Нарушения и расстройства пищевого поведения (РПП) встречается у людей разных возрастов вне зависимости от половой, расовой или же этнической принадлежности, но, как правило, имеет своё зарождение в подростковом и юношеском возрасте.
Студенты – люди периода поздней юности или ранней зрелости, приходящиеся на возрастные рамки с 17 до 25 лет, часто подвержены стрессу, в связи с тяжёлым приспособлением к новым условиям жизни, их интеллектуальной загруженностью и поэтому неадекватно самокритикуют себя, своё тело, вес и изнуряют себя всевозможными способами, из чего может возникнуть расстройство пищевого поведения.
Вознесение еды на первый план, чрезмерная озабоченность весом и своей внешностью может возникнуть в различных ситуациях. На культ правильного питания и возникновение РПП может влиять множество факторов:
Физиологические факторы, в склонности к худобе или полноте.
Семейные факторы, зависящие от традиций и пищевой привычки семьи.
Наследственные факторы, которые передают вредные привычки или склонность к развитию расстройства.
Психологические факторы, связанные со стрессом или насилием.
Социокультурные факторы, в виде влияния социальной среды и общественных ценностях.
Травматические факторы, которых человек избегает и, как правило, связаны с физическим или сексуальным насилием [2].
Целью данной психологической практики является изучение расстройств пищевого поведение у студентов и подбор методов для снижения зависимости.
Задачи практики:
1). Провести теоретический анализ состояния проблемы переедания и основных методологических подходов к снижению зависимости.
2). Разработать проектный инструментарий, включающий в себя интеллект-карту, понятия, глоссарий, карту эмпатии студента.
3). Подобрать инструменты психологической диагностики.
4). Составить план-график и тематику консультационных встреч.
5). Определить организационно-управленческие условия реализации психологической практики.
Для понимания феномена РПП составим интелект-карту понятия. При разработке психологической практика интеллект-карта служит методом визуализации понятий и позволяет связывать большое число идей, объектов и событий таким образом, что они включаются в конкретную область.
Рисунок 1. Интеллект-карта понятия «Расстройство пищевого поведения».
Как видно из рисунка 1, на основе интеллект-карты понятия «РПП» можно увидеть специфику данного, феномена, факторы его возникновения, сферы его исследования и изучения, уровни и типы нездорового отношения к еде (анорексия, булимия, компульсивное переедание, психогенное переедание, орторексия) и т.д.
Таким образом, феномен РПП можно рассматривать как психогенно обусловленные поведенческие синдромы, связанных с нарушениями в приёме пищи. Это целая группа синдромов с сильно различающимся содержанием: от нервной анорексии, часто приводящей к летальному исходу, до способного самопроизвольно прекратиться переедания.
В качестве инструментов психологической диагностики будут использованы:
Опросник пищевого поведения (DEBQ) созданный в 1987 году голландским психологом, ведущим специалистом в области психологии питания Татьяной ван Стриен [4].
Тест EAT-26, который имеет отношения к приему пищи (диагностика анорексии и булимии) был разработан DavidM.Garner в Институте психиатрии Кларка университета Торонто в 1979 г. (в 1982 г тест модифицировали) - тест предназначен для скрининга наличия симптомов РПП [6].
Тест Кейрси [7].
Тест-опросник «Индекс жизненного стиля» [3].
Тест «Любите ли вы свое тело?» [8].
Далее составим карту эмпатии персоны потенциального клиента, которая представляет собой упорядоченную схему чувств, эмоций, мыслей, поступков человека. Карта эмпатии помогает выявить ценности, взгляды, боли и мотивации людей с помощью внешних и внутренних источников [1, с. 152].
На рисунке 2 представлена карта эмпатии студентки, подверженной риску РПП. Студентка, страдающая расстройством, имеет избыточную массу тела и недовольна своей внешностью, при этом не отказывает себе в употреблении вредной еды, но жаждет следить за своим здоровьем.
Думает и чувствует О ненависти к своему телу и желанию похудеть О трудности подбора одежды из-за своего роста и веса О необходимости заботы о своём здоровье С лышит Видит Мнения своих Рекламу вкусной еды друзей и знакомых о и напитков своей внешности 88888888888 Магазин рядом с вузом Рекомендации по здоровому с вредной, калорийной едой питанию Красивых стройных девушек Разговоры про важность Телешоу и телепередачи, контроля здоровья и веса направленные на возведение еды в культ Говорит и делает Часто употребляет нездоровую пищу Делится своими мыслями и чувствами сдрузьями Получает высшее образование в МГУ им. Невельского |
|
Боли Избыток массы тела Проблемы со здоровьем |
Ценности Здоровье, Учёба, Семья, Общение Финансовое Благополучие |
Рисунок 2. Карта эмпатии персоны потенциального клиента.
