РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ «ИЗУЧЕНИЕ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗА» - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ «ИЗУЧЕНИЕ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗА»

Крюкова Р.В. 1, Гуремина Н.В. 1
1ФГБОУ ВО «Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Нарушения и расстройства пищевого поведения (РПП) встречается у людей разных возрастов вне зависимости от половой, расовой или же этнической принадлежности, но, как правило, имеет своё зарождение в подростковом и юношеском возрасте.

Студенты – люди периода поздней юности или ранней зрелости, приходящиеся на возрастные рамки с 17 до 25 лет, часто подвержены стрессу, в связи с тяжёлым приспособлением к новым условиям жизни, их интеллектуальной загруженностью и поэтому неадекватно самокритикуют себя, своё тело, вес и изнуряют себя всевозможными способами, из чего может возникнуть расстройство пищевого поведения.

Вознесение еды на первый план, чрезмерная озабоченность весом и своей внешностью может возникнуть в различных ситуациях. На культ правильного питания и возникновение РПП может влиять множество факторов:

Физиологические факторы, в склонности к худобе или полноте.

Семейные факторы, зависящие от традиций и пищевой привычки семьи.

Наследственные факторы, которые передают вредные привычки или склонность к развитию расстройства.

Психологические факторы, связанные со стрессом или насилием.

Социокультурные факторы, в виде влияния социальной среды и общественных ценностях.

Травматические факторы, которых человек избегает и, как правило, связаны с физическим или сексуальным насилием [2].

Целью данной психологической практики является изучение расстройств пищевого поведение у студентов и подбор методов для снижения зависимости.

Задачи практики:

1). Провести теоретический анализ состояния проблемы переедания и основных методологических подходов к снижению зависимости.

2). Разработать проектный инструментарий, включающий в себя интеллект-карту, понятия, глоссарий, карту эмпатии студента.

3). Подобрать инструменты психологической диагностики.

4). Составить план-график и тематику консультационных встреч.

5). Определить организационно-управленческие условия реализации психологической практики.

Для понимания феномена РПП составим интелект-карту понятия. При разработке психологической практика интеллект-карта служит методом визуализации понятий и позволяет связывать большое число идей, объектов и событий таким образом, что они включаются в конкретную область.

Рисунок 1. Интеллект-карта понятия «Расстройство пищевого поведения».

Как видно из рисунка 1, на основе интеллект-карты понятия «РПП» можно увидеть специфику данного, феномена, факторы его возникновения, сферы его исследования и изучения, уровни и типы нездорового отношения к еде (анорексия, булимия, компульсивное переедание, психогенное переедание, орторексия) и т.д.

Таким образом, феномен РПП можно рассматривать как психогенно обусловленные поведенческие синдромы, связанных с нарушениями в приёме пищи. Это целая группа синдромов с сильно различающимся содержанием: от нервной анорексии, часто приводящей к летальному исходу, до способного самопроизвольно прекратиться переедания.

В качестве инструментов психологической диагностики будут использованы:

Опросник пищевого поведения (DEBQ) созданный в 1987 году голландским психологом, ведущим специалистом в области психологии питания Татьяной ван Стриен [4].

Тест EAT-26, который имеет отношения к приему пищи (диагностика анорексии и булимии) был разработан DavidM.Garner в Институте психиатрии Кларка университета Торонто в 1979 г. (в 1982 г тест модифицировали) - тест предназначен для скрининга наличия симптомов РПП [6].

Тест Кейрси [7].

Тест-опросник «Индекс жизненного стиля» [3].

Тест «Любите ли вы свое тело?» [8].

Далее составим карту эмпатии персоны потенциального клиента, которая представляет собой упорядоченную схему чувств, эмоций, мыслей, поступков человека. Карта эмпатии помогает выявить ценности, взгляды, боли и мотивации людей с помощью внешних и внутренних источников [1, с. 152].

На рисунке 2 представлена карта эмпатии студентки, подверженной риску РПП. Студентка, страдающая расстройством, имеет избыточную массу тела и недовольна своей внешностью, при этом не отказывает себе в употреблении вредной еды, но жаждет следить за своим здоровьем.

Думает и чувствует

О ненависти к своему телу и желанию похудеть

О трудности подбора одежды из-за своего роста и веса

О необходимости заботы о своём здоровье

С лышит Видит

Мнения своих Рекламу вкусной еды

друзей и знакомых о и напитков

своей внешности 88888888888 Магазин рядом с вузом

Рекомендации по здоровому с вредной, калорийной едой

питанию Красивых стройных девушек

Разговоры про важность Телешоу и телепередачи,

контроля здоровья и веса направленные на возведение

еды в культ

Говорит и делает

Часто употребляет нездоровую пищу

Делится своими мыслями и чувствами сдрузьями

Получает высшее образование в МГУ им. Невельского

Боли

Избыток массы тела

Проблемы со здоровьем

Ценности

Здоровье, Учёба, Семья, Общение Финансовое Благополучие

Рисунок 2. Карта эмпатии персоны потенциального клиента.

