Разработка проекта психологической практики "Оценка и развитие социального интеллекта у малолетних преступников" - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Разработка проекта психологической практики "Оценка и развитие социального интеллекта у малолетних преступников"

Неволина Е.А. 1, Гуремина Н.В. 1
1ФГБОУ ВО "Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема социального интеллекта, несмотря на весьма длительный период интенсивных исследований, до сих пор сохраняет свою значимость и актуальность. Актуальность изучения и развития социального интеллекта определяется необходимостью повторной социализацией малолетних преступников в процессе подготовки их к освобождению. Социально-психологическое развитие личности заключается в формировании таких способностей и свойств, которые способны обеспечить ее социальную адекватность.

Осознание преступного поведения, достаточный уровень развития социального интеллекта позволяют человеку быстро адаптироваться в обществе, правильно взаимодействовать с людьми, достигать поставленных целей и быть успешным. Кроме этого достаточный социальный интеллект, адекватные социальные навыки, можно сказать, являются одной из составляющих профилактики распространения криминальной субкультуры в среде несовершеннолетних осужденных.

Изучением социального интеллекта занимались Э. Торндайк [1], Р. Стернберг [25], Ч. Спирмен [2], Г. Айзенк [2], Дж. Гилфорд [5], и другие зарубежные психологи, в отечественной психологии этим вопросом занимались М.И. Бобнева [3], А.Л. Южанинова [26], Ю.Н. Емельянов [9], Д.В. Люсина [16] и др.

По мнению Ю.Н. Емельянова, социальный интеллект есть «…устойчивая способность личности понимать самого себя, других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события» [10, с. 25].

Социальный интеллект есть многомерная, сложная структура, которая обладает следующими компонентами: когнитивный, эмоциональный, поведенческий. В когнитивный компонент социального интеллекта входят:

социальные знания – знания о людях, правилах поведения, понимание других людей;

социальная память – способность помнить имена и лица других людей, события и т.д.;

социальная интуиция – способность оценивать чувства, определение настроения, понимание мотивов поступков других людей, способность адекватно воспринимать поведение других людей;

социальное прогнозирование – построение планов собственных действий, способность рефлексировать собственное развитие и оценивать собственные альтернативные возможности.

Эмоциональный компонент социального интеллекта:

социальная выразительность – эмоциональная выразительность, способность контролировать эмоциональные проявления;

способность входить в положение других людей, ставить себя на место другого, сопереживание;

способность человека регулировать свое поведение, эмоции и настроение.

Поведенческий компонент социального интеллекта:

социальное восприятие отражается в умении слушать человека;

социальное взаимодействие: способность и готовность работать в коллективе;

социальная адаптация – способность разъяснять и убеждать других людей, уживаться с ними, открытость в отношениях с окружающими [20].

В нашем исследовании данное понимание структуры социального интеллекта обеспечило обширную программу его диагностики и развития.

Анализ научной литературы позволяет отметить такие функции социального интеллекта, как познавательно-оценочная, коммуникативно-ценностная, рефлексивно-коррекционная.

Познавательно-оценочная функция выражается в «…обеспечении отбора необходимой информации, адекватной сложившимся условиям, и формировании оценочных суждений о происходящем, непосредственно включая человека в процесс целеполагания» [20, с. 36]. В целом осуществляется процесс самопознания, который позволяет человеку понять не только себя, но и свою сущность.

Коммуникативно-ценностная функция выражается «в потребности не только понимать окружающих людей, но и быть понятым ими» [20, с. 36]. При этом, познавая себя в постоянном взаимодействии с окружающими людьми, человек определяет и усваивает нормы и эталоны взаимоотношений.

Рефлексивно-коррекционная функция социального интеллекта отражается «в самопознании и в осознании достоинств и недостатков учебно-познавательной деятельности, а также обеспечивает изменения в процесс взаимодействия, направленного на уменьшение внутреннего конфликта, позволяющего регулировать эмоции, потребности» [20, с.37].

Итак, социальный интеллект человека способствует регулированию проявления собственных эмоций, помогает справиться со стрессовым состоянием, адаптироваться к условиям окружающей действительности, а также взаимодействовать с людьми. В результате чего определяется поведение личности.

Таким образом, разработка проекта психологической практики, направленной на оценку и развитие социального интеллекта у малолетних преступников будет отличаться актуальностью и иметь научную и практическую значимость.

Цель психологической практики заключается в анализе социального интеллекта у малолетних преступников и развитии их социального интеллекта.

Задачи:

Провести теоретический анализ состояния проблемы социального интеллекта.

Разработать проектный инструментарий, включающий в себя интеллект-карту понятия, глоссарий, эскиз персоны клиента.

