РАЗВИТИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В НАЧАЛЕ И КОНЦЕ ОБУЧЕНИЯ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

РАЗВИТИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В НАЧАЛЕ И КОНЦЕ ОБУЧЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Развитие синдрома эмоционального выгорания оказывает сильное влияние на студентов, ухудшает общее состояние здоровья и снижает стремление к успешному обучению, а также интерес к выбранной профессии медицинского работника. Проблема развития синдрома эмоционального выгорания студентов играет значительную роль в современных реалиях и является поводом для обсуждения в обществе.

Актуальность проблемы развития синдрома эмоционального выгорания студентов 1 и 4 курса медицинского института обусловлена тем, что во время обучения в вузе студента постоянно сталкивается с трудностями. На первом курсе это знакомство с профессией и деятельностью медицинского работника, новые преподаватели и одногруппники. На последнем курсе могут появиться трудности в подготовке к экзаменам и стресс перед аккредитацией, страх будущих перемен [4].

С начала и до конца процесс обучения потенциально содержит в себе возможность развития синдрома эмоционального выгорания. Особенно развитию СЭВ подвержены бакалавры 1 и 4 курса обучения, так как они должны переносить внушительные нагрузки, как физического, так и эмоционального характера, связанные с ознакомлением с медициной и прохождением различных практик. На первом курсе студенты испытывают стресс при знакомстве с новыми людьми, дисциплинами и правилами. В конце обучения студенты сдают государственный экзамен и аккредитацию, что, вполне вероятно, вызывает сильный стресс [2]. Сочетание воздействия этих факторов может привести к развитию СЭВ студентов.

Объектом исследования является синдром эмоционального выгорания студентов. Предметом исследования является развитие синдрома эмоционального выгорания у будущих бакалавров сестринского дела в начале и конце обучения.

Цель исследования: провести сравнительный анализ развития синдрома эмоционального выгорания у будущих бакалавров сестринского дела в начале и конце обучения.

Гипотеза исследования: студенты 1 курса уже имеют первые признаки развития СЭВ.

Нашими задачами было:

1. Провести теоретический анализ проблемы развития синдрома эмоционального выгорания студентов.

2. Провести эмпирическое исследование проблемы развития синдрома эмоционального выгорания у будущих бакалавров сестринского дела в начале и конце обучения в РУДН.

В рамках решения первой задачи нами были проанализированы подходы к определению основных понятий проблемы исследования. Под синдромом эмоционального выгорания подразумевается состояние организма, при котором возникает физическое эмоциональное и умственное истощение, в результате стрессовых воздействий. В нашей работе выгорание представляет собой психическую напряженность, «истощение» от постоянного межличностного взаимодействиями с людьми и сильной эмоциональной отдачей в процессе трудовой или учебной деятельности.

Мы выяснили, что существуют две группы факторов развития СЭВ. Их можно разделить на внешние и внутренние. К внешним факторам относятся: хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность, синдром отличника, неблагополучная психологическая атмосфера учебной деятельности [5, 8]. К внутренним факторам относятся: склонность к эмоциональной ригидности, интенсивное восприятие и переживание обстоятельств учебной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в учебной деятельности и нравственные дефекты и дезориентация личности [5]. В нашем исследовании мы изучали все факторы эмоционального выгорания, как внешние, так и внутренние.

Можно выделить 3 группы симптомов эмоционального выгорания: психоэмоциональные, физические и социально-поведенческие. К психоэмоциональным симптомам относят чувство беспомощности и одиночества. Физически эмоциональное выгорания проявляется как чувство постоянной усталости, бессонница и изменение аппетита. К социально-поведенческим симптомам относят медлительность, уход от ответственности и употребление различных запрещенных веществ [15]. Мы изучали все вышеперечисленные симптомы эмоционального выгорания.

Было изучено две методики диагностики СЭВ, а именно «Диагностика эмоционального выгорания личности» В.В. Бойко и опросник К. Маслач, состоящий из 22 суждений. Методика В.В. Бойко помогает выявить наличие СЭВ и узнать, на какой из трех фаз оно находится [5]. В нашем исследовании применялась методика К. Маслач, благодаря которой мы смогли определить, насколько развита каждая из трех стадий СЭВ и подчитали интегральный индекс выгорания.

