Применение аутентичных песен для развития иноязычной фонетической компетенции обучающихся 6 классов - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Применение аутентичных песен для развития иноязычной фонетической компетенции обучающихся 6 классов

Шишкина К.А. 1
1Новосибирский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В рамках поликультурного и многоязычного мира предмет «английский язык» занимает важное место в системе образования. Целью иноязычного образования является формирование и развитие коммуникативной компетенции обучающихся, в единстве с фонетической компетенцией и другими составляющими ИКК [2, с. 56].

За основу было взято определение Хомутовой Анастасии Александровны, которая определяет фонетическую компетенцию как основанную на знаниях, умениях, навыках и отношениях способность индивида осуществлять деятельность в рамках иноязычной коммуникативной компетенции в соответствии с произносительными нормами изучаемого языка [3].

Произношение тесно связано со слухом, поэтому аудирование является значимым видом речевой деятельности в развитии этой области у обучающихся. В современных учебниках английского языка (УМК «Английский в фокусе», УМК «Enjoy English», УМК «Rainbow English») наблюдается небольшое количество упражнений, направленных на развитие иноязычной фонетической компетенции, что доказывает актуальность темы исследования. Аутентичный песенный материал имеет весомую пользу при обучении иностранному языку, поскольку способствует развитию необходимых речевых умений и навыков, облегчает усвоение языкового материала, также повышает мотивацию обучающихся. Задачей исследования стала разработка дополнительных упражнений для развития иноязычной фонетической компетенции к УК «Английский язык. Сферы» 6 класса, с применением песенного материала.

В УК «Английский язык. Сферы» для 6 класса, в вводном модуле «The holidays are over» обучающиеся обсуждают составление описания погоды. На уроке обучающиеся могут отработать произношение слов по теме «Погода» с помощью песни «Have You Ever Seen the Rain» в исполнении группы Creedence Clearwater Revival. Задача обучающихся прослушать песню, распознать пропущенные слова по изученной теме, такие как: storm, rain, sunny day, cold, hot, а затем повторить композицию вместе с исполнителем.

В первом модуле учебника «Back to school» обучающиеся говорят о школе. В качестве разминки в начале урока, учитель может предложить обучающимся вспомнить произношение школьных дисциплин, используя песню «(What A) Wonderful World» в исполнении Сэма Кука. Задача обучающихся – прослушать песню и поднять руку, как только они услышат название одной из дисциплин (history, biology, French, science, geography, trigonometry, algebra). Затем обучающимся нужно прослушать песню ещё раз и вписать названия дисциплин в тексте композиции, после обучающимся предлагается соединить транскрипцию с верным словом, образуя пары.

Также в рамках модуля «Back to school» обучающиеся практикуют использование прошедшего простого времени (past simple). Закрепить употребление и произношение правильных и неправильных глаголов поможет песня «Who Knew» в исполнении певицы Pink. Задача обучающихся – прослушать песню, распознать глаголы в форме прошедшего времени и вписать их в пропуски в предложениях: took, promised, said, knew, were, happened, showed, believed, could, didnt. Затем обучающимся нужно распределить глаголы с окончанием –ed по произношению /d/ или /t/.

Во втором модуле «Pocket Money» обучающиеся рассматривают тему «shopping», для тренировки произношения слов может использоваться песня «Ob-La-Di, Ob-La-Da» группы «The Beatles». Обучающимся нужно прослушать песню, распознать и вставить пропущенные слова: trolley, store, buy, ring, marketplace. Затем обучающимся предлагается посмотреть на транскрипцию слов и произнести слова правильно во время аудиозаписи.

Песня группы Good Charlotte «Girls and Boys» также поможет обучающимся усовершенствовать произносительные навыки по теме «Spending money», обучающимся предлагается прослушать аудиозапись, распознать и вставить пропущенные слова в песне (money, well dressed, bill, pays, paper, plastic, shopping, fee). Затем обучающимся представляется возможность произнести данные слова и выбрать их верную транскрипцию.

В третьем модуле «Animals in the city» обучающиеся отрабатывают произношение названий животных с помощью песни «The Fox (What Does the Fox Say?)» дуэта «Ylvis», обучающимся нужно послушать песню, распознать и вставить пропущенные слова, а именно: dog, cat, bird, mouse, cow, frog, elephant, ducks, fish, seal, fox. Затем обучающиеся вращают «колесо», смотрят на звук и называют животное, которое его издаёт.