Подобрать инструменты психологической диагностики.

Разработать профилактические рекомендации, направленные на развитие социального интеллекта у малолетних преступников.

Разработать план-график консультационных встреч психолога и клиентов, определить их тематику.

Определить организационно-управленческие условия реализации

психологической практики.

Для наиболее полного представления понятия «социальный интеллект» составим интеллект-карту этого понятия. При разработке психологической практики интеллект-карта служит методом визуализации понятий и позволяет связывать большое число идей, объектов и событий таким образом, что они включаются в конкретную область. На основе интеллект-карты понятия «социальный интеллект» можно увидеть его специфику, сферы его исследования и изучения, уровни социального интеллекта, методы и технологии оценки и развития социального интеллекта.

На рисунке 1 представлена интеллект-карта понятия «социальный интеллект».

Рисунок 1. Интеллект-карта понятия «социальный интеллект»

Диагностический инструментарий представлен следующими валидными методиками: «Сокращенный вариант личностного опросника 13 PF», форма E.Р. Кэттелл, «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению», А.Н. Орел, «Опросник нравственной надежности», Е.Ю. Стрижков [6]. С помощью данных методик нами будут проанализированы компоненты социального интеллекта: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.

Далее составим эскиз персоны потенциального клиента, на удовлетворение нужд которого направлена данная практика (рисунок 2).

Характеристики, черты:

ФИО: Испытуемый №1.

Возраст: 15 лет

Гражданство: Россия

Пол: мужской

Род занятий: ученик 9 класса.

Нравственная неустойчивость, низкий уровень духовно-нравственного воспитания.

Эмоциональная неуравновешенность, повышенная агрессивность и жестокость.

Поведение:

Учится в 9 классе.

Пропускает / сбегает с уроков.

Сбегает из дома.

Имеет узкий круг общения.

Увлечения: легкая атлетика.

Имеет вредные привычки: употребление алкоголя, курение, в некоторых ситуациях возможно и употребление наркотических веществ.

Тяга к острым ощущениям и экстремальным увлечениям.

Состоит на профилактическом учете.

Совершает правонарушения

Цели:

Определить уровень развития компонентов социального интеллекта.

Научиться контролировать собственные эмоции и поведение.

Не совершать противоправные поступки.

Развить коммуникативные и познавательные навыки.

Расширить круг общения.

Окончить школу и пойти учиться в колледж.

Найти подходящий способ контроля за своим здоровьем.

Бросить вредные привычки

Проблемы (трудности):

Менее развитые коммуникативные и познавательные способности.

Проявление агрессивности, импульсивности, жестокости в поведении.

Проблема адаптации в обществе.

Осознание своего преступного поведения.

Предрасположенность к уходу от реальности с помощью употребления алкогольных, наркотических и других психоактивных веществ.

Саморазрушающее поведение, склонность к риску.

Вести здоровый образ жизни.

Рисунок 2. Эскиз персоны потенциального клиента

Как видно из рисунка 2, данный инструмент позволяет увидеть поведение, эмоциональное состояние, повседневную деятельность, демографические характеристики, нужды и цели клиента.

После того, как определены ключевые цели и задачи практики, составим

ориентировочный тематический план-график тематических консультационных встреч. Пример плана показан в таблице 1.

Таблица 1 – График проведения тематических консультационных встреч

Название

Цель

Методы и приемы работы

Результат

1

Вводное занятие

Знакомство с клиентом (клиентами), сбор глубинно-психологического анамнеза клиента, определение первичного запроса

Беседа, опрос, активное слушание, анализ информации

Заполнение листа участников.

Вводное занятие помогает подросткам настроиться на групповую работу, понять цели и задачи работы с психологом

2

Изучение социального интеллекта, изучение склонности к отклоняющемуся поведению несовершеннолетних осужденных, степени их социально-психологической адаптации

Выявление особенностей когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов социального интеллекта, а также склонности к отклоняющемуся поведению у малолетних преступников

1) «Сокращенный вариант личностного опросника 13 PF», форма E.Р. Кэттелл.

2) «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению»,

А.Н. Орел.

3) «Опросник нравственной надежности», Е.Ю. Стрижков

Анализ результатов психодиагностических тестов, на основании которых даются профилактические рекомендации

3

Коррекция рекомендаций, полученных на прошлых встречах

Нахождение наиболее оптимальных вариантов развития социального интеллекта

Беседа

Индивидуальный комплекс психологических рекомендаций

4

Проведение занятий с элементами тренинга, практических и лекционных занятий, психологического консультирования

Развитие социального интеллекта у малолетних преступников, повышение адаптивных возможностей

Беседа, социально-психологический тренинг, проведение массовых просветительских, культурных, физкультурно-спортивных мероприятий

Приобретение навыков личностного и группового взаимодействия.

