасте от 19 до 33 лет.

Результаты, полученные в ходе эмпирического исследования, свидетельствуют о достаточно успешной адаптации молодых специалистов сестринского дела в «ФГБУ НМИЦ ССХ им. А.Н. Бакулева» Минздрава России:

Наибольшую трудность для молодых специалистов представляет психофизиологическая адаптация (средний балл 3,65). Мы связываем это с преимущественно суточным графиком работы, постоянной концентрацией внимания на работе и физическим трудом.

Более успешно проходит социально-психологическая адаптация (средний балл 3,83). Мы связываем это с поддержкой молодых специалистов старшими сестрами и коллегами, трудоустройством после прохождения практики, стремлением молодых специалистов найти общий язык с коллективом. Тем не менее, не все сотрудники положительно настроены к «новичкам» и готовы им помогать, не каждый коллектив сам по себе является сплоченным.

По субъективной оценке самих молодых специалистов наиболее успешно протекает их профессиональная адаптация (средний балл 3,88). Такой высокий балл мы связываем с достаточно хорошим уровнем знаний, полученных во время учебы, наставничеством в первые 3 месяца работы и тем, что некоторые молодые специалисты могли завысить оценку своих профессиональных навыков. Трудности возникают в связи с недостатком опыта.

Результаты, полученные в ходе эмпирического исследования, опровергли выдвинутую нами гипотезу о том, что молодые специалисты сестринского дела испытывают трудности с адаптацией к работе в медицинской организации.

Самые низкие баллы были получены по следующим критериям:

энергичность - средний балл составил 3 ± 1,11.

степень спокойствия во время работы, связанной со страхом допустить ошибку - средний балл составил 3 ± 1,18.

Для повышения успешности адаптации по данным критериям нами были разработаны рекомендации для старших медицинских сестер:

Для повышения энергичности молодых специалистов сестринского дела необходимо создавать комфортные условия труда и оборудовать место для отдыха и приема пищи на работе (сестринская). Молодым специалистам необходимо проводить экскурсию на рабочем месте, рассказывать о времени обеденного перерыва. Важно учитывать пожелания молодых специалистов при составлении графика сменности, не ставить сотрудников сутки через сутки. Мы рекомендуем регулярно получать обратную связь от молодых специалистов о степени их утомляемости, при невозможности специалиста адаптироваться к суточному графику рассмотреть возможность для перевода сотрудника на график работы 2/2 или 5/2.

Чтобы снизить беспокойство молодых специалистов во время работы, связанной со страхом допустить ошибку, мы рекомендуем разработать памятки с алгоритмами выполнения манипуляций и действий в определенных рабочих ситуациях. Необходимо проводить контроль полученных знаний. Повышение уровня знаний молодых специалистов повысит их уверенность в своих силах и снизит риск совершения ошибки при работе.

Таким образом адаптация молодых специалистов сестринского дела к работе в медицинской организации представляет собой процесс приспособления к физическим условиям профессиональной среды, коллективу, его нормам, руководству и коллегам, трудовой деятельности. Как показало наше исследование, молодые специалисты достаточно успешно справляются с этим важным этапом профессионального пути. Трудности возникают в связи с утомлением в течение рабочего дня и страхом допустить ошибку.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 323-ФЗ [Электронный ресурс] / Консультант-плюс. – 1997-2022. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ (дата обращения: 07.10.2022).

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 07.10.2022) [Электронный ресурс] / Консультант-плюс. – 1997-2021. – Электрон. дан. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document /cons_doc_LAW_34683/cc065f088bd92d312b5fae714377b25f557ac44a/ (дата обращения: 20.10.2022).

Агаджанян, Н.А. Нормальная физиология. / Н.А. Агаджанян, В.М. Смирнов. – М.: Медицинское информационное агентство, 2009. – 520 с.

Алексеевский, А.А. Социально-профессиональная адаптация молодых специалистов: факторы влияния, критерии и показатели. / А.А. Алексеевский // Символ науки. – 2015. – № 6 – С. 344-346.

Безрукова, В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). / В.С. Безрукова. – Екатеринбург.: Б.и., 2000. – 937 с.

Белякова, А.В. Критерии социально-психологической адаптации молодых специалистов-менеджеров. / А.В. Белякова // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10 – С. 18-19.

Воробьева, О. Д.Адаптация выпускников средних специальных учебных заведений в медицинских организациях. / О.Д. Воробьева //Пермский медицинский журнал. – 2015. – том 32. – 2. – С. 81–85.

Головин, С.Ю. Словарь практического психолога. / С.Ю. Головин. – М.: АСТ, 2001. – 798 с.

Гордашников, В.А Образование и здоровье студентов медицинского колледжа. / В.А. Гордашников, А.Я. Осин. – М.: Академия Естествознания, 2009. – 395 с.

Гуляева Н.В. Психофизиологическая адаптация персонала к условиям профессиональной деятельности: курсовая работа / Н.В. Гуляева. – Ижевск. – 2011. – 25с.

Дикая, Л.Д. Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы. / Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. – М.: «Институт психологии РАН», 2007. – 624с.

Колесникова, М.Н. Факторы успешности адаптации персонала к условиям профессиональной деятельности. / М.Н. Колесникова // Вестник магистратуры. – 2016. – 57. –С. 4-7.

Комлев, Н.Г. Словарь иностранных слов: более 4500 слов и выражений. / Н. Г. Комлев. – М.: Эксмо, 2006. – 669 с.

Куприн, А.А. Эффективность трудовой адаптации как предпосылка успешной профессиональной деятельности. / А.А. Куприн // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2009. – 2. – С. 229-233.

Луцко, Е.А. К вопросу об определении критериев и факторов эффективности адаптации. / Е.А. Луцко // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2008. – 1. – С 205–209.

Маслоу, А. Психология бытия. / А. Маслоу. – М.: Рефл-бук, 1997. 304 с.

Мухаметова, А.Ф. Проблема адаптации молодых специалистов. / А.Ф. Мухаметова, А.А. Суворова // Инновационная наука. – 2015. – 7-1. – С 134–137.

Никифорова, Т.Ю. К вопросу о предупреждении профессиональной дезадаптации специалистов в условиях современных социальных вызовов. / Т.Ю. Никифорова, О.А. Бессонова. // Гуманитарные науки. – 2022. – 2 (58). – С. 126-133.

Новокрещенова, И.Г. Профессиональная адаптация молодого специалиста сестринского дела. / И.Г. Новокрещенова, Е.Е. Алексеева, В.В. Чунакова//Медицинская сестра. – 2016. – 8. – С. 48–51.

Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка. / С.И. Ожегов. – М.: АСТ, 2020. – 736 с.

Петрова, Н.Г.Проблема адаптации среднего медицинского персонала. / Н.Г. Петрова, В.Б. Брацлавский, С.Г. Погосян // Медико-фармацевтический журнал «Пульс». – 2016. – том 18. – 6. – С. 66–69.

Симанина, Е.Д. Факторы адаптации персонала. / Е.Д. Симанина // Научный журнал. – 2018. – 6 (29). – С. 67–68.

Федосеева, А.В.Организация профессиональной адаптации. / А.В. Федосеева// Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. С. 1527–1528.

Просмотров работы: 58