После того, как определены ключевые цели и задачи практики, составим ориентировочный тематический план-график тематических консультационных встреч. Пример плана-графика встреч показан в таблице 1.
Таблица 1 – График проведения индивидуальных консультаций
№ |
Название |
Цель |
Методы |
Результат |
1 |
Вводное занятие |
Знакомство с клиентом |
Беседа, опрос, анализ информации, оценка индекса массы тела |
Заполнение листа участников |
2 |
Тест №1 на выявление наличия РПП |
Выявления наличия пищевого расстройства |
Опрос, беседа |
Анализ результата теста, на основании которых даются общие результаты |
3 |
Тест №2 EAT-26. Тест Опросник «Индекс жизненного стиля» |
Диагностика психологи-ческой защиты |
Опрос, анализ информации |
Анализ результатов теста, на основании которых даются общие рекомендации |
4 |
Тест «Любите ли вы своё тело?» |
Оценка принятия себя |
Опрос, тренинг |
Рекомендация на полученных результатах |
5 |
Коррекция рекомендаций (по итогам прошлых встреч) |
Поиск наиболее оптимальных вариантов решений |
Беседа, тренинги |
Индивидуальный комплекс психологических рекомендаций |
6 |
Личностно-ресурсное картирование |
Исследование ресурсов и мотивов клиента |
Составление личностно-ресурсной карты |
Анализ полученных результатов |
7 |
Повторная встреча через 30 дней |
Оценка полученных результатов |
Беседа, опрос, анализ информации |
Выявление динамики в коррекции переедания, коррекция практических заданий |
8 |
Повторная встреча с целью проведения тестирования методиками (2-4 встречи) |
Выявление изменений, измерение индекса массы тела |
Выявление изменений в улучшении состояния |
Выявление телесно ориентированных практик и изменений реакций на еду |
9 |
Изучения отношения к себе |
Оценка само- ощущения |
Анкетирование клиента, беседа |
Понимание самооценки личности и принятия себя |
10 |
Рефлексия |
Анализ психологом и клиентом пройденного пути |
Рефлексивный анализ |
Подведение итогов встреч, рефлексивный дневник |
К организационно-управленческим условиям психологической практики можно отнести:
Клиент и наличие его запроса.
Проектный инструментарий (интеллект-карта понятия, глоссарий, карта эмпатии клиента, план-график тематических консультационных встреч).
Наличие компетенций и опыта психолога.
4. Комплекс практических методик (Опросник пищевого поведения (DEBQ)? тест EAT-26, тест Кейрси, тест-опросник «Индекс жизненного стиля», тест «Любите ли вы свое тело?».).
5. Организация среды для взаимодействия с клиентом в кабинете (наличие: кушетка, стулья, чистая бумага формата А4, ручка или простой карандаш, персональный компьютер или ноутбук).
6. Длительность одного сеанса – 1 час.
7. Длительность выполнения заданий для отслеживания результатов– не менее 1 месяца.
Предложенный проект психологической практики, направлен на разработку проекта психологической практики, направленной на изучение проблемыРПП у студентов вуза определения типа расстройства и способов коррекции поведения с помощью подобранной техники по оценке, закреплению результата применения данной техники, и может быть рекомендован к использованию для работы с людьми, испытывающими проблемы с РПП.
Список источников
Данченко С.А., Гуремина Н.В. Использование технологии картирования в деятельности психолога// RussianJournalofEducationandPsychology. 2022. Т. 13. № 1-2; С. 150-159.
Малкина-Пых И.Г. Терапия пищевого поведения. – М.: Эксмо. – 2007. – 159 с.
Опросник «Индекс жизненного стиля» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://onlinetestpad.com/ru/test/1490248-metodika-indeks-zhiznennogo-stilya-life-style-index-lsi-ili-diagnostika-mek (дата обращения 24.10.2022).
Опросник пищевого поведения (DEBQ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://onlinetestpad.com/ru/test/200311-oprosnik-na-opredelenie-pishhevogo-povedeniya (дата обращения 24.10.2022).
Скугаревский О.А. Нарушения пищевого поведения: монография. – Минск: Изд-во БГМУ. – 2007. – 340 с.
Тест EAT-26 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://onlinetestpad.com/ru/test/809106-test-eat-26-test-na-veroyatnost-nalichiya-rasstrojstv-pishhevogo-povedeniya (дата обращения 24.10.2022).
Тест Кейрси [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://onlinetestpad.com/ru/test/510715-test-kejrsi (дата обращения 24.10.2022).
Тест «Любите ли вы свое тело?» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.psychologies.ru/tests/test/781/ (дата обращения 24.10.2022).