РАЗВИТИЕ ТЕОРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ЧЕРЕЗ ДИСЦИПЛИНУ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

РАЗВИТИЕ ТЕОРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ЧЕРЕЗ ДИСЦИПЛИНУ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сейчас в стране проходит гуманитаризация образования (внедряется «система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и таким образом влияющих на формирование личной зрелости обучаемых») [1,с.58] . В связи с этим проблема гражданского воспитания обучающихся стоит остро.

Одной из важнейших проблем изучения иностранного языка является расширение аналитических знаний студентов посредством эмоционального более углубленного изучения истории Великой Отечественной войны через дисциплину « Иностранный язык» с гражданской позиции личности.

Цель исследования: проследить развитие теоретического мышления студентов технического колледжа посредством изучения истории Великой Отечественной войны через дисциплину « Иностранный язык».

Содержание общегражданского политического сознания обусловливает его функции. Цели-функции гражданского воспитания «разделяются на образовательные, воспитательные и развивающие»[4, с. 85].

Образовательная цель заключается в раскрытии у обучающихся общечеловеческих и общегражданских политических ценностных ориентаций обновления общества, «вооружить их умениями политического диалога и культурного ведения дискуссии, ораторского и организаторского искусства, чёткого и ясного изложения мысли в свободной устной речи»[4, с. 85 ].Оно развивает способность эмоционального, убедительного, аргументированного монолога, формирует у обучающихся « устойчивую систему привычного ответственного гражданского сознания, умения отстаивать свои убеждения, учит жить в условиях демократии »[4, с. 85].

Воспитательная функция включает доступную общественно-гражданскую деятельность, например, волонтёрскую деятельность, в которой формируется «патриотизм, и интернационализм, а также высокие морально-политические качества »[4, с. 85].

Именно в гражданско-волонтёрской работе происходит формирование у обучающихся таких чувств как патриотизм и интернационализм, а также вы­сокие морально-политические качества. Так, обучающиеся 1 - 3 курсов колледжей, юноши и девушки, стремятся к выработке собственных идеалов, определению, жизненных целей, которые помогают найти им место в жизни, выбрать профессию и реализовать себя как личность и индивидуальность. Они способны к глубокому освоению идеи гражданственнос­ти и политических общечеловеческих ценностей, к отстаиванию своих убеждений, к самостоятельной оценке политической информации. По словарю Л.В.Мардахаева гражданственность – это чувство неразрывной связи с народом, сознание ответственности за безопасность, процветание Родины, ее продвижение по пути прогресса» [2,с.55].

Уроки, классные часы, другие фор­мы, гражданского воспитания обучающихся требуют от классного руководи­теля, преподавателя разносторонней научной подготовки.

Критерии гражданской, нравственной воспитанности, социализированности, профессионально-трудовой направленности личности являются: социально-адаптивный,ˎ ценностно-смысловой,ˎ познавательно-деятельностный. Определение критериев, разработка методики выявления гражданской, нравственной, профессиональной воспитанности, социализированности, учета и оценки поведения, деятельности обучающихся — важнейшее условие диагностики и совершенствова­ния воспитательной работы со студентами. Личность во всем многообра­зии ее качеств и свойств существует как целостность. Ее нельзя разделить.

Произошло развитие теоретического мышление обучающихся после углублённой самостоятельной работы студентов в экспериментальной группе: составление плана к тексту, краткой аннотации к тексту, написание сообщений бытового и делового характера, разработки совместных проектов и защиты и публичного представления презентаций по проблемной тематике; закрепление навыков использование английской грамматики, как в письменной, так и в устной форме с опорой на базовый уровень в сочетании коммуникативного, компетентностного, деятельностного и субъектно-ситуационного подходов в обучении иностранному языку.

Методом исследования являлся социологический опрос обучающихся.

Результаты исследования показали, что в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой у студентов развились речевые способности, связанные с мыслительными операциями, например: способность к догадке, способность логически излагать свои мысли на иностранном языке, самостоятельно обобщать и формулировать грамматические правила, умение классифицировать, сравнивать, анализировать, предвосхищать события и критически относиться к высказанной точке зрения, к ситуации, к явлению.

Экспериментальная база исследования:обучающиеся 1-4 курсов отделений ГБПОУ КК КТК. Так, проводя анкетирование студентов, было установлено, что более 80% студентов 1 курса любознательны, около 60% студентов 2 курсов и 70% студентов 3 курса предпочитают получать профессиональную информацию из Интернета и научных журналов, более 60% студентов 4 курса предпочитают заниматься своим профессиональным самообразованием в библиотеках, читальных залах, на дополнительных курсах, через изучение дополнительной профессиональной литературы.

В результате педагогического эксперимента нами были использованы следующие «методы по П.И. Пидкасистому и Г.И. Щукиной: формирующие мировоззрение и осуществляющие обмен информацией; организующие деятельность обучающихся и стимулирующие её мотивы; оказывающие помощь обучающимся и осуществляющие оценку из поступков; ориентированные на формирование положительного опыта поведения обучающихся в общении и деятельности; направленные на достижение единства сознания и поведения обучающихся; использующие поощрение и наказание»[5, с.244].

