ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТЕПЕНИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ И МЕТОДЫ ИХ ПРОФИЛАКТИКИ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТЕПЕНИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ И МЕТОДЫ ИХ ПРОФИЛАКТИКИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Парадокс сложившейся на данный момент ситуации в области мирового здравоохранения состоит в том, что, несмотря на ежедневное совершение научных открытий, развития медицины и передовых медицинских технологий, число людей, страдающих функциональными нарушениями и заболеваниями различной степени тяжести, по-прежнему растет. Возникает логичный вопрос, в чем же причина этой негативной динамики? Ответ стоит искать в современном образе жизни человека, который диктует представителям зрелого поколения работать на износ, а детям – все раньше взрослеть. Именно это ведет к тому, что общее состояние здоровья людей ухудшается, а число нарушений и заболеваний, фиксируемых во всех системах организма, непрерывно растет.

Реалии современной жизни как социально-экономического, так и личностно-психологического характера привели к активизации таких явлений, как сидячий образ жизни и гиподинамия. Они отрицательно сказываются на повседневной двигательной активности человека и привели к тому, что нарушения и заболевания опорно-двигательного аппарата вышли на третье место после инфекционных и сердечно-сосудистых заболеваний. Тревожные опасения вызывает тот факт, что дефекты опорно-двигательной системы стали все чаще фиксировать среди представителей молодого поколения, что значительно увеличивает риск сокращения численности здорового и трудоспособного населения планеты в будущем. По данным исследования «Глобальное бремя болезней», около 1,71 млрд человек в мире страдают от нарушений и болезней костно-мышечной системы, поражающих опорно-двигательный аппарат [1], среди которых наиболее часто встречаются боли в нижней части спины и позвоночнике. Так, примерно 6-9% людей взрослого возраста обращаются с этой жалобой в течение года, а на протяжении жизни боли в пояснично-крестцовой области возникают более чем у 70% людей в возрасте от 35 до 77 лет [2]. 

Боль в нижней части спины (Low back pain) [3] – наиболее частая причина ограничения жизненной и трудовой активности людей всех возрастов – от детского до пожилого – во всех странах мира [4]. Круг болезней, сопровождающихся болями в нижней части спины достаточно широк: это грыжи позвоночных дисков, спондилезы (процесс постепенного изнашивания и старения анатомических структур позвоночника), сколиозы и спондилолистезы (патологическое состояние, связанное с нестабильностью позвоночника на фоне избыточной подвижности позвонков.). У подавляющего большинства страдающих болями в спине конкретный диагноз поставить не удается, что и послужило основанием классифицировать эти состояния как «боли в нижней части спины».

Что касается статистики заболеваемости болезнями опорно-двигательного аппарата, в целом, и спины, в частности, на территории Российской Федерации, то по данным ВОЗ и Министерства здравоохранения РФ за последние 10 лет с заболеваниями опорно-двигательной системы столкнулись 85% жителей России. Из них каждое десятое связано с болями в спине [5].

Если обратиться к статистическим данным и проследить динамику распространения заболеваний опорно-двигательного аппарата, то можно сделать вывод, что, несмотря на возросший интерес к этой проблеме, динамика по-прежнему резко отрицательная. Так, в январе 2000 года в Женеве под эгидой ВОЗ состоялось официальное открытие «Международной декады, посвященной костно-суставным нарушениям» (The Bone and Joint Decade 2000-2010), цель которой состояла в объективной оценке бремени болезней опорно-двигательного аппарата на старте нового тысячелетия.

Необходимо отметить, что этому событию предшествовала большая работа инициативной группы ортопедов и Европейской антиревматической лиги (EULAR) по обоснованию первоочередных задач в этой области, изложенных в «Декларации надежд людей, страдающих мышечно-скелетными заболеваниями» (Declaration of Expectations for those with Musculoskeletal Conditions). Декада сфокусирована на четырех больших проблемах – болезнях суставов и позвоночника, остеопорозе и тяжелой травме конечностей – с точки зрения объективной оценки влияния этих патологических процессов на качество жизни во всех возрастных группах и общества в целом. 

