АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мокроусова А.М. 1, Казакова Е.В. 1
1Северный (Арктический) Федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Напряженная социальная, экономическая обстановка в современной России негативно сказывается на эмоциональном благополучии подрастающего поколения [16]. В современной психологии актуальной становится проблема эмоционального нездоровья и эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста (Л. В. Тарабакина, О. И. Изотова, Е. И. Холмогорова, А. Б. Гаранян, Т. И. Куликова, С. А. Черкасова, К. С. Шалагинова) [17, с. 411], [8; 9; 13; 15; 17]. Это вызывает беспокойство специалистов в связи с социальной нестабильностью в современном обществе, эмоциональными перегрузками, повышенной невротизацией взрослых, нарушениями в сфере детско-родительских отношений, что непосредственно сказывается на детях. Актуальность проблемы также связана с тем, что в детском саду нередко дошкольник оказывается в ситуации эмоционального дискомфорта. Как показали исследования Е. Н. Герасимова, И. В. Фаустова (2018), причинами такого состояния могут быть неудовлетворенность потребности в эмоциональной близости со значимым взрослым (воспитателем), конфликтные взаимоотношения со сверстниками и низкий социометрический статус ребенка в группе, отсутствие успеха в самостоятельной деятельности и другие [15, с. 43-44].

В настоящее время основные подходы к исследованию эмоционального здоровья дошкольников направлены на изучение многих ее характеристик. Наиболее важными из них являются отсутствие тревожности, страхов, превалирование положительного психоэмоционального состояния, что и стало предметом нашего исследования.

Это позволило определить цель исследования – проанализировать некоторые показатели эмоционального здоровья детей старшего дошкольного возраста.

Научная работа была проведена в 2021-2022 гг. на базе двух детских садов г. Архангельска. В эксперименте приняли участие 30 детей (15 девочек и 15 мальчиков) в возрасте 5-6 лет.

Обследование поводилось с согласия родителей, педагогов и самих детей в первой половине дня с соблюдением всех принципов Хельсинкской декларации 2013 г. Все обследованные, с медицинской точки зрения, были практически здоровы, не имели в анамнезе хронических или острых заболеваний ЦНС.

В соответствии с задачами исследования были подобраны основные методики исследованиянекоторых характеристик эмоционального здоровья дошкольников: тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, направленный на изучение тревожности дошкольника [5, с. 278-279]; тест «Страхи в домиках» М. А. Панфиловой, выявляющий наличие страхов у детей [18]; методика «Паровозик» С. В. Велиевой, диагностирующая эмоциональное состояние дошкольников, доминирование положительных эмоций над отрицательными [2].

Для обработки данных использовался пакет статистического анализа «SPSS statistics 22.00» for Windows (лицензионное соглашение № Z125-3301-14, Северный Арктический Федеральный Университет им. М.В. Ломоносова), в частности описательные статистики.

Анализ результатов исследования полученных данных выявил, что у большинства детей (60%) наблюдается средний уровень тревожности (рис. 1).

Рисунок 1 – Количество дошкольников (%) с разным уровнем тревожности («Тест тревожности» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амена)

По мнению Е. В. Барышниковой (2020), дети с оптимальным уровнем тревожности склонны к самоконтролю в стрессовых ситуациях, способны к качественному выполнению определенных заданий, они уверенны, у них наблюдается адекватная самооценка [1].

Согласно нашему исследованию, 37% детей имеют высокий уровень тревожности. Ученые отмечают, что у таких дошкольников отсутствуют навыки самоконтроля, занижена самооценка, часто проявляется агрессивность, раздражительность и эмоциональная неустойчивость. Они постоянно испытывают чувство тревоги даже в благоприятных ситуациях, не представляющих для них опасность. Такие дети на развивающих занятиях ведут себя беспокойно и быстро утомляются. Они чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них [1; 12].

Результаты исследования позволили выявить возможные причины, вызывающие появление низкого и высокого уровня тревожности у старших дошкольников, связанные в основном с изменением социальных условий, установлением межличностных отношений со сверстниками, адаптацией к новым социальным условиям [1].