Отработать произношение сред обитания животных с обучающимися учитель может песней «Habitat» в исполнении певца Bill Oliver. Перед обучающимися стоит цель услышать различные среды обитания животных (ocean, forest, river) и слова по теме «Nature» (water, atmosphere, trees, ground, oxygen), вставить их в пропуски. После обучающимся следует совместить транскрипции с верными изображениями и назвать, что изображено на картинке.

В четвёртом модуле «A nice weekend» обучающиеся обсуждают активности в свободное время и описывают своё настроение, песня «Feeling good» в исполнении Nina Simone поможет обучающимся отработать произношение таких слов и выражений, как: Im feeling good, having fun, you shine, how I feel, freedom, new dawn, new day. Обучающимся нужно прослушать композицию, распознать пропущенные слова. Затем составить слова фраз в правильном порядке, произнося их.

Также песня «Perfect day» музыканта Lou Reed направлена на отработку произношения следующих слов и выражений: just a perfect day, feed animals, Im glad, its such fun, weekenders. Обучающимся нужно послушать песню, вставить пропущенные выражения, а затем произнести их на аудио.

В пятом модуле «This is where I live» обучающиеся говорят о месте своего жительства и о том, что их окружает. Песня «Big City Life» дуэта Mattafix поможетпотренироватьпроизношениефраз: big city life, how hard we try, take a moment to relax, don’t you wanna know me, be a friend of mine. Обучающиеся слушают композицию, распознают пропущенные фразы, затем составляют слова фраз в правильном порядке и произносят.

Создать особую атмосферу города во время урока и развить фонетическую компетенцию обучающихся поможет песня «Englishman in New York» в исполнении Sting. Прослушаваудиозапись, обучающимсянужновставитьвпропускифразы: see me walking down, the hero of the day, be yourself no matter what they say, this society, property, gentleness. Затемобучающимсяпредлагаетсявыбратьправильноепроизношениеслов (вернуютранскрипцию).


Вшестом модуле «Finding the way» песня «Find My Way» группы The Gabe Dixon Band поможетобучающимсяотработатьпроизношениефраз: it’s a long way, I got to find my way home, downtown, lean on. Обучающиеся прослушают песню, распознают и вставят пропущенные слова, и после – соединят фразы с подходящей транскрипцией, произнося фразы вслух.

Обсудить маршрут и повторить произношение фраз о городской жизни на уроке можно благодаря песне «Mulberry Street», которую исполняет дуэт Twenty One Pilots. Во время прослушивания обучающимся нужно распознать фразы: keep your sunny days, have the weekends, welcome to Mulberry Street, sidewalk, so good to see you, и затем верно произнести их.

Помимо отработки отдельных звуков и отработки произношения слов, применение аутентичных песен помогает улучшить связность речи. Некоторые обучающиеся произносят слова по отдельности, при воспроизведении песни за исполнителем, обучающиеся тренируются произносить слова «в потоке», не разрывая их друг от друга, что формирует беглость речи и развивает иноязычную фонетическую компетенцию.

Применение аутентичных песен на уроках английского языка в 6 классе – нетипичный способ развития фонетической компетенции, способный увеличить мотивацию обучающихся, заинтересовать их и создать «ситуацию успеха» на занятии, ведь современный учитель заинтересован в том, чтобы его обучающиеся могли с лёгкостью различать слова на слух и произносить их без ошибок, ведущих к сбою коммуникации.

Списоклитературы

Алексеев А.А., Смирнова Е.Ю., Дерков-Диссельбек Б. Английский язык : 6-й класс : учебник. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2022. – 185 с.

Примерная рабочая программа основного общего образования Английский язык : офиц. текст. – М. : 2021. – 109 с.

Хомутова Анастасия Александровна Фонетическая компетенция: структура, содержание // Вестник ЮУрГУ. Серия: Лингвистика. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/foneticheskaya-kompetentsiya-struktura-soderzhanie (дата обращения: 07.12.2022).

Научный руководитель – Светлана Петровна Хорошилова,

канд. псих. наук, доц. кафедры английского языка ФИЯ,

Новосибирскийгосударственныйпедагогическийуниверситет

Просмотров работы: 107