В чем же причина столь удручающей статистики? Ответ прост – изменение образа жизни людей, что проявляется в довольно большом многообразии форм: от социально-экономических (акселерация темпов жизни, ухудшение ее уровня в свете непрекращающейся глобальной экономической рецессии, вынужденное увеличение трудовых нагрузок и др.) до личностно-психологических (рост межличностной конкуренции, борьба «за местом под солнцем», чрезмерное стремление к самосовершенствованию и т.д.).

Однако приведенные выше факторы риска носят общий характер и могут стать обоснованием отрицательной динамики не только в рассматриваемой области, но и во всех остальных разделах медицинской науки. Поэтому, перейдя от общего к частному, обратимся непосредственно к факторам, которые провоцируют рост числа заболеваний опорно-двигательного аппарата. По мнению специалистов, среди прочих к ним относятся малоподвижный образ жизни, длительная статическая нагрузка, нехватка времени и сил для занятий спортом, избыточные физические нагрузки, избыточный вес, механические травмы.

Ранее считалось, что заболевания нижней части спины редко встречаются среди детей школьного возраста и подростков (далее: детей и подростков). Такие нарушения, в основном, рассматривались как «возрастные». Однако недавние исследования [6] свидетельствуют об обратном. По данным Международной ассоциации исследования болей, боль в пояснице в любой момент времени может возникнуть у трех из десяти детей (или подростков). У трети до половины из них она будет сохраняться более трех месяцев, возникать на регулярной основе или влиять на важные повседневные действия, такие как учеба и участие в физической активности.

Просмотр телевизионных передач, часы, проведенные за компьютером и видеоиграми, частое пользование моторизированным транспортом, употребление «фаст-фуда» и отсутствие постоянной двигательной активности – все эти привычки способствуют слабой физической форме современных детей и ведут к анатомическим и биомеханическим отклонениям в позвоночном столбе. Главным образом, эти отклонения связаны с функциональными нарушениями осанки, которая является одним из самых важных показателей здоровья и гармоничного развития человека, поскольку именно правильная осанка обеспечивает оптимальные условия для функционирования всех органов и систем организма.

До настоящего времени немало специалистов считали функциональные нарушения компонентов опорно-двигательной системы у детей явлением, не заслуживающим серьезного внимания, поскольку были убеждены, что с возрастом они исчезнут без каких-либо лечебно-профилактических мероприятий. Однако в последнее время все больше укрепляется мнение, что именно функциональные расстройства такого рода в детском возрасте представляют наибольшую опасность, если их своевременно не выявить и не устранить. 

Основными факторами риска, влияющими на рост отрицательной динамики распространения патологий, в первую очередь неустойчивого характера, среди детей и подростков, являются гиподинамия и нарушения осанки. Одним из необходимых условий нормального формирования опорно-двигательного аппарата в детском возрасте является правильная осанка, так как неправильное положение тела при повышенной эластичности детского скелета приводит к его деформации и нарушению развития [7]. 

Правильная осанка формируется с раннего периода детства в процессе роста, развития и воспитания. Это постоянное и непрерывное упражнение в течение всей жизни. Из-за слабого мышечного корсета ребенку просто-напросто сложно удерживать себя не только в положении «стоя», но и «сидя», что ведет к неправильному формированию изгибов позвоночного столба и, как следствие, неправильной осанке. Дефекты осанки проявляются в двух плоскостях - фронтальной и сагиттальной. Среди нарушений осанки выделяют:

сутулость;

круглую спину;

кругло-вогнутую спину;

кифозы;

лордозы;

сколиозы [8].

Распространение дефектов осанки среди представителей молодого поколения стало настоящим вызовом не только для медицины, но и для таких областей науки, как педагогика, физическая культура и спорт, диетология и, даже, психология и эстетика. 

Ведь правильная осанка – это показатель не только физического здоровья. Вместе с ней проявляются свойства телесной красоты и манеры держать себя. О стройности и осанке барышень XIX века, о выправке выпускников юнкерских училищ слагались легенды. Сейчас же все чаще приходится говорить не о статности юного поколения, а о значительном распространении среди его представителей неправильной осанки.

Причины нарушения осанки могут носить исключительно медицинский характер: от наследственных анатомо-конституциональных особенностей строения скелета и мышечной системы и различных врожденных пороков до заболеваний, вызывающих ослабление организма ребенка, и травм [9]. При этом на развитие нарушений осанки у детей и подростков влияют также внешние факторы, в первую очередь образ жизни ребенка и социальные условия его развития. 

