Наиболее актуальной проблемой человечества, имеющей глобальный масштаб, является выброс в атмосферу антропогенного CO2 – основного парникового газа. В связи с этим появился общемировой тренд на декарбонизацию – снижение выбросов диоксида углерода. Так как основным источником CO2 является процесс сжигания угля или углеводородных соединений, то есть ископаемого топлива, используемого в промышленности и на транспорте, человечество пришло к выводу о необходимости перехода на более экологичные и возобновляемые источники энергии [1].
Легкость перемещения людей и грузов между разными частями света дорого обходится планете. Транспорт генерирует около 15,9% мировых выбросов парниковых газов, причем самая существенная их часть приходится на автотранспорт (11,9%) [2]. Это приводит к постепенному отказу от привычных нам автомобилей с двигателем внутреннего сгорания в пользу электрического транспорта. Важно не только произвести электрификацию транспорта, также необходимо отойти от основного способа получения электричества путём сжигания топлива к более экологичному – использованию возобновляемых источников энергии, таких как, солнечная энергия, энергия ветра и воды. Например, в Манчестере 62% электроэнергии, питающей трамвайную систему, вырабатывается на ветряных электростанциях с нулевым ущербом для окружающей среды [3].
Еще одним путем решения данной проблемы, особенно в крупных городах, является развитие использования средств индивидуальной мобильности. Средство индивидуальной мобильности (СИМ) – устройство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для передвижения человека посредством использования электродвигателя (электродвигателей) и (или) мускульной энергии человека, за исключением велосипедов и инвалидных колясок [4]. На данный момент в эту категорию входят: роликовые коньки; самокат (электросамокат); скейтборд; гироскутер; сегвей; моноколесо.
По сравнению с автомобильным транспортом СИМ имеет ряд преимуществ. Главное из которых – возможность перемещения от дома до работы (или другой точки назначения) с достаточно высокой средней скоростью (от 15 до 60 км/ч и выше). При этом избегаются транспортные заторы и на расстояниях до 10 км может быть обеспечено минимальное, по сравнению с другими видами транспорта, общее время передвижения [5].
В связи с тем, что этот вид транспорта начал набирать свою популярность недавно, предполагается, что для полной оценки влияния на этот важный аспект устойчивого развития нужно проводить масштабные статистические исследования, социологические опросы. На начальном этапе требуется рассмотреть и просчитать варианты перераспределения потока с личного автотранспорта на средства индивидуальной мобильности на примере крупного города, с учетом уровня продаж СИМ и существующих трендов их использования.
Список литературы
Assessment of decarbonization alternatives for passenger transportation in Rio de Janeiro, Brazil // ScienceDirect. 2022. 21 января. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S1361920921004569 (дата обращения: 24.01.2022).
Мальцева А. Как меняются отрасли, ответственные за выбросы парниковых газов: и кто оказался в авангарде зеленого тренда // Онлайн-газета «Ведомости&». 2021. 3 июня. URL: https://www.vedomosti.ru/partner/articles/2021/06/02/872559-otrasli-parnikovih (дата обращения: 18.12.2021).
Руководство по устойчивой городской мобильности и территориальному планированию. Содействие мобильной активности // The PEP. 2020. 15 октября. URL: https://clck.ru/VtUiC (дата обращения: 18.12.2021).
Средства индивидуальной мобильности и другие изменения в ПДД // zakon.ru. 2020. 21 апреля. URL: https://zakon.ru/blog/2020/4/21/sredstva_individualnoj_mobilnosti_i_drugie_izmeneniya_v_pdd (дата обращения: 20.01.2022).
Шелмаков С.В., Галышев А.Б. Оценка экономического эффекта, обусловленного сокращением времени передвижения при эксплуатации велотранспортной сети г. Москвы // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. 2015. № 2(4). С. 10.