Влияние социально-психологического климата в учебной группе на успеваемость студентов - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Влияние социально-психологического климата в учебной группе на успеваемость студентов

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На современном этапе психологической науки и практики существуют такие понятия, как социально-психологический, психологический, морально-психологический и нравственно-пихологический климат. Наиболее часто употребляемым остается понятие социально-психологический климат (СПК).

Этим термином чаще всего обозначаются устойчивые настроения и суждения, отражающие социальные условия жизнедеятельности коллектива.

Одним из первых попытался раскрыть содержание данного понятия В.М. Шепель, выделив в нем 3 «климатические зоны»:

1. Социальный климат. Определяется тем, насколько в данной группе высока осознанность ее членами общих целей и задач, насколько гарантированным является соблюдение всех конституционных прав личности

2. Моральный климат. Определяется моральными ценностями общепринятыми в данном коллективе

3. Психологический климат. Определяется особенностями неофициальной атмосферы, которая складывается между членами группы, находящимися в непосредственном контакте друг с другом

Психологический климат связан с определенной эмоциональной окраской психологических связей, возникающих на основе их близости, симпатий, интересов и склонностей. Это своего рода качественная сторона отношений между людьми, которая проявляется в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих развитию личности в коллективе.

Таким образом, социально-психологический климат – это общее групповое психологическое состояние, которое характеризуется особенностями социального восприятия и степенью удовлетворенности членов коллектива различными сторонами его жизнедеятельности (учебой, сокурсниками, педагогами, руководством, вузом). На этом уровне социально-психологический климат понимается как устойчивое, достаточно стабильное состояние, которое, однажды сформировавшись, способно долгое время не разрушаться и сохранять свою сущность, несмотря на те трудности, с которыми может 6 сталкиваться коллектив. При этом члены группы чувствуют определенную стабильность, устойчивость своего положения, статуса в системе взаимоотношений. С этой точки зрения, сформировать благоприятный климат в группе довольно трудно, но в то же время его легче поддерживать на определенном сформированном ранее уровне. Следует отметить, что эпизодически члены группы могут осуществлять контроль и коррекцию некоторых свойств уже сложившегося социально-психологического климата.

Социально-психологический климат как интегральное состояние коллектива определяется не по какому-то одному показателю, а по целой системе показателей. Основными из них являются:

1. Удовлетворенность характером и содержанием учебной деятельности.

2. Удовлетворенность студентов взаимоотношениями внутри группы; со старостой группы; с куратором и преподавателями университета.

3. Удовлетворенность стилем руководства и взаимодействия группой со стороны управленческих структур вуза.

4. Удовлетворенность системой морального (и возможно материального) стимулирования.

5. Сплоченность.

6. Ценностно-мотивационное единство и преобладание мотивов учебной деятельности.

7. Характер коммуникативных связей (преобладающие формы обращений в общении).

8. Личная безопасность.

9. Частота возникновения конфликтных ситуаций и их причины.

Социально–психологический климат формируется с помощью ряда субъективных и объективных факторов. К субъективным относятся характеры членов коллектива, их цели, установки, взгляды на жизнь, ориентиры, стереотипы и множество других факторов, с помощью которых люди получают представление о других. Объективные включают в себя технические и санитарно–гигиенические условия работы, такие как шум за окном, сквозняки, духота, чистота аудитории, а также уровень освещения в ней и уровень оснащенности. Хорошо оборудованные места и достаточно комфортные условия помогут создать в коллективе положительный социально– психологический климат [1].

Социально-психологический климат в студенческой группе может быть как благоприятным, так и неблагоприятным. Неблагоприятный климат индивидуально переживается как неудовлетворенность взаимоотношениями с сокурсниками, условиями и содержанием учебной деятельности. Это, естественно, сказывается на настроении студента, его желании посещать занятия, проявлять познавательную активность и инициативность как в учебной, так и вне учебной деятельности. Благоприятный климат в группе улучшает настроение студентов, способствует сотрудничеству, как с сокурсниками, так и преподавателями, а также проявлению творческого потенциала личности.

В психолого-педагогической литературе описываются следующие основные характеристики благоприятного социально-психологического климата в группе:

- преобладание бодрого, жизнерадостного тона взаимоотношений, оптимизма в настроении, одобрения и поддержки в отношениях;

- построение отношений на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности, развивающего характера критики;

- позитивный настрой членов группы на участие в совместных делах, на совместное свободное времяпровождение;

- наличие норм справедливого и уважительного отношения ко всем членам группы (поддержка слабых, помощь новичкам и т.п.);

- высокая оценка таких черт личности, как ответственность, честность, трудолюбие, бескорыстие, тактичность;

- сопереживание (и искреннее участие всех членов группы) успехам (неудачам) отдельных ее членов;

- эмоциональное единение в трудные для группы минуты («один − за всех, и все − за одного»);

- проявление активности в межличностных и межгрупповых отношениях и быстрое реагирование на необходимость сделать полезное для всех дело;

- открытость и стремление сотрудничать с другими группами [2].

