ВЛИЯНИЕ ФИТНЕСА НА ОРГАНИЗМ СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ВЛИЯНИЕ ФИТНЕСА НА ОРГАНИЗМ СТУДЕНТОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Широко известно, что физические упражнения имеют важное значение для здорового образа жизни. В настоящее время занятия фитнесом интенсивно развиваются и приобретают все большую популярность. Регулярные физические упражнения снижают риск таких проблем со здоровьем, как: инсульт, рак, диабет, заболевания печени и почек, ожирение, остеопороз и заболевания головного мозга, такие как деменция и депрессия. Согласно Родионовой (2019) [1], фитнес - это “физическая активность, которая спланирована, структурирована и повторяется с целью тренировки любой части тела, используемой для улучшения здоровья и поддержания физической формы”.

Фитнес, помимо занятий физическими упражнениями также включает в себя режим дня, восстановление после занятий, отдых, правильное питание, то есть здоровый образ жизни.

Существует различные виды фитнеса: аэробика, аквааэробика, шейпинг, фитнес-танцы и просто танцы, фитбол, тренажерные залы, стретчинг (калланетика, пилатес, бодифлекс). Особенно выделяют йогу, она бывает полноценной аэробной или даже анаэробной нагрузкой. Далее мы более подробно рассмотрим каждый вид фитнеса.

Классическая, танцевальная и прочие модификацииаэробики — в этом виде фитнеса сочетаются упражнения для разработки мышц и пластики, дыхательные упражнения. Аэробика- вид гимнастики, который состоит из аэробных упражнений под ритмичную музыку. Положительно влияет на организм, она укрепляет сердечно-сосудистую систему, способствует снижению веса и улучшению фигуры. Очень эффективна при похудении, так как сжигается много калорий.

Аквааэробика — вид аэробики, при котором тренировки проходят в бассейне. Выполняются упражнения на все основные группы мышц. Дополнительная нагрузка идет из-за сопротивления воды.

Стретчинг комплекс упражнений на растяжку мышц, которые возвращают телу гибкость. Этот вид фитнеса способствует расщеплению жира в подкожных слоях и избавлению от целлюлита, улучшает кровообращение. Помогает поддерживать правильную осанку, предотвращает боли в спине.

Пилатес — упражнения для укрепления мышц спины, пресса, живота и малого таза, особенно рекомендован для людей нарушением осанки, для восстановления после травм.

Калланетик — упражнения из восточной гимнастики с элементами дыхательных упражнений. Его основа - растягивающие упражнения.

Бодифлекс — дыхательная гимнастика с одновременным растягиванием и напряжением мышц.

Байлотерапия - данная методика представляет собой сочетание элементов аэробики и латиноамериканских танцев. Упражнения выполняются под различные этнические ритмы — не только латиноамериканские, но также восточные и африканские. Байлотерапия предполагает постепенное ускорение темпа в течение занятия.

Задачи такого вида фитнеса- снижение веса, тренировка мышц живота и бедер, коррекция фигуры. Тай-бо- относительно молодой, но популярный вид фитнес-тренировки. Тай-бо требует особой выносливости, силы и энергии. Специалистами замечено, что 1 час занятий тай-бо по затратам энергии эквивалентен 10-километровому забегу на беговой дорожке. Различные элементы боевых движений из бокса, каратэ и таэквондо исполняются в стиле аэробики под энергичную музыку. Поскольку данный вид фитнеса не предполагает контактного боя, риск травм при занятиях сводится к нулю. Фитнес-йога — упражнения сочетаются с элементами дыхательных практик, чередованием динамических и статических движений. Этот вид современного фитнеса эффективен при борьбе со стрессами.

Фитбол (гимнастический мяч) — упражнения выполняются на мяче в разных положениях, создавая, так называемый, мышечный корсет вокруг позвоночника. Этот вид фитнеса укрепляет пресс, улучшает осанку.

Упражнения с утяжелителями  — эти упражнения помогают укрепить мышцы и развить мускулатуру. Сюда относятся и бодибилбинг, и кроссфит, и пауэрлифтинг и прочие силовые виды активности, направленные на гипертрофию мускулатуры.

Скандинавская ходьба — вид физической активности, в котором используются определённая методика занятия и техника ходьбы при помощи специально разработанных палок.

Основные этапы или периоды занятий — это подготовительная стадия, или разминка, призванная разогреть тело; базовый, основной этап и восстановление (заминка).[2]

Давайте разберемся, в чем именно заключаются преимущества занятия фитнесом для студентов.

Влияние фитнеса на организм студентов

Развитие мозга

Физические упражнения могут помочь улучшить развитие мозга, что может повысить когнитивные способности. Одно исследование показало, что 12 недель аэробных упражнений средней и высокой интенсивности, по-видимому, оказывают положительное влияние на уровни нейротрофического фактора головного мозга (BDNF) [3]. BNDF - это белок, который способствует росту нервных клеток и, таким образом, играет решающую роль в развитии мозга. Чесно А.В. объясняет, что физические упражнения улучшают обучение через три аспекта: фитнес улучшает ваше мышление, повышая бдительность, внимание и мотивацию; подготавливает и стимулируют нервные клетки к связыванию друг с другом, что является основой для передачи и освоения новой информации; и способствует росту новых нервных клеток [3]. По сути, физические упражнения подготавливают мозг к обучению и облегчают запоминание информации.

Фитнес - механизм преодоления стресса.

