Введение.
Во всем мире инновация является мерой выживания, дальнейшего процветания и сохранения конкурентоспособности. Опыт экономически развитых стран свидетельствует о том, что в конкурентной борьбе победителем является тот, чья внутренняя политика направлена на инновационный подход.
В России в последнее время форсированное развитие инновационного развития предопределено геополитическими вызовами. Тем не менее, при разработке и внедрении инноваций сталкиваются с серьезными проблемами. Среди наиболее актуальных проблем можно выделить диспропорции в территориальном развитии, высокие риски для венчурных инвесторов, низкую скорость модернизации материально-технической базы, консервативность мышления административного персонала крупных компаний и т.д.
Для ОАО «РЖД» инновации – это мощное оружие конкурентной борьбы, учитывая тот факт, что ценовая конкуренция для железнодорожных перевозок недоступна. В условиях экономической и политической нестабильности, конкуренции добиться повышения эффективности деятельности можно только внедряя комплексные решения, которые позволят автоматизировать или упростить технологические процессы. При этом, данные решения должны вводиться в каждом филиале ОАО «РЖД», в противном случае в них нет смысла.
Региональный центр связи (далее – РЦС) является структурным подразделением ОАО «РЖД» и оказывает сильное влияние на общие результаты работы. Без обеспечения связью структурные подразделения железнодорожного транспорта просто не смогут осуществлять деятельность.
Поэтому актуальность исследования инновационной деятельности в ОАО «РЖД» и структурных подразделениях заключается в том, что добиться ключевых задач эффективности можно только при комплексной инновационной модернизации всего холдинга, а не отдельных его подразделений. Конкурентоспособность при этом достигается не столько за счет популярности и востребованности перевозок, сколько за счет способности компании в результате использования инноваций показывать высокие финансово-экономические показатели.
Цель исследования:рассмотреть механизм инновационной деятельности ориентированной на повышение финансово-экономической деятельности.
Материалы и методы исследования.
Основным методом сбора информации в работе послужил анализ годовых отчетов ОАО «РЖД» и опрос сотрудников РЦС, которые непосредственно принимают участие в инновационной деятельности. Кроме того, проводился анализ информации в сети Интернет, так как информация о инновациях, как правило, доводиться до СМИ.
Для работы с информацией применялись методы сравнительного анализа, группировки данных, обобщения теоретического и практического материала
Результаты исследования и их обсуждение.
Поскольку Алтайский региональный центр связи (далее – РСЦ) является структурным подразделением ОАО «РЖД» рассматривать инновационную деятельности в отрыве от головной организации не имеет смысла.Инновационная деятельность Алтайского РЦС основана на общей инновационной политики ОАО «РЖД» и осуществляется в ее рамках.
В связи с этим кратко остановимся на уровне инновационного развития России и ОАО «РЖД».
Уровень инновационной активности российских предприятий определяется как отношение количества инновационно-активных предприятий к общему числу, обследуемых за определенный период времени в стране.
Таблица 1
Уровень инновационной активности организаций
Период |
Уровень |
2015 г. |
9,3 |
2016 г. |
8,4 |
2017 г. по критериям 3-й редакции Руководства Осло |
8,5 |
2017 г. по критериям 4-й редакции Руководства Осло |
14,6 |
2018 г. |
12,8 |
2019 г. |
9,1 |
2020 г. |
10,8 |
Восприимчивость бизнеса к инновациям технологического характера остается низкой. В 2015 году разработку и внедрение технологических инноваций осуществляли 9,3 % от общего числа предприятий отечественной промышленности, в 2017 году показатель снизился на 0,8%, но в результате изменения критериев инновационности, показатель вырос до 14,6%. Далее наблюдается сокращение показателя.
ОАО «РЖД» относится к компаниям, которые внедряют инновации в своей деятельности.Инновационное развитие ОАО «РЖД» и всех филиалов осуществляется в соответствии с задачами, которые определены Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года и Долгосрочной программой развития ОАО «РЖД» до 2025 года (ДПР).
Главную роль в процессе внедрения инноваций занимает Центр инновационного развития – филиал ОАО «РЖД». Он выступает в качестве «единого окна» для высокотехнологичных компаний, предлагающих инновационные решения в интересах ОАО «РЖД».Связующим звеном с экосистемами регионов и одним из перспективных инструментов поиска, отбора и проведения испытаний инновационных и стартап-проектов является сеть региональных инновационных площадок, одна из которых находится в Новосибирске.
В 2019 году сформирован актуальный перечень из 483 запросов на инновации. Около 80 % запросов на инновации относятся к пяти направлениям которые отражены на рисунке 1.
Рисунок 1. Распределение запросов на инновации по приоритетным направлениям
В результате можно заключить, что наибольшее количество запросов приходится на сферу деятельности РЦС. Современный железнодорожный транспорт и инфраструктура требуют современных систем связи. Создание и внедрение инновационных телекоммуникационных технологий – процесс не менее длительный и трудоёмкий, чем проектирование новых моделей подвижного состава.
