Сейчас в стране проходит гуманитаризация образования (внедряется «система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и таким образом влияющих на формирование личной зрелости обучаемых») [1,с.58] . В связи с этим проблема гражданского воспитания обучающихся стоит остро.
Одной из важнейших проблем изучения иностранного языка является расширение аналитических знаний студентов посредством эмоционального более углубленного изучения истории Великой Отечественной войны через дисциплину « Иностранный язык» с гражданской позиции личности.
Цель исследования: проследить развитие теоретического мышления студентов технического колледжа посредством изучения истории Великой Отечественной войны через дисциплину « Иностранный язык».
Содержание общегражданского политического сознания обусловливает его функции. Цели-функции гражданского воспитания «разделяются на образовательные, воспитательные и развивающие»[4, с. 85].
Образовательная цель заключается в раскрытии у обучающихся общечеловеческих и общегражданских политических ценностных ориентаций обновления общества, «вооружить их умениями политического диалога и культурного ведения дискуссии, ораторского и организаторского искусства, чёткого и ясного изложения мысли в свободной устной речи»[4, с. 85 ].Оно развивает способность эмоционального, убедительного, аргументированного монолога, формирует у обучающихся « устойчивую систему привычного ответственного гражданского сознания, умения отстаивать свои убеждения, учит жить в условиях демократии »[4, с. 85].
Воспитательная функция включает доступную общественно-гражданскую деятельность, например, волонтёрскую деятельность, в которой формируется «патриотизм, и интернационализм, а также высокие морально-политические качества »[4, с. 85].
Именно в гражданско-волонтёрской работе происходит формирование у обучающихся таких чувств как патриотизм и интернационализм, а также высокие морально-политические качества. Так, обучающиеся 1 - 3 курсов колледжей, юноши и девушки, стремятся к выработке собственных идеалов, определению, жизненных целей, которые помогают найти им место в жизни, выбрать профессию и реализовать себя как личность и индивидуальность. Они способны к глубокому освоению идеи гражданственности и политических общечеловеческих ценностей, к отстаиванию своих убеждений, к самостоятельной оценке политической информации. По словарю Л.В.Мардахаева гражданственность – это чувство неразрывной связи с народом, сознание ответственности за безопасность, процветание Родины, ее продвижение по пути прогресса» [2,с.55].
Уроки, классные часы, другие формы, гражданского воспитания обучающихся требуют от классного руководителя, преподавателя разносторонней научной подготовки.
Критерии гражданской, нравственной воспитанности, социализированности, профессионально-трудовой направленности личности являются: социально-адаптивный,ˎ ценностно-смысловой,ˎ познавательно-деятельностный. Определение критериев, разработка методики выявления гражданской, нравственной, профессиональной воспитанности, социализированности, учета и оценки поведения, деятельности обучающихся — важнейшее условие диагностики и совершенствования воспитательной работы со студентами. Личность во всем многообразии ее качеств и свойств существует как целостность. Ее нельзя разделить.
Произошло развитие теоретического мышление обучающихся после углублённой самостоятельной работы студентов в экспериментальной группе: составление плана к тексту, краткой аннотации к тексту, написание сообщений бытового и делового характера, разработки совместных проектов и защиты и публичного представления презентаций по проблемной тематике; закрепление навыков использование английской грамматики, как в письменной, так и в устной форме с опорой на базовый уровень в сочетании коммуникативного, компетентностного, деятельностного и субъектно-ситуационного подходов в обучении иностранному языку.
Методом исследования являлся социологический опрос обучающихся.
Результаты исследования показали, что в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой у студентов развились речевые способности, связанные с мыслительными операциями, например: способность к догадке, способность логически излагать свои мысли на иностранном языке, самостоятельно обобщать и формулировать грамматические правила, умение классифицировать, сравнивать, анализировать, предвосхищать события и критически относиться к высказанной точке зрения, к ситуации, к явлению.
Экспериментальная база исследования:обучающиеся 1-4 курсов отделений ГБПОУ КК КТК. Так, проводя анкетирование студентов, было установлено, что более 80% студентов 1 курса любознательны, около 60% студентов 2 курсов и 70% студентов 3 курса предпочитают получать профессиональную информацию из Интернета и научных журналов, более 60% студентов 4 курса предпочитают заниматься своим профессиональным самообразованием в библиотеках, читальных залах, на дополнительных курсах, через изучение дополнительной профессиональной литературы.
В результате педагогического эксперимента нами были использованы следующие «методы по П.И. Пидкасистому и Г.И. Щукиной: формирующие мировоззрение и осуществляющие обмен информацией; организующие деятельность обучающихся и стимулирующие её мотивы; оказывающие помощь обучающимся и осуществляющие оценку из поступков; ориентированные на формирование положительного опыта поведения обучающихся в общении и деятельности; направленные на достижение единства сознания и поведения обучающихся; использующие поощрение и наказание»[5, с.244].
Так, во время эксперимента с обучающимися экспериментальных групп проводились следующие формы работы: написание сочинений на английском языке по теме «мои любимые произведения о Великой отечественной войне», написание эссе по теме « Трудовые династии и моя профессиональная карьера»,
защита проектов презентаций по теме « История трудовых коллективов в отрасли по выбранной специальности», рисование и воспроизведение фильма « Моя карьера в будущем», рисование и объяснение дерева общечеловеческих ценностей и жизнедеятельности человека», защита проекта « Древо мотивов моей трудовой деятельности», ведение дискуссии по теме « Гражданская воля, патриотизме, любовь к Родине и мои трудовые будни», подготовка и защита презентаций проектов по теме « Отрасль, в которой я буду трудиться, приносить пользу людям, стране».