Важно отметить, что не все стрессы вредны. Существует положительный стресс, иначе известный как эустресс, который связан с улучшением производительности. Дистресс - это негативный стресс, который связан со снижением работоспособности и негативными последствиями для здоровья, такими как ожирение, диабет и депрессия. Хотя точные физиологические механизмы, объясняющие, как физические упражнения улучшают “дистресс”, не были определены, есть некоторые данные, свидетельствующие о том, что фитнес улучшает то, как организм справляется со стрессом, за счет изменений в гормональных реакциях и воздействует на нейротрансмиттеры, которые влияют на настроение и поведение. Исследование среди женщин студенческого возраста показало, что те, кому разрешили сделать перерыв в занятиях спортом (20 минут езды на велосипеде низкой интенсивности), были более спокойными, и это может быть связано с гипотезой “тайм-аута”, то есть передышки от ежедневных стрессов и забот [5].

Сон

Аэробные упражнения приводят к улучшению качества сна, что имеет решающее значение для академической успеваемости студента. Сон помогает сохранить больше информации в голове, поскольку она перемещается из краткосрочной в долгосрочную во время сна с быстрым движением глаз. Недостаточный сон приводит к снижению бдительности и внимания. Высшие функции мозга, такие как речь, логическое мышление и творческие способности, также нарушаются, что влияет на способности учащихся.

Сапожникова О.В. пишет в своем учебном пособии, что регулярные занятия оказывают оздоровительное влияние на сердечнососудистую, респираторную и мышечную системы. Во время фитнес-тренировки происходит ускорение сердечной деятельности и дыхания, увеличивается скорость потока крови в сосудах, возрастает артериальное давление, ускоряется метаболизм. Изменения в деятельности дыхательной системы: увеличивается частота и глубина дыхания, расширяются кровеносные сосуды легких и дыхательных путей. Также увеличивается сила дыхательных мышц, общий объем легких и жизненная емкость легких и количество кровеносных сосудов в легких. Наиболее хороший результат тренировки заключается в израсходовании энергии, непосредственно пропорциональной продолжительности и интенсивности мышечной деятельности, которая позволяет возместить недостаток энергии в организме. Важно увеличить сопротивление организма к действию неблагоприятных причин внешней среды: напряженные ситуации, большие и низкие температуры, радиация, травмы, гипоксия. В результате повышения иммунитета увеличивается и устойчивость к простудным заболеваниям [7].

Наряду с физическими преимуществами, тренировки также могут принести людям много других преимуществ, таких как:

Улучшить настроение

Уменьшить симптомы депрессии и тревоги

Повысить самооценку

Улучшить образ тела

Улучшить когнитивные функции

Эндорфины, которые высвобождаются во время упражнений, повышают уровень счастья. Таким образом, физические упражнения также делают вас здоровее и счастливее. Когда люди испытывают стресс или расстроены, или им просто нужно выплеснуть разочарование, физическая активность является идеальным выходом.

Опрос студентов САФУ

Среди студентов САФУ был проведен опрос на тему: «Влияние фитнеса на организм человека». В опросе участвовало 32 человека. Большая часть (68%) отметили, что они занимаются фитнесом регулярно, а 32% не занимаются фитнесом. Половина студентов (52%) студентов приходит на занятия с хорошим настроением, а 48% приходят в плохом настроении. Самым популярным видом фитнеса оказался стретчинг, им занимаются 50% студентов. На втором месте - аэробика, этим видом фитнеса занимается 30% опрошенных. На третьем месте занятия силовым фитнессом. 22 %. В ходе исследования нами был проведен тест Айзенка Самочувствие, активность, настроение (САН), чтобы определить их психоэмоциональное состояние до и после тренировки. Результаты были такими: самочувствие повысилось в среднем на 28%, активность увеличилась на 42%, а настроение студентов поднялось на 64%. Соотношение показателей после занятия было примерно равным, что является важным при анализе функционального состояния.

Выводы по работе: Возможно, ключом к повышению успеваемости студента является не добавление дополнительных учебных часов к плотному графику, а включение постоянных физических упражнений в образ жизни.

Регулярные физические упражнения могут стать важным и действенным изменением в образе жизни студента. Фитнес не только повышает мощность мозга, но и может помочь учащимся справляться со стрессами в жизни и оставаться здоровыми, еще больше повышая их эмоциональное благополучие и выносливость. Физическая активность может улучшить практически каждый аспект жизни человека.

Список использованной литературы

Родионова И. А. и др. Влияние фитнес-подготовки на здоровье студентов в системе высшего образования //Гуманитарные науки. – 2019. – №. 1 (45). – С. 95-100.

Польза и вред от занятий фитнесом. – Режим доступа: http://mastergym.ru/fitnes-pomoshchnik/stati/polza-trenirovok/polza-i-vred-ot-zanyatij-fitnesom

Гибадуллина А. Р., Налимова М. Н. Влияние фитнеса на здоровье человека //Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2019. – №. 11 (39). – С. 65-68.

Валь К. В., Ефремов О. В. Влияние фитнеса на здоровье человека //Развитие современного образования: теория, методика и практика. – 2016. – №. 1. – С. 252-254.

Чесно А. В. и др. Влияние различных направлений фитнеса на физическое состояние студенток //Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. – 2020. – №. 2 (180). – С. 457-461.

Семенив Д. А. Влияние занятий танцевальным фитнесом на физическое развитие и физическую подготовленность студенток БФУ. Им. И. Канта //Синергия наук. – 2018. – №. 23. – С. 1607-1615.

Сапожникова О. В. Фитнес : [учебное пособие] / Министерство образования и науки Российской Федерации ; Уральский федеральный ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015. — 144 с.

Просмотров работы: 140