Усилению в ребенке тревожности могут способствовать такие факторы, как завышенные требования со стороны родителей и воспитателей, так как они вызывают ситуацией хронической успешности. Сталкиваясь с постоянными расхождениями между своими реальными возможностями и тем высоким уровнем достижений, которые ждут от него взрослые, ребенок испытывает беспокойство, которое легко перерастает в тревожность. Еще один фактор, способствующий формированию тревожности – частые упреки со стороны взрослых, вызывающих чувство вины. В этом случае ребенок боится оказаться виноватым перед родителями. Часто причиной тревоги и низкого уровня самооценки у детей является сдержанность родителей в выражении положительных эмоций, при наличии многочисленных предостережений, опасностей и строгости [12, с. 83-84].

Как показали результаты нашего исследования, большинство детей 5-6 лет испытывают страхи (рис. 2).

Рисунок 2 – Количество детей старшего дошкольного возраста (%) с разным уровнем страхов (методика «Страхи в домиках» М. А. Панфиловой)

Так, средний уровень страхов выявлен у 50% респондентов, высокий уровень – у 13% дошкольников.

Исследователи выделяют различные причины, вызывающие страх. Большинство страхов детей дошкольного возраста возникают по причине неосознанного либо сознательного внушения родителями дошкольников в течение процесса воспитания собственных страхов или в процессе навязывания ребенку системы субъективных ценностных ориентаций [14].

В ходе исследования были выявлены преобладающие страхи: смерти (67%); глубины (67%); войны (60%); стихий: наводнений, землетрясений, грозы (60%); уколов (53%); сказочных персонажей: Бармалея, Кощея, Бабы Яги и др. (50%); высоты (50%); страшных снов (43%); страх, когда остаешься один дома (40%); чужих людей (40%). Низкие показатели отмечены у детей, которые боятся воспитателей (6%). Дошкольников со страхами опоздать в детский сад, а также с боязнью родителей выявлено не было (рис. 3).

Рисунок 3 – Количество дошкольников (%) с преобладающим видом страхов

В старшем дошкольном возрасте ведущим становится страх смерти, который наиболее тесно связан со страхами страшных снов, животных, стихии, огня, пожара и войны. Все они символизируют угрозу жизни – либо в результате нападения, либо в результате каких-либо стихийных бедствий [7].

В своих работах А. И. Захаров (1995) подчеркивает, что боязнь ребенка умереть – это возрастное отражение формирующейся концепции жизни. «Ее точкой отсчета является рождение, тайна которого постигается в общих чертах к началу старшего дошкольного возраста, а концом – смерть, осознание неизбежности которой приходит впервые и проявляется соответствующим страхом. Подобная динамика развития мышления является, в свою очередь, откликом на формирование познавательной категории пространства и времени... Появление страха означает постепенное завершение «наивного» периода в жизни детей, когда они верили в существование сказочных персонажей, бессмертие, чудесные явления и многое другое, с чем теперь приходится расставаться» [6, с. 79-80].

Социальные страхи (например, страх чужих людей) весьма показательны с точки зрения развития современного общества. В дошкольном возрасте на первый план выступает необходимость подготовки ребенка к школьному обучению. Родители проявляют по отношению к ребенку сверхтребовательность в занятиях, при этом не оставляя времени на игру. Большое значение имеет родительское внимание, которым обделены многие дети, проводящие большее количество времени с нянями, в образовательных учреждениях для дошкольников. Все эти факторы формируют для ребенка ситуацию стресса, формирую страх не соответствовать требованиям родителей, страх наказания и др. Социально провоцируемые страхи (нападения, войны, терроризма, врачей и др.) часто являются результатом влияния СМИ: просмотра определенных передач, новостных сюжетов, фильмов ужасов и др. В случае, когда родитель позволяет просмотр таких телепередач, у ребенка формируются социальные страхи. Поэтому важно то, как родители опосредуют информацию из окружающей среды, предупреждая или усиливая страхи социокультурного характера. Также имеют значение те события, которые происходят в самой семье и то, как родитель сообщает о них ребенку. Например, смерть близкого человека - тяжелое событие в жизни ребенка, и при неверном подходе к этой ситуации со стороны родителей у ребенка могут возникнуть страхи разного характера [9, с. 190].

