Проблема социального интеллекта, несмотря на весьма длительный период интенсивных исследований, до сих пор сохраняет свою значимость и актуальность. Актуальность изучения и развития социального интеллекта определяется необходимостью повторной социализацией малолетних преступников в процессе подготовки их к освобождению. Социально-психологическое развитие личности заключается в формировании таких способностей и свойств, которые способны обеспечить ее социальную адекватность.
Осознание преступного поведения, достаточный уровень развития социального интеллекта позволяют человеку быстро адаптироваться в обществе, правильно взаимодействовать с людьми, достигать поставленных целей и быть успешным. Кроме этого достаточный социальный интеллект, адекватные социальные навыки, можно сказать, являются одной из составляющих профилактики распространения криминальной субкультуры в среде несовершеннолетних осужденных.
Изучением социального интеллекта занимались Э. Торндайк [1], Р. Стернберг [25], Ч. Спирмен [2], Г. Айзенк [2], Дж. Гилфорд [5], и другие зарубежные психологи, в отечественной психологии этим вопросом занимались М.И. Бобнева [3], А.Л. Южанинова [26], Ю.Н. Емельянов [9], Д.В. Люсина [16] и др.
По мнению Ю.Н. Емельянова, социальный интеллект есть «…устойчивая способность личности понимать самого себя, других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события» [10, с. 25].
Социальный интеллект есть многомерная, сложная структура, которая обладает следующими компонентами: когнитивный, эмоциональный, поведенческий. В когнитивный компонент социального интеллекта входят:
социальные знания – знания о людях, правилах поведения, понимание других людей;
социальная память – способность помнить имена и лица других людей, события и т.д.;
социальная интуиция – способность оценивать чувства, определение настроения, понимание мотивов поступков других людей, способность адекватно воспринимать поведение других людей;
социальное прогнозирование – построение планов собственных действий, способность рефлексировать собственное развитие и оценивать собственные альтернативные возможности.
Эмоциональный компонент социального интеллекта:
социальная выразительность – эмоциональная выразительность, способность контролировать эмоциональные проявления;
способность входить в положение других людей, ставить себя на место другого, сопереживание;
способность человека регулировать свое поведение, эмоции и настроение.
Поведенческий компонент социального интеллекта:
социальное восприятие отражается в умении слушать человека;
социальное взаимодействие: способность и готовность работать в коллективе;
социальная адаптация – способность разъяснять и убеждать других людей, уживаться с ними, открытость в отношениях с окружающими [20].
В нашем исследовании данное понимание структуры социального интеллекта обеспечило обширную программу его диагностики и развития.
Анализ научной литературы позволяет отметить такие функции социального интеллекта, как познавательно-оценочная, коммуникативно-ценностная, рефлексивно-коррекционная.
Познавательно-оценочная функция выражается в «…обеспечении отбора необходимой информации, адекватной сложившимся условиям, и формировании оценочных суждений о происходящем, непосредственно включая человека в процесс целеполагания» [20, с. 36]. В целом осуществляется процесс самопознания, который позволяет человеку понять не только себя, но и свою сущность.
Коммуникативно-ценностная функция выражается «в потребности не только понимать окружающих людей, но и быть понятым ими» [20, с. 36]. При этом, познавая себя в постоянном взаимодействии с окружающими людьми, человек определяет и усваивает нормы и эталоны взаимоотношений.
Рефлексивно-коррекционная функция социального интеллекта отражается «в самопознании и в осознании достоинств и недостатков учебно-познавательной деятельности, а также обеспечивает изменения в процесс взаимодействия, направленного на уменьшение внутреннего конфликта, позволяющего регулировать эмоции, потребности» [20, с.37].
Итак, социальный интеллект человека способствует регулированию проявления собственных эмоций, помогает справиться со стрессовым состоянием, адаптироваться к условиям окружающей действительности, а также взаимодействовать с людьми. В результате чего определяется поведение личности.
Таким образом, разработка проекта психологической практики, направленной на оценку и развитие социального интеллекта у малолетних преступников будет отличаться актуальностью и иметь научную и практическую значимость.
Цель психологической практики заключается в анализе социального интеллекта у малолетних преступников и развитии их социального интеллекта.
Задачи:
Провести теоретический анализ состояния проблемы социального интеллекта.
Разработать проектный инструментарий, включающий в себя интеллект-карту понятия, глоссарий, эскиз персоны клиента.
Подобрать инструменты психологической диагностики.
Разработать профилактические рекомендации, направленные на развитие социального интеллекта у малолетних преступников.