РЦС активно принимает участие в инновационной деятельности ОАО «РЖД». Схематично внедрение инноваций в РЦС через инновационную площадку отражено на рисунке 2.
РЦС на инновационной площадке на внутреннем ресурсе ОАО «РЖД» предлагает инновационную идею. Прикрепляет свои идеи, расчеты, необходимые ресурсы для реализации и эффект, который будет достигнут.
После отправки запроса, идея попадает в раздел «Помоги инноватору», где можно получить обратную связь по проекту, а также сформировать команду для его реализации.
После раздела «Помоги инноватору» проект выносится на рассмотрение инновационной группой и руководством. Проекты признанные эффективными и жизнеспособными одобряются и реализуются, при этом авторы идеи участвуют в реализации. После реализации, авторы самых прорывных проектов и идей награждаются, в том числе финансово.
Рисунок 2. Схема внедрения инноваций в Алтайском РЦС
Если рассматривать инновационную деятельность РЦС по направлениям, то можно выделить два блока, которые отражены на рисунке 3.
Рисунок 3. Направления инновационной деятельности в рамках РЦС
Первое направление ориентировано на повышение безопасности движения поездов. В рамках заключения договоров за период исследования заключено семь договоров, которые отражены в таблице 2.
Общая сумма заключенных договоров составляет 3854489,7 руб. без НДС и 4624187,7 руб. с НДС.
Таблица 2
Договора в рамках развития инновационной деятельности Новосибирской дирекции свзи, 2018-2020 гг.
Предмет договора (полное имя) |
Период реализации |
Цена всего без НДС |
Цена всего с НДС |
Поставка микрокомпонентов для ремонта радиостанций |
2019 |
337 739,00 |
405 286,80 |
Поставка микрокомпонентов для ремонта радиостанций |
2020 |
357 364,95 |
428 837,94 |
На право заключения договора выполнения работ по постгарантийному ремонту оборудования системы автоматической идентификации подвижного состава |
2021 |
1 570 000,00 |
1 884 000,00 |
На право заключения договора оказания услуг по техническому обслуживанию систем корпоративного телевидения ОАО "РЖД" |
2021 |
247 200,00 |
296 640,00 |
Оказание услуг по настройке оборудования СОРМ ООО «Сигнатек» по станциям: ст. Инская, с. Новосибирск-Главный, ст. Чулым, ст. Татарская, ст. Черепаново, ст. Тогучин, ст. Барабинск (далее – Услуги). |
2020 |
804 985,80 |
965 982,96 |
Оказание услуг по настройке оборудования СОРМ ООО «Сигнатек» по станциям: ст.Сузун, ст.Купино, ст.Карасук. |
2020 |
289 000,00 |
346 800,00 |
На право заключения договора оказания услуг по техническому обслуживанию систем корпоративного телевидения ОАО "РЖД" |
2021 |
247 200,00 |
296 640,00 |
В рамках второго направления разработан и сформирован комплексный проект «Роботизированный узел связи». Цели проекта – снизить эксплуатационные расходы на доставку бригады к месту обслуживания и ремонта, автоматизация процессов поисков и устранения неисправностей, минимизация участия человека в процессе обслуживания.
Предпосылками его создания стали следующие факторы:
удаленность помещений связи, что провоцирует затраты на топливо для доставки людей;
невозможность оперативно устранять неполадки устройств связи;
высокие риски пропустить аварийное событие, так как в оборудование отсутствует режим самовосстановления.
Роботизированный узел имеет следующие функции:
управление модулем по входящим SMS сообщениям;
дистанционное включение одной или 2-х печей;
управление охлаждением приточной вентиляцией;
управление фидерами основным резервным;
перезагрузка поездной радиостанцииРС-46МЦ;
управление питанием кондиционера.
Комплекс разрабатывался в четыре этапа (рисунок 4).
Рисунок 4. Этапы разработки роботизированного узла связи
Управлять модулем диспетчер может через СМС, что гарантирует информационную безопасность, удобство и управление из любой точки.
Робот читает СМС выполняет команды и отвечает также в СМС о готовности. Робот работает только с административными номерами, а другие игнорирует. Для шифра используются буквы, символы, цифры 6-значный код – это примерно триллион вариантов.
Экономическая эффективность внедрения одного роботизированного узла представлена в таблице 3.
Таблица 3
Экономическая эффективность внедрения одного роботизированного узла
Показатель |
До реализации |
Стоимость комплекса |
2,5 тыс. руб. |
Стоимость электроклапонов, датчиков |
5,1 тыс. руб. |
Расходы на топливо до внедрения |
50,2 тыс. руб. |
Расходы на топливо после внедрения |
15,1 тыс. руб. |
Экономическая эффективность |
42,7 тыс. руб. |
Окупаемость проекта |
3,5 мес. |
Расходы на оборудование комнаты связи составляет 7,67 тыс. рублей. За год экономический эффект составит 42,7 тыс. рублей со сроком окупаемости 3,5 месяца.