Проведенное исследование позволило выделить особенности содержания наиболее актуальных детских страхов старших дошкольников. Так, для старших дошкольников характерно постоянное переживание большого количества страхов (в среднем, 7-8 и более), в числе которых наиболее актуальными и сильными являются страх смерти, боязнь чудовищ и различных персонажей, боязнь каких-либо людей, страх страшных снов. Следует отметить, что содержание страхов детей переживается остро и ярко, что отражается в детализации изображений, описаний и объяснений. Следует обратить внимание, что наиболее интенсивно и часто старшими дошкольниками переживаются страх своей смерти или смерти близких. Данные страхи также являются и наиболее актуальными во временном измерении (переживаются в настоящем, осознаются) [11, с. 84].

Результаты исследования эмоционального состояния детей показали, что у большинства дошкольников (70%) доминирующий уровень психического состояния – позитивный (рис. 4).

Рисунок 4 – Количество детей (%) с разным уровнем эмоционального состояния (методика С. В. Велиевой «Паровозик»)

У таких детей отмечается преобладание положительных эмоций над отрицательными. Для дошкольников с позитивным эмоциональным состоянием характерны активность, оптимизм, бодрость, спокойствие, уравновешенный тип реагирования, оптимальный коэффициент вегетативного тонуса [4, с. 277].

Следует обратить внимание, что 1/3 дошкольников испытывают негативное психическое состояние разной степени. Неблагоприятная семейная обстановка, отсутствие согласованности между родителями, развод, конфликтные отношения между близкими родственниками наносят ребенку психотравмирующее воздействие, негативным образом влияют на его поведение, психическое состояние, нравственное развитие. Это может проявиться в трудностях адаптации к детскому саду, а в дальнейшем – к школе, в сложности установления контактов с окружающими, неуверенности в себе, низкой самооценке, в появлении замкнутости, скованности, негативизме, что отрицательным образом будет влиять на его поведение, на возможность реализовать себя как личность в дальнейшей жизни. По мере взросления эти негативные черты личности будут развиваться, и все больше оказывать на ребенка неблагоприятное воздействие [3, с. 40].

Внутренними причинами являются патологические особенности самой эмоциональной сферы ребенка, препятствующие развитию аффективных механизмов регуляции процесса общения. Ими могут быть ранимость, сверхвозбудимость, инертность психических процессов. Внутренние и внешние факторы могут переплетаться. Конфликтные взаимоотношения препятствуют нормальному общению сверстников [10].

Основным фактором, влияющим на эмоциональное состояние ребенка, являются неблагоприятные детско-родительские отношения, которые являются следствием: стиля воспитания в семье от снисходительного до авторитарного (Л.А. Холева, К. Флейк-Хобсон); непоследовательности в предъявляемых к ребенку требований со стороны родителей (поощрение агрессии вне дома и использование суровых наказаний за проявление агрессии против себя (А. Бандура, Р. Уолтерс); явное отвержение ребенка, проявляющееся в невнимательности, жестокости, избегании контактов (В.В. Столин, А.В. Спиваковская, Л. Берковиц); взаимоотношения между братьями и сестрами (Паттерсон) [7].

Итак, проанализировав некоторые важные показатели эмоционального здоровья, мы можем говорить о том, что у многих дошкольников наблюдается эмоциональное нездоровье. Как показали наши исследования, у большинства диагностируемых детей наблюдается тревожность, присутствуют страхи (смерти; глубины; войны; стихий: наводнений, землетрясений, грозы; уколов; сказочных персонажей: Бармалея, Кощея, Бабы Яги и др.; высоты). У 1/3 дошкольников проявляются негативное психическое состояние разной степени.