Разработать план-график консультационных встреч психолога и клиентов, определить их тематику.
Определить организационно-управленческие условия реализации
психологической практики.
Для наиболее полного представления понятия «социальный интеллект» составим интеллект-карту этого понятия. При разработке психологической практики интеллект-карта служит методом визуализации понятий и позволяет связывать большое число идей, объектов и событий таким образом, что они включаются в конкретную область. На основе интеллект-карты понятия «социальный интеллект» можно увидеть его специфику, сферы его исследования и изучения, уровни социального интеллекта, методы и технологии оценки и развития социального интеллекта.
На рисунке 1 представлена интеллект-карта понятия «социальный интеллект».
Рисунок 1. Интеллект-карта понятия «социальный интеллект»
Диагностический инструментарий представлен следующими валидными методиками: «Сокращенный вариант личностного опросника 13 PF», форма E.Р. Кэттелл, «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению», А.Н. Орел, «Опросник нравственной надежности», Е.Ю. Стрижков [6]. С помощью данных методик нами будут проанализированы компоненты социального интеллекта: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.
Далее составим эскиз персоны потенциального клиента, на удовлетворение нужд которого направлена данная практика (рисунок 2).
Характеристики, черты: ФИО: Испытуемый №1. Возраст: 15 лет Гражданство: Россия Пол: мужской Род занятий: ученик 9 класса. Нравственная неустойчивость, низкий уровень духовно-нравственного воспитания. Эмоциональная неуравновешенность, повышенная агрессивность и жестокость. |
Поведение: Учится в 9 классе. Пропускает / сбегает с уроков. Сбегает из дома. Имеет узкий круг общения. Увлечения: легкая атлетика. Имеет вредные привычки: употребление алкоголя, курение, в некоторых ситуациях возможно и употребление наркотических веществ. Тяга к острым ощущениям и экстремальным увлечениям. Состоит на профилактическом учете. Совершает правонарушения |
Цели: Определить уровень развития компонентов социального интеллекта. Научиться контролировать собственные эмоции и поведение. Не совершать противоправные поступки. Развить коммуникативные и познавательные навыки. Расширить круг общения. Окончить школу и пойти учиться в колледж. Найти подходящий способ контроля за своим здоровьем. Бросить вредные привычки |
Проблемы (трудности): Менее развитые коммуникативные и познавательные способности. Проявление агрессивности, импульсивности, жестокости в поведении. Проблема адаптации в обществе. Осознание своего преступного поведения. Предрасположенность к уходу от реальности с помощью употребления алкогольных, наркотических и других психоактивных веществ. Саморазрушающее поведение, склонность к риску. Вести здоровый образ жизни. |
Рисунок 2. Эскиз персоны потенциального клиента
Как видно из рисунка 2, данный инструмент позволяет увидеть поведение, эмоциональное состояние, повседневную деятельность, демографические характеристики, нужды и цели клиента.
После того, как определены ключевые цели и задачи практики, составим
ориентировочный тематический план-график тематических консультационных встреч. Пример плана показан в таблице 1.
Таблица 1 – График проведения тематических консультационных встреч
№ |
Название |
Цель |
Методы и приемы работы |
Результат |
1 |
Вводное занятие |
Знакомство с клиентом (клиентами), сбор глубинно-психологического анамнеза клиента, определение первичного запроса |
Беседа, опрос, активное слушание, анализ информации |
Заполнение листа участников. Вводное занятие помогает подросткам настроиться на групповую работу, понять цели и задачи работы с психологом |
2 |
Изучение социального интеллекта, изучение склонности к отклоняющемуся поведению несовершеннолетних осужденных, степени их социально-психологической адаптации |
Выявление особенностей когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов социального интеллекта, а также склонности к отклоняющемуся поведению у малолетних преступников |
1) «Сокращенный вариант личностного опросника 13 PF», форма E.Р. Кэттелл. 2) «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению», А.Н. Орел. 3) «Опросник нравственной надежности», Е.Ю. Стрижков |
Анализ результатов психодиагностических тестов, на основании которых даются профилактические рекомендации |
3 |
Коррекция рекомендаций, полученных на прошлых встречах |
Нахождение наиболее оптимальных вариантов развития социального интеллекта |
Беседа |
Индивидуальный комплекс психологических рекомендаций |
4 |
Проведение занятий с элементами тренинга, практических и лекционных занятий, психологического консультирования |
Развитие социального интеллекта у малолетних преступников, повышение адаптивных возможностей |