Развитие имеющихся психических способностей (мышление, память, внимание и др.).

Понимание своих действий и действий других людей в конфликтных ситуациях.

Понимание и конструктивное выражение собственных эмоций.

Развитие способности предвидеть последствия поведения людей в определенной ситуации, а также предполагать ее дальнейшее развитие

5

Блок «Эмоции, эмпатия»,

3 занятия

Распознание собственных чувств и эмоций, развитие навыка распознавания эмоциональных состояний окружающих, развитие эмпатического понимания

Беседа.

Групповая дискуссия.

Упражнения и техники, направленные на распознание собственных чувств и эмоций, развитие навыка распознавания эмоциональных состояний, формирование навыков эффективного взаимодействия.

Анализ поведения людей в видеосюжетах/

фильмах. Техники эмпатийного слушания, рефлексия

Формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакт с окружающими, развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения.

Развитие навыка прочтения невербального языка тела, умения распознавать эмоциональные состояния человека

6

Блок «Саморегуляция», 2 занятия

Обучение навыкам саморегуляции поведения, релаксации, снятию стрессового напряжения

Методы нервно-мышечной релаксации, приемы расслабления, дыхательные упражнения, визуализация, самомассаж.

Рефлексия

Снижение эмоционального напряжения.

Усвоение навыка самомассажа для снятия напряжения.

Усвоение навыков снятия мышечного напряжения.

7

Блок «Самопознание», 2 занятия

Коррекция негативных установок во взаимоотношениях с другими людьми. Осознание своих социальных ролей, развитие позитивного самоотношения. Формирование установки на адекватное социальное взаимодействие

Самодиагностика по методике Куна: «Кто Я?».

Упражнения, направленные на развитие позитивного самоотношения, коррекцию негативных установок во взаимодействии с другими людьми.

Анализ поведения людей в видеосюжетах/

фильмах.

Проигрывание ситуаций.

Рефлексия

Диагностика представлений о себе. Формирование установки о значимости своей личности.

Осознание своих чувств, состояний.

Развитие положительного самоотношения, адекватной самооценки.

Определение клиентом личностных качеств, необходимых для успешной жизнедеятельности в социуме

8

Блок «Общение, развитие коммуникативных навыков» содержит два занятия

Развитие навыков социальной коммуникации, отработка форм социального взаимодействия

Беседа.

Упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков.

Лекционное занятие «Личные границы в общении», «Активное слушание».

Ролевые игры.

Проигрывание ситуаций.

Рефлексия

Развитие навыков невербального общения, активного слушания.

Развитие навыка безоценочных суждений о партнере по общению

9

Заключительное занятие

Интегрировать накопленный во время встреч опыт.

Набрать энергетический ресурс.

Беседа.

Упражнения, направленные на ресурс, интеграцию.

Визуализация.

Рефлексия

Применение полученных на занятиях знаний и опыта в своей повседневной жизни.

Подъем общего уровня энергии

10

Повторная встреча с целью проведения психодиагностического тестирования

Выявление каких-либо изменений в развитии социального интеллекта у малолетних преступников

1)«Сокращенный вариант личностного опросника 13 PF», форма E, Р. Кэттелл.

2)«Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению»,

А.Н. Орел.

3)«Опросник нравственной надежности»,

Е.Ю. Стрижков

Выявление динамики в развитии социального интеллекта у малолетних преступников до и после проведения тематических занятий

11

Анализ особенностей личности малолетнего преступника, создающих трудности в развитии социального интеллекта

Личностно-ресурсное картирование

Построение личностно-ресурсной карты, например, «Особенности личности малолетнего преступника»

Карта «Особенности личности малолетнего преступника»

12

Рефлексия

Анализ психологом и клиентом своего пройденного пути

Рефлексивный анализ, статистический анализ

Итоги встреч (аналитический отчет)

В заключении определим организационно-управленческие условия воспроизводства психологической практики:

Клиент и наличие запроса клиента.

Проектный инструментарий (интеллект-карта понятия, глоссарий, эскиз персоны клиента, план-график тематических консультационных встреч).

Наличие компетенций и опыта психолога.

Комплекс практических методик: «Сокращенный вариант личностного опросника 13 PF», форма E, Р. Кэттелл, «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению», А.Н. Орел, «Опросник нравственной надежности», Е.Ю. Стрижков.

Организация среды взаимодействия в кабинете (требуются: стулья, чистая бумага формат А4, ручка или простой карандаш, цветные карандаши, персональный компьютер или ноутбук).