В ноябре 2021 года был проведен первый этап исследования синдрома эмоционального выгорания студентов старшего курса медицинского института, в котором говорилось о профилактике СЭВ. Результаты первого этапа исследования говорят нам о том, что у 63,6% респондентов развита фаза «эмоциональное истощение» на высоком уровне. У 72,7% участвующих в исследовании развита фаза «деперсонализация» на высоком уровне. Фаза «редукция личных достижений» развита у 51,5% респондентов на высоком уровне [10]. Среднее значение интегрального индекса выгорания в нашем исследовании составляет 0,57±0,1. Данные первого этапа исследования были использованы для расчет выявления различия в распределении с помощью t-критерия Стьюдента между показателями респондентов первого этапа исследования и нынешними студентами-бакалаврами 4 курса.

В рамках решения второй задачи было проведено исследование, с помощью GoogleForms. Участниками исследования являлись студенты 1 и 4 курса направления подготовки «Сестринское дело». Была использована методика К. Маслач и самостоятельно составленная анкета, направленная на самооценку проявлений признаков СЭВ, так же посчитывался интегральный индекс выгорания и различие в распределении с помощью t-критерия Стьюдента [9]. Средний возраст респондентов составил 21±3,2, женщин участвовало – 85,4%, мужчин – 14,6%. 75% респондентов только учатся в университете, нигде не работают.

Фаза «деперсонализация» наиболее часто развита у респондентов 3 и 4 курса на высоком уровне – 72,2% и 68,6%. У респондентов 1 курса наиболее сильно развита фаза «эмоциональное истощение» – 86,8%. Среднее значение интегрального индекса выгорания у респондентов 1 курса составляет 0,56±0,1; у респондентов 4 курса составляет 0,53±0,1; у респондентов 3 курса - 0,57±0,1. Можно увидеть, что среднее значение интегрального индекса у 4 курса меньше, чем у 1 и 3 курса.

Наиболее часто встречаемый фактор развития СЭВ по самооценке респондентов – интенсивное переживание за учебную деятельность – 4,1. Самым распространенным признаком развития СЭВ по самооценке респондентов стала хроническая усталость – 4,6. Итак, tэмп=2,5tкр=2,11 при p = 0,05. tкр< t эмп, что говорит о достоверных различиях в распределении показателей самооценки проявлений признаков СЭВ.

Исходя из данных, полученных при вычислении t-критерия Стьюдента, при сравнении показателей шкал и интегрального индекса выгорания респондентов 3 и 4 курса, можем видеть, что различий в распределении признаков не выявлено.

Так же приведены данные вычисления t-критерия Стьюдента между показателями 1 и 4 курса. Различий в распределении показателей шкал и интегрального индекса выгорания у респондентов в начале и конце обучения не выявлено.

Интегральный индекс выгорания у респондентов 1 курса выше, чем у респондентов 4 курса. Это говорит о тенденции снижения интегрального индекса к завершению обучения. Достоверные различия в распределении показателей самооценки проявлений СЭВ у респондентов 1 и 4 курса могут быть связаны с тем, что респонденты 4-го курса стали внимательнее относиться к признакам СЭВ и вовремя применять меры профилактики. Можем сказать, что обучение в РУДН не оказывает негативного влияния на эмоциональное состояние студентов.

Наша гипотеза: студенты 1 курса уже имеют первые признаки развития синдрома эмоционального выгорания. В процессе исследования мы выяснили, что у респондентов 1 курса наиболее сильно развита фаза «эмоциональное истощение» – 86,8%, а интегральный индекс выгорания даже выше – 0,56; чем у респондентов 4 курса – 0,53. Тем самым, наша гипотеза подтвердилась.

Таким образом, развитие синдрома эмоционального выгорания у будущих бакалавров в начале и конце обучения обусловлено воздействием целого ряда стрессовых факторов, которые могут быть связаны как с учебным процессом, так и с личными переживаниями. В дальнейшем это приводит к появлению хронической усталости. Но вовремя предпринятые меры профилактики и знания, полученные в процессе обучения, способны улучшить ситуацию с развитием СЭВ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Баранова, Ю.В. Выгорание студентов медицинских вузов / Ю.В. Баранова, В.Я. Герасимова. // Молодой ученый. – 2019. - № 4 (242). – С. 149-152.