В настоящее время роботизированный узел внедрен на одной станции – Ст. Победим. Планируется тиражирование в структурных подразделениях Новосибирской дирекции связи (РЦС). При тиражировании проекта экономический эффект будет более значительным.
Основная задача разработчиков на сегодня продолжать совершенствовать программное обеспечение и расширять функциональные возможности.
Рассмотрим качественные показатели деятельности РЦС.В таблице 4 отражены инциденте по сетям в 2018-2020 годах.
Наибольшее число инцидентов по сетям связаны с выходом из строя оборудования при соблюдении правил эксплуатации и кратковременными сбоями ПО. Необходимо отметить, что фактор «нарушение инструкций» также довольно существенен. При внедрении роботизированных узлов подобные инциденты будут сведены к минимуму.
В 2020 году произошло 4 отказа технических средств, в 2018 и 2019 году – 2. Причиной повреждения в большинстве случаев является повреждение магистрального кабеля, разрушение изоляции жилы кабеля и касание жилы металлической опоры переговорной колонки.
Таблица 4
Инциденты по сетям (данные из модуля Факторного анализа)
Год |
Хищение |
Снегопад, отложение льда, изморось |
Вандализм |
Ветер |
Пожар |
Грозовые перенапряжения |
Подвижки грунта |
Стихийные бедствия природного характера |
Повреждение животными |
Несвоевременная замена оборудования |
Выход из строя оборудования эксплуатации |
Ошибка при выборе технических средств |
Брак при производстве и первичном монтаже |
Повреждение при проведении работ без согласования |
Сбой внешнего электроснабжения |
Электротермическая деградация |
Некорректное использование тех.средств к |
Кратковременные сбои ПО |
Нарушение инструкций |
Прочее |
Итого |
2018 г. |
3 |
|
6 |
4 |
|
2 |
3 |
3 |
1 |
4 |
117 |
2 |
10 |
13 |
14 |
2 |
5 |
55 |
61 |
21 |
326 |
2019 г. |
|
1 |
|
4 |
3 |
|
4 |
1 |
|
2 |
109 |
5 |
9 |
6 |
13 |
3 |
3 |
162 |
61 |
21 |
407 |
2020 г. |
3 |
3 |
1 |
4 |
10 |
|
2 |
|
|
3 |
131 |
3 |
21 |
11 |
6 |
1 |
9 |
259 |
74 |
18 |
559 |
Время устранения неполадок в среднем составляет 1,5-2,5 часа, в 2019 году самый продолжительный период восстановления составил 9,06 часов.
Рисунок 5. Качество содержания устройств связи, 2018-2020 гг.
Максимально допустимое значение качества содержания устройств связи – 13,68 баллов. Согласно данным РЦС ежегодно показатель довольно низкий, это говорит о эффективной работе РЦС. Плановое задание ежегодно выполняется.
В то же время существует ряд проблемных вопросов, препятствующих наиболее эффективному внедрению инноваций. Из основных проблем можно выделить, во-первых, не системность в проведении инновационных форумов. Нет графика рассмотрения проектов. Время рассмотрения не регламентировано.
Во-вторых, незначительные инвестиции в инновационную деятельность в филиалах. Все инновации преимущественно разрабатываются и внедряются за счет использования имеющихся активов РЦС и разработок сотрудников, практически не привлекая финансирование. Это подтверждают экономические показатели по внедрению роботизированного узла.
Заключение.
В современных условиях функционирования железнодорожного транспорта повышение безопасности и сокращение аварий и сбоев является залогом устойчивой работы. В современных условиях усиление развития инновационной составляющей в деятельности ОАО «РЖД» и отдельных подразделений, в том числе РЦС, позволит оказывать услугу высочайшего качества, соответствующих мировым стандартам.
В условиях санкций и ограничения доступа на мировые рынки, инновации – это ключевая задача для обеспечения безопасности на железную дорогу и дальнейшего ее развития.
Список литературы:
Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 N 127-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/(дата обращения: 12.03.2022).
Официальный сайт ОАО «РЖД» [Электронный ресурс]. URL: http://rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=628& (дата обращения: 12.03.2022).
Глобальный инновационный индекс – 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://issek.hse.ru/news/396120793.html(дата обращения: 12.03.2022).
Подборнова Е.С. GlobalInnovationIndex (GII) 2020: место России в мире инноваций / Е.С. Подборнова, М.А. Мельников, В.А. Бердников // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. – 2021. – №2. – С.37-43.
Азерников Д. Связь нового поколения открывает дороге будущее / Д. Азерников [Электронный ресурс]. URL: https://gudok.ru/content/infrastructure/1490758/(дата обращения: 12.03.2022).