Длительность одного сеанса – 1-1,5 ч.

Длительность выполнения заданий для отслеживания результатов – не менее 1 месяца.

Предложенный проект психологической практики, направленной на оценку и развитие социального интеллекта у малолетних преступников, может быть рекомендован к использованию пенитенциарными психологами в исправительном учреждении.

Список литературы

Анурин, В.Ф. Интеллект и социум. Введение в социологию интеллекта / В.Ф. Анурин. – Н. Новгород, издательство Н-городского университета, 1997. – 436 с.

Белова, С.С. Социальный интеллект: сравнительный анализ методик измерения // Социальный интеллект: теория, измерение, исследование / под ред. Д.Б. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Ин-т психологии РАН, 2007. – 176 с.

Бобнева, М.И., Шорохова Е.В. Психологические механизмы регуляции социального поведения М.: Наука, – 1979. – 339 с.

Васкэ, Е. В. Несовершеннолетние правонарушители: учебное пособие для вузов / Е. В. Васкэ. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 175 с. 

Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд // Психология мышления. – М.: Академия, 2015. – С. 433-456.

Дворянчиков, Н.В., Делибалт В.В., Дозорцева Е.Г., Дебольский М.Г., Дегтярев А.В., Чиркина Р.В., Лаврик А.В. Методическое руководство. Сборник тестов программно-методического комплекса дифференциальной диагностики поведенческих нарушений несовершеннолетних «Диагност-Эксперт+», Москва: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. – 198 с.

Долгова, А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних / А. И. Долгова. – М.: Юрид.лит., 2011. – 159 с.

Егорова, О.Н. Особенности социального интеллекта подростков с легкой степенью умственной отсталости с девиантным поведением // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. – 24 с.

Емельянов, Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности / Ю.Н. Емельянов. – М.: Инфра-М, 2015. – 403 с.

Емельянов, В.П. Преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями. Саратов, 1980. – 97 с.

Замараева, М.В. Теоретическая интерпретация социального интеллекта и опыт его прикладного социологического исследования / М.В. Замараева // Теория и практика общественного развития. – 2020. – 6 с.

Клейберг, Ю. А.  Психология девиантного поведения: учебник и практикум для вузов / Ю. А. Клейберг. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 290 с. 

Кривцова, С.В., Мухаматулина Е.А. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. Тренинг для педагогов. – 4-е изд., испр. и доп. – (Психолог в школе) – М.: Генезис, 2004. – 183 с.

Кудинова, И.Б., Вотчин И.С. Социальный интеллект как предмет психологии / Кудинова И.Б., Вотчин И.С. // Психологический журнал. – 1994. – № 6. – С.132-140.

Куницына, В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношения / В.Н. Куницына // Теоретические и прикладные вопросы психологии. – Вып. 1, ч. 1. – СПб., 2015. – С. 48-61.

Люсина, Д.В., Ушакова Д.В. Социальный и эмоциональный интеллект. От процессов к изменениям. / Под ред. Люсина Д.В., Ушакова Д.В. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. – 510 с.

Мокрецов, А.И., Новиков В.В. Личность осужденного: социальная и психологическая работа с различными категориями лиц, отбывающих наказание /Учебно-методическое пособие, – М., 2016. – 214 с.

Овчарова, Р. В.  Психолого-педагогические основы работы с «трудными» детьми: учебное пособие для вузов / Р. В. Овчарова. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 162 с. 

Перешеина, Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192 с.

Савенков, А.И. Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха // Вестник практической психологии образования. 2006. № 1. С. 30-38.

Самыгин, П. С.  Профилактика девиантного поведения молодежи: учебное пособие для вузов / П. С. Самыгин, С. И. Самыгин, Д. В. Кротов; под общей редакцией П. С. Самыгина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 284 с. 

Фролова, А.В. Практикум по психотерапевтическим методам работы практического психолога с детьми и подростками: Практикум / под ред. Фроловой А.В. – Казань: Издательство «Бриг», 2015. – 104 с.

Фрост, К., Седдон М. Жизненные навыки для несовершеннолетних правонарушителей. Методическое пособие. – М.: ООО «Информполиграф», 2011. – 126 с.

Шнейдер, Л. Б.  Психология девиантного и аддиктивного поведения. Практикум: учебное пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 141 с. 

Штернберг, Р. Отточите свой интеллект: Пер. с англ. / Р. Штернберг. – Минск: Попурри, 2000. – 543 с.

Южанинова, А.Л. Проблемы диагностики социального интеллекта личности. Саратов, издательство Саратовского университета, 1984. – С.176-183.

Просмотров работы: 104