Таким образом, полученные результаты исследования свидетельствуют о неблагоприятной картине в виде эмоционального нездоровья детей старшего дошкольного возраста. Такие воспитанники нуждаются в психологической помощи и коррекции их эмоционального состояния.

С целью предупреждения увеличения количества эмоционально неблагополучных детей необходимо дальнейшее исследование причин, вызывающих появление тревожности у детей старшего дошкольного возраста [1].

Для успешного психического (интеллектуального, личностного), нравственного, физического развития ребенок должен расти в атмосфере доброжелательности, взаимопомощи, уважения, доверия близких ему родственников, не только в отношении него, но и в отношении друг друга. Ради благополучия ребенка родители должны проявлять компромиссное поведение, умение договариваться, создавать благоприятные условия для его воспитания [3, с. 39].

Библиографический список

Барышникова Е.В. Исследование тревожности детей старшего дошкольного возраста // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 4; URL: https://mir-nauki.com/PDF/47PSMN420.pdf (дата обращения: 27.11.2021)

Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. СПб.: Речь, 2007.240 с.

Велиева, С. В. Диагностика психических состояний и отношений дошкольников в семье // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2014. № 10. С. 38-59.

Велиева С.В., Ярабаева Н.Ю. Коррекция негативных психических состояний у детей старшего дошкольного возраста средствами нейропсихологических и арт-терапевтических игровых упражнений // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 275-279. 

Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии: учебное пособие. СПб.: Речь, 2002. 694 с.

Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб., 1995.

Иванова Е. С. Об особенностях негативных эмоциональных состояний детей дошкольного возраста // Гаудеамус. 2012. №19; URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-osobennostyah-negativnyh-emotsionalnyh-sostoyaniy-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 09.02.2022).

Изотова Е.И. Эмоциональная сфера ребенка. М.: Академия, 2001. 288 с.

Кочетова Ю.А. Психологический анализ страхов детей старшего дошкольного возраста // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 10-2. С. 186-193.

Куликова Т.И., Черкасова С.А., Шалагинова С.А. Эмоциональное здоровье младшего школьника / Под ред. Т. И. Куликовой. Тула: изд-во «Имидж Принт», 2011. 96 с.

Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М.И. Лисина. - М.: МОДЭК, 2001. – 384 с.

Рюмина И.М., Вишнякова Е.Г. Исследование содержательных особенностей актуальных страхов у старших дошкольников // Научные исследования современности: от разработки к внедрению. Смоленск, 31 мая 2018 года. Смоленск: Общество с ограниченной ответственностью "НОВАЛЕНСО", 2018. С. 81-85.

Свердлова Г.А. К проблеме особенностей проявления тревожности и самооценки детей старшего дошкольного возраста // Категория "социального" в современной педагогике и психологии: материалы 4 Всероссийской науч.-практич. конф. (заочной) с международным участием. Министерство образования и науки Российской Федерации. Тольяттинский государственный университет. – Научно-образовательный центр Перспектива. 2016. С. 82-86.

Тарабакина Л.В. Эмоциональное здоровье как предмет социально-психологического исследования // Теория и практика общественного развития. 2015. № 8. С. 250-252.

Фадеева А.А., Данилова М.В. Психолого-педагогическая профилактика страхов детей дошкольного возраста // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. №6; URL: https://mir-nauki.com/PDF/85PSMN619.pdf (дата обращения: 23.05.2021)

Фаустова И.В., Комлик Л.Ю. К вопросу эмоционального здоровья современных детей дошкольного возраста // Психология образования в поликультурном пространстве. 2019. № 4 (48). С. 39-47.

Черкасова, С. А. Особенности эмоционального здоровья современных дошкольников // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: сборник научных статей / Под общ. ред. Р. В. Ершовой. Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2016. С. 411-414.

Шалагинова К.С. Психологическое сопровождение агрессивных младших школьников: сущность, специфика, опыт разработки и реализациии: моногр. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2009. 139 с.

Шалимова Г.А. Психодиагностика эмоциональной сферы личности: практич. пособ. М.: Аркти, 2006. 230 с.

Просмотров работы: 87