Беседа, социально-психологический тренинг, проведение массовых просветительских, культурных, физкультурно-спортивных мероприятий |
Приобретение навыков личностного и группового взаимодействия. Развитие имеющихся психических способностей (мышление, память, внимание и др.). Понимание своих действий и действий других людей в конфликтных ситуациях. Понимание и конструктивное выражение собственных эмоций. Развитие способности предвидеть последствия поведения людей в определенной ситуации, а также предполагать ее дальнейшее развитие |
5 |
Блок «Эмоции, эмпатия», 3 занятия |
Распознание собственных чувств и эмоций, развитие навыка распознавания эмоциональных состояний окружающих, развитие эмпатического понимания |
Беседа. Групповая дискуссия. Упражнения и техники, направленные на распознание собственных чувств и эмоций, развитие навыка распознавания эмоциональных состояний, формирование навыков эффективного взаимодействия. Анализ поведения людей в видеосюжетах/ фильмах. Техники эмпатийного слушания, рефлексия |
Формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакт с окружающими, развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения. Развитие навыка прочтения невербального языка тела, умения распознавать эмоциональные состояния человека |
6 |
Блок «Саморегуляция», 2 занятия |
Обучение навыкам саморегуляции поведения, релаксации, снятию стрессового напряжения |
Методы нервно-мышечной релаксации, приемы расслабления, дыхательные упражнения, визуализация, самомассаж. Рефлексия |
Снижение эмоционального напряжения. Усвоение навыка самомассажа для снятия напряжения. Усвоение навыков снятия мышечного напряжения. |
7 |
Блок «Самопознание», 2 занятия |
Коррекция негативных установок во взаимоотношениях с другими людьми. Осознание своих социальных ролей, развитие позитивного самоотношения. Формирование установки на адекватное социальное взаимодействие |
Самодиагностика по методике Куна: «Кто Я?». Упражнения, направленные на развитие позитивного самоотношения, коррекцию негативных установок во взаимодействии с другими людьми. Анализ поведения людей в видеосюжетах/ фильмах. Проигрывание ситуаций. Рефлексия |
Диагностика представлений о себе. Формирование установки о значимости своей личности. Осознание своих чувств, состояний. Развитие положительного самоотношения, адекватной самооценки. Определение клиентом личностных качеств, необходимых для успешной жизнедеятельности в социуме |
8 |
Блок «Общение, развитие коммуникативных навыков» содержит два занятия |
Развитие навыков социальной коммуникации, отработка форм социального взаимодействия |
Беседа. Упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков. Лекционное занятие «Личные границы в общении», «Активное слушание». Ролевые игры. Проигрывание ситуаций. Рефлексия |
Развитие навыков невербального общения, активного слушания. Развитие навыка безоценочных суждений о партнере по общению |
9 |
Заключительное занятие |
Интегрировать накопленный во время встреч опыт. Набрать энергетический ресурс. |
Беседа. Упражнения, направленные на ресурс, интеграцию. Визуализация. Рефлексия |
Применение полученных на занятиях знаний и опыта в своей повседневной жизни. Подъем общего уровня энергии |
10 |
Повторная встреча с целью проведения психодиагностического тестирования |
Выявление каких-либо изменений в развитии социального интеллекта у малолетних преступников |
1)«Сокращенный вариант личностного опросника 13 PF», форма E, Р. Кэттелл. 2)«Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению», А.Н. Орел. 3)«Опросник нравственной надежности», Е.Ю. Стрижков |
Выявление динамики в развитии социального интеллекта у малолетних преступников до и после проведения тематических занятий |
11 |
Анализ особенностей личности малолетнего преступника, создающих трудности в развитии социального интеллекта |
Личностно-ресурсное картирование |
Построение личностно-ресурсной карты, например, «Особенности личности малолетнего преступника» |
Карта «Особенности личности малолетнего преступника» |
12 |
Рефлексия |
Анализ психологом и клиентом своего пройденного пути |
Рефлексивный анализ, статистический анализ |
Итоги встреч (аналитический отчет) |
В заключении определим организационно-управленческие условия воспроизводства психологической практики:
Клиент и наличие запроса клиента.
Проектный инструментарий (интеллект-карта понятия, глоссарий, эскиз персоны клиента, план-график тематических консультационных встреч).
Наличие компетенций и опыта психолога.
Комплекс практических методик: «Сокращенный вариант личностного опросника 13 PF», форма E, Р. Кэттелл, «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению», А.Н. Орел, «Опросник нравственной надежности», Е.Ю. Стрижков.
Организация среды взаимодействия в кабинете (требуются: стулья, чистая бумага формат А4, ручка или простой карандаш, цветные карандаши, персональный компьютер или ноутбук).