Механизм влияния  социально-психологического климата  на успеваемость студентов заключается  в следующем: в среде с здоровым климатом студент чувствует себя уверенно и свободно высказывает свое мнение, зная, что группа его поддержит, принимает участие в дискуссиях, смело задает вопросы; имеет место высокий уровень взаимной ответственности студентов друг перед другом; в группе существует интенсивный обмен учебно-деловой и иной информацией между студентами.  Если же климат не способствует этому, то большинство студентов предпочитают воздерживаться от участия в семинарской дискуссии, опасаясь насмешек и каверзных вопросов со стороны товарищей.

Студенты, положительно оценившие психологический климат своей группы, редко пропускают занятия; те же, кто достаточно часто отсутствует  на учебных занятиях, как правило, оценивают климат своей группы менее  положительно.

Аналогичным образом  обстоят дела и относительно информационного  обмена в группе, - учебной информацией  студенты обмениваются более полно  и всесторонне лишь в тех группах, где климат этому благоприятствует.

Существует связь  и между уровнем благоприятности  социально - психологического климата  и степенью ответственности студента перед группой. Студенты, которые  получают от преподавателя индивидуальное задание по подготовке к семинару, готовятся особенно тщательно и, во что бы то ни стало, будут  присутствовать на занятии преимущественно в тех группах, где благоприятный  климат. Если же с климатом не все ладно, то значительная часть в подобной ситуации может просто не явиться на занятие.

Оказать положительное воздействие на формирование здорового социально-психологического климата в группе может ее куратор. Все преподаватели могут способствовать оздоровлению социально-психологической атмосферы, предлагая группам групповые задачи, предполагающие взаимную ответственность. Созданию благоприятной атмосферы в группе способствуют игровые формы обучения и социально-психологические тренинги.

Работа куратора направлена, в первую очередь, на адаптацию студента к условиям вуза, создание доверительных отношений в группе, на формирование социально одобряемого поведения студента, на профессиональное самосовершенствование. Куратор выполняют диагностическую функцию, когда он знакомится со своей группой. Куратор информирует студентов о вузовских событиях, организует общение с интересными людьми. Куратор часто встречается со своими студентами, и встречи эти превращаются в товарищеские беседы.

Успешное завершение совместного группового учебного мероприятия, в котором приняли участие все студенты, улучшает межличностные отношения. Совместное переживание успеха сближает студентов, стирает социальные и экономические барьеры между ними, снимает конфликты, способствует улучшению внутреннего имиджа группы. Группе необходим общеколлективный интерес, направленный на учебную деятельность, и этот интерес надо систематически «тренировать», всесторонне укрепляя единение группы.

Целесообразно практиковать задания, которые требуют от студентов объединения усилий, разделение обязанностей, что рождает взаимную ответственность. На семинарских занятиях рекомендуются разнообразные формы совместной работы. Введение коллективных форм учебной деятельности (наряду с индивидуальной) заметно увеличивает число деловых отношений в коллективах, при этом значительно расширяет взаимопомощь, доброжелательность.

Таким образом, все учебно-воспитательные мероприятия должны быть направлены на формирование здорового социально-психологического климата студенческой группы, как важный показатель качества социальной среды вуза. И кураторы, и преподаватели и психологи-консультанты могут сделать в этом отношении очень многое [3].

В заключение отметим, что на сегодняшний день, в условиях регулярных нововведений в систему образования, огромное значение имеет состояние внутри определенной студенческой группы, ее социально-психологический климат. Создание благоприятных условий для обучения помогает студентам стать сплоченной группы, изначально заинтересованной в продуктивном обучении.

Социально-психологический климат студенческой группы является мощным стимулом учебной деятельности для каждого студента. Вузовская практика показывает, что значительное число студентов не могут раскрыть свои способности и вполне овладеть учебной программой в составе группы, которая не создает им психологического комфорта. Не участвуя в групповых формах учебной работы, они не овладевают важнейшими социально-психологическими компетенциями, абсолютно необходимыми для современного специалиста с высшим образованием [4].

Список литературы

1. Андреева, К.В. Роль социально-психологического климата в формировании мотивации студентов к обучению // Бюллетень науки и практики. - 2019. - №5. – с. 76-82

2. Харитонова, Т.Г. Социально-психологический климат в студенческой группе: методические рекомендации для кураторов академических групп / Т.Г. Харитонова. - Н.Новгород, ННГАСУ, 2013.− 30 с.

3. Психологический климат студенческой группы [Электронный ресурс]. URL: https://www.freepapers.ru/18/psihologicheskij-klimat-studencheskoj-gruppy/196801.html ( дата обращения: 14.12.2021)

4. Андрианова, О.В. Влияние социально-психологического климата на формирование учебной деятельности студенческих коллективов : Дис. Канд. Психол. Наук : Тверь, 1999. – 153с.

Просмотров работы: 526