Так, во время эксперимента с обучающимися экспериментальных групп проводились следующие формы работы: написание сочинений на английском языке по теме «мои любимые произведения о Великой отечественной войне», написание эссе по теме « Трудовые династии и моя профессиональная карьера»,

защита проектов презентаций по теме « История трудовых коллективов в отрасли по выбранной специальности», рисование и воспроизведение фильма « Моя карьера в будущем», рисование и объяснение дерева общечеловеческих ценностей и жизнедеятельности человека», защита проекта « Древо мотивов моей трудовой деятельности», ведение дискуссии по теме « Гражданская воля, патриотизме, любовь к Родине и мои трудовые будни», подготовка и защита презентаций проектов по теме « Отрасль, в которой я буду трудиться, приносить пользу людям, стране».

В контрольных группах все занятия по дисциплине « иностранный язык проходили в соответствии с календарно-тематическим пленом.

Во время исследования было опрошено 198 человек.

Было проведено анкетирование студентов групп Т 1-9,Э1-9б, ТО 1-9б,ЭС 2-9,АМ 2-9К, Э 3-9а, ТО 3-9, ЭО 4-9, ТО 4-9 .Основные положения и результаты проведённого исследования обсуждались в группах: ТМ 2-9, ТО 2-9, АМ 3-9к, АМ 4-9к, ТО 4-9, Э 2-9б, ЭО 2-9а, Э 3-9б, Э 4-9а.Во время исследования было опрошено 198 человек.

Таблица 1. Развитие теоретического мышления студентов посредством Иностранного языка%

Вопросы

К-до

К-после

Разница

Э-до

Э-после

Разница

Итого

1.Что для вас значит праздник 9 Мая?

-патриотический день

67

69

2

73,5

89

15,5

13,5

2.Вы интересовались подвигами народов России в годы Великой Отечественной войны?

28

32

4

70,5

98

27,5

23,5

3.Знаете ли вы биографию какого-либо героя Великой Отечественной войны?

24

34

10

51,4

64

12,6

2,6

4.Хотели бы вы походить на какого-нибудь героя Отечественной войны?

34

38

4

58,8

69

10,2

8,2

5.Смогли бы вы сейчас помочь людям в трудную минуту?

23

28

5

79,4

82

2,6

-2,4

6.Вы готовы встать на защиту Родины, если возникнет угроза войны?

47

53

6

92,7

98

5,3

-0,7

7.Любите ли вы свою “малую” Родину

45

59

14

97

100

3

-11

8.Необходимо изучение иностранных языков в течение всей жизни?

54

68

14

98

100

2

-12

9.Необходимо приобщаться к диалогу культур через изучения иностранного языка?

65

74

9

97

100

3

-6

10.Нужны ли Вам коммуникативные компетенции на английском языке?

47

58

11

59

87

28

17

11. Помогает ли изучение английского языка отстаивать свою гражданскую позицию при обсуждении проблем?

43

57

14

64

96

32

18

12. Помогает ли изучение иностранного языка лучше анализировать ситуации?

28

34

6

78

86

8

2

В результате опроса было выявлено: что в экспериментальной группе 69% хотели бы походить на героя Отечественной войны, 82% смогли бы сейчас помочь другим людям в трудную минуту, 98% могли бы встать на защиту Родины сейчас, 100% обучающихся любят свою малую родину, 96% обучающихся считают, что изучение английского языка помогут решать жизненные проблемы. Результаты исследования обсуждались в экспериментальной группе обучающихся. В ходе эксперимента мы опирались на антропоцентристскую модель воспитания, в которой обучающийся понимался как открытая система, постоянно изменяющаяся и обновляющаяся одновременно с обновляющимся окружающим миром, и на создании среды максимально благоприятной для саморазвития индивида.В процессе образования у студентов развиваются эстетические и профессионально-нравственные качества личности: гражданское, нравственное сознание, гуманизм, свобода и ответственность, социализированность, самореализация в сочетании индивидуального с общественным. Действенно-практическая сфера личности представляет собой «совокупность общественно необходимых знаний, умений, способностей, черт характера и других качеств, обеспечивающих успешность практической (трудовой, общественной, художественно-прикладной) деятельности человека» [3,с.20]. В действенно – практической сфере личности развиваются: культура труда в отрасли, мастерство (профессионализм) человека, трудовая продуктивная активность личности, профессиональная, общественная сознательность, потребность в труде на благо общества, готовность упорно трудиться в социуме, ответственные взаимоотношения в процессе трудовой деятельности, ценности, гражданское отношение к результатам деятельности. Так, трудовая нравственность характеризует отношение личности к трудовой деятельности, людям труда и его результатам. Для развития действенно-практической сферы личности необходима «сама трудовая, общественная, художественно-прикладная деятельность, ориентированная на получение полезного для людей, для общества результата»[3,с.21].

Список литературы:

1.Глебова, Л.С. Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528с.

2.Мардахаев, Л.В. Словарь по социальной педагогике. М.: Изд. Центр «Академия», 2002. – 368с.

3.Селевко, Г.К., Селевко, А.Г.Социально-воспитательные технологии. – М.: Народное образование , 2002. – 176с.

4.Рапацевич, Е.С. Современный словарь по педагогике. – Минск: Современное слово, 2001. – 928с.

5.Реан, А.А., Бордовская, Н.В., Розум, С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2005. – 432с.

Просмотров работы: 14