Воронова, А.Д. Влияние эмоционального выгорания на работу медицинских сестер. / А.Д. Воронова [Электронный ресурс] / Студенческий научный форум. – 2009-2022. – Электр. дан. – Режим доступа: https:// scienceforum.ru/ 2020/article/2018020652 (дата обращения 26.09.2022).

Коломейцева, Н.Г. Исследование синдрома эмоционального выгорания у представителей различных профессиональных групп: выпускная квалификационная работа 44.03.02. / Н.Г. Коломейцева – Лесосибирск, 2016. – 50 с.

Кубайкина, К.В. Комплексная оценка синдрома эмоционального выгорания у студентов выпускников – биологического направления: выпускная квалификационная работа 020400.62 / К.В. Кубайкина. – Казань, 2016. – 44 с.

Мальцева, С.М. Причины возникновения и профилактика синдрома эмоционального выгорания у студентов. / С. М. Мальцева, Ж. В. Смирнова [Электронный ресурс] / Нижегородский государственный педагогический университет – 2020-2022. - Электр. дан. – Режим доступа: https:// clck.ru/32DP8T (дата обращения 20.09.2022).

Маслач, К. Диагностика эмоционального выгорания. / К. Маслач [Электронный ресурс] / Академия последипломного образования. – 2019-2022. – Электр. дан. – Режим доступа: https://clck.ru/32X4LM (дата обращения 19.10.2022).

Никишина, Т.И. Профилактика синдрома эмоционального выгорания врачей-стоматологов: магистерская диссертация 34.04.01 / Т.И. Никишина. – Екатеринбург, 2017. – 83 с.

Опросник выгорания Маслач «Подсчет интегрального индекса выгорания» [Электронный ресурс] / Энциклопедия психодиагностики. – 2009-2022. – Электрон. дан. – Режим доступа: https:// psylab.info/ Опросник_выгорания_Маслач (дата обращения: 10.12.2022).

Пешкова, А.Д. Профилактика синдрома эмоционального выгорания студентов старших курсов медицинского института / А.Д. Пешкова [Электронный ресурс] / Студенческий научный форум. – 2009-2022. – Электр. дан. – Режим доступа: https://scienceforum.ru/2022/article/2018029938 (дата обращения 27.11.2022).

Рязанцев, А.А. Профилактика психоэмоционального выгорания у студентов-медиков. / А.А. Рязанцев. // SCI-ARTICLE. – 2019. - №72. – С. 50-57.

Скоробогатова, Ю.В. Особенности эмоционального выгорания студентов педагогического вуза и его профилактика с помощью тайм-менеджмента / Ю.В. Скоробогатова // Перспективы науки и образования. – 2019. № 2 (38). – С. 284-294.

Солодкова, С.Д. Синдром эмоционального выгорания у медицинских сестер. / C.Д. Солодкова [Электронный ресурс] / Студенческий научный форум. – 2009-2022. – Электр. дан. – Режим доступа: https:// scienceforum.ru /2020/article/2018020652 (дата обращения 13.09.2022).

Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323–ФЗ (последняя редакция) (ред. от 01.04.2020) [Электронный ресурс] / Консультант–плюс. – 1999–2022. – Электрон. дан. – Режим доступа: https:// www.consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_121895/ (дата обращения: 25.09.2022).

Федоренко, Т.В. Эмоциональное выгорание и его влияние на работоспособность медицинских сестер. / Т.В. Федоренко [Электронный ресурс] / Студенческий научный форум. – 2009-2022. – Электр. дан. – Режим доступа: https:// scienceforum.ru/ 2021/article/2018024862 (дата обращения 27.09.2022).

Юдина М.П. Эмоциональное выгорание: причины появления и клинические симптомы. / М.П. Юдина [Электронный ресурс] / Навигатор московского здравоохранения. – 2004-2022. – Электр. дан. – Режим доступа: https://clck.ru/32RD2B (дата обращения 19.10.2022).

Просмотров работы: 177