После того, как определены ключевые цели и задачи практики, составим ориентировочный тематический план-график тематических консультационных встреч. Пример плана-графика встреч показан в таблице 1.

Таблица 1 – График проведения индивидуальных консультаций

Название

Цель

Методы

Результат

1

Вводное занятие

Знакомство с клиентом

Беседа, опрос, анализ информации, оценка индекса массы тела

Заполнение листа участников

2

Тест №1 на выявление наличия РПП

Выявления наличия пищевого расстройства

Опрос, беседа

Анализ результата теста, на основании которых даются общие результаты

3

Тест №2 EAT-26.

Тест Опросник «Индекс жизненного стиля»

Диагностика психологи-ческой защиты

Опрос, анализ информации

Анализ результатов

теста, на основании

которых даются общие рекомендации

4

Тест «Любите ли вы своё тело?»

Оценка принятия себя

Опрос, тренинг

Рекомендация на полученных результатах

5

Коррекция

рекомендаций

(по итогам прошлых встреч)

Поиск наиболее

оптимальных вариантов

решений

Беседа, тренинги

Индивидуальный

комплекс

психологических

рекомендаций

6

Личностно-ресурсное картирование

Исследование ресурсов и мотивов клиента

Составление личностно-ресурсной карты

Анализ полученных результатов

7

Повторная

встреча через 30 дней

Оценка полученных

результатов

Беседа, опрос,

анализ информации

Выявление динамики в коррекции переедания, коррекция

практических заданий

8

Повторная встреча с целью проведения тестирования методиками

(2-4 встречи)

Выявление изменений, измерение индекса

массы тела

Выявление изменений в улучшении состояния

Выявление

телесно

ориентированных

практик и изменений

реакций на еду

9

Изучения отношения к себе

Оценка

само-

ощущения

Анкетирование клиента, беседа

Понимание самооценки личности и принятия себя

10

Рефлексия

Анализ психологом

и клиентом пройденного пути

Рефлексивный анализ

Подведение итогов встреч, рефлексивный дневник

К организационно-управленческим условиям психологической практики можно отнести:

Клиент и наличие его запроса.

Проектный инструментарий (интеллект-карта понятия, глоссарий, карта эмпатии клиента, план-график тематических консультационных встреч).

Наличие компетенций и опыта психолога.

4. Комплекс практических методик (Опросник пищевого поведения (DEBQ)? тест EAT-26, тест Кейрси, тест-опросник «Индекс жизненного стиля», тест «Любите ли вы свое тело?».).

5. Организация среды для взаимодействия с клиентом в кабинете (наличие: кушетка, стулья, чистая бумага формата А4, ручка или простой карандаш, персональный компьютер или ноутбук).

6. Длительность одного сеанса – 1 час.

7. Длительность выполнения заданий для отслеживания результатов– не менее 1 месяца.

Предложенный проект психологической практики, направлен на разработку проекта психологической практики, направленной на изучение проблемыРПП у студентов вуза определения типа расстройства и способов коррекции поведения с помощью подобранной техники по оценке, закреплению результата применения данной техники, и может быть рекомендован к использованию для работы с людьми, испытывающими проблемы с РПП.

Список источников

Данченко С.А., Гуремина Н.В. Использование технологии картирования в деятельности психолога// RussianJournalofEducationandPsychology. 2022. Т. 13. № 1-2; С. 150-159.

Малкина-Пых И.Г. Терапия пищевого поведения. – М.: Эксмо. – 2007. – 159 с.

Опросник «Индекс жизненного стиля» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://onlinetestpad.com/ru/test/1490248-metodika-indeks-zhiznennogo-stilya-life-style-index-lsi-ili-diagnostika-mek (дата обращения 24.10.2022).

Опросник пищевого поведения (DEBQ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://onlinetestpad.com/ru/test/200311-oprosnik-na-opredelenie-pishhevogo-povedeniya (дата обращения 24.10.2022).

Скугаревский О.А. Нарушения пищевого поведения: монография. – Минск: Изд-во БГМУ. – 2007. – 340 с.

Тест EAT-26 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://onlinetestpad.com/ru/test/809106-test-eat-26-test-na-veroyatnost-nalichiya-rasstrojstv-pishhevogo-povedeniya (дата обращения 24.10.2022).

Тест Кейрси [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://onlinetestpad.com/ru/test/510715-test-kejrsi (дата обращения 24.10.2022).

Тест «Любите ли вы свое тело?» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.psychologies.ru/tests/test/781/ (дата обращения 24.10.2022).

Просмотров работы: 194