Длительность одного сеанса – 1-1,5 ч.
Длительность выполнения заданий для отслеживания результатов – не менее 1 месяца.
Предложенный проект психологической практики, направленной на оценку и развитие социального интеллекта у малолетних преступников, может быть рекомендован к использованию пенитенциарными психологами в исправительном учреждении.
Список литературы
Анурин, В.Ф. Интеллект и социум. Введение в социологию интеллекта / В.Ф. Анурин. – Н. Новгород, издательство Н-городского университета, 1997. – 436 с.
Белова, С.С. Социальный интеллект: сравнительный анализ методик измерения // Социальный интеллект: теория, измерение, исследование / под ред. Д.Б. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Ин-т психологии РАН, 2007. – 176 с.
Бобнева, М.И., Шорохова Е.В. Психологические механизмы регуляции социального поведения М.: Наука, – 1979. – 339 с.
Васкэ, Е. В. Несовершеннолетние правонарушители: учебное пособие для вузов / Е. В. Васкэ. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 175 с.
Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд // Психология мышления. – М.: Академия, 2015. – С. 433-456.
Дворянчиков, Н.В., Делибалт В.В., Дозорцева Е.Г., Дебольский М.Г., Дегтярев А.В., Чиркина Р.В., Лаврик А.В. Методическое руководство. Сборник тестов программно-методического комплекса дифференциальной диагностики поведенческих нарушений несовершеннолетних «Диагност-Эксперт+», Москва: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. – 198 с.
Долгова, А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних / А. И. Долгова. – М.: Юрид.лит., 2011. – 159 с.
Егорова, О.Н. Особенности социального интеллекта подростков с легкой степенью умственной отсталости с девиантным поведением // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. – 24 с.
Емельянов, Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности / Ю.Н. Емельянов. – М.: Инфра-М, 2015. – 403 с.
Емельянов, В.П. Преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями. Саратов, 1980. – 97 с.
Замараева, М.В. Теоретическая интерпретация социального интеллекта и опыт его прикладного социологического исследования / М.В. Замараева // Теория и практика общественного развития. – 2020. – 6 с.
Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения: учебник и практикум для вузов / Ю. А. Клейберг. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 290 с.
Кривцова, С.В., Мухаматулина Е.А. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. Тренинг для педагогов. – 4-е изд., испр. и доп. – (Психолог в школе) – М.: Генезис, 2004. – 183 с.
Кудинова, И.Б., Вотчин И.С. Социальный интеллект как предмет психологии / Кудинова И.Б., Вотчин И.С. // Психологический журнал. – 1994. – № 6. – С.132-140.
Куницына, В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношения / В.Н. Куницына // Теоретические и прикладные вопросы психологии. – Вып. 1, ч. 1. – СПб., 2015. – С. 48-61.
Люсина, Д.В., Ушакова Д.В. Социальный и эмоциональный интеллект. От процессов к изменениям. / Под ред. Люсина Д.В., Ушакова Д.В. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. – 510 с.
Мокрецов, А.И., Новиков В.В. Личность осужденного: социальная и психологическая работа с различными категориями лиц, отбывающих наказание /Учебно-методическое пособие, – М., 2016. – 214 с.
Овчарова, Р. В. Психолого-педагогические основы работы с «трудными» детьми: учебное пособие для вузов / Р. В. Овчарова. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 162 с.
Перешеина, Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192 с.
Савенков, А.И. Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха // Вестник практической психологии образования. 2006. № 1. С. 30-38.
Самыгин, П. С. Профилактика девиантного поведения молодежи: учебное пособие для вузов / П. С. Самыгин, С. И. Самыгин, Д. В. Кротов; под общей редакцией П. С. Самыгина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 284 с.
Фролова, А.В. Практикум по психотерапевтическим методам работы практического психолога с детьми и подростками: Практикум / под ред. Фроловой А.В. – Казань: Издательство «Бриг», 2015. – 104 с.
Фрост, К., Седдон М. Жизненные навыки для несовершеннолетних правонарушителей. Методическое пособие. – М.: ООО «Информполиграф», 2011. – 126 с.
Шнейдер, Л. Б. Психология девиантного и аддиктивного поведения. Практикум: учебное пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 141 с.
Штернберг, Р. Отточите свой интеллект: Пер. с англ. / Р. Штернберг. – Минск: Попурри, 2000. – 543 с.
Южанинова, А.Л. Проблемы диагностики социального интеллекта личности. Саратов, издательство Саратовского университета, 1984. – С.176-183.