В контрольных группах все занятия по дисциплине « иностранный язык проходили в соответствии с календарно-тематическим пленом.
Во время исследования было опрошено 198 человек.
Было проведено анкетирование студентов групп Т 1-9,Э1-9б, ТО 1-9б,ЭС 2-9,АМ 2-9К, Э 3-9а, ТО 3-9, ЭО 4-9, ТО 4-9 .Основные положения и результаты проведённого исследования обсуждались в группах: ТМ 2-9, ТО 2-9, АМ 3-9к, АМ 4-9к, ТО 4-9, Э 2-9б, ЭО 2-9а, Э 3-9б, Э 4-9а.Во время исследования было опрошено 198 человек.
Таблица 1. Развитие теоретического мышления студентов посредством Иностранного языка%
Вопросы |
К-до |
К-после |
Разница |
Э-до |
Э-после |
Разница |
Итого |
1.Что для вас значит праздник 9 Мая? -патриотический день |
67 |
69 |
2 |
73,5 |
89 |
15,5 |
13,5 |
2.Вы интересовались подвигами народов России в годы Великой Отечественной войны? |
28 |
32 |
4 |
70,5 |
98 |
27,5 |
23,5 |
3.Знаете ли вы биографию какого-либо героя Великой Отечественной войны? |
24 |
34 |
10 |
51,4 |
64 |
12,6 |
2,6 |
4.Хотели бы вы походить на какого-нибудь героя Отечественной войны? |
34 |
38 |
4 |
58,8 |
69 |
10,2 |
8,2 |
5.Смогли бы вы сейчас помочь людям в трудную минуту? |
23 |
28 |
5 |
79,4 |
82 |
2,6 |
-2,4 |
6.Вы готовы встать на защиту Родины, если возникнет угроза войны? |
47 |
53 |
6 |
92,7 |
98 |
5,3 |
-0,7 |
7.Любите ли вы свою “малую” Родину |
45 |
59 |
14 |
97 |
100 |
3 |
-11 |
8.Необходимо изучение иностранных языков в течение всей жизни? |
54 |
68 |
14 |
98 |
100 |
2 |
-12 |
9.Необходимо приобщаться к диалогу культур через изучения иностранного языка? |
65 |
74 |
9 |
97 |
100 |
3 |
-6 |
10.Нужны ли Вам коммуникативные компетенции на английском языке? |
47 |
58 |
11 |
59 |
87 |
28 |
17 |
11. Помогает ли изучение английского языка отстаивать свою гражданскую позицию при обсуждении проблем? |
43 |
57 |
14 |
64 |
96 |
32 |
18 |
12. Помогает ли изучение иностранного языка лучше анализировать ситуации? |
28 |
34 |
6 |
78 |
86 |
8 |
2 |
В результате опроса было выявлено: что в экспериментальной группе 69% хотели бы походить на героя Отечественной войны, 82% смогли бы сейчас помочь другим людям в трудную минуту, 98% могли бы встать на защиту Родины сейчас, 100% обучающихся любят свою малую родину, 96% обучающихся считают, что изучение английского языка помогут решать жизненные проблемы. Результаты исследования обсуждались в экспериментальной группе обучающихся. В ходе эксперимента мы опирались на антропоцентристскую модель воспитания, в которой обучающийся понимался как открытая система, постоянно изменяющаяся и обновляющаяся одновременно с обновляющимся окружающим миром, и на создании среды максимально благоприятной для саморазвития индивида.В процессе образования у студентов развиваются эстетические и профессионально-нравственные качества личности: гражданское, нравственное сознание, гуманизм, свобода и ответственность, социализированность, самореализация в сочетании индивидуального с общественным. Действенно-практическая сфера личности представляет собой «совокупность общественно необходимых знаний, умений, способностей, черт характера и других качеств, обеспечивающих успешность практической (трудовой, общественной, художественно-прикладной) деятельности человека» [3,с.20]. В действенно – практической сфере личности развиваются: культура труда в отрасли, мастерство (профессионализм) человека, трудовая продуктивная активность личности, профессиональная, общественная сознательность, потребность в труде на благо общества, готовность упорно трудиться в социуме, ответственные взаимоотношения в процессе трудовой деятельности, ценности, гражданское отношение к результатам деятельности. Так, трудовая нравственность характеризует отношение личности к трудовой деятельности, людям труда и его результатам. Для развития действенно-практической сферы личности необходима «сама трудовая, общественная, художественно-прикладная деятельность, ориентированная на получение полезного для людей, для общества результата»[3,с.21].
Список литературы:
1.Глебова, Л.С. Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528с.
2.Мардахаев, Л.В. Словарь по социальной педагогике. – М.: Изд. Центр «Академия», 2002. – 368с.
3.Селевко, Г.К., Селевко, А.Г.Социально-воспитательные технологии. – М.: Народное образование , 2002. – 176с.
4.Рапацевич, Е.С. Современный словарь по педагогике. – Минск: Современное слово, 2001. – 928с.
5.Реан, А.А., Бордовская, Н.В., Розум, С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2005. – 432с.