По мере социализации и взросления ребенка возрастает роль соблюдения гигиены осанки сначала в детском саду, а затем в школе. Доминирующую роль в формировании правильной осанки играет все взрослое окружение ребенка. Именно родители с момента рождения и по мере взросления ребенка должны следить за соблюдением правил домашней гигиены осанки, прививая ему полезные и рациональные привычки (сна, питания, прямостояния и др.), создавая правильное рабочее пространство, обеспечивая систематические занятия физической культурой и спортом. Кроме того, их задачей является воспитание у ребенка чувства ощущения осанки и самоконтроля, которые помогут ему сохранить здоровье во взрослой жизни. 

Еще большую роль в профилактике и коррекции нарушений осанки играет работа школьного медицинского работника, которая направлена на коррекцию выявленных патологических нарушений осанки. 

На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы.

1. Нарушения осанки возникают и прогрессируют у детей и подростков в связи с изменением двигательной активности (например, начало обучения в школе, или изменения в расписании, увеличение нагрузок и т.д.), а также в период наиболее интенсивного роста (половое созревание), что ведет к нарушению функционирования всех систем организма и отрицательно влияет на жизнедеятельность в целом.

2. Отсутствие в детском и подростковом возрасте мероприятий по коррекции последствий сидячего образа жизни и вынужденной школьной гиподинамии закладывает предрасположенность к будущим гинекологическим и урологическим заболеваниям, заболеваниям позвоночника, нарушению зрения (близорукость, астигматизм), функциям дыхания и кровообращения, снижению физической работоспособности и, даже, умственной активности.

3. По мере социализации и взросления ребенка возрастает роль соблюдения гигиены осанки сначала в детском саду, а затем в школе.

4. Большую роль в профилактике и коррекции нарушений осанки играет работа школьного медицинского работника, который наблюдает за физическим развитием учащихся, осуществляет профилактическую работу и наблюдение за соблюдением санитарно-гигиенических условий в образовательных учреждениях, контролирует учебно-воспитательный процесс.

5. Таким образом, учитывая нынешнюю негативную динамику распространения нарушений осанки среди детей школьного возраста и подростков, изучение проблемы выявления, профилактики и коррекции соответствующих функциональных нарушений становится все более актуальной.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Cieza, A., Causey, K., Kamenov, K., Hanson, S. W., Chatterji, S., & Vos, T. (2020). Global estimates of the need for rehabilitation based on the Global Burden of Disease study 2019: a systematic analysis for the Global Burden of Disease Study 2019. The Lancet, 396(10267), 2006-2017. 

По данным ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) // https://www.sechenov.ru/univers/structure/institute/institut-klinicheskoy-meditsiny/kafedry-klinicheskoy-mediciny-im-Sklificovskoro/nerv/Boli_v_spine/

 Update on 2004 WHO Background Paper, BP 6.24 Low back pain by Béatrice Duthey, Ph.D, 15 March 2013 // http://www.who.int/medicines/areas/priority_medicines/BP6_24LBP.pdf

По данным сайта Всемирной организации здравоохранения // https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/musculoskeletal-conditions

Губин А.В., Соломянник И.А., Очкуренко А.А. Травматизм, ортопедическая заболеваемость, организация травматолого-ортопедической помощи в Российской Федерации в 2019 году, М.: «Национальный медицинский исследовательский центр травматологии и ортопедии имени Н.Н.Приорова», 2021. – 384 с.: 37

По данным Международной ассоциации изучения болей // https://www.iasp-pain.org/resources/fact-sheets/low-back-pain-during-childhood-and-adolescence/

Ахвердиева С. М., Ахвердиева Г. М., Банколе А. В. Влияние среды на формирование опорно-двигательного аппарата учащихся средней и старшей школы // Юный ученый. – 2015. — №1. – С. 114-117.

Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. Академия, 2002. – 448 с.: 71-74.

Мирская Н.Б, Коломенская А.Н., Ляхович А.В., Синякина А.Д., Самусенко И.Ю. Профилактика и коррекция нарушений и заболеваний костно-мышечной системы у детей и подростков (методология, организация, технология). М.: Флинт, 2022. - 225 с.: 4-5.

Просмотров работы: 407